Interested Article - Гертнер, Фридрих фон

Фридрих фон Гертнер ( нем. Friedrich von Gärtner , 10 декабря 1791 , Кобленц 21 апреля 1847 , Мюнхен ) — архитектор немецкого неоклассицизма . Придворный архитектор баварского короля Людвига I . Наряду с Лео фон Кленце считается представителем баварского эллинизма , а также стиля неоренессанс первой половины XIX века.

Биография

Фридрих фон Гертнер родился 10 декабря 1791 года в Кобленце в семье архитектора Иоганна Андреаса Гертнера (1744—1828) и его жены Барбары Сакс (1765—1818). Его отец участвовал в строительстве дворца Курфюрста в Кобленце. В 1809 году Гертнер Младший поступил в Мюнхенскую академию художеств . Затем был в Карлсруэ . В 1812 году переехал в Париж и учился там до 1814 года у Шарля Персье и Пьера Фонтена , архитекторов французского ампира . Затем жил несколько лет в Риме , Неаполе и на Сицилии .

В 1819 году Гертнер опубликовал свои наблюдения в аннотированном сборнике литографий «Виды наиболее сохранившихся памятников Сицилии» (Ansichten der am meisten erhaltenen Monumente Siziliens). В том же году Гертнер принял приглашение занять должность профессора архитектуры в Академии художеств в Мюнхене. Помимо преподавания, он был директором фарфоровой мануфактуры в Нимфенбурге и мастерской по росписи стекла.

В 1827 году баварский король Людвиг I поручил архитектору спроектировать новое здание Баварской государственной библиотеки (Bayerische Staatsbibliothek, 1832—1842). В фасадах здания Фридрих фон Гертнер воспроизвёл характерные черты Палаццо Питти во Флоренции (1458—1464) с венецианскими окнами , рустовкой и машикулями , чем положил начало стилю немецкого неоренессанса . Вначале этот стиль в Германии и Австрии называли: Rundbogenstil — «круглоарочным», по характерным арочным окнам и аркадам фасадов, и отождествляли с неороманским стилем .

С того времени Гертнер стал пользоваться особым доверием короля, который поручил ему планирование северного продолжения Людвигштрассе в Мюнхене со зданием Университета, также в неоренессансном стиле. По рекомендации Петера фон Корнелиуса в 1829 году Гертнер получил заказ на строительство Людвигскирхе (церкви Св. Людовика) в Мюнхене. Назначенный старшим строителем и генеральным инспектором памятников архитектуры и изобразительных искусств Баварии (Oberbaurat und Generalinspektor der architektonischen und plastischen Kunstdenkmäler Bayerns), Фридрих фон Гертнер взял на себя управление рядом общественных зданий. В 1840 году он отправился в Афины в сопровождении инженеров и художников, чтобы завершить строительство и внутреннее оформление Королевского дворца , возведённого по его проекту в 1836—1843 годах для короля Греции Оттона I (сына короля Людвига I) и его жены, королевы Амалии Ольденбургской .

По возвращении из Афин Гертнер, среди прочего, работал по восстановлению собора в Бамберге . В 1842 году он стал директором Мюнхенской академии художеств . Среди его учеников был, в частности, Август Бромейс и Фридрих Бюрклайн .

В 1842 году по распоряжению Людвига I Фридрих фон Гертнер начал строительство мемориала « Зал Освобождения » (Befreiungshalle). Огромное сооружение посвящено памяти павших героев в освободительных антинаполеоновских войнах 1813—1814 годов. Высится над водами Дуная на вершине горы Михельсберг (Michelsberg) недалеко от города Кельхайм в Баварии. За основу композиции был взят древнеримский Пантеон . Сооружение представляет собой цилиндр высотой около 60 м, перекрытый куполом и имеет четыре яруса. На трёхступенчатом стереобате установлены 18 каменных канделябров. Огромные статуи, расположенные на контрфорсах первого яруса работы скульптора И. Гальбига , олицетворяют собой восемнадцать племён, которые являются прародителями германской нации. Статуи как бы охраняют храм и защищают Германию. Третий ярус представляет собой галерею, которую образует круговая колоннада.

Архитектор Гертнер умер, не дождавшись окончания строительства. Здание было завершено Лео фон Кленце с некоторыми изменениями проекта, усиливавшими классицистические черты . Торжественное открытие «Зала Освобождения» состоялось 18 октября 1863 года. Оно было приурочено к пятидесятой годовщине « Битвы народов » под Лейпцигом.

В 1841—1844 годах по проекту Гертнера на Одеонсплац в Мюнхене, в начале улицы Людвигштрассе был возведён павильон Фельдхернхалле ( нем. Feldherrnhalle — «Зал баварских полководцев») в виде лоджии , повторяющей архитектуру Лоджии деи Ланци во Флоренции .

В 1843—1850 годах севернее по Людвигштрассе по проекту Гертнера возвели трёхпролётную Триумфальную арку , высотой 21 м, воспроизводящую композицию знаменитой древнеримской Триумфальной арки императора Константина в Риме. Её название: Ворота Победы ( нем. Siegestor München ) . Венчающая арку мраморная квадрига , запряжённая четырьмя львами (лев — символ Баварии) была создана скульптором Иоганном фон Вагнером .

Таким образом, в то время как Лео фон Кленце в 1816—1830 годах формировал ансамбль «Новых Афин на Изаре» ( нем. Neues Athen auf Izar ) в районе Кёнигсплац в западной части города, Фридрих фон Гертнер создавал «антикизированную ось» города в направлении север-юг .

В 1840 году король Людвиг I приказал Гертнеру расширить то, что было известно как Старое южное кладбище в Мюнхене . Гертнер планировал его архитектурное оформление в виде Кампо Санто ( итал. campo santo — святое поле), как, например, в Болонье, со 175 арочными проёмами. Когда архитектор умер в 1847 году, он был сначала похоронен в склепе Карла Вильгельма фон Хайдека в старых галереях (Alte Arkaden) Старого Южного кладбища. 27 февраля 1850 года была освящена «Новая часть» Старого Южного кладбища и Гертнер, по указанию короля Людвига I, был перезахоронен в Новой части (Neue Arkaden) .

В 1837 году Гертнер получил Рыцарский крест ордена « За гражданские заслуги перед баварской короной » (des Verdienstordens der Bayerischen Krone), после чего в 1840 году Гертнеру было пожаловано дворянство. Он также был командором Ордена Искупителя (Erlöser-Ordens) и офицером бельгийского Ордена Леопольда (des belgischen Leopoldsordens).

Фридрих фон Гертнер женился в Мюнхене в 1822 году на Катарине Хесс (1798—1832) а, после её смерти, на её сестре Ламбертине Хесс (1804—1852) в 1834 году. Сёстры были дочерьми гравёра и профессора Академии художеств Карла Эрнста Кристофа Гесса (1755—1828). От первого брака у Гертнера были двое сыновей: Фридрих (1824—1905), архитектор и живописец-пейзажист, Карл (1827—1894), живописец и дочь Шарлотта († 1909).

Архитектурный стиль

Типичным для многих построек Гертнера был так называемой «стиль круглой арки» (Rundbogenstil), в котором часто повторяется в качестве ведущего мотива композиции полуциркульная арка — один из основных элементов средневековой романской архитектуры . На этом основании творчество Гертнера относят к неороманскому стилю . Однако во многих случаях, как например, в фасадах здания Баварской государственной библиотеки и мюнхенского Университета на Людвигштрассе, Гертнер явно следует конкретным итальянским прототипам: палаццо итальянского Возрождения . Поэтому его считают одним из главных представителей стиля неоренессанс , получившим интенсивное развитие именно в середине XIX века.

В качестве придворного архитектора короля Баварии Людвига I, который был филэллином и стремился превратить Мюнхен , столицу Баварии, в «Новые Афины на Изаре», Гертнер, как и его ближайший сотрудник Лео фон Кленце, создавали стиль, который именуют по-разному: неогреческим, новым, баварским, или мюнхенским, эллинизмом, помпейским стилем.

В 1839—1847 годах по идее короля Людвига Фридрих фон Гертнер построил в окрестностях Ашаффенбурга « Помпейский дом » (Pompejanum), воспроизводящий помпейскую виллу «Casa dei Dioscuri» со всей обстановкой: мебелью, росписями стен, два атриума с водным бассейном, дополнеными мраморными скульптурами, изделиями из бронзы (в настоящее время на вилле располагается музей). В Вюрцбурге Людвиг I приказал своему придворному архитектору построить новую главную синагогу в «египетском стиле» (1837—1841) .

Таким образом, оставаясь в границах классицизма , Фридрих фон Гертнер испытал воздействие идеологии историзма и решал практические проектные, эстетические и художественно-образные задачи, привлекая элементы самых разных «исторических стилей». Его называли эклектиком , однако в каждом отдельном случае архитектор достигал стилевой цельности .

Примечания

  1. Friedrich Gärtner // (англ.) — .
  2. Friedrich Wilhelm von Gärtner // (англ.) — Ratingen: 1998.
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #118537083 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 226
  5. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  6. Leo von Klenze. 1784—1864. Ausstellung des Stadtbibliothek. — München. 1986. — S. 105 (№ 33)
  7. Gavriel D. Rosenfeld. Munich and Memory: Architecture, Monuments, and the Legacy of the Third Reich. — University of California Press, 2000
  8. Изар — река, на которой стоит город Мюнхен
  9. Germany / München. — Paris: Michelin et Cie, 1996. — Р. 244—247
  10. Denk С., Ziesemer J. «Grabstätte 163» in Kunst und Memoria. — Der Alte Südliche Friedhof in München, 2014. — S. 468
  11. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 543
  12. Gehring-Münzel U. Die Würzburger Juden von 1803 bis zum Ende des Ersten Weltkriegs // Wagner U. Geschichte der Stadt Würzburg. Band III/1-2: Vom Übergang an Bayern bis zum 21. Jahrhundert, 2007. — S. 499—528 und 1306—1308
  13. Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имен, 1996. — С. 241
Источник —

Same as Гертнер, Фридрих фон