Автореферат диссертации
- 1 year ago
- 0
- 0
Мария-София-Ольга-Зинаида (Киприановна) Годебская ( польск. Maria Zofia Olga Zenajda Godebska ), более известная как Мися Серт ( фр. Misia Sert , 30 марта 1872 , Царское село — 15 октября 1950 , Париж ) — французская пианистка польского происхождения, хозяйка литературного и музыкального салона, модель известных художников, мемуаристка .
Родилась в Царском Селе , где её отец, будучи профессором императорской Академии художеств , участвовал в проекте реставрации императорского дворца . Дочь польского скульптора Киприана Годебского (1835—1909), внучка писателя ( ) и правнучка поэта Циприана Годебского . Мать — София Серве, русско-бельгийского происхождения, дочь бельгийского виолончелиста и композитора , памятник которому, работы К. Годебского, установлен в бельгийском городе Халле .
Мать умерла при родах Марии. В детстве Мися (уменьшительная форма от имени Мария) до 10 лет жила в Брюсселе, где воспитывалась своей бельгийской бабушкой, близкой к королевскому двору. Среди друзей семьи был Ференц Лист .
В 1882 году её отдали на воспитание в Париж, в монастырь Святого Сердца Иисусова .
В 1890 году она уехала в Лондон, где давала уроки фортепиано, но вскоре вернулась в Париж. Здесь её исполнением заинтересовался Габриэль Форе . Композитор стал её наставником, направлял к ней учеников. Первый сольный концерт Миси стал заметным парижским событием.
В 1893 году она вышла замуж за своего кузена Фаддея Адамовича Натансона, сына банкира из Варшавы, польско-русского происхождения, основателя и главного редактора художественного журнала La Revue blanche .
В 1905 году стала женой магната, основателя газеты . Жила вместе с мужем в квартире на ул. Риволи, с видом на дворец Тюильри. Развелась с Альфредом Эдвардсом в 1909 году.
В 1914 году вышла замуж в третий раз за каталонского художника Хосе Мария Серта (1874—1945), наследника большого состояния. Жила в Париже и в Венеции, на протяжении многих лет была хозяйкой известного парижского салона .
Серт и её подруга Коко Шанель были последними, кто посетил Сергея Дягилева накануне его смерти 19 августа 1929 года. Они же оплатили похороны на острове Сан-Микеле , так как ни у покойного, ни у бывшего при нём Сергея Лифаря не было при себе денег.
В 1928 году Хосе Серт развёлся с женой и женился на своей ученице, Русудан Захарьевне Мдивани (1905—1938). Она была дочерью полковника Захария Мдивани и Елизаветы Викторовны Соболевской . Её братья Алексей , Сергей и Давид , называя себя «князьями», были более известны как Marrying Mdivanis — группа брачных аферистов, женившихся на богатых наследницах. В течение многих лет Мися Серт, Хосе Серт и Русудан Мдивани жили втроём (Русудан умерла от туберкулёза в 1938 году, Хосе Серт — в 1945-м).
Мися Серт пережила немецкую оккупацию в Париже. Умерла в октябре 1950 года.
Имя Мися Серт было на слуху в Париже 1900—1920-х годов, она была известна как подруга и покровительница художников, поэтов, композиторов, как щедрая меценатка, связанная тесной дружбой с Сергеем Дягилевым.
Известны десятки портретов Миси, написанных О. Ренуаром , А. Тулуз-Лотреком , П. Боннаром , Э. Вюйаром , Ф. Валлотоном и другими художниками. Среди друзей Миcи были Пабло Пикассо , Жан Кокто и Серж Лифарь . Жан Ренуар , знакомый с ней ещё с тех пор когда она позировала его отцу, писал о её артистических знакомствах и связях :
Она испытала настоящую нищету, ей приходилось ночевать на скамьях в городских парках, была богата так, что не знала размеров cвoero состояния, выходила несколько раз замуж, дружила со всеми талантливыми представителями литературы и искусства, и это в годы, когда Париж не ведал счёта талантам. Её друзьями были Боннар и Дебюсси, Малларме и Ренуар. Она была замужем за Шарко, близка с Бертло, вдохновляла Дягилева, который говорил, что без Миссии не было бы русского балета в Париже. При том что её прошлоrо хватило бы на десять полноценных жизней, она сохраняла девичий облик.
Морис Равель , которого Мися познакомила с Дягилевым, заказавшим композитору балет « Дафнис и Хлоя », посвятил ей пьесы «Лебедь» и « ». В 2008 году музыковед Давид Ламаз обнаружил в нескольких сочинениях Равеля зашифрованное имя Миси Годебской. Мисе Эдвардс — Серт посвятили свои сочинения И. Стравинский и Ф. Пуленк , так характеризовавшей Мисю «…приятельница Дягилева мадам Мися Серт, портреты которой писали Лотрек, Боннар, Ренуар, она была другом Малларме, другом всех на свете и Эгерией Дягилева…».
Поэты С. Малларме и П. Верлен посвящали ей стихи. Стала прообразом героини романа Ж. Кокто «Самозванец Тома» и двух персонажей романа М. Пруста « В поисках утраченного времени » (княгини Юрбелетьевой и мадам Вердюрен ). Журналисты назвали Мисю «королевой Парижа», а Поль Моран — «пожирательницей влюбленных в неё гениев». Её близкими подругами были писательница Колетт и Коко Шанель, для которой Мися была неисчерпаемым источником вдохновения и подражания.
В 1920 году в гостиной Миси Морис Равель представлял первый вариант «Вальса» Дягилеву, Стравинскому и Пуленку . Дягилеву вещь не понравилась, Стравинский промолчал. По свидетельству Пуленка (1963), Равель забрал партитуру, покинул комнату и больше никогда не сотрудничал ни с Дягилевым, ни со Стравинским.