Interested Article - Богдо-гэгэн IX
- 2021-02-22
- 1
Джампэ́л Намдро́л Чо́кьи Гьялцэ́н ( монг. Жамбалнамдолчойжижалцан ; тиб. འཇམ་དཔལ་ནམ་དྲལ་ཆོས་ཀྱི་རྒྱལ་མཚན ; Вайли : 'jam dpal nam drol chos kyi rgyal mtshan , 6 января 1933 ; Лхаса — 1 марта 2012 ; Улан-Батор ) — Богдо-гэгэн IX — девятый Джебдзун-Дамба-хутухта ( Халха Джецун Дампа Ринпоче), тибетский лама и буддийский учёный, глава буддистов Монголии .
История поисков перерождения Богдо-гэгэна
Вскоре после провозглашения Монголии народной республикой ( 1924 ) под влиянием советской власти в стране развернулась антирелигиозная кампания. Ходатайство о поисках перерождения Богдо-гэгэна VIII Джебцзундамба-хутухты было отклонено монгольским народным правительством. Но в том же году в Халхе появились слухи о нахождении нового перерождения Богдо-гэгэна. Несколько высокопоставленных лам из окружения Богдо-гэгэна VIII встретились с матерью мальчика и ознакомили её с деталями церемоний, в которых её сыну предстояло участвовать, однако выявление достоверности этого перерождения не было проведено согласно традиции.
В 1925 году прошёл слух, что перерождение Богдо-гэгэна — это ребёнок другой женщины. 7 июля 1925 года вышло постановление пленума ЦК МНРП , по которому вопрос о выявлении нового перерождения Богдо-гэгэна решили отложить и организовать комиссию от правительства, чтобы прояснить этот вопрос у Далай-ламы XIII . При этом в Лхасу было отправлено письмо, что Монголия стала республикой, и Богдо-ханов или Богдо-гэгэнов больше не должно быть. В ноябре 1926 году III Великий народный хурал МНР, в соответствии с решениями V Съезда МНРП, принял специальную резолюцию, в которой постановил воздержаться от поисков Богдо-гэгэна IX.
В 1928 году на VII Съезде МНРП и V Великом народном хурале приняли окончательное постановление о запрете поисков перерождения Богдо-гэгэна. Тем не менее Богдо-гэгэн IX был выявлен представителями духовенства в соответствии с установленной традицией.
Биография
Юные годы и образование
Его первое имя — Сонам Даргьял. Родился в 1932 году в местности Томсиг близ Лхасы, в семье Лобсанга Джампела и Янджин Лхамо. С ним встретился один из высших лам Монголии — Дилова-хутухта Жамсаранжав , встречавшийся с прошлым Богдо-гэгэном. В возрасте 4 лет его признали перерождением Джебцзун-Дамбы государственный оракул Тибета Нэчунг, регент Тибета Ретинг Ринпоче. Выявление нового перерождения долго держали в тайне в связи с политической обстановкой в Монголии и Китае.
В присутствии регента впоследствии принял обеты послушника и получил монашеское имя Джампел Намдрол Чокьи Гьялцэн. В семь лет поступил в монастырь Дрепунг . Там он в течение 14 лет учился в ; его учителями были геше Тубтен Ньима и геше Таши Гьяцо, бурят и монгол, соответственно. Получив высшую буддийскую учёную степень геше-лхарампа , Богдо-гэгэн IX провёл несколько лет в горах, занимаясь в затворничестве медитацией .
Жизнь в Индии
В 1959 году , после подавления Китаем восстания в центральном Тибете , там начались массовые репрессии против религии. Богдо-гэгэн эмигрировал в Индию вместе с Далай-ламой XIV , с которым у него был общий учитель ещё до 1959 года . Жил в районе Дарджилинга , потом переехал на юг Индии. Снял монашеские обеты и женился; у него родились пять сыновей и две дочери.
После демократической революции в Монголии 1991 года члены нового руководства страны заявили, что хотели бы пригласить хубилгана Богдо-гэгэна к себе в страну и спросили, была ли подлинность опознания хубилгана признана Далай-ламой (необходимость этого вопроса была продиктована тем, что в момент, когда остальные высокие ламы в 1934 году подтвердили это, Далай-лама XIII умер, а Далай-лама XIV ещё не родился), и 20 сентября того же года Далай-лама официально объявил о признании подлинности перерождения Богдо-гэгэна. 13 января 1992 года в Дхарамсале была проведена церемония его интронизации.
В 1990—2000-х годах Богдо-гэгэн IX неоднократно посещал Монголию по приглашению хамбо-ламы Дэмбэрэлийна Чойжамца , назвавшего его «высшей святыней монгольского народа» . В Монголии состоялось большое собрание религиозных деятелей во главе с Хамбо-ламой, была проведена интронизация Богдо-гэгэна IX как главы буддийской религии в этой стране .
Жизнь в Монголии
В 2010 году Богдо-гэгэн IX получил гражданство Монголии и прибыл на постоянное местожительство в главный монастырь страны — Гандантэгченлин . Под его руководством возрождались религиозные традиции, утрачивавшиеся после народной революции 1921 года. Верующие признавали его вторым лицом в иерархии после Далай-ламы , духовным наставником буддистов не только Монголии, но и России. . 2 ноября 2011 года в Гандантэгченлине Богдо-гэгэн был официально провозглашен главой монгольских буддистов и , которую до этого возглавлял Хамбо-лама монастыря Гандантэгченлин. Незадолго до своей смерти 1 марта 2012 года Богдо-гэгэн принял специальную делегацию монгольских государственных и культурных деятелей во главе с министром культуры Ёндонгийна Отгонбаяром , изъявившую ему просьбу о будущем его перерождении в Монголии. После смерти тело Богдо-гэгэна IX было забальзамировано и находится в столичном монастыре Гандантэгченлин . .
Примечания
- Синицын Ф. Л. Красная буря. Советское государство и буддизм в 1917-1946 гг.. — СПб. : Изд-е А. А. Терентьева, 2013. — С. 268. — 528 с. — ISBN 978-5-901941-38-6 .
- Bawden C. R. The Modern History of Mongolia, 1968, Praeger publishers, New York, pp. 261—263
- ↑ Кузьмин С. Л., Оюунчимэг Ж. Последний великий хан Монголии. — Азия и Африка сегодня, 2009, № 1, с. 59-64
- Пурэвжав С., Дашжамц Д. 1965. БНМАУ-д сум, хийд, лам нарын асуудлыг шийдвэрлэсэн нь. 1921—1940 он. Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн хэрэг эрхлэх хороо.
- . Дата обращения: 16 января 2011. 8 ноября 2011 года.
- Монгуш М.В. от 2 июня 2014 на Wayback Machine
- (недоступная ссылка)
- Монголын IX Богд Жэвзундамба Хутагт Жамбалнамдолчойжижанцан. Айлдвар Сургаал. 2009. Улаанбаатар: Гандантэгчэнлингийн хийдийн «Билгийн мэлмий» сонин, стр. 3.
- Монголын IX Богд Жэвзундамба Хутагт Жамбалнамдолчойжижанцан. Айлдвар Сургаал. 2009. Улаанбаатар: Гандантэгчэнлингийн хийдийн «Билгийн мэлмий» сонин.
- . Дата обращения: 18 декабря 2010. 6 июля 2011 года.
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 18 декабря 2010. 10 июня 2015 года.
- . Дата обращения: 18 декабря 2010. 7 марта 2014 года.
- . Дата обращения: 6 ноября 2011. 11 ноября 2011 года.
- . Уртон (3 марта 2012). Дата обращения: 11 ноября 2015. 4 марта 2016 года.
- М. Жаргал от 3 марта 2012 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 18 ноября 2013. 18 апреля 2012 года.
- Сабиров Р. Т. (рус.) // Религия и общество на Востоке : статья. — 2021. — № 5 . — С. 192—220 . — ISSN . 26 августа 2021 года.
Ссылки
- (монг.)
- Монгуш М. В.
- 2021-02-22
- 1