Interested Article - Богоявление

Поклонение волхвов на картине Мурильо
Джотто . Крещение Господне
Приход волхвов. Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово .
Великая агиасма в Габрове , Болгария

Богоявле́ние ( греч. Θεοφάνια Теофания ), более древнее название — Явление ( греч. Επιφάνια Епифания ); ещё одно название — Просвеще́ние ( греч. Φώτως ) — один из древнейших христианских праздников (наряду с Пасхой и Пятидесятницей ), посвящённый рождению Иисуса Христа и событиям, сопутствовавшим ему, а также крещению Иисуса Христа в реке Иордан . Первые сообщения о праздновании Богоявления восходят ко II веку и упоминаются у Климента Александрийского и гностиков .

В ходе истории смысл праздника претерпел в разных христианских традициях большие изменения (в частности, Рождество Христово стало отдельным праздником), в результате чего в настоящее [ когда? ] время исторические церкви отмечают праздник по-разному.

История

Слово Επιφάνια (эпифания) первоначально использовалось применительно к самому факту явления Христа в мир, то есть Его рождению . Изначально праздник был посвящён воспоминанию трёх евангельских событий: рождества Христа , поклонения волхвов , а также крещения Иисуса в Иордане в начале Его служения. Датой празднования почти повсеместно было 6 января. О празднике Богоявления как о празднике, посвящённом Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым, говорится, например, в проповедях Григория Неокесарийского , Григория Богослова и в древних лекционариях .

Первые упоминания о празднике относятся к рубежу II и III веков . В начале IV века празднование Богоявления приобрело массовый характер на Востоке, а чуть позже и на Западе. В том же веке сначала на Западе, а к концу века и на Востоке праздник Рождества Христова выделился в самостоятельное торжество.

Дата 6 января и смысл, соответствующий смысловому наполнению праздника христианской Церкви IV века, сохраняется в отвергнувшей решения Четвёртого Вселенского (Халкидонского) собора (451) Армянской апостольской церкви , в которой со второй половины VI века по указанию католикоса (548—557) окончательно утвердился обычай праздновать Рождество и Крещение в один день

В IV—V веках в Церкви распространилась практика отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря, а Богоявление 6 января стали праздновать как воспоминание прихода трёх волхвов и Крещения Господня. Тем не менее Иоанн Кассиан Римлянин писал, что в христианском Египте в V веке 6 января в празднике Богоявления продолжали праздновать Рождество Христово и Крещение Господне .

В Средние века в православии праздник именовался также Теофания (греческий эквивалент слова «Богоявление»), а в католицизме Manifestatio (Явление).

Дальнейшая эволюция смысла праздника шла в православии и католицизме разными путями. В православии праздник Богоявления всё более увязывался по смыслу с Крещением, теряя связь с рождественскими событиями. В настоящее время [ когда? ] в православии Богоявление и Крещение — разные названия одного праздника. В связи с этим в православии появилось и новое толкование слова «Богоявление» (отсутствовавшее в древности), как явление Бога во время Крещения в полноте Троицы (Бог-Сын крестился, Бог-Отец говорил с небес, Бог-Святой Дух сходил на Бога-Сына в виде голубя).

В католицизме , напротив, праздник Богоявления всё более и более связывался с евангельскими событиями после Рождества, главным образом, поклонением волхвов . После проведения литургической реформы, начатой Вторым Ватиканским собором , Крещение в ординарном чине римской мессы празднуется в воскресенье после Богоявления, в то время как католики-традиционалисты продолжают его отмечать 13 января (прежняя Октава Богоявления). Было бы неверно утверждать, что этим праздник Крещения в латинском обряде полностью отделился от праздника Богоявления. В рамках литургического года происходит постепенное развёртывание его содержания. Так, например, во второе воскресенье после Богоявления читается Евангелие о браке в Кане Галилейской . Это событие также вспоминается в литургических текстах Богоявления (см. антифоны на Утрене и Вечерне ) .

Современное празднование

Традиции

  • В Болгарии и России на праздник Богоявления или Крещения освящают воду . Иногда освящение проводится прямо на водоёмах в специально пробитых прорубях, которые называют «иордань», в воспоминание крещения Христа в Иордане. Существует также традиция купания в этих прорубях.
  • В католических храмах в праздник Богоявления освящают воду, мел и ладан. В ряде стран существует традиция писать на дверях или косяках церквей и домов латинские буквы CMB, что иногда интерпретируют как первые буквы имён трёх волхвов — Каспара, Мельхиора и Бальтазара; а иногда как первые буквы латинской фразы «Christus mansionem benedicat» («Да благословит Христос этот дом») или «Christus multorum benedicat» («Христос всех благославляет»). В российских католических общинах существует также дополнительная, собственная форма написания кириллическими буквами с титлами , стилизованным крестом и календарным годом .
  • В Испании и многих испаноязычных странах именно в праздник Богоявления, а не в Рождество или в день святого Николая дети получают подарки. Считается, что их разносят волхвы (по-испански «Los Reyes Magos» — короли-маги).
  • Во Франции и в ряде других европейских стран на праздник Богоявления готовится традиционный десерт — « пирог волхвов ». Его рецепты варьируются в зависимости от страны и местности; общим является то, что в запекаемый пирог закладывается сюрприз (боб, фигурка, монетка и так далее). Во Франции тот, кому он достанется, провозглашается «королём» или «королевой» дня; в Испании считается, что счастливчика ждёт богатый и успешный год.
  • В Германии проводится праздник «Трёх королей», один из главных в католической церкви .
  • В Италии является государственным общественным праздником, известным так же как Ла Бефана (La Befana). Ла Бефана берет своё название от «бабы» с чёрной шалью, летающей на метле и приносящей подарки детям. Существует поверие, что Ла Бефана ищет ребёнка Иисуса и поэтому разносит подарки. Многие города и селения организовывают праздники и парады посвящённые празднику Богоявления. Декоративные носки (или гольфы) наполненные конфетами ожидают детей во многих ресторанах, кафе и гостиницах при входе.

См. также

Примечания

  1. Васильев П. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. «Богоявление» // Католическая энциклопедия . — Т. 1. — М. , 2002. — Ст. 649—650.
  3. . Дата обращения: 3 января 2010. Архивировано из 20 января 2009 года.
  4. . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 10 ноября 2013 года.
  5. Дионисий (Шлёнов) , игум. . от 20 января 2009 на Wayback Machine См. § 8. «Совместное празднование Рождества Христова и Крещения в Армянской церкви».
  6. . от 3 февраля 2014 на Wayback Machine
  7. . Дата обращения: 21 апреля 2022. 21 апреля 2022 года.
  8. . Дата обращения: 3 января 2010. 22 мая 2012 года.
  9. Требник. — М. : Издательство францисканцев, 2004. — С. 442. — 710 с.
  10. , с. 212.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Богоявление