Interested Article - Di nixi
- 2021-08-27
- 1
Di nixi ( Nixae ) были богами рождения в римской религии . Они изображались стоящими на коленях или сидящими на корточках (обычные в античности позы при родах). Грамматик II века н. э. Фест считал их имя причастием от глагола nitor («упираюсь, напрягаюсь») . Варрон (I век до н. э.) отмечал, что готовящиеся родить женщины называются enixae , так как Никсы покровительствуют ритуалам, сопровождающим роды . У Овидия «двойничные Никсы» упоминаются вместе с богиней рождения Луциной .
Перед Капитолийским храмом (со стороны, посвящённой Минерве ) стояла скульптурная группа, изображавшая трёх стоящих на коленях Никсов. Вероятно, она была привезена в Рим консулом Манием Глабрионом среди трофеев, взятых у Антиоха Великого после победы при Фермопилах в 191 г. до н. э. По другой версии, статуя была вывезена из Коринфа в 146 г. до н. э.
В античной иконографии коленопреклонённая поза роженицы встречается также при изображении Лето , дающей жизнь Аполлону и Артемиде , и Авги , рождающей Телефа (сына Геракла ). Соран Эфесский не одобрял эту позу для родов, считая её «болезненной и смущающей». Однако он советовал её роженицам, страдающим ожирением или же лордозом (из-за которого матка могла отклониться от оси родового канала).
Места и ритуалы
Никсы охраняли вход в жизнь, поэтому они могли ассоциироваться с идеей возрождения или спасения. Такие идеи были распространены в мистериальных религиях, чьи обряды инициации порой включали коленопреклонённую позу . Роды в античности представляли риск для жизни, что также играло роль в почитании Никсов.
На алтаре Никсов ( ad Nixas ), стоявшем в Таренте на Марсовом поле , ежегодно приносился в жертву . Возможно, алтарь находился под землей, подобно расположенным поблизости алтарям Диспатера и Прозерпины . Тарент дал название проводившимся здесь Тарентинским играм . Сохранилась надпись , посвящённая проведению этих игр Августом в 17 г. до н. э., в которой упоминается ночное жертвоприношение в честь Илифий , греческих божеств, аналогичных Никсам. В этой надписи дважды встречается фраза nuptae genibus nixae , что можно перевести как «женщины, рожающие на коленях» или «опирающиеся на колени».
Во время Тарентинских игр (позднее названных Секулярными) римские матроны возносили молитвы к богам и устраивали ритуальные угощения. Это был необычно открытый праздник: в нём участвовали женщины и дети. Это соответствовало большому вниманию, которое Август уделял институту семьи, считая, что семья — залог выживания римского государства .
Роберт Палмер считал, что место, где раньше находился алтарь Никсов (современная Пьяцца Навона ), сохраняла культовое значение и в христианскую эпоху:
Тень Никсов витает над Сант-Агостино . Я часами сидел лицом к внутреннему порталу этой церкви, всегда запечатанному, чтобы вместить сотни даров, приносимых статуе Мадонны дель Парто («Богоматери родов»). И в свете свечей я видел, как множество римлянок трогало части этого христианского кумира в определённом порядке. Кто скажет, не такая ли Богоматерь находилась в церкви святого Трифона, и не восходит ли её род к Матери-Земле или к Исиде с ребёнком Гарпократом ?
См. также
Примечания
- , p. 279: Nixi Dii appellabantur, quos putabant praesidere parientium nixibus .
- Ноний Марцелл . , p. 80: enixae dicuntur feminae nitendi, hoc est conandi et dolendi, labore perfunctae: a Nixis quae religionum genera parientibus praesunt .
- Овидий. Метаморфозы . IX, 294.
- Обе версии .
- , p. 358. (фр.)
- .
- , p. 58.
- , p. 57.
- 2021-08-27
- 1