Interested Article - Алядин, Шамиль

Шами́ль Аляди́н ( крымскотат. Şamil Alâdin ; настоящее имя Шамиль Сеитович Алядинов ; крымскотат. Şamil Seit oğlu Alâdinov ; 12 июля 1912 , село Махульдюр , Крым 21 мая 1996 , Симферополь , Крым ) — крымскотатарский прозаик , поэт и общественный деятель , заслуженный деятель искусств и заслуженный работник культуры Узбекской ССР . Главный редактор журнала « Йылдыз » (1980—1985).

Биография

Шамиль Алядин (Шамиль Сеитович Алядинов) родился 12 июля 1912 года в селении Махульдюр Ялтинского уезда (ныне Нагорное Бахчисарайского района Крыма ), расположенном в лесах у северных склонов Ай-Петринской яйлы . Кроме Шамиля в семье было ещё три сына и две дочери.

При рождении ему дали имя Кямиль, но в раннем детстве он тяжело заболел. По древнему поверью, чтобы побороть недуг, ребёнку давали новое имя. Так произошло и с мальчиком, ставшим Шамилем

Учёба

Начальное образование получил в местной школе. Окончил семилетнюю школу в Бахчисарае . Там его учителем был педагог Ягья Байбуртлы , который и пробудил в нём интерес и любовь к литературе В 15 лет написал первое стихотворение «Соловей рассвета» («Танъ бульбули»), посвящённое известному крымскотатарскому просветителю Исмаилу Гаспринскому , которое было опубликовано в молодёжной газете «Яш къувет»

Вот как он вспоминал это первое радостное событие в своей жизни:

Меня вызвали в учительскую. Меня встретил учитель крымскотатарского языка и литературы Ягъя Байбуртлы, пожав руку, крепко обнял и при других учителях показал напечатанное в газете «Яш къувет» моё стихотворение. Немного подождав, он продолжил: «Из Шамиля получится незаурядный мастер слова. После окончания школы его необходимо направить в Бакинский университет. В этом нам, конечно же, поможет Бекир Чобан-заде , который является профессором данного заведения».

После окончания школы поступил в Симферопольский педагогический техникум (1928—1931 гг.). Здесь он познакомился с известными в то время поэтами Зиядином Джавтобели и Керимом Джаманакълы

По окончании техникума стал студентом заочного отделения Московского литературного института .

Литературная деятельность

Дом специалистов , в котором жил Ш. Алядин

В 1932 г. увидела свет его первая книга стихов «Улыбнулась земля, улыбнулось небо» («Топракъ кульди, кок кульди») В конце 1932 г. молодого поэта призвали в армию. Он проходил службу в 7-м полку Червонного казачества в городе Старый Константинов ( УССР ) в (1932—1934 гг.). Там же он окончил полковую школу и командовал кавалерийским взводом .

В 1935 году вышел его сборник стихов «Песни червонного казака» («Къызыл казакънынъ йырлары»), навеянных проведённым в армии временем.

В 1936 г. стал заместителем редактора крымской газеты « Янъы дюнья ». Затем поехал в Дагестан и работал там школьным учителем в горном селе. По комсомольской путёвке уехал на стройку второй пятилетки — Чирчикстрой , где работал экскаваторщиком. В дальнейшем это послужило основой для написания романа «Если любишь» («Эгер севсенъ»).

В 1939 году вернулся в Крым . В том же году стал членом Союза писателей СССР и главой Союза писателей Крыма.

Впервые стал известен на весь СССР , как блестящий переводчик Т. Г. Шевченко после того, как на пленуме Союза писателей СССР в Москве 1939 года Павло Тычина выступил и прочитал на крымскотатарском языке перевод стихотворения «Заповіт», за который Ш. Алядин был награждён Памятной настольной медалью 125 лет со дня рождения Т. Г. Шевченко.

В 1940 году вышла книга «Жизнь» («Омюр»), в которую вошло его первое прозаическое произведение «Лестница» («Мердивен»).

26 июня 1941 года ушёл добровольцем на фронт, командовал взводом на Юго-Западном фронте . В феврале 1943 года был тяжело ранен. Через два с половиной месяца, проведённых в госпитале, направляется в штаб Северо-Кавказского фронта, оттуда — в распоряжение штаба партизанского движения в Крыму. В апреле 1944 года вернулся в Симферополь . Был членом Комиссии по оценке ущерба, нанесённого войной Крыму.

За несколько дней до депортации выехал в командировку в Алушту для набора артистов для создаваемого ансамбля « Хайтарма ». Вернувшись в Симферополь, он не застал своей семьи, был арестован и вынужден покинуть Крым. Он выехал в Среднюю Азию на поиски семьи. В Узбекистане , в городе Чинабаде , он нашёл свою умирающую от голода жену и маленькую дочь Диляру.

Прожив в Чинабаде около четырёх месяцев, с семьёй переехал в Андижан , где работал в местной газете. Через полгода, в мае 1945 года, благодаря содействию председателя Союза писателей СССР Александра Фадеева , получил разрешение на переезд в Ташкент . Там он работал директором Театра юного зрителя, директором Дворца железнодорожников, а с 1949 г. — ответственным секретарём правления Союза писателей Узбекистана. В этот период, как он вспоминал в автобиографической повести «Я ваш царь и бог», неформальную поддержку ему оказывал писатель Айбек , который помогал ему найти работу после увольнения за активную гражданскую позицию.

В 1953—1957 гг. учился на вечернем отделении Ташкентского педагогического института им. В.Белинского.

Являлся активным членом инициативной группы, борющейся за возвращение на родину. Принимал участие в написании писем в адрес руководителей ЦК КПСС с требованием возвращения крымских татар на Родину — в Крым, выезжал с группой участников крымскотатарского национального движения в Москву. За активную деятельность в национальном движении его неоднократно увольняли с занимаемых должностей.

Объединял и возглавлял группу крымскотатарских интеллигентов и, используя своё влияние и авторитет, добился разрешения и принял активное участие в создании ансамбля « Хайтарма », газеты « Ленин байрагъы », журнала «Йылдыз», радиопередач на крымскотатарском языке, редакции крымскотатарской поэзии и прозы в издательстве им. Г. Гуляма.

Добивался восстановления и реабилитации исключённых после депортации из Союза писателей крымскотатарских писателей. По инициативе и при его непосредственном участии в Узбекистане была создана секция крымскотатарских писателей при Союзе писателей Узбекистана, которую он возглавлял в течение нескольких лет.

Дважды избирался председателем Литфонда СП Узбекистана, работал с писателями Шарафом Рашидовым , Камилем Яшеном и др. В период когда Ш. Алядин являлся председателем Литфонда СП Узбекистана, достиг пика своего благосостояния С 1980 по 1985 год возглавлял журнал «Йылдыз». За заслуги в области литературы удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР» (1982 г.)

Творчество

Является автором более 70 произведений, которые были переведены на разные языки.

Особое место в творчестве Ш. Алядина занимает повесть «Приглашение к дьяволу на пир» ( ), написанная в 1979 году. В этой книге автор первым из советских крымскотатарских писателей рассказал про кумира далёкого детства, просветителя Исмаила Гаспринского и известного поэта-демократа, учителя — оджа — Шамиля Усеина Токтаргазы.

После окончания второй мировой войны написал несколько произведений на военную тематику, а также повести «Сын Чауша» («Чауш огълу»), «Теселли», романы «Если любишь» («Эгер севсенъ») и «Фонари горят до рассвета» («Рузгардан саллангъан фенерлер»). В 1971 г. вышла повесть «Девушка в зелёном», в 1972 г. — книга повестей и рассказов «Эльмаз». В 1987 г. вышел сборник произведений Шамиля Алядина . В одноимённом произведении автор описал образы своих учителей и красоты родного Крыма.

В 1985 году вышел на пенсию, проживал на даче под Ташкентом в Дормене. Там же он начал писать исторический роман о прославленном полководце Тугай-бее , о помощи крымскотатарского войска в борьбе Богдана Хмельницкого за независимость Украины (роман остался незавершённым).

Оставил после себя целую плеяду воспитанников — крымскотатарских писателей. О его жизни и творчестве написано немало статей, очерков, книги М. Кошчанова, Г. Владимирова, сняты телевизионные фильмы: « » и др. Произведения Ш. Алядина входят в программу средних и высших учебных заведений.

Произведения

Поэзия

  • Tañ bülbuli (1927)
  • Bir kün dermiz (1928)
  • Çokuç davuşı (1928)
  • Batareya (1928)
  • Keldim ocağıña (1929)
  • O yerlerde (1929)
  • Kelirim (1929)
  • Deñizci bir yaş edi (1929)
  • Topraq küldi… kök küldi (1929)
  • Demirler sesi (1929)
  • Omyr sevgisi (1929)
  • Savxoz jaqlarında (1930)
  • Jalınlı topraqlar (1930)
  • Men ve furtuna (1930)
  • Udar (1930)
  • Yarınki yurtlar (1930)
  • Yalınlı topraqlar (1930)
  • Dalğalarnı terk (1930)
  • Dalqalar eteginde (1930)
  • Dondan bir atlı (1930)
  • Kervan qızı (1930)
  • Barsın şaqıldasınlar (1931)
  • Elpide (Cenüp yıldızı) (1931)
  • Qal, ketme, Zarnava! (1933)
  • Kara qız (1934)
  • Ey, büyük Ukraina (1934)
  • Makar, sen yırcımız ol (1934)
  • Molodöjnıñ türküsi (1934)
  • Savlıqnen qal (1934)
  • Orduğa ketem (1934)
  • Frontta (1934)
  • Dağda bir çekist tura (1935)
  • Partizan yırı (1935)
  • Ana (1935)
  • Seniñ eşqın içün (1935)
  • Keldik (1937)
  • Qapina keldim (1937)
  • Uyan, bavrım, uyan (1937)
  • Çinar tübünde (1938)
  • Canköy yolunda (1938)
  • Vasiet (перевод «Заповит» Т. Г. Шевченка) (1939)
  • Yellerniñ davuşı (1939)
  • Ömür (1939)
  • Acizlik ile çatışuv (1939)
  • Qayğarmañız, dostlar (1940)
  • Okop içinde (1941)
  • Qart emenler (1941)
  • Eki qurşun (1945)
  • Yolcu (1945)
  • Sevdim seni (1958)
  • Bu suratlı, bu mürekkep ayat (1958)
  • Efkârlım azaçıq
  • Daqdan keldim
  • Çingene qızı
  • Проза
  • Sensiñmi, oğlum (повесть, 1938)
  • Merdiven (повесть, 1940)
  • Üzülgen yipniñ bağlanuvı (повесть, 1957)
  • Çauş oğlu. (повесть 1957)
  • И так бывает. (рассказ, 1957)
  • Teselli. (повесть, 1957)
  • Eger sevseñ (роман, 1959)
  • Yeşil yapıncalı qız. (рассказ, 1961)
  • Başmaq davuşları. (рассказ, 1963)
  • Mermer basamaqlar. (рассказ, 1965)
  • Orus Qırımda… (документальный рассказ, 1968)
  • Ruzgârdan sallanğan fenerler (роман, 1969)
  • Elmaz… Tah-tah quş maallesinden (рассказ. 1970)
  • Siz ökünmeñiz, Saniyat (повесть, 1971)
  • Sahra (рассказ, 1973)
  • Sınğan qancal (повесть, 1974)
  • Furtuna tınğan soñ. (повесть, 1975)
  • İblisniñ ziyafetine davet. (повесть, 1979)
  • Bizge ne oldı? (документальный рассказ, 1981)
  • Ayat toqtamay… devam ete (рассказ, 1981)
  • Çoraçıqlar (повесть, 1983)
  • Yüksek hızmet. (1983)
  • Şerefli, dülber tilimiz (документальный рассказ, 1989)
  • Qırım — bizim toprağımız (документальный рассказ, 1991)
  • Qadimiy tatarlar tarihından. (Vesiqalı ikâye. 1994)
  • Я — Ваш царь и Бог (повесть, 1994)
  • Mahuldürge bardım, ağlap qayttım (документальный рассказ, 1995)
  • Kreml qurbanları (документальный рассказ, 1995)
  • İtiraf (документальный рассказ, 1995)
  • Qanlı cenk yılları (документальный рассказ, 1995)
  • Bizge ne oldı (документальный рассказ, 1996)
  • Tuğay-bey (неоконченный роман)
  • Возвращение в Крым

    В 1994 году с семьёй возвратился в Крым , в Симферополь .

    Здесь он ни на день не прекращал своей литературной деятельности: в газетном варианте вышли документальный очерк «Жертвы Кремля», а затем автобиографическая повесть « », в которой он повествует о тяжёлых годах жизни крымскотатарского народа в депортации.

    21 мая 1996 года скончался в возрасте 84 лет и был похоронен на кладбище « Абдал » в городе Симферополе.

    Награды и звания

    Заслуженный деятель искусств и заслуженный работник культуры Узбекской ССР .

    Источники

    1. . Дата обращения: 7 сентября 2009. 3 июля 2010 года.
    2. . Дата обращения: 7 сентября 2009. 3 июля 2010 года.
    3. . Дата обращения: 7 сентября 2009. 3 июля 2010 года.
    4. . Дата обращения: 7 сентября 2009. 3 июля 2010 года.

    Ссылки

    • Мемориальный сайт
    Источник —

    Same as Алядин, Шамиль