Interested Article - Часослов Марии Бургундской

Лист 14v-15: Богородица в церкви с Марией Бургундской на её мессе

« Часослов Марии Бургундской » ( нем. Stundenbuch der Maria von Burgund ) — часослов, одна из разновидностей богослужебной книги для мирян, завершённый во Фландрии около 1477 года и хранящийся в настоящее время в Австрийской национальной библиотеке . Вероятно, он была заказан Марией Бургундской , правительницей Бургундских Нидерландов и на тот момент самой богатой женщиной Европы. Никаких сведений о её заказе не сохранилось. Книга состоит из 187 листов размером 225 на 150 мм . Часослов состоит из римской Литургии часов , 24 календарных композиций, 20 полностраничных миниатюр и 16 иллюстраций формата четверти страницы . Его изготовление началось около 1470 года, и в него вошли миниатюры нескольких художников, главным из которых был неизвестный, но влиятельный иллюминатор , известный как Мастер Марии Бургундской , который снабдил книгу наиболее тщательно проработанными иллюстрациями и орнаментами. Другие миниатюры, относящиеся к более древней традиции, были выполнены Симоном Мармионом , Виллемом Врелантом и Ливеном ван Латемом . Большая часть каллиграфии приписывается Николасу Спиринку, с которым мастер сотрудничал при создании других работ и который, возможно, также предоставил ряд иллюстраций.

Описание

Миниатюра: Мария в церкви. Фома Кентерберийский в инициалах на листе 14v-15 . На полностраничной миниатюре изображена сидящая у открытого окна с видом на хоры готической церкви женщина. Она сидит в кресле с часословом в руках, на коленях у неё собака, а рядом с ней на оконном карнизе — вуаль, золотое ожерелье с подвеской из драгоценных камней, гвоздики и ваза с ирисами. Под вазой — вышитая золотом подушечка. Предполагается, что женщина на миниатюре — Мария Бургундская, принцесса умершая вскоре после смерти своего отца, Карла Смелого . Однако на ней не траурная одежда, а платье из золотисто-коричневого бархата и остроконечная шляпа с вуалью .

Она очень бережно держит свой молитвенник: одна рука скрыта под переплётом, выполненном в виде футляра, а палец другой осторожно указывает на страницу, на которой книга открыта. На открытой странице хорошо видна буква «О», поэтому можно предположить, что она читает молитву «Obsecro te».

В церкви позади находится группа, которая возможно была задумана как иллюстрация к молитве. Перед алтарём с золотой задней стенкой сидит Дева Мария с Младенцем в голубом одеянии. По углам ковра, на котором стоит кресло, сидят четыре ангела со свечами. Слева перед Богородицей на коленях стоит дама с тремя спутницами. Это может быть и Мария Бургундская, только здесь она одета в золотую парчу. Справа расположился молодой человек, размахивающий горелкой с благовониями. Этот юноша может быть мужем Марии Максимилианом Австрийским. Однако его герб и инициалы отсутствуют. Миниатюра не содержит текста.

На соседней странице начинается молитва «Семь радостей Марии», приписываемая святому Томасу Бекету . Она начинается с образного инициала «L» рубрики, на котором изображён святой, стоящий на коленях у стола для чтения перед видением Девы Марии с младенцем. Таким образом, тема инициала — «Obsecro te», как это подробно изображено на миниатюре, только вместо святого там изображена дама. В отличие от обычного расположения, основная сцена отодвинута на задний план, что привлекает внимание зрителя к читающей даме. Таким образом, совмещаются два уровня: на первом плане — реальный портрет дамы с элементами натюрморта , на втором — благочестивое видение на тему молитвы.

Исполнение

Лист 33. Евангелист Марк

Часослов Марии — это, по крайней мере, частично, чёрный часослов . На первых тридцати четырёх страницах текст написан золотом и серебром на чёрных полях, окруженных цветными обрамлениями, нанесёнными на белый фон пергамента. Можно предположить, что после смерти её отца должна была быть создана траурная книга, предвестником которой в семье был Чёрный часослов Карла Смелого .

Однако Часослов Марии Бургундской не был продолжен, как это, видимо, предполагалось. В связи со скорым приближением её свадьбы это казалось нецелесообразным, поскольку через несколько месяцев она вышла замуж за габсбургского эрцгерцога Максимилиана Австрийского . Начиная с листа 35 и далее текст и орнаменты изображены на белом фоне . На это указывают предметы на подоконнике рядом с ней на миниатюре "Дева в церкви". Традиционно жемчуг символизирует чистоту, прозрачная вуаль - добродетель, а красные гвоздики часто использовались как символы любви. О том, что книга была заказана для Марии, свидетельствуют окончания женского рода в некоторых молитвах и повторяющиеся по всей книге пары золотых гербовых щитов, указывающие на то, что она была подготовлена к предстоящему браку. Историк искусства Антуан де Шрайвер утверждает, что смена цели и необходимость завершить работу к дате свадьбы в августе 1477 года объясняют, почему к работе было привлечено так много разных художников .

Атрибуция

Часослов является крупным произведением Мастера Марии Бургундской, работавшему во Фландрии в 1469-1483 годах, который оформил этот и, возможно, другой Часослов — «Берлинский Часослов Марии Бургундской и императора Максимилиана» . Анонимного художника попеременно идентифицируют как Филиппа Мазероллеса, Александра Бенинга, Николаса ван дер Госа (брата более известного Хуго ван дер Госа ) и Класа или Николаса Шпиренков, который работал в основном как писец. В факсимильном издании 1969 года Антуан ван Шрив успешно отстаивал авторство Николаса Спиринча, считая ответственными за создание Часослова Марии Бургундской двух художников, которых он идентифицировал как Класа Спиринча и Ливена ван Латема . Оба они пользовались большим уважением Карла Смелого, для которого они совместно создали « Малый часослов герцога Беррийского ».

Тот, кто изобразил читающую даму в «Часослове Марии», был искусным мастером, внёсшим новые идеи в книжную иллюминацию. Именно он придумал тему «вид из окна», которая добавила новое ощущение пространства в единое целое миниатюры. Поверхность пергамента становится окном, из которого открывается панорама вдаль, а рамка служит обрамлением. Эта живописная попытка оптической иллюзии уводит от двухмерного мира готики в будущее, где художников все больше волновали проблемы света, перспективы и оптически точного отображения объекта в пространстве.

Провенанс

Матиас, император Священной Римской империи , приобрёл книгу около 1580 года. Она исчезла после его смерти в 1619 году. Предполагается, что она была приобретена Австрийской национальной библиотекой в Вене около 1721-27 гг. В 1809 г. библиотека была разграблена наполеоновскими войсками, а книга вывезена в Париж. Она была возвращена в Вену в 1815 г., после поражения Наполеона в битве при Ватерлоо. Она хранится в Австрийской национальной библиотеке под названием Codex Vindobonensis 1857 .

Примечания

  1. van Buren, Anne. "The Master of Mary of Burgundy and His Colleagues: The State of Research and Questions of Method". — Zeitschrift für Kunstgeschichte, 1975. — С. 293, 294, 305.
  2. Kren, Thomas & McKendrick, Scot. Illuminating the Renaissance: The Triumph of Flemish Manuscript Painting in Europe. — Los Angeles: Getty Publications, 2003. — С. 125,126,137. — ISBN 978-1-903973-28-8 .
  3. Taylor, Jane. Women and the Book: Assessing the Visual Evidence. — Toronto, 1997. — С. 266. — ISBN 978-0-8020-8069-1 .
  4. Müller, Monika. The Use of Models in Medieval Book Painting. — Cambridge, 2014. — С. 169. — ISBN 978-1-4438-5532-7 .
  5. Дата обращения: 19 июля 2023. 2 июня 2020 года.
  6. Inglis, Erik. The Hours of Mary of Burgundy: Codex Vindobonensis 1857, Vienna, Osterreichische Nationalbibliothek. — London, 1995.
Источник —

Same as Часослов Марии Бургундской