Interested Article - Санный Мыс (комплекс памятников)

Внешние изображения
Санный Мыс

Комплекс памятников Санный Мыс — комплекс памятников эпохи палеолита , неолита , эпохи бронзы и средневековья . Находится в Хоринском районе Республики Бурятия . Является объектом культурного наследия России федерального значения .

Включает в себя:

Географические положение

Расположен в районе села Санномыск , в 15 км на восток от села Удинск или в 35 км ниже села Хоринска , в среднем течении реки Уда , на её правом берегу, на высоком мысу, у юго-восточного подножия горной гряды Тапхар Хоринский (Санномысcкий Тапхар или просто гора Санный Мыс) в средне-удинской впадине . Отделен от пойменной террасы реки узкой площадкой, которая обрывается 9—10-метровым уступом .

Абсолютная высота мыса над уровнем реки — 17 м . Площадь — 19,74 га .

История исследований

В 1885 году Дмитрием Павловичем Давыдовым был открыт крупный могильник у подножия скалистой горы Санный Мыс. В углу одной из плиточных могил размером 5 ¼ × 4 аршин и ориентированной по оси с запада на восток находился оленный камень с односторонним изображением на южной стороне .

В 1958 году во время разведки Бурятской археологической экспедиции в районе реки Уды Алексеем Павловичем Окладниковым было найдено поселение, которое содержало разные по времени слои , кроме того им была раскопана большая группа плиточных и фигурных могил, часть которых была разрушена и обваливалась в реку .

Внешние изображения
Раскопки

В 1968 году раскопки проводил Забайкальский отряд Археологической экспедиции Института истории, филологии и философии СО АН СССР под руководством А. П. Окладникова . Общая площадь раскопок составила 398 м 2 , отложения вскрыты на глубину 8 м . После раскопок жилище было музеефицировано на месте, камни в обкладе были закреплены цементным раствором , также был укреплен примыкающий к жилищу скальный обвал и установлен охранный знак . У древнего жилища А. П. Окладниковым был устроен этнографический праздник, участие в котором принимали жители близлежащих сёл . В этом же году Иваном Васильевичем Асеевым была обнаружена группа погребений разновременного могильника . Всего было раскопано 16 погребений .

В 1980 году краеведом Алексеем Васильевичем Тиваненко вблизи предполагаемого оленного камня открытого в 1885 году был найден жертвенный очаг квадратной формы размером 0,7 × 1,0 м. Он представлял собой выложенный вертикально поставленными каменными плитами ящик, одна сторона была разрушена. Дно ящика также было выстлано плоскими каменными плитами. Внутри лежал обломок трубчатой кости в окружении многочисленных древесных угольков . Также был открыт ещё один могильник эпохи позднего средневековья .

В 1983—1984 годах поселение посетила археологическая экспедиция Читинского государственного педагогического института , руководил экспедицией Михаил Васильевич Константинов . Экспедицией был составлен детальный план жилища, каждый камень в обкладке получил свой номер (обломки крупных камней получили дополнительные буквенные обозначения ), сделаны профили, проведена нивелировка. На план были нанесены очаги, хозяйственная яма, артефакты , фаунистические остатки .

В 1996 году в Бурятии проводился Международный конгресс «100 лет гуннской археологии», на котором участникам демонстрировалось жилище на Санном Мысе, для этого вновь был поставлен раскоп рядом с памятником .

В 1999 году в рамках полевой экскурсии по археологическим объектам Удинской лесостепи, организованной для участников Международного симпозиума « Геохимия ландшафтов , палеоэкология человека и этногенез », проводилась демонстрация жилища, но без каких-либо дополнительных работ на поселении .

В 2006 году экспедиция Музея Бурятского научного центра СО РАН под руководством Людмилы Валентиновны Лбовой проводила новые раскопки , разрез был поставлен от площадки гранитного дайка до подошвы террассы с жилищем, которое формировало нижнюю часть разреза , кроме того были обнаружены новые погребения .

В 2009 году памятник был обследован археологическим отрядом Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН под руководством Василия Ивановича Ташака .

Многослойное поселение

Проводившиеся здесь в 1968 году раскопки показали, что поселение имеет несколько горизонтов, то есть является многослойным; в общей сложности, по версии А. П. Окладникова, удалось выявить семь слоёв: 1-й — неолитический (бронзовый век), 2-й — мезолитический , 3—7-й — палеолитические . Самый древний из них датируется в пределах 20—25 тыс. лет назад , но он продолжает обсуждаться . В 2006 году Л. В. Лбовой была предложена корректировка к этой схеме, с разбивкой на 10 культурных горизонтов: 1-й слой, в котором было осуществлено погребение определяется железным веком , 2—3-й слои относятся к бронзовому веку, 4—6-й слои отнесены к неолитическому времени, 7—10-й слои отнесены к самому концу плейстоценовой эпохи — началу голоцена .

Является одним из самых известных памятников Забайкалья , а также памятником природы и археологии . Это первая находка подобных сооружений в исследованных районах этого края . Поселение стало одним из опорных на территории Забайкалья. История Забайкалья начиналась с санномыского этапа верхнего палеолита. Многослойность и наличие выразительного жилища придают особую значимость поселению . Санномыское жилище остается единственным частично музеефицированным объектом подобного рода на территории Сибири .

Могильник

Могильные погребения встречаются отдельными группами, расположенными по обе стороны сопки Тахар. Здесь располагается самая значительная по размерам фигурная могила — 24 м в длину, она имеет форму растянутой шкуры животного. Также была обнаружена группа плиточных могил, внешние конструкции которых представлены в форме каменного ящика. На данном могильнике находятся самые восточные из известных керексур . Могильные комплексы относят к эпохи бронзы (культуры плиточных, фигурных могил и курганов-керексуров) и эпохи средневековья (могилы-курганы кочевников от хунну до ранних монголов) .

Петроглифы

Были найдены в средней части скалы, которая вплотную расположена к жилищу и как бы нависает над ним. Во времена эпохи бронзы и раннего железа, скальные плоскости с основной массой рисунков образовывали подножие утеса. До недавнего времени скала являлась святыней бурятского населения — найдены остатки обо и жертвенные приношения .

Петроглифы выполнены красной охрой и относятся к «селенгинской » группе. Представляют собой фигурки птиц, людей, группы пятен. Наибольшую интересность представляет изображение шамана на вершине утеса .

Охранный статус

Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года № 624 включен в список памятников культуры государственного значения .

Согласно Постановлению Совета Министров Бурятской АССР № 378 от 2 декабря 1981 года Поселение Санный мыс признано памятником природы .

В едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры РФ № 114400-р от 10 октября 2017 года комплекс памятников Санный Мыс зарегистрировано как объект культурного наследия федерального значения ««Комплекс памятников», с присвоением ему регистрационного номера 031741053910006 .

В едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры РФ № 114452-р от 10 октября 2017 года поселение (стоянка) Санный Мыс зарегистрировано как объект культурного наследия федерального значения «Стоянка», входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс памятников», с присвоением ему регистрационного номера 031641053910026 .

В едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры РФ № 114453-р от 10 октября 2017 года могильник Санный Мыс зарегистрировано как объект культурного наследия федерального значения «Плиточный могильник», эпоха бронзы, входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс памятников», с присвоением ему регистрационного номера 031641053910016 .

Происхождение названия

Бытует легенда, что мыс получил свое название Санный или Сонный по историческому событию, произошедшему в 1891 году, когда цесаревич Николай , который путешествовал по Сибири, заночевал на этом мысе. Охраняли его казаки Сибирского войска — и за то, что сон его никто не потревожил, мыс и был назван Сонным (Санным). По этой же легенде деревня, расположенная рядом с этим мысом, была переименована в Санномыск . До этого, она, якобы, носила название Горячкино. По исследованиям материалов Государственного архива Республики Бурятии города Улан-Удэ ни в одном документе, начиная со второй половины XVI века, не упоминается такое название села. Но по Клировой ведомости Кульской Спасской церкви есть упоминание деревни Санномыск в 1864 году. Таким образом, можно предположить, что, скорее всего, мыс получил своё название от деревни, возле которой он располагался .

Комментарии

  1. местное бурятское название горы , что в переводе «тобхор» — «возвышенное место» .
  2. Под жилищем понимается искусственная каменная кладка, образующая его основание или, точнее, внешнюю обкладку — обрамление .
  3. В середине XX века оленный камень был смыт паводковыми водами реки Уды (устное сообщение Е. А. Хамзиной )
  4. Общее обозначение камней, окружавших жилище .
  5. По специфике изображений, техническим приёмам нанесения рисунков, датировке исследователи выделяют в Забайкалье «селенгинские», «кяхтинские», «таёжные (лесные)» и «средневековые» группы писаниц. Самой распространенной из них является «селенгинская». Термин «селенгинские» петроглифы ввели А. П. Окладников и В. Д. Запорожская относительно памятников древнего наскального искусства Бурятии эпохи бронзы — раннего железа, подчеркивая, что «писаницы этой группы строго и четко локализованы в пространстве, в основном – бассейном реки Селенги » .

Примечания

  1. . — Информация об ООПТ на сайте информационно-аналитической системы «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»): . Дата обращения: 13 августа 2023.
  2. , с. 422.
  3. , с. 337.
  4. , с. 49.
  5. , с. 370—371.
  6. , с. 80.
  7. , с. 139.
  8. . Дата обращения: 7 ноября 2023. 15 января 2021 года.
  9. , с. 102.
  10. , с. 103.
  11. , с. 284—285.
  12. , с. 337.
  13. , с. 424.
  14. .
  15. , с. 28.
  16. , с. 27.
  17. , с. 123.
  18. , с. 78.
  19. , с. 31.
  20. , с. 129.
  21. , с. 124.
  22. , с. 19.
  23. , с. 52—53.
  24. , с. 82.
  25. , с. 113.
  26. , с. 317.
  27. , с. 424—425.
  28. , с. 22.
  29. , с. 93.
  30. , с. 427.
  31. , с. 128.
  32. , с. 21—22.
  33. .
  34. , с. 22.
  35. . Совет Министров РСФСР (4 декабря 1974). Дата обращения: 11 августа 2023. 11 августа 2023 года.
  36. . Министерство культуры Российской Федерации (10 октября 2017). Дата обращения: 9 января 2023.
  37. . Министерство культуры Российской Федерации (10 октября 2017). Дата обращения: 11 августа 2023. 11 августа 2023 года.
  38. . Министерство культуры Российской Федерации (10 октября 2017). Дата обращения: 31 августа 2023. 8 сентября 2023 года.
  39. , с. 127.
  40. . Муниципальное образование сельское поселение Кульское .

Литература

Книги
  • Окладников А. П. , Запорожская В. Д . Петроглифы Забайкалья. Часть 1. — Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1969. — 217 с.
  • Окладников А. П . История и культура Бурятии. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1976. — 460 с.
  • Ковычев Е. В . Монгольские погребения из Восточного Забайкалья // Новое в археологии Забайкалья / Отв. ред. Коновалов П. Б . — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1981. — С. 73—79. — 82 с.
  • / Науч. ред. Рыбаков Б. А . — Москва: Наука, 1984. — Т. I. Палеолит СССР. — 394 с.
  • Асеев И. В. , Кириллов И. И. , Ковычев Е. В . Кочевники Забайкалья в эпоху средневековья (по материалам погребений). — Новосибирск: Наука, 1984. — 203 с.
  • Тиваненко А. В . Древние святилища Восточной Сибири в эпоху камня и бронзы. — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989. — 202 с. — ISBN 5-02-029155-2 .
  • Тиваненко А. В . Древнее наскальное искусство Бурятии: Новые памятники. — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990. — 208 с. — ISBN 5-02-029370-9 .
  • Васильев С. Г., Базарова Л. Д. , Константинов А. В. , Константинов М. В . Палеолитическое жилище на Санном Мысе: характер и возраст // Культуры и памятники эпохи камня и раннего металла Забайкалья : сборник / ответственные редакторы Константинов М. В. , Лбова Л. В . — Новосибирск: Наука, 1993. — С. 142 . — ISBN 5-02-030241-4 .
  • Тиваненко А. В . Оленные камни Забайкалья // Культура и памятники бронзового и раннего железного веков Бурятии и Монголии : Сборник статей / Отв. ред. Коновалов П. Б . — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — С. 102—111. — 130 с. — ISBN 5-7623-1133-3 .
  • Нехорошев П. Е . . — Санкт-Петербург: Европейский дом, 1999. — 175 с. — ISBN 5-80-15-0027-8 .
  • Константинов А. В . Древние жилища Забайкалья: палеолит, мезолит. — Новосибирск: Наука, 2001. — 224 с. — ISBN 5-02-029684-8 .
  • Константинов А. В. , Константинов М. В . Санный Мыс // / Гл. ред. Гениатулин Р. Ф . — Новосибирск: Наука, 2006. — Т. III. История. Археология. — 541 с. — ISBN 5-02-031688-1 .
  • Васильев С. А. , Бозински Г. , Бредли Б. А. , Вишняцкий Л. Б. , Гиря Е. Ю. , Грибченко Ю. Н. , Желтова М. Н. , Тихонов А. Н . . — Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2007. — 264 с. — ISBN 5-85803-336-3 .
  • Лбова Л. В. , Жамбалтарова Е. Д. , Конев В. П. Погребальные комплексы неолита — раннего бронзового века Забайкалья (формирование архетипов первобытной культуры). — Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2008. — 248 с. — ISBN 978-5-7803-0172-1 .
  • Памятники археологии / Науч. ред. Коновалов П. Б . — Улан-Удэ: НоваПринт, 2011. — Т. II. Свод объектов культурного наследия Республики Бурятия. — 392 с. — ISBN 978-5-91121-051-9 .
  • Мещеряков С. А. , Иметхенов А. Б. , Иметхенов О. А . . — Улан-Удэ: Издательство «ПАО Республиканская типография», 2018. — 184 с. — ISBN 978-5-91407-163-6 .
Статьи
  • Аксёнов М. П . Стоянка Черемушник: к вопросу о месте бадайской культуры в каменном веке Приангарья // Сибирский археологический сборник. Древняя Сибирь : вестник. — Новосибирск: Наука, 1966. — Вып. 2 . — С. 23—37 .
  • Лбова Л. В. , Коломиец В. Л. , Савинова В. В. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология : вестник. — Новосибирск: ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», 2007. — Т. 6 , вып. 3 . — С. 80—93 . — ISSN .
  • Разгильдеева И. И . // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология : журнал. — Чита: ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», 2012. — № 2 (30) . — С. 21—30 . — ISSN .
  • Симухин А. И . // UNIVERSUM HUMANITARIUM : журнал. — Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2018. — № 1 . — С. 137—154 . — ISSN .
  • Константинов М. В . // Известия Лаборатории древних технологий : журнал. — Иркутск: ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет», 2018. — Т. 14 , № 4 . — С. 277—287 . — ISSN .
  • Дамбуев И. А . // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки : журнал. — Архангельск: ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова», 2018. — № 4 . — С. 44—53 . — ISSN .
  • Симухин А. И . // Известия Лаборатории древних технологий : журнал. — Иркутск: ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет», 2021. — Т. 17 , № 3 . — С. 46—59 . — ISSN .
Источник —

Same as Санный Мыс (комплекс памятников)