Interested Article - Затундра

Зату́ндра — историческое название ле­со­тун­д­ро­вой об­ласти на Таймыре вдоль рек Пясина , Хета и Хатанга , ог­ра­ни­чен­ной с за­па­да кли­ном от­кры­той тун­д­ры . Термин Затундра возник благодаря тому, что продвигающиеся через Западно-Сибирскую равнину (с её преобладающим тундровым рельефом) русские путешественники встречали полосу северной тайги на правом берегу Енисея : эту местность называли «за тундрой».

Природно-климатические условия

Овцебык
Берег Котуйкана (бассейн Хатанги)

Затундра обладает уникальным микроклиматом, благоприятным для произрастания лесов в арктических условиях. Древесная растительность заходит так далеко на север, как нигде на Земле — до 73° северной широты (в районе реки Хатанги) . В частности, даурская лиственница образует здесь самые северные в мире лесные массивы: рощу Ары-Мас , что в переводе с долганского означает «остров леса» , и Лукунский лес .

Тем не менее, климатические условия — суровые, стабильные положительные температуры наблюдаются лишь с июня до начала сентября (при этом заморозки бывают в июне и августе). Зимой нередки 50-градусные морозы, в июле температура может достигать 30 градусов тепла (но в среднем дневные максимумы июля — около 20 градусов). Реки скованы льдом с начала октября по начало июня.

Животный мир представлен различными видами пушных зверей ( горностай , росомаха , соболь , песец ), зайцем-беляком , тундровым волком , овцебыком и грызунами . Овцебыки водились здесь последними в Евразии (известна находка палеонтолога Николая Верещагина — череп овцебыка с простреленной лицевой костью; это позволило предположить, что последние овцебыки были выбиты охотниками здесь уже в историческое время ). В XX веке овцебыки снова были интродуцированы на Таймыре из канадской популяции. Овцебыки — одни из немногих крупных млекопитающих Арктики, переживших позднеплейстоценовое вымирание . Как и в целом на Таймыре в Затундре нередки находки бивней мамонтов .

История

Доисторическая эпоха

Людские поселения в Затундре прослеживаются в течение тысячелетий. Заполярная экспедиция Ленинградского отделения Института археологии под руководством Леонида Хлобыстина при раскопках в 100 км к северу от Норильска в 1978 году обнаружила следы металлургических мастерских, где выплавлялась бронза из местного сырья. На стоянке Абылаах 1 (1150 год до нашей эры) археологи нашли бронзолитейную мастерскую — самую северную из известных в настоящее время. При этом применялись тигли из песчаника, использовались лигатуры из сурьмы, свинца и висмута. Образцы бронзы, найденные при археологических раскопках, были проанализированы на предмет соответствия с различными месторождениями меди. Это позволило установить, что пясинские металлурги добывали медь из руд местного месторождения Норильск-1 и из залежей самородной меди в пределах плато Хараелах . Однако свинец и висмут доставлялись издалека (за тысячу километров по Енисею), что говорит о налаженных торговых связях уже в то время. Местная пясинская археологическая культура сформировалась под влиянием ымыяхтахской культуры , возникшей в Якутии, где бронзу научились производить ранее. В тот период климат в Затундре был заметно мягче нынешнего.

Постепенно бронзовые изделия стали заменяться железными. В конце I тысячелетия нашей эры на Таймыр из Западной Сибири приходят носители вожпайской культуры, которые, вероятно, стали предками современных нганасан и энцев.

Русская колонизация

Карта станков Хатангского тракта (составлена В.И.Дьяченко по работам Б.О.Долгих)

Русские стали проникать в Затундру с XVI века, в основном это были переселенцы из восточного Поморья .

На европейских картах XVI—XVIII века Затундра не выделялась в качестве особой территории, однако на карте Страленберга 1730 года по соседству находились такие области, как Лукоморье и Сикомора .

В результате взаимодействия местных народов с русскими мигрантами образовался новый субэтнос — затундренные крестьяне , первое документальное упоминание о которых относится к 1610 году . Пер­вые затундренные крестьяне бы­ли из по­сад­ских и слу­жи­лых лю­дей, которые поселились там позд­нее нгана­сан и эн­цев , но рань­ше эвен­ков и дол­ган . С начала XVIII века здесь появляются крестьяне- староверы , которые приезжали на Тай­мыр не­ле­галь­но.

Затундренные крестьяне за­ни­ма­лись охо­той на пуш­но­го зве­ря, ди­ко­го оле­ня и пти­цу, ры­бо­лов­ст­вом, и первыми на Тай­мы­ре внедрили ез­до­вое со­ба­ко­вод­ст­во. Важнейшим источником их дохода был пушной промысел, прежде всего добыча песца с помощью ловушек. К XIX веку численность затундренных крестьян резко сократилась из-за эпидемий, вторая половина XVIII века была одной из наиболее холодных в ходе Малого ледникового периода .

В Затундре существовали многочисленные поселения («станки» — от слова стан), состоящие обычно из нескольких изб. Несмотря на малочисленность каждого поселения (несколько семей, в крупнейших жили десятки семей) их население часто было смешанным (затундренные крестьяне, местные народности, якуты ), при этом языком общения как правило был долганский . В XIX и начале XX века шёл процесс перехода затундренных крестьян на долганский язык .

На основе станков был образован зимний , действовавший в течение трёх столетий и являвшийся путём в российскую Арктику. Зимник работал с конца октября по май. Каждый станок на тракте представлял собой «станцию», на которой можно было взять сани-«балок» и упряжку оленей. «Балок» выглядел как утеплённый деревянный ящик, поставленный на полозья, в котором находился человек. Открытые сани для длительных переходов не использовались из-за сильной пурги и крепких морозов.

Летом работал речной путь, при этом Енисей был связан с Хатангой двумя волоками . На волоке между бассейнами Пясины и Хатанги выросло сравнительно крупное поселение Волочанка , основанное в 1643 году отрядом стрельцов под руководством Василия Сычева.

В XIX веке существовала Затундринская волость. Известен эпизод, когда власти Енисейской губернии, обеспокоенные падением влияния религии в Затундринской волости, ассигновали 6 тысяч рублей для ремонта церкви и постройки домов для священника и дьякона .

Современность

В 1927 г. был образован Хатангский район , включённый сначала в Якутскую АССР, а с 1930 года — в Таймырский национальный округ Красноярского края (ныне Хатангское сельское поселение ). С 1930 г. существовал Авамский район с центром в Волочанке (упразднён в 1964 году), ныне его территория входит в городское поселение Дудинка .

В 1937 году в Волочанке открыты библиотека и школа-интернат для детей из тундры. В 1955 году в Волочанку своим ходом пришли первые 4 трактора, а в конце 1970-х проложен зимник, что позволило осуществлять доставку грузов на машинах.

« Норникель » собирается к 2035 году возвести туристический комплекс «Затундра» у озера «Мелкое» с объёмом инвестиций около 20 млрд рублей .

Примечания

  1. от 24 мая 2022 на Wayback Machine , Большая российская энциклопедия
  2. от 16 февраля 2020 на Wayback Machine , Заполярный вестник, 24 июня 2019 года.
  3. , изд-во "Плановое хозяйство", 1929г., с. 24.
  4. . Дата обращения: 23 марта 2021. 18 мая 2021 года.
  5. от 17 апреля 2021 на Wayback Machine , Энциклопедия Красноярского края.
  6. , WWF .
  7. . www.vokrugsveta.ru. Дата обращения: 24 марта 2021. 27 ноября 2019 года.
  8. от 27 ноября 2020 на Wayback Machine , изд-во Апекс, 2009, с. 8-9.
  9. от 22 апреля 2021 на Wayback Machine , ТАСС , 7 ноября 2017 года.
  10. от 31 августа 2021 на Wayback Machine , электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
  11. от 4 марта 2021 на Wayback Machine , сайт «Русский контур».
  12. John P. Ziker. Peoples of the Tundra: Northern Siberians in the Post-Communist Transition. Waveland Press, 2002. P.71.
  13. от 22 апреля 2021 на Wayback Machine , Энциклопедия Красноярского края.
  14. от 27 февраля 2021 на Wayback Machine , сайт Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района
  15. . — Дудинка: МБУК «Дудинская ЦБС», 2012. — 178 с. 18 октября 2014 года. . Дата обращения: 24 марта 2021. Архивировано 18 октября 2014 года. .
  16. , Пресс-лайн, 24 октября 2023 года.
Источник —

Same as Затундра