Interested Article - Хонъами Коэцу

Каллиграфия. 1600—1637. Бруклинский музей.

Хонъами Коэцу ( яп. 本阿弥 光悦 , 1558, Киото — 27 февраля 1637, Киото) — японский художник , каллиграф и керамист . Принято считать, что его творчество стало основополагающим в создании школы живописи Римпа .

Роберт Хьюз писал, что в Японии Коэцу является таким же знаменитым, как Бенвенуто Челлини на Западе .

Биография

Коэцу родился в семье полировщиков мечей, которые служили высшему эшелону самурайского сословия, к примеру, военачальникам периода Сэнгоку (1467—1603), как Токугава Иэясу и Ода Нобунага . Первоначально он работал вместе с отцом, но с 1604 года оформлял книги со стихами и живописные свитки, которые принесли ему славу .

На протяжении многих поколений члены семьи Коэцу были последователями буддийской школы Нитирэн-сю . Дед Хонъами Коэцу, Хонъами Хонко (Киёнобу) стал преданным последователем монаха нитирэн-сю Ниссина , а также служил у Асикаги Ёсимасы художественным консультантом — добосю . После этого семья Хонъами стала покровительствовать храму, основанному Ниссином , — в Киото.

Отец Коэцу, Хонъами Кодзи (умер в 1605), был мастером-оружейником у влиятельного рода Маэда . Коэцу консультировал семью как относительно мечей, а так же по картинам и другим предметам искусства. Благодаря связям с родом Маэда Коэцу имел возможность встречаться со многими членами художественного сообщества, в том числе с мастером чайной церемонии .

Коэцу также имел близкие отношения с семьей Кандзэ, актеров драматического театра Но , которые жили неподалеку от дома его семьи в северной части Киото. Возможно, Коэцу сам принимал участие в нескольких постановках Но и разработал ряд либретто .

Творчество

Фудзисан. XVII век

Хотя Хонъами учился ремеслу полировщика мечей, он занимался керамикой и художественными лаками ввиду интереса к чайной церемонии. Несколькими десятилетиями ранее чайная церемония подверглась радикальным реформам Сэн-но Рикю .

Учился у великого мастера чайной церемонии и сделал несколько выдающихся работ в керамике раку , в частности, всемирно известную чашу «Фудзисан», которая признана национальным достоянием. Он был одним из лучших каллиграфов своего поколения и вдохновлялся, как и многие другие великие каллиграфы Японии, придворными сочинениями периода Хэйан . Искусству каллиграфии он учился у , который, возможно, научил его стилю знаменитого китайского каллиграфа Ван Сичжи . Коэцу создал множество разных работ, все в плавном курсивном стиле, напоминающим классические традиции. Вместе с и Хонъами Коэцу стал известен как один из Трёх великих кистей эпохи Канъэй (1624—1644).

Каллиграфия на бумаге с лотосом. Токийский Национальный Музей

Несмотря на то, что Коэцу создал много работ в классическом стиле, он также разработал собственный стиль каллиграфии и научил ему многих учеников. Для этого стиля характерна иная трактовка начала и конца текста: они определяются размером иероглифов и толщиной линий, а не расположением на листе.

Еще одной областью, в которой работал Хонъами Коэцу, был дизайн лаковых изделий . Хотя ранние приписываемые ему работы довольно традиционны, к концу XVI века он начал использовать ряд новаторских приемов. Он специализировался на технике с использованием олова, свинца и других металлов, а также золота и перламутра .

В творчестве Хонъами Коэцу совмещается эстетика ваби-саби , для которой характерно находить красоту в простых и естественных вещах и явлениях, с цветовой традиции эпохи Хэйан, что выражается в использовании ярких красок в создании произведений.

Сотрудничество с другими художниками

Каллиграфия на бумаге с оленями. Музей МОА, Атами, Япония.
Коэцу и Сотацу. Антология с журавлями. Национальный музей Киото.

Хонъами поддерживал тесные отношения с художником Таварая Сотацу , который, как предполагается, украшал рисунками многие его каллиграфические работы. Они тесно сотрудничали на протяжении примерно пятнадцати лет после начала XVII века.

Совместная работа Сотацу и Коэцу привела к новой интерпретации поэтических образов предыдущих периодов. Живописные произведения Сотацу, которые становились фоном для каллиграфии Коэцу, представляли зрителю естественную красоту окружающего мира, что сочеталось с яркой динамикой и эмоциональностью каллиграфического стиля Коэцу.

Сообщество художников

В 1615 году Хонъами основал сообщество художников на северо-западе Киото в месте под названием Такагаминэ, которое предоставил ему Токугава Иэясу . В этом месте Хонъами Коэцу развивал свой уникальный стиль живописи, который впоследствии трансформировался в школу Римпа.

Это место также использовалось для молитвенных собраний и медитаций. В конце жизни Коэцу его посетили в этом месте многие важные деятели, в том числе историк Хаяси Радзан . После смерти Коэцу в 1637 году сообщество было расформировано, а земля была возвращена сёгунату внуком Хонъами Коэцу, Хонъами Кохо.

Примечания

  1. Hughes, Robert (200-10-23) The Subtle Magic of Koetsu". Time Asia.
  2. Biography of Hon’ami Koetsu. от 19 июня 2020 на Wayback Machine
  3. Kodansha Encyclopedia of Japan, vol. 3, entry for Hon’ami Koetsu, by Patricia Fister

Список литературы

  • Стенли-Бейкер Дж. Искусство Японии / пер. с англ. А. В. Гусевой. — М.: Слово, 2002.
  • Kodansha Encyclopedia of Japan, vol. 3, entry for Hon’ami Koetsu, by Patricia Fister.
  • Rosenfield, John M. (1999). Extraordinary Persons: Works by Eccentric, Nonconformist Japanese Artists of the Early Modern Era (1580—1868) in the Collection of Kimiko and John Powers. Cambridge, Massachusetts: Harvard Art Museums.
  • Fisher, Felice (2000). The Arts of Hon’ami Koetsu, Japanese Renaissance Master. Philadelphia Museum of Art.
  • . A catalog from The Metropolitan Museum of Art Libraries
  • Tomoko Emura. Rinpa Artists and the Samurai Class // Bulletin of the Detroit Institute of Arts, 2014, No.1/4. Pp.70-85.
Источник —

Same as Хонъами Коэцу