Говард, Джон, 15-й граф Саффолк
- 1 year ago
- 0
- 0
Йога-упанишады (IAST: Yoga Upaniṣad) — группа небольших упанишад Индуизма , поднимающих тему йоги и написанных на санскрите . Двадцать Йога-упанишад перечислены в антологии Муктика . Йога-упанишады, наряду с другими небольшими упанишадами, обычно классифицируются раздельно от тринадцать основных упанишад , считающихся более древними и относящимися к ведическим традициям .
Йога-упанишады покрывают темы теории и практики техник йоги, с различным акцентированием на методологии и медитации, однако с общими идеями .
Точные даты создания каждой из Йога-упанишад остаются неизвестными, а оценки различных учёных разнятся. Согласно Махони, они с большой вероятностью были созданы в период между 100 г. до н. э. и 1100 г. н. э. Гэвин Флад , однако, датирует Йога-упанишады периодом между 100 г. до н. э. и 300 г. н. э. Согласно , некоторые Йога-упанишады были переписаны в XVIII веке для соответствия идеям Хатхи-йоги .
Мирча Элиаде отмечает, что стиль текста, архаичный язык и упоминание некоторых Йога-упанишад в других индийских текстах позволяет предположить, что следующие Йога-упанишады были с большой вероятностью сочинены в тот же период, что и Махабхарата и главные упанишады Санньяса : (которая, вероятно, была сочинена одновременно с Майтраяния-упанишадой ), , Амритабинду , , Теджобинду , Надабинду , , Дхьяна-бинду и . Согласно этому предположению, данные упанишады были сочинены в последние века до н. э. или первые века н. э. Эти упанишады, добавляет Элиаде, скорее всего были сочинены раньше остальных 10—11 Йога-упанишад, таких как Йогакундалини , и .
Йога-упанишады рассматривают различные аспекты йоги , в том числе — позы, дыхательные упражнения, медитацию (дхьяна), звуки (нада), тантру (анатомию кундалини) и другое . Некоторые из рассматриваемых тем не покрываются Бхагавадгитой и Йога-сутрами Патанджали .
Многие тексты описывают йогу как состоящую из отдельных этапов или элементов (анг). Согласно Паулю Дойссену , важнейшими Йога-упанишадами, раскрывающими эти темы, являются , , (относящаяся к ), Надабинду , , Амритабинду , Дхьяна-бинду , Теджобинду , , и . Эти 11 Йога-упанишад с точки зрения Веданты принадлежат к веде шакха (школа). Они содержат рассуждения об этике ( яме и нияме ), асане , пранаяме , пратьяхаре , дхаране , дхьяне и самадхи .
Название | Серийный номер Муктики | Веда | Период создания |
---|---|---|---|
15 | Шукла Яджур-веда | ||
Амритабинду-упанишада | 20 | Кришна Яджур-веда | Последние века до н. э. или первые века н. э. |
21 | Кришна Яджур-веда | 100 до н. э. — 300 н. э. | |
31 | Кришна Яджур-веда | 100 до н. э. — 300 н. э. | |
Теджобинду-упанишада | 37 | Кришна Яджур-веда | 100 до н. э. — 300 н. э. |
Надабинду-упанишада | 38 | Риг-веда | 100 до н. э. — 300 н. э. |
Дхьяна-бинду-упанишада | 39 | Кришна Яджур-веда | 1100 до н. э. — 300 н. э. |
40 | Кришна Яджур-веда | 100 до н. э. — 300 н. э. | |
41 | Кришна Яджур-веда | 100 до н. э. — 300 н. э., либо в районе 150 года н. э, либо XI—XIII века | |
44 | Шукла Яджур-веда | Начало первого тысячелетия н. э. | |
46 | Сама-веда | XIV—XV век н. э. | |
48 | Шукла Яджур-веда | Начало первого тысячелетия н. э. | |
53 | Шукла Яджур-веда | 100 до н. э. — 300 н. э. | |
Шандилья-упанишада | 58 | Атхарва-веда | 100 до н. э. — 300 н. э. |
63 | Кришна Яджур-веда | 100 до н. э. — 300 н. э. | |
77 | Атхарва-веда | Поздняя эпоха | |
Йогакундалини-упанишада | 86 | Кришна Яджур-веда | Сочинена позже Йога-сутры |
90 | Сама-веда | 100 до н. э. — 300 н. э. | |
92 | Атхарва-веда | 100 до н. э. — 300 н. э. | |
98 | Кришна Яджур-веда | Середина второго тысячелетия н. э. |