Interested Article - Аль-Хади иля-ль-Хакк Яхья
- 2020-12-16
- 1
Аль-Хади иля-ль-Хакк Яхья ( араб. الهادي الى الحق يحيى , Al-Hadi ila’l-Haqq Yahya ; 859, Медина — † 19.08.911, Саада , Йемен ) — религиозный и политический лидер на Аравийском полуострове во в конце IX — начале X века. Он был первым зейдитским имамом правившим над частью Йемена в 897—911 годах. Основал династию Рассидов , которая правила в Йемене до 1962 года . Правовая школа хадавия, которая исходит от имама аль-Хади является авторитетной для зейдитов . До принятия почётного имени аль-Хади иля-ль-Хакк Яхья в 897 году , его звали Яхья бен аль-Хусейн бен аль-Касим ар-Расси (Яхья сын Хусейна, внук Касима родом из рода Расси).
Происхождение и школа
Яхья бен аль-Хусейн бен аль-Касим ар-Расси родился в Медине , будучи Сеидом , который вел свою родословную от Хасана, сына Али (а по матери внука пророка Мухаммеда ) . Его дед (умер в 860 году ), который безуспешно пытался достичь политического руководства, владел имуществом близко от Мекки , в ар-Расс. Это место происхождения дало название династии ар-Расси , основанной Яхья. был главным организатором теологии и юриспруденции шиитского направления зейдитов , в чём также были последователями от Персии . Будучи зейдитом родом от Зейда ибн Али (умер в 740 году ), второй сын четвёртого имама шиитов Зейн аль-Абидин , Яхья ибн аль-Хусейн ибн аль-Касим ар-Расси разработали теологию на основе учения своего деда, но дал ему более выраженный шиитский уклон. Его позиции были близки к современной школе мутазилитов в Ираке , в которых выражены разумность и рациональность мышления. Что касается имамата — он придерживался принципа Jarudi и осудил первых двух халифов , как узурпаторов.
Появление в Йемене, провозглашение и служба имамом
В 893 году Яхья ибн аль-Хусейн ибн аль-Касим ар-Расси пришёл в Йемен из Хиджаза . Он пытается построить базу зейдитской власти в регионе. Его целью было избавить население от плохих религиозных практик и довести выгоду своей версии ислама. В это время низменность Тихама находилась под властью ( англ. Ziyadid dynasty ) (819—1018), первоначально управляющей от имени аббасидских халифов. Во внутренних регионах Йемена , в Санаа с 847 года доминировала местная династия Яайфу (Banu Yu’fir). Яхья достиг аш-Sharafah, находящийся на некотором расстоянии от Санаа , но затем был вынужден повернуть назад, так как не нашел восторженный прием на который надеялся. В 896 году некоторые племенные вожди из Саада и округа (Khwlan) пригласил Яхья вернуться и примирить раздираемые друг друга кланы в Северном Йемене . В следующем 897 году он в очередной раз приехал из Хиджаза со своим дядей Мухаммедом и с другими родственниками. Он достиг Саада , где и был провозглашен имамом. Новый имам принял почетное имя аль-Хади иля-ль-Хакк Яхья . Источники изображают Яхья необычайно умным, физически сильным и благочестивым. Новый правитель покорил Наджран , создав прочную базу среди племенных групп северного Йемена . Он принял большую осторожность, чтобы собирать налоги в соответствии с религиозными писаниями, в то же время избежать злоупотреблений и произвольного сбора налогов. Управляющий в Санаа (Abu’l-Atahiyah) устал от Яфуридов и пригласил в 899 году аль-Хади иля-ль-Хакк Яхья, чтобы господствовать над городом, тем самым признав его статус имама. Аль-Хади иля-ль-Хакк Яхья прибыл в Санаа в 901 году . Он чеканил монеты и хутбы читались от его имени. Тем не менее, борьба вскоре вспыхнула и Санаа быстро перешла в руки правителя династии Яайфу. Племенные сторонники больного имама были ненадежными, и в конце концов, Аль-Хади иля-ль-Хакк Яхья оставил город в 902 году на произвол судьбы и был перенесён на носилках обратно в Саада . Новая экспедиция против Санаа в следующем году привела к новым поражением, и , сын аль-Хади иля-ль-Хакк Яхья, был схвачен в плен полководцем Яфуридов .
Смерть
По иронии судьбы имам аль-Хади иля-ль-Хакк Яхья в 906 году объединил усилия с правителем Асадом династии Яфуридов, в целях противодействия сторонникам Фатимидов (которые позже правили Египтом ). Новый альянс вскоре оказалось хрупким. Санаа была взята сторонником Фатимидов лидером Али ибн аль-Фадль , который также доминировал над Тихамой и югом. Али ибн аль-Фадль вскоре отказался не только Фатимидов, но и от ислама . В конце концов, в 910 году , Яхья аль-Хади решил установить свою власть над Санаа ещё раз. Он вошел в город без особого оппозиционного сопротивления, но вскоре покинул его, оставив династии Яфуридов . В следующем 911 году имам аль-Хади иля-ль-Хакк Яхья умер в Саада . По некоторым данным, он был отравлен. Его могила находится рядом с мечетью аль-Хади в Саада , которая назван в его честь и является одним из самых старых зданий исламского Йемена . Яхья аль-Хади сменил его сын .
Наследие
Хотя аль-Хади иля-ль-Хакк Яхья не всегда был успешным правителем, он произвел глубокое впечатление на племенные группы в йеменском высокогорье, успешно распространяя зейдитскую идеологию ислама — это фактически подтверждает, что зейдиты серьезно относились к введению Ислама в Йемене. Лично у него была сила, мужество и религиозные знания, которые являются предпосылкой для имамата . Он участвовал в 70 сражениях, и как сообщается, был настолько сильным, что мог уничтожить печать на монете пальцами. Аль-Хади иля-ль-Хакк Яхья видел себя реставратором мусульманских убеждений, как видно из котировок его работ: «Я возродил Книгу Бога после того, как она погибла», или «Я возродил Книгу и Санна , которые были отклонены». Религиозные учения Аль-Хади во многом были строги, придерживаясь юридической школы ханафитов . Он стремился к общине, где имам, как божественно назначенный лидер, обеспечивал духовное благосостояние народа. Например, он полагал, что женщины должны быть завуалированы , и солдат делится добычей в соответствии с Кораном . Он также пытался заставить зимми из Наджрана продать обратно землю, которую они купили в исламский период, но в конце концов изменил это решение. Верующие Аль-Хади в северных горных районах не всегда были довольны строгому кодексу поведения, который имам пытался навязать. Те, кто пригласил его ожидали престижного посредника в их внутриплеменных конфликтах, а не того, кто пытался реализовать строгие исламские заповеди. Поэтому жизненный путь аль-Хэди (и его преемников) был турбулентным, так как он пытался дисциплинировать мятежные и по видимости греховные субъекты .
Примечания
- Yaḥyá ibn al-Ḥusayn Hādī ilá al-Ḥaqq //
- The filiation is Muhammad the Prophet — Fatimah — al-Hasan — al-Hasan — Ibrahim — Isma’il — Ibrahim Tabataba — al-Qasim ar-Rassi — al-Husayn — al-Hadi ila’l-Haqq Yahya
- ↑ Encyclopaedia of Islam , Vol. II. Leiden 1913-36, p. 1126.
- Encyclopaedia of Islam , Vol. XI, Leiden 2002, p. 479, от 23 мая 2013 на Wayback Machine
- R.B. Serjeant & R. Lewcock, San’a'; An Arabian Islamic City . London 1983, p. 55.
- Robert W. Stookey, Yemen; The Politics of the Yemen Arab Republic . Boulder 1978, p. 86.
- H.C. Kay, Yaman; Its Early Medieval History . London 1892, p. 315; Robert W. Stookey 1978, p. 88.
- R.B. Serjeant & R. Lewcock 1983, p. 56.
- H.C. Kay 1892, p. 315.
- Digital Library, . Дата обращения: 23 декабря 2012. 23 декабря 2012 года.
- R.B. Serjeant & R. Lewcock 1983, p. 57.
- Ella Landau-Tasseron, 'Zaydi Imams as Restorers of Religion; Ihya and Tajdid in Zaydi Literature', Journal of Near Eastern Studies 49:3 1990, p. 257.
- Ella Landau-Tasseron, 1990, p. 256
- Robert W. Stookey 1978, p. 90-2.
Литература
- Рассиды // Все монархи мира. Мусульманский Восток. VII—XV вв. — М. : Вече , 2004. — 544 с. : ил. — (Энциклопедии). — 3000 экз. — ISBN 5-9533-0384-X .
- 2020-12-16
- 1