Interested Article - Невзад Ханым-эфенди

Невза́д Ханы́м-эфе́нди ( тур. Nevzad Hanım Efendi ), также была известна как Ниме́т Баргу́ ( тур. Nimet Bargu ) и Ниме́т Сефероглу́ ( тур. Nimet Seferoğlu ; 2 марта 1902, Стамбул — 23 июня 1992, там же) — четвёртая жена последнего османского султана Мехмеда VI Вахидеддина . Невзад стала последней женщиной в османской империи, ставшей женой правящего султана.

Имя и титул

Турецкий историк Недждет Сакаоглу называет её «Невза́д» ( тур. Nevzad ) с титулом кадын-эфенди , отмечая, что в документах встречаются варианты «Нежа́т» ( тур. Nejat ) и «Ниме́т» ( тур. Nimet ) . Другой турецкий историк Чагатай Улучай указывает имя «Нежа́т» ( тур. Nejat ) с титулом четвёртой кадын-эфенди . Османист Энтони Олдерсон, как и Сакаоглу, даёт ей имя «Невза́д» ( тур. Nevzad ) . Османист Дуглас Скотт Брукс в индексе имён династии называет её «Невза́д» ( тур. Nevzad ), указывая и двойное имя — «Ниме́т Невза́д» ( тур. Nimet Nevzad ) .

Придворная дама главной жены Мехмеда VI Эмине Назикеды Кадын-эфенди указывает имя «Невзад» и титул , отмечая, что имя «Нимет» было дано девушке при рождении . Лейла также указывает, что по неясной причине султан так и не дал Невзад титул кадын-эфенди, однако по слухам одной из наиболее достоверных причин мог быть тот факт, что она не родила детей Мехмеду . Турецкий мемуарист Харун Ачба касательно имени подтверждает версию Лейлы-ханым, называя её второй с титулом ханым-эфенди ; он также отмечает, что несмотря на смену имени во дворце многие называли её прежним именем .

Биография

Происхождение

Недждет Сакаоглу и Дуглас Скотт Брукс предполагали, что Невзад родилась в Стамбуле в 1902 году ; ссылаясь на письмо Нихаля Атсыза к Чагатаю Улучаю, Сакаоглу и сам Улучай называют её турчанкой , с детства воспитывавшейся во дворце . Олдерсон указывает датой рождения Невзад 2 марта 1902 года . Улучай также пишет, что родилась она 2 марта 1902 года, указывая местом рождения Стамбул . Лейла Ачба же пишет, что Невзад родилась в Стамбуле в 1898 году и была дочерью придворного садовника покойного Абдул-Хамида II Шабана-эфенди, абхазца по происхождению . Харун Ачба даёт несколько дат рождения, в том числе и ту, что называет Лейла-ханым. Он пишет, что официальной считалась дата 2 марта 1902 года, однако в дворцовых документах, в которых указан состав гарема Зияеддина-эфенди , указывается: «… Нимет, 1 зу-ль-када 1317, дочь садовника Шабана-эфенди» — это соответствует 2 марта 1900 года. Однако семья Баргу считала, что на момент смерти Невзад в 1992 году ей было 90 лет, а значит родилась она в 1902 году. Он отмечает, что, возможно, в гаремных книгах возраст девушки был завышен .

Харун Ачба называет Невзад турчанкой и указывает, что родилась она в каменном особняке камергера султана Мехмеда V Решада Хусейн-бея в бешикташском квартале в семье Шабана Баргу (1873—1910 ) и Хатидже-ханым (1877—после 1934 ) , дочери Мустафы Али Кезбана ; он отмечает, что жена Хусейна, Эда-ханым, приходилась тёткой Шабану, а семья Баргу происходила из бартынской деревни Устаоглу. Харун также пишет, что Лейла называет Шабана албанцем , однако это ошибка, поскольку семья Баргу была турецкой, как и деревня Устаоглу; он пишет, что такая путаница возникла вероятно потому, что в те времена дворцовыми садовниками были в основном албанцы . Лейла сообщает о том, что помимо Невзад в семье была по меньшей мере ещё одна дочь Несрин-ханым, на два года младше самой Невзад . Харун пишет, что своё имя Несрин получила уже в гареме, а до этого носила имя Эмине Хайрие ; он также отмечает, что помимо Несрин (1905—1988) и Невзад в семье были дочь Фатьма Тюзехра Невзер-ханым (1906—после 1934) и сын Салих-бей (1908—19??) . После смерти отца воспитанием девочек занималась тётка и её муж Хюсейн-бей, который состоял в родстве с главным гардеробщиком Сабит-беем .

Улучай пишет, что изначально Невзад находилась в гареме Мехмеда V Решада и после его смерти была переведена в гарем его брата Мехмеда VI Вахидеддина . Брукс пишет, что Невзад попала на службу к Решаду в 1910 году, а в 1918 году была переведена в гарем Вахиддина . Однако Лейла-ханым и Харун Ачба опровергают эту версию: они пишут, что дочери Шабана были переданы во дворец под опеку казначея боснийки Невфер-ханым, которая, в свою очередь, передала девочек в распоряжение Джейланьяр-ханым, служившей в покоях Зияеддина-эфенди . Харун Ачба отмечает, что в гарем Решада, к которому относился и гарем его сына Зияеддина, девочки попали в 1913 году . По словам Лейлы и Харуна Ачба, по традиции со смертью Решада Невзад с другими домочадцами покойного султана была вынуждена покинуть султанский дворец, однако через несколько дней, услышав, что в гарем нового султана ищут молодых девушек, она вернулась в Йылдыз .

Жена султана

Харун Ачба отмечает, что неизвестно когда и при каких обстоятельствах Вахидеддин познакомился с Невзад, однако он указывает, что изначально она попала на службу к султану, а уже потом между ними завязались отношения . По общепринятой версии 1 сентября 1921 года Невзад стала женой султана Мехмеда VI Вахидеддина ; в то же время Брукс пишет, что брак был заключён в январе 1921 года, когда Невзад было 18 лет . Сакаоглу же отмечает, что на тот момент ей было 19 лет, её супругу 60 лет, а его дочерям Ульвие и Сабихе 29 и 27 лет соответственно. Невзад стала последней женой Мехмеда VI и последней женщиной, вышедшей замуж за правящего султана . Сразу после свадьбы Невзад забрала ко двору и сделала своей придворной дамой свою сестру Несрин, получившую в гареме имя Садира. Для проживания четвёртой жене Мехмеда VI был выделен собственный особняк на территории дворца Йылдыз . Брак оставался бездетным .

Сакаоглу пишет, что до того как стать женой султана Невзад считалась самой умной, интеллигентной и прилежной ученицей в гареме ; Улучай добавляет, что она очень любила читать . Лейла-ханым подтверждает факт любви Невзад к чтению, дополняя, что она не любила музыку и лишь изредка могла послушать восточную лирику в исполнении сазистов . Олдерсон, ссылаясь на воспоминания мужа Улвие-султан Али Хайдара, отмечает, что эта девушка часами развлекала Вахидеддина в личных покоях во дворце Йылдыз , из-за чего султану приходилось постоянно отменять назначенные встречи . Лейла-ханым отмечает, что Невзад действительно была очень красивой женщиной и второй после Неваре , кто очаровывал всех во дворце . При этом, ссылаясь на жену Зияеддина Мелексейран-ханым, Лейла пишет, что насколько доброй и благородной женщиной была мать Невзад Хатидже-ханым, настолько же сама она была надменной, двуличной, неуживчивой и скандальной женщиной . Она также пишет, что именно Невзад султан Мехмед доверял больше всего .

Упразднение султаната

1 ноября 1922 года правительство в Анкаре приняло решение о разделении халифата и султаната и упразднении последнего. Сакаоглу пишет, что в первые дни после упразднения султаната Вахидеддин провёл тайные приготовления и 17 ноября 1922 года сбежал, при этом его семья и невольницы, не знавшие о происходящем, остались в гареме дворца Йылдыз беззащитными. Согласно Сакаоглу и Улучаю, заботу о них взял на себя новый халиф Абдулмеджид-эфенди , поселивший женщин брата в покоях дворца в Ортакёе . Однако Лейла Ачба сообщает, что ещё 15 ноября вечером Мехмед вызвал к себе главную жену Назикеду и предупредил её о предстоящем отъезде; позднее он также оповестил о поездке остальных жён и дочерей. Лейла также отмечает, что Мехмед Вахидеддин последние 15 дней султаната провёл в покоях Невзад, не покидая их, и лишь у неё искал утешения. Кроме того, бывший султан планировал взять с собой Невзад, однако впоследствии и её он оставил в Стамбуле . Отъезд бывшего султана держался в тайне, поскольку во дворце опасались, что правительство в Анкаре отдаст приказ о казни всей его семьи . В половине восьмого утра 17 ноября Мехмед Вахидеддин покинул дворец; по воспоминаниям Лейлы-ханым, никакого личного прощания с жёнами не было — домочадцы свергнутого султана, в числе которых была Невзад, спустились в его покои и из окна наблюдали, как Мехмед с небольшой свитой покидает дворец .

18 ноября анкарское правительство потребовало освободить дворец Йылдыз. В качестве места жительства, согласно Лейле-ханым, Абдулмеджид предоставил женщинам дворец Ферие . Поскольку других вариантов не было, женщины Мехмеда VI согласились на переезд . Лейла-ханым пишет, что когда она с другими женщинами прибыла в Ферие, она пришла в ужас от увиденного: в покоях, предназначавшихся главной жене Мехмеда VI, из обстановки были только кровать и табуретка, в комнатах других жён, свиты и слуг не было и этого . Кроме того, Лейла-ханым пишет, что, поскольку правительство не взяло на себя обязательств по содержанию гарема свергнутого султана, женщины голодали; позднее выяснилось, что средства на питание выделялись из казны регулярно, однако из-за интриг управляющей Ферие Махмуре-ханым деньги эти до адресатов не доходили. Помимо скудных средств из казны женщины бывшего султана тратили золото, скопленное ими до свержения султаната . Поскольку содержать большой штат прислуги было нецелесообразно, в течение двух месяцев с позволения башкадын Назикеды из 60 женщин половина покинула дворец . При этом, Харун Ачба отмечает, что Невзад пользовалась большим уважением нового правительства и не вела настолько тяжёлой жизни в заключении, как другие женщины .

Согласно воспоминаниям Лейлы-ханым, обитательницам Ферие было запрещено выходить из дворца, как и принимать в нём кого-то извне . Навещать женщин разрешалось только дочерям главной жены и их придворным дамам . Несмотря на это, Харун Ачба сообщает, что узниц навещала бывшая придворная художница Эсмерай-ханым, нарисовавшая портреты женщин, заключённых в Ферие . Также за дворцом был установлен полицейский надзор . В феврале 1923 года женщинам, и без того отрезанным от внешнего мира, запретили писать письма; этот запрет удалось обойти только благодаря тому, что падчерицы Невзад и их придворные дамы тайком проносили корреспонденцию в своих одеждах . 12 октября 1923 года в Анкаре было созвано Великое национальное собрание Турции , провозгласившее создание Турецкой республики . Примерно 3 декабря башкадын-эфенди было объявлено, что государство более не может содержать гарем бывшего султана и свиту придётся распустить .

Изгнание династии

В 1924 году был издан указ о высылке членов династии Османов за пределы страны .

Лейла-ханым пишет, что 4 марта в 8 утра обитательницы Ферие были собраны в одной из комнат дворца, где им было объявлено, что все члены семьи Мехмеда VI должны покинуть страну; мужчинам давалось 24 часа, женщинам — 10 суток. Те, кто не уедет добровольно в установленный срок, будут выдворены из страны силой . Ранее тем же утром тайно вывезен из страны был халиф Абдулмеджид со своей семьёй . Лейла-ханым пишет, что к этому моменту у обитательниц дворца уже почти не было ни денег, ни драгоценностей, которые можно было продать . 5 марта женщины стали свидетельницами разграбления особняка сына Абдул-Азиза шехзаде , примыкавшего к Ферие; грабёж этот, по словам Лейлы, происходил под руководством полиции . Башкадын-эфенди распорядилась, чтобы оставшиеся ценности спрятали в одеждах. Вечером того же дня надзиравший за дворцом Шукрю-бей самолично открыл двери и впустил толпу для разграбления Ферие . Лейла-ханым отмечает, что хотя самих их не тронули, благодаря храбрости и заступничеству главной жены, в тот день из Ферие вынесли всё, в том числе мебель и личные вещи, кроме тех, что были надеты на самих женщинах . На следующий день было принято решение об отъезде жён Вахидеддина к нему в Сан-Ремо, организацией поездки занимались его дочери . С главной женой Мехмеда Вахидеддина собирались отправиться вторая и третья жёны — Мюведдет и Неваре соответственно. Сама Невзад приняла решение вернуться к родителям ; 7 марта Невзад с двумя женщинами, переодевшись в одежду служанок, тайно покинула дворец .

О дальнейших событиях рассказывают Сакаоглу, Улучай и Харун Ачба, поскольку Лейла-ханым более с Невзад не виделась. Когда Вахидеддин бежал в Сан-Ремо, он особо искал возможности привезти к себе Невзад, однако девушка проживала у тётки, которая хотела выдать её за какого-то капитана. Сафие Унювар, обучавшая султанш и наложниц в гареме и ранее несколько раз навещавшая Невзад среди других жён султанов, находившихся в заключении, пишет, что в особняке шехзаде Зияеддина-эфенди в квартале Хайдарпаша виделась с девушкой и её тёткой. Когда девушка на пару минут вышла из покоев, её тётка обратилась к Сафие-ханым: «Невзад очень Вам доверяет. Султан Вахидеддин зовёт её в Италию, в Сан-Ремо. Они до сих пор женаты. Она хочет поехать. Остановите её. Я отдам её за капитана», а сама Невзад отозвала Сафие в сторону и показала письма Вахидеддина, где он писал, что она по прежнему остаётся его женой и должна приехать к нему. Сакаоглу и Улучай пишут, что вопреки воле тётки и, вероятно, по совету Сафие-ханым, Невзад поехала в Сан-Ремо и оставалась с Вахидеддином до его смерти, а затем вернулась в Турцию . Харун Ачба пишет, что воссоединение Невзад с мужем состоялось в мае 1924 года . Брукс, не указывая подробностей, пишет, что Невзад последовала в изгнание вслед за мужем .

Харун Ачба пишет, что через несколько месяцев после отъезда Невзад к ней присоединилась её сестра Несрин. Невзад поселилась на вилле Магнолия вместе с другими членами семьи свергнутого султана. Румейса Аредба , придворная дама главной жены Назикеды , писала своей двоюродной сестре Рухидильбер-ханым, что Невзад со своей сестрой бесконечно болтали, замолкая лишь в присутствии башкадын . В целом, жизнь Невзад в Сан-Ремо была довольно однообразной, однако изгнание её оказалось недолгим — 16 мая 1926 года Мехмед Вахидеддин внезапно умер на руках у Невзад, а сама она смогла вместе с сестрой вернуться в Турцию в дом тётки . До конца жизни она ни с кем не говорила о покойном муже и, когда один журналист добился встречи с ней в 1974 году и заговорил о её жизни с Мехмедом Вахидеддином, она ответила: «Я похоронила это время глубоко в сердце» .

Второй брак и смерть

Ссылаясь на труд Йылмаза Озтуны «Государства и Династия», Сакаоглу пишет, что Невзад, вышедшая в 1928 году за капитана Зеки-бея, в 1974 году ещё жила в ялы близ Анадолухисара в Стамбуле . Улучай также пишет, что Невзад снова вышла замуж, однако никаких подробностей брака и дальнейшей жизни не приводит . Харун Ачба пишет, что в 1928 году тётка выдала Невзад, взявшую своё «девичье» имя, за Зию Сефероглу ; в этом браке у Невзад родились в 1928 году дочь Сыдыка Сельчук и в 1931 году сын Шабан Мустафа . По словам Ачбы, супруги проживали в доме Зии в в квартале Гёксу в Стамбуле , где Невзад скончалась 23 июня 1992 года. Тело Невзад было захоронено на

Дуглас Скотт Брукс пишет, что по возвращении в Турцию Невзад занялась написанием мемуаров, которые были опубликованы в 1937 году под названием «От Йылдыза до Сан-Ремо». Он также без подробностей сообщает о втором браке Невзад и её смерти в 1992 году .

Примечания

  1. , s. 200.
  2. , s. 707.
  3. , s. 264.
  4. , p. 176.
  5. , s. 286.
  6. , с. 127.
  7. , с. 128.
  8. , s. 203.
  9. , s. 201.
  10. , s. 206.
  11. , s. 202.
  12. , с. 127—128.
  13. , s. 707—708.
  14. , p. 176 (note 5).
  15. , с. 128—129.
  16. , s. 705—706.
  17. , s. 262.
  18. , с. 145—146.
  19. , с. 146.
  20. , с. 147.
  21. , с. 154.
  22. , с. 155—156.
  23. , с. 158.
  24. , с. 159.
  25. , с. 159—160.
  26. , с. 160.
  27. , s. 186.
  28. , с. 165.
  29. , с. 172.
  30. , s. 706.
  31. , с. 175.
  32. , s. 263.
  33. , с. 176.
  34. , с. 178.
  35. , с. 179.
  36. , с. 180.
  37. , с. 180—181.
  38. , с. 183—184.
  39. , с. 184.
  40. , s. 708.
  41. , s. 203—204.
  42. , s. 204.
  43. , s. 204—205.
  44. , s. 205.
  45. , s. 205—206.

Литература

  • Ачба, Лейла. / пер. с тур. Авидзба В. Д.. — Сухум: АН Абхазии. АбИГИ им. Д. И. Гулиа, 2017. — 200 с.
  • Alderson An. D. (англ.) . — Oxford: Clarendon Press, 1956. — 186 p.
  • Açba, Harun. (тур.) . — Profil, 2007. — 221 p. — ISBN 978-9-759-96109-1 .
  • Brookes, Douglas Scott. . — University of Texas Press, 2010. — С. 286. — ISBN 0292783353 , 9780292783355.
  • Sakaoğlu, Necdet. Bu mülkün kadın sultanları: Vâlide sultanlar, hâtunlar, hasekiler, kadınefendiler, sultanefendiler (тур.) . — Oğlak Yayıncılık, 2015. — С. 675—676. — ISBN 978-9-753-29623-6 .
  • Uluçay, M. Çağatay. (тур.) . — Ötüken, 2011. — 312 p. — ISBN 9754378401 , 9789754378405.
Источник —

Same as Невзад Ханым-эфенди