Ангельская иерархия
в
ангелологии
—
упорядоченное
представление гармонического единства мира
ангелов
. Ангельская иерархия в иудаизме, христианстве и исламе имеет сходства, но и существенные отличия.
Содержание
Иудаистические ангельские иерархии
Благодаря тесным контактам еврейского народа в древности с
Вавилонией
и её системой «верхних» и «нижних» духов, приток новых элементов в еврейскую ангелологию можно проследить со времён так называемого
вавилонского пленения
. Это подтверждается раввинской традицией: «Имена ангелов были принесены евреями из Вавилона» (
Иерусалимский Талмуд
, Рош ха-Шана I, 2; Берешит рабба, 48).
Свои иерархии постбиблейские еврейские богословы строили уже на обширных сведениях, изложенных в
Танахе
,
Талмуде
, обширной апокрифической и раввинистической литературе, а также традиционной иудейской литургии. Ангельские существа классифицировались в различные иерархии:
Маймонид
в «
Мишне Тора
» или «Яд ха-Хазака: Йесодех ха-Тора» (раздел «Основы Торы» II, 7) насчитывает десять ангельских чинов, начиная с наивысшего
:
Авраам бен Исаак из Гранады
(XIV век) в своём труде «
» («Завет покоя»; ок. 1391—1409), высоко оценённом каббалистом
Ицхаком Лурией
, приводит свою классификацию, опять же отличную от ранее разработанных, с другим порядком:
В «Массехет Ацилут» десять чинов ангельских даны в нижеследующем порядке. А возглавляющие эти чины ангельские князья — это ангелы созданные первыми, и над ними поставлен
Метатрон
—
Енох
, преобразованный из плоти и крови в пылающий огонь
.
Ещё более сложной системой является схема, приведённая в «Соде Раза» (цит. в «Ялкут Реувени» к
Быт.
) и описывающая семь небес с их ангельскими начальниками. Ангелы в этой иерархии распределены по двенадцати разрядам вместо десяти
.
Христианские ангельские иерархии
Частные схемы
Во времена первых веков христианства и вплоть до позднего Средневековья христианские теологи разработали целый ряд схем ангельских иерархий, выделяя при этом несколько уровней, или ангельских хоров
. Все эти схемы в той или иной степени основаны на текстах Ветхого и Нового Завета, в частности такие ангельские чины, как «начальства», «власти», «силы», «господства» и архангелы, неизвестные из традиции иудаизма, основаны на текстах новозаветных посланий апостолов: Послание к Римлянам, Послание к Колоссянам, Послание к Ефесянам, Первое послание Петра, Первое послание к Фессалоникийцам, Послание Иуды (
Рим.
,
Кол.
,
Еф.
,
и
1Петр.
,
1Фес.
и
Иуд.
).
Некоторые схемы опирались друг на друга, зачастую расширяя количество ангельских рангов или уменьшая их, другие предлагали совершенно отличные классификации, в том числе с обратным порядком ранжирования. Зачастую многие авторы (например,
Афанасий Великий
,
Григорий Богослов
) ограничивались простым перечислением ангельских чинов, не пытаясь их каким-либо образом систематизировать. Часть из этих иерархических построений представлена ниже:
Трижды подробно перечисляются ангельские чины, но порядки и число их различны, от 9 до 11 чинов, при этом в одном из вариантов приводится их попарная группировка:
Первый вариант
(Апостольские постановления, VII 35. 3)
умные силы или умы (разумения) (
ср.-греч.
νοερὰς δυνάμεις, ἢ νόας
)
Святитель Григорий упоминает именно девять чинов, причём семь идентичны позднейшей системе Псевдо-Дионисия; что же касается имён херувимов и серафимов, то в списке святителя Григория вместо них стоят «светлости» и «восхождения»; он, очевидно, предпочёл греческие термины еврейским. Григорий, перечислив категории ангелов, также не пытался выстроить их в какую-либо схему, однако такую схему он, видимо, предполагал, и в соответствии с ней одни ангелы получают свет непосредственно от Первой Причины, другие — «иным образом».
Афанасий Великий
в «Первом Послании к Серапиону, епископу тмиусскому», 20:13 (IV век)
:
Амфилохий Иконийский
в «Слово I „На Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа“», IV (IV век)
не приводит конкретного списка (последовательности), однако упоминает следующие ангельские чины:
В трактате «О небесной иерархии» (труд также известен, как «Ареопагитики») впервые даётся наиболее разработанная с теологической точки зрения иерархия, её позднее с незначительными изменениями использовали как основу все последующие авторы. Иерархия Псевдо-Дионисия иллюстрирует пример «возрастания последовательности», с тем, чтобы показать иерархическую важность того или иного ангельского чина.
Псевдо-Дионисий приводит два варианта иерархии, отличающихся порядком следования ангельских чинов. Несоответствие ангельских порядков поясняется позднее богословами в Схолиях к «Ареопагитикам» (PG. 4. Col. 64).
Первый вариант
(«О небесной иерархии», 5; «О небесной иерархии», 6, § 2; «О небесной иерархии», 11, § 2)
Первая степень в обратном порядке: 1. престолы (
ср.-греч.
θρόνοι
), 2. серафимы (
ср.-греч.
σεραφείμ
), 3. херувимы (
ср.-греч.
χερουβείμ
)
Второй вариант
(«О небесной иерархии», 7, § 1; «О небесной иерархии», 8 § 1; «О небесной иерархии», 9, § 1) считается наиболее влиятельным и общепринятым
Хильдегарда Бингенская
в «Познай пути света, то есть Господа» (Sci vias lucis) I, 6 (1141—1151/1152 годы)
От Псевдо-Дионисия Хильдегарда восприняла девятичинную небесную иерархию, а также идею, что церковная иерархия является отражением высшей небесной иерархии. Однако произведение Хильдегарды представляет альтернативное разделение ангельских хоров на два, пять и снова два, и эти её девять хоров могут являться небесными аналогами составляющих человеческой природы. Ангелы и архангелы означает тело и душу, херувимы и серафимы символизируют знания и любовь к Богу, и пять средних хоров представляют собой пять чувств. Прочие аллегорические детали относятся к воплощению и добродетельной жизни
.
второй круг: господства (
итал.
Dominazioni
), силы (
итал.
Virtudi
), власти (
итал.
Podestadi
)
третий круг: начала (
итал.
Principati
), архангелы (
итал.
Arcangeli
), ангелы (
итал.
Angeli
)
В конце концов методом сравнительного анализа Ветхого и Нового Заветов, в том числе этимологического и семантического разбора, христианские богословы (при наличии известных вариаций между отдельными авторами) приняли ареопагитскую ангельскую иерархию в следующем (нисходящем) порядке:
В трудах
Бонавентуры
(XIII век) вышеуказанные ангельские степени называются, соответственно: «эпифания», «гиперфания» и «ипофания»
. При этом чины (хора) второй и третьей степени его иерархического списка объединяются также и попарно.
Наличие этих пар чинов богослов выводит из их этимологической близости и очевидного для него сходства в описании их функций. Он также разъясняет, как положение, высказанное в
1Петр.
, применяется к этим парам:
В
ивр.
שׂרף
(
сара́ф
) —
ед.ч.
«пылающий», «огненный»
, с окончанием «
им
» слово
שׂרפים
читается как
сарафи́м
и указывает на мн. ч.
Это различие соблюдается в
лат.
seraph[us] — seraphi[m]
,
англ.
Seraph — Seraphim
и т. п. При заимствовании в русском языке форму мн.ч.
seraphim
восприняли как ед.ч., и уже от неё образовали множественное:
серафим — серафимы
.
Иногда этимологию углубляют до предполагаемого первоисточника древнееврейского слова — у египтян "seref" означало «грифон» — именно эта словоформа использована в
Чис.
и
Ис.
для обозначения змееподобной молнии. Собственно
серафимы
упоминаются только в библейской Книге пророка Исайи (
Ис.
), где по тексту они явились взору человека шестикрылыми, двумя крыльями покрывали лица, двумя нижнюю часть тела (ноги), двумя летали, вознося хвалу святости Бога. В ангельской иерархии назначение серафимов также состоит в том, чтобы воплощать святые цели Бога на земле. В библейском словоупотреблении серафимы — чин ангелов, которые поклоняются Богу и служат нуждам людей
. Согласно Дионисию, их имя показывают быстрое, непрестанное, неослабное и постоянное стремление к Божественному, имеют способность возводить низших в горние
.
В
апокрифической
Книге Еноха
называется Серафиэль. У него голова орла, но он излучает настолько яркий свет, что никто, даже другие ангелы не могут рассмотреть его
.
Как и в слове «серафим», окончание «
-им
» указывает на мн. ч. (
ивр.
כרובים
, читается
керуфи́м
)
; это различие соблюдается в
лат.
cherub[us] — cherubi[m]
,
англ.
Cherub — Cherubim
или
Cherubs
. При заимствовании в русском языке форму мн.ч.
cherubim
восприняли как ед.ч., и уже от неё образовали множественное:
херувим — херувимы
.
Этимологических гипотез несколько, но решающих аргументов в пользу какой-либо одной нет. В
Талмуде
ивр.
כרוב
произведено от
арам.
כרביא — «подобный ребёнку»
. В последней четверти XIX века Фридрих Делич связал эту морфему с
kirubu = shedu
— ассирийским именем крылатого быка. Ряд ассириологов (Фейхтванг, Телони, Бадж) в 1885 году возразили против этой гипотезы. Позже Делич дал другой вариант этимологии — «karubu» (великий, могущественный). В 1897 году Карпе, а затем Хаупт предположили, что כרוב может быть вавилонским, и тогда оно означает не мощный, а благоприятный
.
В библейском представлении херувимы вместе с
серафимами
наиболее близки Всевышнему. Согласно Дионисию, их имя означает знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие, преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость
.
Престолы (
ср.-греч.
θρόνοι
) — на них Господь восседает как на троне или престоле
. Согласно Дионисию, их имя означает, что они совершенно чужды всякой низкой земной привязанности, они, постоянно возвышаясь над всем дольним, стремятся в горние, принимают внушение от Бога во всяком бесстрастии и невещественности, они носят Бога, и раболепно выполняют Его повеления
.
Вторая степень
Господства
(
ср.-греч.
κυριότητες
,
лат.
dominationes
) — их имя означает совершенно свободное от всякой низкой привязанности к земному возвышение к горнему, их господство в этом, которое стоит выше всякого унизительного рабства, постоянно стремящееся к истинному Господству, и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное Ему подобие как самих себя, так и всё им подчиненное
.
Силы
(
ср.-греч.
δυνάμεις
,
лат.
virtutes
) — их имя означает могущественное и непреоборимое мужество, отражающееся во всех их действиях, для того, чтобы удалять от себя всё то, что могло бы уменьшить и ослабить Божественные озарения, им даруемые, они неуклонно взирают на высочайшую и всеукрепляющую Силу, и, сколько возможно, по своим силам становятся Её образом, к низшим силам богоподобно нисходящие для сообщения им могущества
.
Власти
(
ср.-греч.
ἐξουσίαι
,
лат.
potestates
) — их имя означает устройство духовного владычества, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти
.
Третья степень
Начала
(архонты) (
ср.-греч.
ἀρχαί
,
лат.
principates
) — их имя означает Богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, всецело обращаться к Богу и других, как свойственно Начальству, к Нему руководствовать, отпечатлевать в себе, сколько возможно, образ Начала, способность выражать премирное начальство Бога в благоустроении начальствующих Сил
.
Архангелы
(начальники ангелов) (
ср.-греч.
ἀρχάγγελοι
) — их имя означает чин, определенный для научения ангелов и людей. Они обращаются через Начальства к премирному Началу, сообразуются с Ним, сколько возможно, и хранят между ангелами единение сообразно своему водительству. Они приемлют Божественные озарения чрез первые Силы и передают их ангелам, а через ангелов сообщают людям по мере того, сколько кто способен к Божественным озарениям
.
Ангелы
(
ср.-греч.
ἀγγελοι
) — их имя означает чин, который окончательно заканчивает все небесных чины, они последние между небесными существами имеют ангельское свойство, они наиболее близки к людям
; Семь Ангелов с золотыми чашами, наполненными гневом Бога (
Откр.
); Ангел бездны Аваддон с цепью и ключом от бездны (
Откр.
,
,
Откр.
); Семь Ангелов с трубами (
Откр.
).
Исламские ангельские иерархии
В исламе нет стандартизированной иерархической организации ангелов, так как эта тема не затрагивается непосредственно в Коране. Тем не менее, исламским богословам ясно, что существует множество порядков, существующих между ангелами, определяющих предназначение и конкретные задачи, поставленные пред ними Богом. Некоторые исламские богословы предполагают, что ангелы могут быть сгруппированы по меньшей мере в четырнадцать категорий или даже более. В исламе выделяют следующие группы ангельских существ, сгруппированных по функциональному назначению:
карубин
(
араб.
كروبين
) — ангелы, окружающие Трон «те, кто рядом»(
аз-Зумар
)
хафаза
(
араб.
حفظ
— «хранители, защитники, сохраняющие до суда») — стражи, ангелы-хранители (
аль-Ан‘ам
):
муаккибат
(
араб.
معقبات
— «те, кто следит друг за другом») — ангелы, которые всюду следуют за человеком и защищают его по воле Всевышнего или же отступают, когда Аллах посылает ему испытания по Своей мудрости (
ар-Ра‘д
).
Кирамен Катибин
(
араб.
كراماً كاتبين
— «почтенные писцы») или
Атид
(
араб.
عتيد
— «готовый») и
Ракиб
(
араб.
رقيب
— «надсмотрщик») — ангелы-приёмщики, писцы, находящиеся по правое и левое плечо от человека и записывающие каждое его деяние и слово. На основании этих фактических материалов Аллах будет выносить человеку тот или иной приговор в Судный день (
Каф
;
аль-Инфитар
;
аз-Зухруф
.
мудаббират
(
араб.
مُدَبِّرَات
— «те, кто разбираются с делами») — ангелы, исполняющие повеления Аллаха и следящие за соблюдением Вселенских законов и за постоянством миропорядка (
ан-Нази‘ат
).
сфера
Юпитера
, форма — небесные юноши (
гулямы
) или человекоголовые птицы
, ангел —
Самкхаил
;
сфера
Сатурна
, форма —
люди
, ангел —
Руфаил
(или
Бармаил
).
малаикат аль-архам
(
араб.
ملائكة الأرحام
— «ангелы утробы» от мн. ч.
أرحام
— «утроба», «чрево») — ангелы, наблюдающие за утробами матерей и записывающие ещё в утробе пол ребёнка, его удел, срок, судьбу. Как в случае с Ракибом и Атидом, Архам — не имя, а описание ангелов.
малаикат аль-маут
(
араб.
ملائكة الموت
— букв. «вестники смерти») — ангелы-помощники
Азраила
, приходящие в мир в час, когда Азраил лишает жизни живых существ. Извлекают души из тел умерших
:
назиат
(
араб.
نازعات
— «вырывающие») или
малаикат аль-азаб
(
ملائكة العذاب
— «ангелы наказания, обречённости») — ангелы, ответственные за сбор душ неверующих в момент их смерти. Жестоки и грубы, с силой вырывают души неверующих из тел (
аль-Анфаль
;
ан-Нази‘ат
);
нашитат
(
араб.
نَاشِطَات
— «извлекающие») или
малаикат аль-рахмат
(
ملائكة الرحمة
— «ангелы сострадания») — ангелы, отвечающие на покаянные молитвы и забирающие души верующих во время прихода смерти. При заборе душ аккуратно извлекают души верующих из тел (
ан-Нази‘ат
;
аль-Мурсалят
).
хазанат-уль-джанна
(
араб.
خازنات ال جنة
) — стражи рая.
джундалла
(
араб.
جند الله
— «солдаты Аллаха») — ангелы-воины, которые даются Аллахом в помощь человеческим войскам, как Благословение и Довольство Аллаха этими людьми (
Аль ‘Имран
;
аль-Анфаль
;
ат-Тавба
;
Аль-Ахзаб
)
.
саффат
(
араб.
صَافَّات
— «стоящие в ряд») — ангелы, выстраивающиеся в ряды для исправного служения Всевышнему (
ас-Саффат
).
сайяхун
(sayyāḥūn — «странники, путешественники») — ангелы, странствующие по дорогам в поисках групп молящихся и кающихся людей, поминающих Аллаха (
зикр
)
, и исполняющие их просьбы каждую ночь в
месяц Рамадан
.
ангелы, оценивающие поступки умерших, известны под именами
Мункар и Накир
(
араб.
نكير
) и (
араб.
منكر
), внешний вид их описывается, как «вызывающий ужас», а задача их — подробно допросить покойных ещё в их могилах, дабы выделить неверных и правоверных, совершивших большие проступки при жизни. Тем не менее, исламские предания называют ещё два имени ангелов этой категории
Мубашшир
(
араб.
مبشر
) и
Башир
(
араб.
بشير
), которые опрашивают только не грешивших правоверных
, или приходят в могилу после допроса, осуществлённого Мункаром и Накиром, чтобы поздравить ответивших успешно
.
Ряд богословов, например
, сообщают, что ангелов всё же двое и к грешникам они приходят в виде Мункара и Накира, дабы мучить их, а к праведникам в виде Мубашшира и Башира для благословения.
аль-укуль аль-ашара
(
араб.
العشرة العقول
букв. «десять разумов») — согласно суфийским представлениям (см. «Гийяс аль-Лугат» (XIX век) и ему подобные трактаты), десять ангелов, которые были созданы Господом в следующем порядке: во-первых, Аллах создал первого ангела, который затем создал первое небо и второго ангела, этот второй ангел затем создал второе небо и третьего ангела, и так далее, пока не были созданы девять небес и десять ангелов. Затем десятый ангел, по приказу Бога, создал весь мир.
Ангельская иерархия в оккультизме
Английский
оккультист
Френсис Баррет
в книге «Маг, или Полная система оккультной философии», Глава XIX, стр. 112 (1801 год), испытавшей сильное влияние «
Оккультной философии
»
Агриппы
, и «Гептамерона»
Пьетро д'Абано
и являющейся по сути компиляцией более ранних оккультных и мистических трудов, увеличил количество ангельских чинов до двенадцати, добавив три позиции из классификации христианских ликов святости:
Maʼamar ha-yiḥud leha-Rambam: (Abhandlung über die Einheit) / Aus dem Arab. des Moses B. Maimonides hebraeisch. v. Isaak B. Natan. Zum ersten Mal herausgegeben, nebst … Erlaeuterungen … von M. Steinschneider. Nebst einem Sendschreiben an d. Herausgeber von S.L. Rapoport. — Berlin: L. Weyl 1846. — S. 10. — 40, xiv S.
Jellinek A.
, Beiträge zur Geschichte der Kabbala. Heft 1—2. — Leipzig: C.L. Fritzsche, 1852. — Heft. 1. — S. 61, note. — (2), iv, (2), 80 S.
Bacher W.
, Bibelexegese Moses Maimuni’s. — Strassburg i. E. : K.J. Trübner, 1897. — S. 69. — xv, 176 S.
↑
/ Translated and introduced by Steven Chase; preface by Ewert H. Cousins. — New York: Paulist Press, 2002. — P. 264. — xxiii, 375 p. — (Classics of Western Spirituality). —
ISBN 978-0-8091-3948-4
.
Thomas Aquinas.
/ Edited and translated with an introduction and notes by Ralph McInerny. — London; New York: Penguin Books, 1998. — P.
. — xxxviii, 841 p. — (Penguin classics). —
ISBN 978-0-14-043632-7
.
Hildegard of Bingen.
Scivias / Translated by Columba Hart and Jane Bishop; introduced by Barbara J. Newman; preface by Caroline Walker Bynum. — New York: Paulist Press, 1990. — P. 30. — x, 545 p. — (Classics of Western Spirituality). —
ISBN 0-8091-3130-7
,
ISBN 978-0-8091-3130-3
.
Petri Lombardi, Archbishop of Paris.
// S.Bonaventurae Bagnoregis. De angelicorum ordinum distinctione. — Ad Claras Aquas, 1885. —
Т. 2
. —
С. 237—243
.
(недоступная ссылка)
(недоступная ссылка)
↑
// Энциклопедия Кольера.
24 августа 2022 года.
(неопр.)
Дата обращения: 24 марта 2022.
24 марта 2022 года.
↑
(неопр.)
Дата обращения: 23 марта 2022.
17 сентября 2012 года.
Davidson., Gustav.
(англ.)
. — 1967. — P.
267].
(неопр.)
Дата обращения: 24 марта 2022.
24 марта 2022 года.
↑
Murata S.
,
.
от 2 декабря 2018 на
Wayback Machine
// Islamic Spirituality: Foundations. Vol. III. / Edit.
Seyyed Hossein Nasr
. — New York, NY: The Crossroads Publishing Co., 1987. — P. 328. — 450 p. — (World spirituality : an encyclopedic history of the religious quest, Vol. 19). —
ISBN 0-8245-0767-3
↑
Seyyed Hossein Nasr
.
// The Islamic Intellectual Tradition in Persia / Ed. by Mehdi Amin Razavi. — London—New York: Routledge, 2013. — P. 17. — 392 p. —
ISBN 978-0-700-70314-2
.
Ибн Касир
. Тафсир ал-Кур’ан ал-‘Азим. Т. 1—4. — Каир, б. г. — Т. 2. — С. 141
Малаика // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. —
М.
: Наука, 1991. — С. 154. — 315 с. —
ISBN 5-02-016941-2
Munir Ahmad Mughal.
Code for Believers. — Lahore: Islamic Book Foundation, 1987. — P. 22. — 184 p. — (IBF publication, № 92). —
ISBN 96-942-4092-1
.
Muhammad Diyab al-Atlidi.
The Martyrdom of Sald-ibn-Jubair
//
/ Transl. from the arabic and annot. by Mrs. Godfrey Clerk. — London: Henry S. King & Company, 1873. — P. 185. — XVIII, 296 p.
Indian Christian spirituality / Edit. by D. S. Amalorpavadass. — Bangalore, India: National Biblical Catechetical and Liturgical Centre, 1982. — P. 191. — 384 p.
Gardet L.
L'Islam, Religion et Communauté. — Paris: Desclée De Brouwer, 1970. — P. 86. — 496 p. — (Foi vivante, 127).
Hughes T. P.
, A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 655. — 762 p. —
ISBN 81-206-0672-8
Архистратиг Михаил и непобедимое воинство небесное. Акафист. Молитвы. Чудеса. М.: Даръ, 2009.
Архистратиг Михаил и непобедимое воинство небесное. Издательство «Духовное преображение», 2006.
Бенчев И. Иконы Ангелов. Образы небесных посланников. М.: Интербук-бизнес, 2007
Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898
Бриллиантов А. И, Иоанн Скот Эригена и его отношение к богословию восточному и западному. СПб., 1898.
Бриллиантов А. И, К вопросу о философии Эригены. Ответ г. проф. В. С. Серебреникову. СПб., 1899.
Воскресенский Александр, протоиерей. Слово в день Собора Архангела Гавриила // Журнал Московской Патриархии. 1977. № 3. С. 29-30.
Глушаков Алексий, протоиерей. «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим» // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 11. С. 43-44.
Зернов М., священник. Победа света над тьмой (к церковному празднику в честь ангелов) // Журнал Московской Патриархии. 1944. № 11. С. 32-33
Книга ангелов: Антология христианской ангелологии. СПб.: Амфора, 2005.
Матвеевский П., священник. Мнения святых отцов и учителей Церкви о природе духов // Странник. 1864. № 11.
Мир ангелов и демонов и его влияние на мир людей. Православное учение о добрых и злых духах. М.: Даръ, Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
Небесный Архистратиг. Чудеса и явления Архангела Михаила. М.: Русскій Хронографъ, 2010.
Невидимый мир Ангелов. (Чудесные явления Ангелов людям, участие Ангелов-Хранителей в жизни человека, явления и чудотворения святых Архангелов). Сост. А. В. Фомин. М.: Новая Мысль, 2010.
Озерецкий П. Воззрения древнерусского народа на ангелов и злых духов // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 1. № 16.
Палладий, епископ Ижевский и Удмуртский. «Святый Ангеле Божий, моли Бога о мне» // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 11. С. 42-43.
Парвов А., священник. О благодетельном отношении святых ангелов к роду человеческому // Странник. 1863. № 11.
Переспелов И. Поучение в храмовый праздник — в честь св. Архистратига Божия Михаила // Пензенские епархиальные ведомости. 1869. № * Поляков Сергий, священник. Собор Честных Небесных Сил бесплотных // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 11/12. С. 54.
Потелещенко Николай, протоиерей. Слово в день Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных // Журнал Московской Патриархии. 1981. № 11. С. 42-44.
Праздник в честь архистратига Михаила и народные представления, соединяемые с именем архистратига // Руководство для сельских пастырей. 1899. Т. 3. № 46.