Interested Article - Довбучская мечеть

Знак «Историко-культурная ценность» Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 612Г000407

Довбучская мече́ть , Довбутишковская мечеть ( белор. Даўбуцкая мячэць ) — мечеть деревни Довбучки (Довбутишки) Сморгонского района Гродненской области , построенная в XVIII веке — древнейшее деревянное здание подобного типа в Европе и оригинальный образец мусульманского зодчества. Памятник архитектуры . В 1991 году перевезена в Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта . Включена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь .

История

В XVI веке в деревне Довбучки появилась татарская община . Впервые храм упоминается в «Risale-i Tatar-i Leh» ( «Трактате о польских татарах», 1558) наряду с другими мечетями Великого княжества Литовского . Существует несколько версий насчёт года постройки деревянной мечети XVI века. Согласно С. Кричинскому мечеть была основана в 1558 году . Британский историк Гарри Норрис относит постройку храма к 1557 году . Али Воронович считал годом основания мечети 1598 год . В 1588 году имамом мечети в Довбучках стал кади литовских татар Мурзиевич ( Derwish Czelebi Hadży Murzicz ), являвшийся также дервишем и хаджи и имевший титул челеби . Он же, предположительно, мог быть и автором трактата «Risale-i Tatar-i Leh» .

Более точные исторические сведения как об архитектурном облике мечети, так и численности её прихожан до XVIII века не сохранились — архив был уничтожен пожаром в доме муллы . Из сохранившихся следует, что в XVIII—XIX веках приход храма в Довбучках был одним из крупнейших из числа мусульманских на территории Белоруссии . Так, в 1802 году мулла Якуб Лебедь установил налог, который татары джамаата в Довбучках должны были платить мечети. В пользу храма татары платили по 2 злотых «посошных» с каждой сохи (двора) (на начало XIX века их было 176) . Доходы мечети также пополнялись путём пожертвований татарской шляхты, так, в частности, в 1805 году некто Ян Кричинский завещал приходу в лице муэдзина Якуба Радкевича в вечное пользование «постройки, поля и огороды». Однако к XIX веку здание мечети обветшало и пришло в упадок, а на строительство нового, несмотря на авторитет джамаата, не было средств .

Сохранившееся здание мечети было возведено примерно в 1735 году в деревне Селец , откуда оно было перевезено в Довбучки и установлено рядом с мусульманским кладбищем, старейшее надгробие которого датируется 1757 годом .

В 1920-е годы были проведены обмеры здания, а в 1928 году оно было взято под охрану государства в межвоенной Польше как памятник истории и культуры. После Великой Отечественной войны здание обветшало. В 1970-е годы обрушился купол. В 1989 году после его обследования специалистами было принято решение о переносе находившегося «в плачевном состоянии» памятника в Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта для реставрации , которая, в отсутствие финансовых средств, пока не проведена .

Архитектура

Мечеть представляет собой прямоугольное здание с 5-гранной апсидой . 12-гранный купол был накрыт дранкой и покрашен в красный цвет . Интерьер мечети разделён на мужскую и женскую половины с отдельными входами. Входы соединены арочной галереей на столбах . В северо-западной части здания располагался двухъярусный четвериковый минарет , заканчивающийся шатровой крышей. Стены в мечети горизонтально обшиты досками. Окна являются прямоугольными . Несмотря на наличие купола, храм имел в интерьере плоский потолок .

В мужской половине находился 5-гранный михраб . Рядом был минбар с девятью ступенями и навесом- балдахином . Балкон был украшен балясинами . В мечети совмещена архитектура Востока (центричность основного объёма и симметрическая композиция постройки) с традициями белорусского деревянного зодчества . Чеслав Янковский в своей краеведческой монографии описал Довбучскую мечеть как «мечеть с куполом красным, окружённую крытой галереей, которая опирается на белые колоночки, выполненные в византийском характерном стиле» .

Наличие квадратного сруба с куполом, галереи, проёмов с элементами арок, угловое размещение минарета приближают мечеть в Довбучках к традициям византийской архитектуры . Купол, близкий к подковообразной арке , резьба на колоннах, затяжка арок, михраб и минбар представляют собой элементы мусульманской архитектуры . Минарет, похожий на звонницу церкви или костёла, конструкционные элементы, заполнение проёмов являются традиционными для белорусского деревянного зодчества .

Примечания

  1. Локотко Александр, Князева Ольга и др. . — Минск: Беларуская навука, 2011. — С. 302. — ISBN 978-985-08-1248-3 .
  2. от 19 апреля 2020 на Wayback Machine . — Мінск: БЕЛТА, 2009. — С. 563.
  3. Канапацкая, Зорина. // Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. — 1917 г.). — С. 21—23 . — ISBN 5-94981-071-6 . 15 февраля 2019 года.
  4. Мишкинене, Галина. от 10 марта 2016 на Wayback Machine // Восточный Свет. — 2007. — № 4. — С. 64—70.
  5. Brykowski, Ryszard. от 11 мая 2018 на Wayback Machine (польск.) // Ochrona Zabytków. — 1988. — T. 41. — № 3 (162). — S. 165.
  6. Norris, Harry. (англ.) . — London—New York: Tauris Academic Studies, 2009. — P. 52.
  7. Лакотка, Аляксандр. от 29 мая 2020 на Wayback Machine // Спадчына. — 1991. — № 3. — С. 64—73.
  8. Drozd, Andrzej; Dziekan, Marek M.; Majda, Tadeusz. Meczety i cmentarze Tatarów polsko-litewskich. — Warszawa: Res Publica Multiethnica, 1999. — S. 44.
  9. Лакотка, А. I. Бераг вандраванняў, ці Адкуль у Беларусі мячэці. — Мн. : Навука і тэхніка, 1994. — С. 75.
  10. . — Минск: Беларуская навука, 2012. — С. 497.
  11. Jankowski, Czesław. от 17 июля 2019 на Wayback Machine (польск.) . — Petersburg—Kraków, 1896. — S. 254.
  12. . Kraj.by (23 апреля 2018). Дата обращения: 18 июля 2019.
  13. Канапацкая, Зорина. . Милли Фирка (25 октября 2012). Дата обращения: 12 августа 2019. 8 августа 2019 года.
  14. от 19 апреля 2020 на Wayback Machine . — Мінск: БЕЛТА, 2009. — С. 564.
  15. от 8 июня 2022 на Wayback Machine . — Мн. : БелЭн, 1993. — С. 192.
  16. Мытько, Оксана. от 15 мая 2019 на Wayback Machine // Беларуская думка . — 2016. — № 12. — С. 33.
  17. Лакотка, А. I. от 29 января 2020 на Wayback Machine . — Мн. : Беларусь, 2003. — С. 43.
  18. Jankowski, Czesław. от 8 июня 2022 на Wayback Machine (польск.) . — Petersburg—Kraków, 1896. — S. 253.

Литература

  • Архітэктура Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн. : БелЭн , 1993. — С. 192. — 620 с.: іл. — ISBN 5-85700-078-5 . (белор.)
  • Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь / склад. В. Я. Абламскі, І. М. Чарняўскі, Ю. А. Барысюк. — Мінск: БЕЛТА, 2009. — С. 563—564. — 684 с.: іл. — 1000 экз. — ISBN 978-985-6828-35-8 . (белор.)
  • Лакотка А. I. Драўлянае сакральна-манументальнае дойлідства Беларусі / А. І. Лакотка. — Мн. : Беларусь , 2003. — С. 42—43. — 224 с.: іл. — ISBN 985-01-0423-6 . (белор.)
  • Зорина Канапацкая. // Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. — 1917 г.). Материалы Всероссийской научно-практической конференции (25 апреля 2006 г., г. Казань). — Казань: Институт истории АН РТ , 2006. — С. 19—23. — 312 с. — ISBN 5-94981-071-6 .
  • Andrzej Drozd, Marek M. Dziekan, Tadeusz Majda. Meczety i cmentarze Tatarów polsko-litewskich. — Warszawa: Res Publica Multiethnica, 1999. — 124 s. — ISBN 83-909001-1-4 . (польск.)

Ссылки

  • . Глобус Беларуси. Дата обращения: 22 мая 2019. Архивировано из 17 июня 2019 года.
  • (белор.) . Radzima.org. Дата обращения: 22 мая 2019.
Источник —

Same as Довбучская мечеть