Interested Article - Эхнатон (опера)
- 2020-10-20
- 2
«Эхнатон» ( англ. Akhnaten ) — опера в трёх действиях, основанная на жизни и религиозных убеждениях египетского фараона Эхнатона (Аменхотеп IV) , написанная американским композитором Филипом Глассом в 1983 году . Либретто написано Филипом Глассом в сотрудничестве с Шаломом Голдманом, Робертом Израилем, Ричардом Ридделлом и Джеромом Роббинсом . «Эхнатон» был заказан Вюртембергским государственным театром в Штутгарте , а мировая премьера состоялась 24 марта 1984 года в Штутгартском государственном театре под немецким названием «Echnaton» . исполнил заглавную роль, немецкий режиссёр Ахим Фрейер поставил оперу в абстрактном стиле с очень ритуальными движениями. Американская премьера в постановке Дэвида Фримена состоялась 12 октября 1984 года в хьюстонской Гранд-Опера, где также состоялась премьера оперы Гласса « Создание представителя планеты 8» . Премьера в Великобритании, основанная на американской постановке, состоялась 17 июня 1985 года в Английской национальной опере в лондонском Колизее . Эта постановка была возобновлена в Лондонском Колизее в марте 1987 года. Отмеченная наградами польская премьера в постановке Генрика Барановского состоялась 20 мая 2000 года в Большом театре в Лодзи . Новая совместная постановка Английской национальной оперы и оперы Лос-Анджелеса в сотрудничестве с «Невероятным театром» режиссёра Фелима Макдермотта с Энтони Ротом Костанцо и Закари Джеймсом в главных ролях была представлена в Лондонском Колизее 4 марта 2016 года, получившем премию Оливье в 2017 году, и в Опере Лос-Анджелеса. 5 ноября 2016 г. Исполнение этой постановки возобновилось в Лондоне в марте 2019 года и в театре Метрополитен-опера в сезоне 2019/2020 . Постановка в Метрополитен-опере 2019 года транслировалась онлайн 20 июня и 14 ноября 2020 года и планируется в 2022 году. Премьера новой постановки Лауры Скоцци состоялась 11 марта 2018 года в Театре Бонна, Германия.
По словам композитора, это произведение является кульминацией серии, в которую входят две другие его биографических опер — « Эйнштейн на пляже » (об Альберте Эйнштейне ) и « Сатьяграха» (о Махатме Ганди ). Эти три человека — Эхнатон, Эйнштейн и Ганди — все были движимы внутренним видением, которое изменило эпоху, в которой они жили, в частности Эхнатон в религии, Эйнштейн в науке и Ганди в политике.
Текст, взятый из первоисточников, поётся на языках оригинала, вместе с комментариями рассказчика на современном языке, таком как английский или немецкий. Египетские тексты того периода взяты из поэмы самого Эхнатона, из Книги Мертвых , а также из отрывков из указов и писем периода Амарны , семнадцатилетнего периода правления Эхнатона. Остальные части написаны на аккадском и библейском иврите . Гимн Эхнатона Солнцу поётся на языке публики.
Роли
Роль | Голос | Исполнители на премьере в Штутгарте, 24 марта 1984 г. | Метрополитен-опера, Нью-Йорк, ноябрь 2019 |
---|---|---|---|
Эхнатон | контратенор | ( англ. ) | |
Нефертити , жена Эхнатона | контральто | Дж'Ней Бриджес | |
Царица Тия , мать Эхнатона | сопрано |
Мария Гусманн (Maria Husmann)/
Мелинда Либерман |
(Dísella Lárusdóttir) |
Хоремхеб , военачальник и будущий фараон | баритон |
(
нем.
)/
( фин. ) |
( англ. ) |
Верховный жрец Амона | тенор | Хельмут Хольцапфель | ( англ. ) |
Эйе , отец Нефертити и советник фараона | бас |
Конрад Арльт/
Корнелиус Хауптманн |
( англ. ) |
Дочери Эхнатона:
Бакетатон Меритатон Макетатон Анхесенпаатон Нефернефруатон Сетепенра |
3 сопрано , 3 контральто |
Victoria Schnieder Lynna Wilhelm-Königer Maria Koupilova-Ticha Christina Wächtler Geraldine Rose Angelika Schwarz |
Lindsay Ohse Karen-chia-ling Ho Chrystal E Williams Annie Rosen Olivia Vote Suzanne Hendrix |
Аменхотеп III , отец Эхнатона | роль со словами | Давид Варрилов | Закари Джеймс |
Писец / экскурсовод | рассказчик |
Hildegard Wensch/
David Warrilow |
Закари Джеймс |
Молодой Тутанхамон | роль без слов | — | Кристиан Дж. Коннер |
Две сестры | — | — | |
Дирижёр | Деннис Рассел Дэвис | ( англ. ) | |
Режиссёр | Ахим Фрайер | Фелим Макдермотт |
Музыка
Размер оркестра примерно соответствует размеру оперы начала XIX века: 2 флейты (одна заменяется на флейту-пикколо ), 2 гобоя (оба заменяются на гобои д’амур ), 2 кларнета , бас-кларнет , 2 фагота , 2 валторны , 2 трубы , 2 тромбона , туба , ударные (3 исполнителя), челеста (заменяется на синтезатор ), 12 альтов , 8 виолончелей , 6 контрабасов .
Поскольку в 1984 году проводилась возрождение постановки Штутгартской государственной оперы, а оркестровая яма Kleines Haus в Штутгартском государственном театре, где должна была состояться премьера, была значительно меньше, Гласс решил полностью исключить скрипки (около 20), придав оркестру более мрачный характер, который подходит к теме оперы.
Синопсис
Опера разделена на три действия:
Акт 1: 1-й год правления Эхнатона в Фивах
Прелюдия, стих 1, стих 2, стих 3
В тональности ля минор струнные инструменты оркестра представляют тему основного баса со следующими вариациями ( пассакалья ). Писец читает похоронные тексты из пирамид . «Открыты двойные двери горизонта; не заперты его задвижки».
Сцена 1: Похороны отца Эхнатона, Аменхотепа III
Возглавляемые ударами в барабаны, Эйе и небольшой мужской хор поют похоронный гимн на египетском языке , к которому позже присоединяется полный хор. Музыка в основном представляет собой марш, основанный на аккордах ля мажор и фа-диез минор (с добавлением большой сексты), и возрастает до экстатической интенсивности к концу.
Сцена 2: Коронация Эхнатона
После продолжительного оркестрового вступления, во время которого появляется Эхнатон, возвестивший о сольной трубе, Верховный жрец, Эйе и Хоремхеб поют ритуальный текст. После этого Рассказчик декламирует список королевских титулов, дарованных Эхнатону, пока он коронован. После коронации хор повторяет ритуальный текст с начала сцены. Основная тональность — ля минор.
Сцена 3: Окно явлений
После вступления в тональности ля минор, в котором преобладают трубчатые колокола , Эхнатон воспевает хвалу Создателю (на египетском языке) у окна публичных выступлений. Он поёт впервые после того, как он уже находится на сцене в течение 20 минут (и 40 минут после начала оперы), и эффект его контртенорного голоса (который в 1983 году был даже более редким, чем сейчас) поражает. К нему присоединяется Нефертити , которая на самом деле поёт более низкие ноты, чем он, а позже — царица Тия , чьё сопрано парит над переплетающимися голосами царской четы.
Акт 2: Годы с 5-го по 15-й в Фивах и Ахетатоне.
Сцена 1: Храм
Сцена снова открывается в ля минор, где верховный жрец и группа священников поют гимн Амону , главному богу старого порядка, в его храме. Музыка становится всё более драматичной, поскольку Эхнатон вместе с царицей Тией и его последователями атакуют храм. В этой сцене только бессловесное пение. Гармонии растут хроматически, наконец, достигнув ля-бемоль мажор и ми минор . Крыша храма снимается, и лучи бога солнца Атона вторгаются в храм, тем самым прекращая правление Амона и закладывая основу для поклонения единственному богу Атону.
Сцена 2: Эхнатон и Нефертити
Два соло виолончели вводят «любовную тему». В сопровождении сольного тромбона, когда гармония переключается на H (sus), Рассказчик произносит молитвенное стихотворение богу солнца. Струны мягко перекликаются с музыкой ми минор, и то же стихотворение повторяется снова, на этот раз фактически как любовное стихотворение от Эхнатона к Нефертити. Затем Эхнатон и Нефертити поют друг другу один и тот же текст (на египетском языке), как интимный любовный дуэт. Через некоторое время к ним присоединяется труба, связанная с Эхнатоном, как наивысший голос, превращая дуэт в трио.
Сцена 3: Город — танцы
Рассказчик произносит текст, взятый с пограничных камней новой столицы империи, Ахет-Атона (Горизонт Атона), описывая строительство города с большими, наполненными светом пространствами. После медных фанфар завершение строительства города празднуется в беззаботном танце, контрастирующем с суровой ритуальной музыкой, с которой начался этот акт. (На премьере в Штутгарте танец фактически описывал строительство города. Танцевальная сцена была исключена из британской премьерной постановки и её возрождённой версии 1987 года .
Сцена 4: Гимн
Далее следует гимн единственному богу Атону, длинная ария (чередование ля минор и ля мажор) Эхнатона и центральная часть оперы. Примечательно, что это единственный текст, спетый на языке публики, воспевающий солнце, дающее жизнь всему. После арии за кулисами хор поёт Псалом 104 на древнееврейском , датируемый примерно 400 годами спустя, который очень похож на Гимн Эхнатона, тем самым подчёркивая Эхнатона как первого основателя монотеистической религии.
Акт 3: 17-й год и настоящее
Эхнатон, 1358 г. до н. э.
Сцена 1: Семья
Два гобоя д’амур исполняют «любовную тему» из 2-го акта. Эхнатон, Нефертити и их шесть дочерей безмолвно поют в созерцании, не обращая внимания на то, что происходит за пределами дворца. Когда музыка переключается с ми минор на фа минор , Рассказчик читает письма сирийских вассалов с просьбами о помощи против своих врагов. Поскольку король не посылает войска, его земли захватывают и разграбляют враги. Сцена снова фокусируется на Эхнатоне и его семье, которые все ещё не обращают внимания на распад страны.
Сцена 2: Атака и падение города
Музыка снова переходит к энергичной фа минор. Хоремхеб , Эйе и верховный жрец Атона подстрекают людей (как хор), распевая часть писем вассала (на их оригинальном аккадском языке ), пока, наконец, дворец не подвергнется нападению, королевская семья не будет убита, а город солнца разрушен.
Сцена 3: Руины
Возвращается музыка, звучавшая в самом начала оперы. Писец читает надпись на могиле Эйе, восхваляя смерть «еретика» и новое правление старых богов. Затем он описывает восстановление храма Амона сыном Эхнатона Тутанхамоном . Музыка прелюдии становится все сильнее, и сцена перемещается в современный Египет, в руины Амарны , бывшей столицы Ахетатона. Рассказчик выглядит как современный туристический гид и произносит текст из путеводителя с описанием руин. «От этого славного города храмов и дворцов ничего не осталось».
Сцена 4: Эпилог
Призраки Эхнатона, Нефертити и царицы Тии появляются, безмолвно поют среди руин. На горизонте появляется траурная процессия из начала оперы, и они присоединяются к ней. Музыка представляет собой басовую партию из начала «Эйнштейна на пляже» , первой части «портретной» трилогии Гласса (вторая — «Сатьяграха» , а третья — Эхнатон ), таким образом создавая музыкальную основу для всей трилогии.
Примечания
- Композитор использовал написание Akhnaten , хотя более распространённое написание этого имени на английском языке — Akhenaten . Исходя из характера египетских иероглифов , отсутствие гласного не является лингвистически значимым. В этой статье первая версия относится к опере, а вторая — к самому фараону.
- ↑ Akhnaten ENO programme (1985) and (1987)
- . Cyfrowe Muzeum Teatru Wielkogo w Łodzi . Teatr Wielki w Łodzi. Дата обращения: 4 декабря 2019. 20 октября 2020 года.
- Akhnaten ENO programme (2016)
- . eno.org . Дата обращения: 2 марта 2019. 5 ноября 2020 года.
- (англ.) . www.metopera.org . Дата обращения: 15 октября 2020. 24 января 2021 года.
- (англ.) . www.metopera.org . Дата обращения: 28 октября 2020. 27 октября 2020 года.
- (англ.) . www.metopera.org . Дата обращения: 15 октября 2020. 2 марта 2021 года.
- . metopera.org . Дата обращения: 7 декабря 2019. Архивировано из 22 мая 2019 года.
- . . Дата обращения: 7 декабря 2019. 27 октября 2020 года.
- или их эквиваленте, си мажор 9
Литература
- Штутгартский государственный театр, мировая премьера, программа (1984)
- Заметки композитора — Филип Гласс и создание оперы, Майкл Блэквуд (директор), (1985)
- Буклет на компакт-диске (Солисты, хор и оркестр Штутгартской государственной оперы, Деннис Рассел Дэвис , кондуктор, CBS 1987)
- Glass, Philip. / Philip Glass, Robert T Jones. — Da Capo, 1995. — ISBN 978-0-306-80636-0 . Glass, Philip. / Philip Glass, Robert T Jones. — Da Capo, 1995. — ISBN 978-0-306-80636-0 . Glass, Philip. / Philip Glass, Robert T Jones. — Da Capo, 1995. — ISBN 978-0-306-80636-0 .
- Schwarz, K. Robert. Minimalists. — Phaidon, 2008. — ISBN 978-0-7148-4773-3 . Schwarz, K. Robert. Minimalists. — Phaidon, 2008. — ISBN 978-0-7148-4773-3 . Schwarz, K. Robert. Minimalists. — Phaidon, 2008. — ISBN 978-0-7148-4773-3 .
Ссылки
- 2020-10-20
- 2