Авиационные происшествия с Boeing B-52
- 1 year ago
- 0
- 0
Эдесса ( др.-греч. Έδεσσα , арм. Ուռհա, Եդեսիա Урха , Едесия ) — древний город на юго-востоке Турции . Современное название города Шанлыурфа ( тур. Şanlıurfa ). Столица Осроены , важный центр раннего христианства .
Первоначально город назывался Адма ( арам. אדמא , также Адми, Адмун). Это название появляется в ассирийских клинописных источниках VII в. до н. э. В 304 г. до н. э. Селевк I Никатор основал на этом месте новый город, назвав его Эдессой др.-греч. Ἔδεσσα в честь города Эдессы в македонской области Эматия , исторической столицы античного Македонского царства . Местное сирийское название города было Руху ( сир. ܐܘܪܗܝ , др.-греч. Ορρα ).
Один из важных центров месопотамской цивилизации, город был посвящён богине Атергатис . Об этом культе свидетельствуют сохранившиеся до настоящего времени два священные пруда, в которых содержались рыбы, посвящённые богине.
Некоторые исследователи производили, однако, это имя от сирийского Haditha, то есть Новгород. Другое имя, полученное городом во время диадохов, — Kallirrhoe или Orrhoe — произошло от посвящённого богине Атергатис, а позднее Аврааму источника или источников, из которых образуется берущий здесь своё начало Скирт (Skirtos, Daisan). Может быть, оно представляет эллинизацию сирийского Urrhoi.
Арыу (132—127 гг. до н. э.) основал здесь в 137 г. (или 132) до н. э., Эдесское царство, называвшееся также Орроенским или Осроенским. Его потомки носили почётное имя Абгар («могущественный»), и вследствие парфянских войн, неоднократно приходили в сношения с римлянами, в основном враждебные.
Существует предание, что Абгар V Уккама (4 г. до н. э. — 7 г. н. э. и 13—50 гг.) состоял в переписке с Иисусом Христом ; по его просьбе, Христос послал ему свой собственный «нерукотворный» образ . По тому же преданию, при Абгаре V, апостол Фома начал в Эдесском царстве проповедовать христианское учение; правда, это предание не имеет исторических подтверждений (см. статью Осроена ).
При императоре Траяне , Лузий Квиет (Lusius Quietus) разрушил Эдессу, жители которой оказались ненадежными союзниками римского народа, и заставил Эдесское царство платить римлянам дань. Император Адриан облегчил дань и восстановил Эдесское царство, но оно и в последующее время оставалось в зависимости от Рима. Около 216 года , город был превращён в военную римскую колонию под именем Colonia Marcia Edessenorum. В 217 г. здесь был убит император Каракалла . Император Гордиан III, ещё раз около 242 года восстановил Эдесское (Осроенское) царство и поручил его новому Абгару: из потомков старой царской династии; но уже в 244 г., царство снова перешло в непосредственную зависимость от римлян.
В 260 году город осаждали персы под предводительством Сапора I; император Валериан был ими разбит перед воротами города.
После распада Римской империи Эдесса отошла к Восточной Римской империи . В этот период усиливается значение этого города в истории христианской церкви . Более 300 монастырей насчитывалось в городе. В ней жил Отец Церкви Ефрем Сирин и находилась школа его последователей. Во время арианских , монофизитских и несторианских ересей в христианском мире Эдесса играла немаловажную роль (см. Варсис Эдесский , Евлогий Эдесский ).
При императоре Юстине I (годы правления 518—527) город был разрушен землетрясением, но в скором времени восстановлен и получил новое имя — Юстинополь. Сасанид Хосров Ануширван осаждал Эдессу безуспешно.
Переход Эдессы в 641 г. под власть арабских халифов положил конец процветанию здесь христианства, а во время последовавших затем внутренних и внешних войн совсем угасла всемирная слава Эдессы. В 1031 г. византийским императорам удалось завладеть городом, но в течение того же столетия он ещё несколько раз менял своих повелителей. В 1040 г. его заняли сельджуки.
В 1042 году Эдесса была возвращена в состав Византийской империи, а в 1077 году город был присоединён к армянскому государству Филарета Варажнуни . В 1083 году наместник правителя Варажнуни , Смбат Вхкаци, объявил себя независимым правителем Эдессы, но был убит через 6 месяцев правления и город вновь вернулся под власть Варажнуни. Через три года Эдесса вновь была завоёвана Сельджукидами , однако после смерти султана в 1095 году его наместник в Эдессе армянин Торос стал независимым князем.
В XI—XII вв. в городе жил и работал армянский хронист Матфей Эдесский (Маттеос Урхаеци).
Годы правления | Имя правителя | Род (династия) | Титулы | Дополнительные сведения |
---|---|---|---|---|
1032 — 1032 | Георгий Маниак | протоспафарий , стратиг | Византийский наместник | |
1032 — 1036 | Лев Лепендрин | Византийский наместник | ||
1037 — 1038 | ? Апокап | Апокапы | ишхан | Византийский наместник |
1038 — 1038 | Варазваче Торникян | протоспафарий , стратиг | Византийский наместник | |
1057 — 1058 | Аарон | Комитопули | магистр , | Сын царя Болгарии Ивана Владислава . Византийский наместник. |
1059 — 1059 | Иоанн Дукица | катепан | Византийский наместник | |
?— 1062 | Даватанос | ? | Византийский наместник | |
1065 — 1065 | ? Апокап | Апокапы | ишхан , | Византийский наместник |
1066 — 1067 | Пигонит | Византийский наместник | ||
1068 — 1070 | Василий Алусиан | Комитопули | Внук царя Болгарии Ивана Владислава . Византийский наместник. | |
1071 — 1071 | Павел | проэдр , катепан | Византийский наместник | |
1072 — 1077 | Левон Даватанос | ? | Византийский наместник | |
1077 — 1083 | Василий Апокап | Апокапы | магистр , | Сын Абукара, наместник Филарета Варажнуни |
1083 — 1083 | Смбат Вхкаци | Сын архонта , избран Советом 12-ти ишханов, правил 6 мес. | ||
1083 — 1086 | Филарет Варажнуни | севаст , куропалат , | Прямое правление Варажнуни | |
1086 — 1086 | Паракаманос (?) | паракимомен (?), | Наместник Филарета Варажнуни | |
1086 — 1086 | Парсам | ишхан , | Он же Парсама, Барсума или Варсам. Офицер армии Варажнуни | |
1086 —? | Ксулук | Наместник сельджукидского султана Мелик-шаха | ||
1092 — 1098 | Торос | Хетумиды | куропалат , | Наместник султана до 1095 года |
В 1098 году , во время первого крестового похода брат Готфрида Бульонского , граф Балдуин , легко овладел городом при содействии его жителей и сделал его главным городом своего Эдесского графства. Более полустолетия просуществовало Эдесское графство под властью различных франкских князей как передовой оплот Иерусалимского королевства против турок. В непрерывных войнах с мусульманами франки держались стойко и храбро, но, наконец, при графе Жослене II повелителю Мосула Имад ад-Дину Занги удалось в 1144 году взять город приступом.
В XII веке основную часть населения Эдессы составляли сирийцы и армяне .
Снова здесь воцарился ислам, и все христианские храмы были обращены в мечети. Попытка жителей Эдессы в 1146 году стряхнуть с себя мусульманское иго окончилась гибелью города: они были разбиты сыном и преемником Занги, Нур ад-Дином . Оставшиеся в живых обращены в рабство, а самый город разрушен. Судьба его с этого времени полна превратностей: им овладевали султаны египетские и сирийские, монголы, тюрки (его разрушали войска Тимура в 1391 г.), туркмены и персы, пока, наконец, не завоевали его в 1637 году турки. Под их властью город стал подниматься из развалин за счет местного преимущественно нетурецкого населения. В 1894—1895 проводя политику уничтожения и геноцида этнически нетурецкого населения, в первую очередь армян, власти вырезали значительную часть жителей города . От древнего города уцелели городские стены и стены вокруг цитадели.
В XIX веке группы христиан из Эдессы переселялись на территорию Российской империи . В частности, ими было основано село Эдиссия в современном Ставропольском крае , население которого, будучи армянским, довольно долго сохраняло турецкий язык.
Эдесса под именем Урфы (Urfa) в начале XX века представляла собой административный центр вилайета Урфа с населением приблизительно в 130 тысяч человек. В Эдессе насчитывалось до 75 % христиан и только 25 % мусульман, но господствующим языком был турецкий. Здесь располагались два миссионерских заведения и одна американская школа. Промышленность в Эдессе-Урфе была развита не особенно широко: вырабатывались шерстяные ткани, золотые изделия, сафьян и сафьяновые изделия. Велась торговля английскими мануфактурными товарами из Алеппо и пшеницей.
От Эдессы здесь оставались развалины старой крепости с колоссальными колоннами доримского времени (по преданию, здесь был дворец библейского Немврода ) и катакомбами в скалах.
Другая достопримечательность, которую на Востоке считают местом пребывания Авраама — посвящённая ему мечеть с прудом, наполненным священными рыбами.