Interested Article - Фрид, Оскар

О́скар Фрид ( нем. Oskar Fried ; 10 августа 1871 , Берлин 5 июля 1941 , Москва ) — немецкий симфонический дирижёр и композитор. Как дирижёр считал себя учеником Густава Малера и был одним из первых пропагандистов творчества Малера-композитора, в том числе и в СССР , где провёл последние годы своей жизни.

Биография

Детство, отрочество, юность

Оскар Фрид родился на окраине Берлина в еврейской семье мелкого лавочника Жерома Фрида ; хотя родители профессиональными музыкантами не были, музыка в их доме, по словам Фрида, всегда занимала почётное место . Первым профессиональным музыкантом в семье и первым наставником Оскара стал его старший брат — скрипач, учившийся у Йозефа Иоахима .

Перед знаменитым музыкантом довелось играть и самому Фриду, Иоахим советовал 6-летнему скрипачу серьёзно заняться музыкой, но обстоятельства этому не благоприятствовали: Оскар едва дошёл до 4-го класса, когда пошатнувшиеся дела отца заставили его покинуть гимназию . «В то время, — вспоминал Фрид, — в Германии существовали маленькие частные предприятия, в которых на манер ремесленных мастерских детей обучали игре на различных оркестровых инструментах, чтобы затем нещадно эксплуатировать. В одно из таких заведений отдали меня… Восьмилетние ребята, отданные на обучение моему хозяину, не знали детства» . В обязанности учеников входило и выполнение чёрной работы по дому; после многих часов музыкальной муштры оркестрик иногда ночи напролёт играл на свадьбах и пирушках . В конце концов ученики не вынесли издевательств и однажды до смерти избили своего хозяина, — Фрид оказался в исправительной колонии для малолетних преступников .

Такое детство не могло не наложить свой отпечаток на его характер. «Он был несомненным мизантропом, — вспоминал хорошо знавший Фрида Николай Аносов , — трудно сближался с людьми, был недоверчив к ним. Но уж если считал человека хорошим, то становился к нему крайне внимателен, мил и отзывчив» .

Выйдя из колонии, Фрид с трудом нашёл себе работу — в бродячем цирке, где он был дрессировщиком собак, клоуном-акробатом, но и валторнистом в оркестре .

Начало музыкальной деятельности

Разорвав отношения со своей семьёй, Фрид в 1889 году поселился во Франкфурте , где нашёл себе место в оркестре небольшой оперной труппы, с которой много гастролировал по Германии . Он вспоминал, как в Веймаре , где жил в то время Ференц Лист , двенадцать артистов оркестра, боготворивших композитора, собрались однажды вечером возле его дома и сыграли ему серенаду: «Великий старец вышел растроганный и благословил нас на дальнейшее служение искусству» . Лист всегда оставался одним из наиболее близких Фриду композиторов .

Во время гастролей оркестра в одном из курортных городов при неординарных обстоятельствах решилась его судьба. Заболел дирижёр, единственный в труппе, спектакль (а это была опера К. М. Вебера « Вольный стрелок ») приходилось отменять, и за предложение самонадеянного Фрида продирижировать оперой антрепренёр ухватился как за единственный шанс избежать возвращения денег публике. Но дирижёрский дебют Фрида оказался успешным. Накануне спектакля у него произошла крупная ссора с соседом, которому его домашние занятия на валторне мешали работать, и, поскольку Фрид не отличался изяществом манер, ни к какому соглашению они не пришли. Соседом оказался известный композитор Энгельберт Хумпердинк ; он был на спектакле, и природная одарённость Фрида, имевшего в то время весьма скромное музыкальное образование, произвела впечатление на композитора, — Хумпердинк изъявил готовность заняться с ним теоретическими дисциплинами .

Занимаясь с Хумпердинком (не только теорией музыки, но и композицией), а затем с Филиппом Шарвенкой ( контрапунктом ), Фрид мыслил себя композитором ; в 90-е годы именно сочинительство было главным его занятием, зарабатывал он в то время чем придётся . В 1894 году он переселился из Франкфурта в Дюссельдорф , где изучал историю искусств и пользовался покровительством музикдиректора Юлиуса Бутса . Однако и в Дюссельдорфе Фрид надолго не задержался и вскоре оказался в Мюнхене , в то время культурной столице Германии, где сблизился с литераторами Франком Ведекиндом , Кнутом Гамсуном и Отто Юлиусом Бирбаумом . Здесь же он познакомился со знаменитым дирижёром Германом Леви , который благосклонно отнёсся к начинающему композитору и заказал ему оперу на либретто Бирбаума «Одураченная принцесса» ( нем. Die vernarrte Prinzeß ). Но опера, написанная в 1895 году, так никогда и не была исполнена .

Проведя три года в Мюнхене и недолгое время в Париже , Фрид в 1898 году вернулся в Берлин, где сотрудничал с Штерновским певческим союзом. В 1899 году он женился на Густи Ратгебер (бывшей жене Бирбаума), родившей ему двух дочерей . От Ксавера Шарвенки Фрид впервые услышал о Густаве Малере ; в то время музыка Малера редко звучала в концертах, однако в 1903 году Фрид сочинил кантату «Вакхическая песнь» ( нем. Das trunkene Lied ) на тот же текст из « Заратустры » Ф. Ницше , который Малер использовал в своей Третьей симфонии , написанной ещё в 1896-м . В 1904 году известный дирижёр Карл Мук , в то время первый капельмейстер Королевской придворной оперы в Берлине, в одном из концертов исполнил «Вакхическую песнь», — успешная премьера принесла молодому композитору известность, а само сочинение стало неожиданно популярным . В полифоническом стиле этой «романтической фантазии для хора и оркестра» критики отмечали влияние И. С. Баха , а в оркестровке — влияние Р. Вагнера .

Дирижёрская карьера

Успех Фрида-композитора способствовал его дирижёрской карьере: осенью 1904 года, несмотря на небогатый опыт, он сменил Фридриха Гернсгейма на посту дирижёра Певческого союза; начало его деятельности положило триумфальное исполнение фактически неизвестной в Берлине оратории Листа «Святая Елизавета» . В марте 1905 года Фрид был приглашён Францем Шальком в Вену дирижировать своей «Вакхической песнью» . Накануне генеральной репетиции состоялось его знакомство с Малером, — знакомство, быстро переросшее в дружбу и определившее его дальнейшую судьбу . «Меня встретил, — вспоминал Фрид, — небольшой, худощавый человек в очках, с живыми манерами и беспорядочной причёской. Ничто не привлекало в нём, кроме лица — лица аскета с громадным лбом и горящими глазами. Это были совершенно необыкновенные глаза, которые проникали прямо в душу и всех подчиняли своей воле» . Фрида, для которого дирижирование всё ещё оставалось побочным занятием, Малер удивил замечанием, что из него выйдет хороший дирижёр; удивил, поскольку за дирижёрским пультом он Фрида ещё не видел. «Я чувствую своих людей сразу», — объяснил Малер .

Фрид стал старшим среди учеников Малера-дирижёра и одним из первых поклонников Малера-композитора . С венского дебюта началась его блестящая дирижёрская карьера, при прямом участии Малера, передоверившего ему исполнение своей Второй симфонии в Берлине . По свидетельству Отто Клемперера , берлинская премьера прошла с «беспримерным успехом» ; Малер в одном из писем Альме охарактеризовал Фрида как «оригинального, странного клиента», выразив при этом уверенность в его большом будущем .

До 1910 года он был дирижёром Штерновского певческого союза, сотрудничал с различными берлинскими оркестрами, но отдавал предпочтение гастрольной деятельности . В 1905—1910 годах Фрид ежегодно гастролировал и в России; именно в его исполнении российская публика впервые услышала музыку Малера: 28 октября 1906 года в Большом зале Санкт-Петербургской консерватории он дирижировал Второй симфонией своего учителя . Теперь уже дирижирование было его главным занятием, хотя время от времени появлялись и новые сочинения; так, в 1912 году он написал музыкальную драму «Эмигранты» ( нем. Die Auswanderer ) на стихи Эмиля Верхарна в переводе Стефана Цвейга .

После Октябрьской революции Фрид стал первым иностранным дирижёром, посетившим с гастролями Советскую Россию — прорвавшим пятилетнюю культурную блокаду . О своих первых послевоенных гастролях, в 1922 году, Фрид вспоминал: «Я был поражён, с каким рвением, соединенным с любовью к их инструментам, музыканты приступили к работе. В течение нескольких часов было достигнуто больше, чем на многих репетициях с хорошими оркестрами на Западе» .

Активная гастрольная деятельность принесла Фриду широкую известность; первую монографию о нём написал ещё в 1907 году авторитетный музыковед Пауль Беккер ; вторая, принадлежащая не менее известному музыковеду Паулю Штефану , вышла в свет в 1911 году ; Хуго фон Лайхтентритт посвятил Фриду главу в своей книге о современных музыкантах . На протяжении многих лет он выступал с лучшими оркестрами Европы и Соединённых Штатов ; когда, после прихода нацистов к власти , Фриду, как еврею, пришлось покинуть Германию, известность позволяла ему эмигрировать в любую страну, но он выбрал Советский Союз .

В СССР Фрид начинал работать в Тбилиси , затем поселился в Москве и некоторое время руководил Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радиокомитета , с которым продолжал сотрудничать и в последние годы, как и с Государственным симфоническим оркестром СССР ; при этом он много гастролировал по стране, пропагандируя в том числе и современную академическую музыку .

Умер Оскар Фрид в Москве, 5 июля 1941 года , как сообщала газета «Советское искусство», «после продолжительной тяжёлой болезни» .

Творчество

«…Во всём характере этого человека, — писал Николай Аносов, — и даже в его внешнем облике были черты, связывающие его с немецким романтизмом , с движением « Штурм унд дранг », с некоторыми персонажами Теодора Амадея Гофмана . В нем было что-то от Коппелиуса или Миракля. Это сказывалось и в его трактовке музыки, и в его дирижерской технике. Черты сатанинского волшебства были присущи его искусству и всему его облику во время дирижирования. Те, кто имел возможность слышать его не только на концертах, но и во время репетиционной работы, хорошо ощущали это» .

Как дирижёр Оскар Фрид освоил необычайно широкий репертуар; любовь к классикам и романтикам не мешала ему откликаться на всё новое и оригинальное в симфонической музыке, помимо Малера, пропагандировать творчество Ф. Бузони , А. Шёнберга , И. Стравинского , Я. Сибелиуса , Ф. Дилиуса ; во многих странах именно под его управлением состоялись премьеры ряда сочинений Р. Штрауса и А. Скрябина , К. Дебюсси и М. Равеля .

Совершенно особое отношение было у Фрида к Малеру. Прежде всего к Малеру-дирижёру: «поддавшись силе артистического обаяния великого музыканта», как писал впоследствии сам Фрид, он стал часто гостить в Вене, чтобы присутствовать не только на всех концертах и оперных постановках Малера, но, по возможности, и на репетициях . «Я знал, — вспоминал он, — многих знаменитых дирижеров, но ни один из них не мог сравниться с Малером в его способности чувствовать стиль исполняемого произведения, читать между строк замысел композитора и передавать его оркестру. […] На его репетициях я учился понимать музыку, то, что скрыто за нотными знаками, за оркестровыми тембрами, учился понимать душу произведения» . В дирижёрском стиле самого Фрида, в интерпретации сочинений романтиков, прежде всего Ф. Листа и Г. Берлиоза , специалисты отмечают малеровские черты: железную волю, пронизывающую всё исполнение, властно подчиняющую себе как оркестр, так и слушателей, неистовый темперамент .

К моменту их знакомства величие Малера-дирижёра было уже общепризнано; совершенно иначе обстояло дело с его музыкой, — Фрид стал одним из тех преданных поклонников-дирижёров, которые на протяжении десятилетий пропагандировали музыку Малера, пока не пришло, по словам Леонарда Бернстайна , «его время» . В репертуаре Фрида сочинения учителя всегда занимали важное место, а осенью 1920 года он провел в Вене цикл концертов, в которых прозвучали восемь симфоний, « Песнь о земле », три вокальных цикла и даже сейчас редко исполняемая ранняя кантата «Жалобная песня». Наконец, Фрид стал первым дирижёром, который отважился записать музыку Малера на пластинки: в 1923 году он записал на фирме « Polydor » Вторую симфонию .

Но, по сравнению с другими знаменитыми учениками Малера-дирижёра — Бруно Вальтером и Отто Клемперером , — Фрид умер слишком рано, чтобы оставить вполне доброкачественные в техническом отношении записи; к тому же, переселившись в СССР, он выпал из поля зрения европейской музыкальной общественности . Он оказался в тени, лишь недавно интерес к его творчеству возродился, и в 2005—2007 годах американская фирма «Music & Arts» выпустила три компакт-диска с его записями под названием «Оскар Фрид — забытый дирижёр» .

Литература

  • Аносов Н. П. Оскар Фрид // Н. П. Аносов. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания современников / Сост., общ. ред. и комм. В. П. Варунца. — М. , 1978.
  • Григорьев Л., Платек Я. Оскар Фрид // . — М. : Советский композитор, 1969.
  • Дашунин А. . Библиотека . Сайт Андрея Дашунина. Дата обращения: 28 июля 2015.
  • Дашунин А. // Густав Малер и Россия / Ред.-сост. Д. Петров. — М. : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2010. — С. 37–40 .
  • Дашунин А . Оскар Фрид исполняет Вторую симфонию Малера. // Густав Малер и музыкальная культура его времени. Материалы международной научной конференции. -- М.: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2013. -- С. 167-179.
  • Фрид О. Из воспоминаний дирижёра // Густав Малер. Письма. Воспоминания. — М. : Музыка, 1968. — С. 436—442.
  • Krautwurst, Franz. (нем.) // Neue Deutsche Biographie. — 1961. — Bd. 5 . — S. 442—443 .
  • Henry-Louis de La Grange . Gustav Mahler. vol. 3: Vienna: Triumph and Disillusion (1904–1907).. — Oxford: OUP, 2000. — 1000 с. — ISBN 9780193151598 .

Примечания

  1. Фрид Оскар // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. Krautwurst, Franz. (нем.) // Neue Deutsche Biographie. — 1961. — Bd. 5 . — S. 442 . 24 сентября 2015 года.
  3. , с. 436.
  4. Дашунин А. . Библиотека . Сайт Андрея Дашунина. Дата обращения: 28 июля 2015. 5 марта 2016 года.
  5. , с. 437.
  6. , с. 50.
  7. , с. 243.
  8. , с. 439.
  9. .
  10. , с. 242.
  11. , с. 244.
  12. , с. 440.
  13. , с. 37.
  14. Клемперер О. Мои воспоминания о Густаве Малере // Густав Малер. Письма. Воспоминания. — М. : Музыка, 1968. — С. 503.
  15. , с. 39—40.
  16. Цит. по: Дашунин А. Дирижёр Оскар Фрид
  17. Paul Bekker: Oskar Fried. Sein Werden und Schaffen. Berlin 1907
  18. Paul Stefan: Oskar Fried. Das Werden eines Künstlers. Berlin 1911
  19. Hugo Leichtentritt. Oskar Fried. In: Monographien moderner Musiker. Bd. 1. Leipzig, 1906. S. 46-58
  20. , с. 441—442.
  21. Бернстайн Л. Малер — его время пришло (пер. с англ.) // Советская музыка. — 1968. — № 3 .
  22. . Une discographie de Gustav Mahler . Vincent Moure. Дата обращения: 29 июля 2015. 8 июля 2015 года.
  23. , с. 38.
Источник —

Same as Фрид, Оскар