Interested Article - Франжоли, Людмила Тимофеевна
- 2021-09-15
- 1
Людми́ла Тимофе́евна Франжо́ли (или Франжоли́ ) ( 23 июля 1896 , Вятка — 12 июня 1992 , Ирбит , Свердловская область ) — актриса провинциальной сцены. Дочь революционеров- народников Т. А. Франжоли и М. А. Франжоли , сестра революционера и журналиста Владимира Франжоли . Племянница революционеров Андрея Франжоли , Николая Франжоли и Дмитрия Франжоли .
Училась на Стебутовских высших женских сельскохозяйственных курсах в Петрограде . Там же обучалась актёрскому мастерству в Художественно-драматической школе В. П. Василёва. Впоследствии играла в Вятке, Костроме , Ростове , Рыбинске , Ярославле , Пошехонье , Перми , Невьянске , Ирбите . В Пошехонье актриса познакомилась с юным А. И. Райкиным . В театрах играла как драматические, так и комедийные роли. В конце своей шестидесятидвухлетней театральной карьеры с успехом исполняла роли хара́ктерных старух.
Согласно семейным преданиям, озвученным Людмилой Франжоли, херсонский род Франжоли вёл своё начало от итальянского гарибальдийца родом из Триеста , эмигрировавшего в Россию от преследования австро-венгерских властей.
Биография
Будущая актриса родилась в Вятке в семье политических ссыльных Тимофея Афанасьевича и Марии Анисимовны Франжоли. Самая младшая, она была не первым ребёнком в семье, носящим имя Людмила, Людмилой также звалась первая дочь Тимофея Франжоли, родившаяся в 1879 году и приехавшая с родителями в вятскую ссылку из Херсона . Старшая Людмила Франжоли умерла от плеврита в середине 1880-х годов. Кроме Людмилы, в семье росли братья Николай, Владимир и Виктор, сёстры Нина и Надежда .
Интерес к театру у девочки проявился в детстве, она вспоминала об этом так :
Сценой я заболела лет с восьми, ещё до гимназии. Меня повели в театр. Шла мелодрама, очень сентиментальная, называлась «Материнское благословение»
— Сергей Гамов, «Перешагнув судьбы экватор…»
Затем, обучаясь в вятской гимназии, Людмила посещала самодеятельный драмкружок. В 1914 году она уехала в Петроград учиться на высших женских сельскохозяйственных курсах имени И. Д. Стебута . Позднее Людмила Тимофеевна вспоминала, что одновременно тайком от родителей посещала художественно-драматическую школу В. П. Василёва. Возможно, память её подвела, потому что режиссёр и артист театра Попечительства о народной трезвости при Народном доме Николая II В. П. Василёв открыл свою двухгодичную школу лишь с 1 сентября 1916 года , но ни отца, ни матери к тому времени уже не было в живых . Во время революции Л. Т. Франжоли была вынуждена покинуть Петроград, не окончив театральные курсы, поскольку художественно-драматическая школа из столицы переместилась в Сибирь. Летом 1917 года она вернулась в Вятку и работала там в Красноармейском клубе, театральным коллективом которого руководил В. Н. Крамольников, режиссёр и актёр городского Драматического театра .
Кроме участия в театральной самодеятельности, Людмила работала агентом на сельскохозяйственной переписи населения 1917 года , ходила по деревням, общалась с крестьянами, близко познакомилась с жизнью села. Помимо этого, участвовала в деятельности Вятской окружной комиссии по делам о выборах во Всероссийское учредительное собрание , поддержав эсеровский партийный список кандидатов. С февраля 1920 года профессионально работала на театральной сцене, но братья и сёстры не разделяли её увлечение театром. Брат Николай был погружён в хозяйственные заботы, он был наследником отцовской кондитерской фабрики, братья Владимир и Виктор, сестра Нина были участниками революционных событий на стороне РСДРП и партии социалистов-революционеров . Впоследствии Людмила Тимофеевна работала на сценах Перми , Костромы, Ростова, Рыбинска, Ярославля, Пошехонья (там она проработала 19 лет) .
В Пошехонье Людмила познакомилась с артистом Пошехоно-Володарского театра Николаем Николаевичем Кудрявцевым и вышла за него замуж, сохранив для театра фамилию родителей, родила сына и дочь. Там же, в Пошехонье, в 1930-е годы она познакомилась с молодым Аркадием Райкиным . Детали этого знакомства выглядят не совсем правдоподобными. Так, Аркадий Исаакович, по рассказу Ольги Николаевны Матусевич — дочери Людмилы Тимофеевны, был выслан в Пошехонье на поселение за политические взгляды, что опять таки противоречит общеизвестным фактам — А. И. Райкин в действительности не подвергался никаким политическим репрессиям. После амнистии Райкина и его последующего отъезда в Ленинград их знакомство прекратилось. С 1947 года Людмила Франжоли работала в труппе Невьянского драматического театра до его закрытия, с 1950 года — в Ирбитском драматическом театре , в последнем она была до 1980 года, где выступала в драматических и комедийных ролях (часто вместе с мужем). Начиная с 1966 года Ирбитский горисполком ходатайствовал о присвоении звания « заслуженная артистка РСФСР », но звание так и не было присвоено .
Репертуар артистки состоял как из драматических, так и комедийных ролей в классических пьесах А. Н. Островского , Н. В. Гоголя , А. С. Пушкина , М. Ю. Лермонтова , Л. Н. Толстого , Ф. Шиллера , У. Шекспира и в пьесах советских авторов ( Максим Горький , Борис Лавренёв , Виктор Розов , Михаил Шатров ). Героинями Франжоли были и салонные дамы, и бытовые персонажи-простушки, в конце жизни весьма возрастные, поскольку на сцене она играла в течение 62 лет и вынуждена была покинуть театр в 84 года. В уральской журналистике за ней закрепился эпитет «легендарной старухи», запомнившейся зрителям колоритными образами Матрёны, Марьи, Фёклы, Агафьи, Мавры и тому подобными ролями из амплуа хара́ктерных театральных старух .
Л. Т. Франжоли скончалась 12 июня 1992 года в Ирбите. Директор Ирбитского драматического театр имени А. Н. Островского Борис Григорьевич Гинзбург сам изготовил крест на могилу легендарной актрисы .
История семьи
Из не во всём достоверных воспоминаний Л. Т. Франжоли и её дочери Ольги следует, что дед Афанасий Франжоли был не херсонским купцом, а итальянским рыбаком, примкнувшим к гарибальдийцам. В конце 1860-х годов рассеянные остатки отрядов Джузеппе Гарибальди искали убежища в соседних с Италией странах. Афанасий Франжоли, первоначально вместе с семьёй обосновавшийся в Триесте , вынужден был спасаться от папской власти на Балканах . Будучи раненым, он погрузил всю семью на повстанческое судно и через Албанию и Македонию отправился в Крым , по дороге, чтобы не умереть с голоду, занимаясь пиратством. После этого он скитался по городам юга России .
Факт «гарибальдийского» происхождения деда Афанасия Дмитриевича Франжоли попал в литературу. Впервые об этом написал ленинградский писатель В. Н. Дружинин , взявший в 1970-е годы интервью у старшей сестры Людмилы Франжоли — Нины Тимофеевны Тугариновой (1885—1976). В 1982 году он опубликовал очерк «Семья гарибальдийца» в журнале « Нева » . Кировский историк-архивист Р. С. Шиляева подхватила эту легенду и повторила её в 1990 году . Однако этой версии противоречит тот факт, что все братья Франжоли к 1870 году уже родились в России: Андрей (1848), Тимофей (1854), Николай (1856) и Дмитрий (1863). На самом деле прадед Людмилы Дмитрий Франжоли мог эмигрировать из Триеста не ранее начала 1800-х годов, а более ранний предок Фёдор (Фридрих) — лишь в конце XVIII столетия, когда молодой Херсон лишь начал заселяться эмигрантами со всей Европы и Ближнего Востока .
Людмила Тимофеевна, видимо, недостаточно точно знала биографию дяди Андрея Афанасьевича Франжоли, потому что упоминала его участие в покушении на убийство императора Александра III , хотя Андрей Франжоли был замешан в убийстве императора Александра II . Также неверно её указание на ссылку А. А. Франжоли в Сибирь, на самом деле, он был сослан в Вологодскую губернию . .
Отзывы
Отзывы об актрисе представлены преимущественно благожелательными оценками уральских журналистов:
«
Л. Франжоли играет старую няньку, роль невелика по объёму, но зритель прежде всего запоминает старуху Мосевну. Артистка показала мастерство, удивительное проникновение в сущность образа и предельную реалистическую выразительность
». — И. Петрова, журналист ирбитской районной газеты «Коммунар»
.
«
О её умении владеть голосом, который отличался от других удивительной хрипотцой, можно говорить особо. Он покорял зрителя своей выразительностью, певучестью и полнотой тончайших оттенков и способен был передать любое движение чувств. А её непредсказуемый пластический рисунок явно выбивался из привычного актёрского набора штампов и поэтому обусловливал совершенно особое положение актрисы в любом спектакле.
» — С. С. Вялкова
.
«Доброжелательная к людям, предельно требовательная к себе, постоянно нацеленная на работу, открытая и честная в своих суждениях, Людмила Тимофеевна является совестью нашего театра, его гордостью. Яркий и самобытный талант актрисы 28 лет радует ирбитчан. Такие роли как, Юрская из спектакля „Тревога“, Клавдия Васильевна — „В поисках радости“, […], тётя Надя — „Мои надежды“, […] получили призвание широких зрительских кругов»
. — ирбитская районная газета «Восход»
.
«И над всем этим — протяжный низкий голос с хрипотцой, и её лицо — такое светлое, словно тысячи прожекторов освещают его, разглаживая лучики морщинок… …Впервые я услышал о ней в Москве
.
— Ты из
Свердловска
? — переспросили меня. — О! У вас там, в Ирбите, такая легендарная старуха живет!.. „Легендарная старуха“! […]
Нет, не увидел я ни старческой немощи, ни скорбной безысходности. И запах
нафталина
не ударил мне в нос. Вот те на! Легенда?! Такая живая и близкая, словно мы давно знакомы. […] Слушал я Людмилу Тимофеевну и поражался её памяти… Она вспоминала 1914 год, начало
Первой мировой войны
, потом
февраль 1917-го
. В тот вечер из школы никого не выпускали, а она так тревожилась за молодого человека, в которого была влюблена. Жил он далеко, денег на извозчика не было, так и пошла пешком ночью через весь революционный Петроград. […]
Сколько же пришлось пережить ей, не обременённой званиями, почестями и славой провинциальной актрисе с необычной фамилией Франжоли! Как же удалось ей пронести через долгую жизнь свой крест и свою веру?! Вот в чём её загадка. И — легенда…»
—
.
Избранные роли
-
- 1950—1951
- «Девушка с гор» или «Трембита» В. Масса , М. Червинского , реж. А. Киссельгоф — Гафия Валевчук
- «Калиновая роща» А. Корнейчука , реж. А. Киссельгоф — Наталья Ковщик
- «За горизонтом» И. Гайдаенко и И. Беркуна — Буфетчица Панкратьевна
- «Разлом» Б. Лавренёва, реж. А. Киссельгоф — Берсенева
-
- 1951—1952
- «Потерянный дом» С. Михалкова , реж. А. Киссельгоф — Ксения Ерошина
- «Женитьба», Н. Гоголя, реж. Л. Векслер
- «Хижина дяди Тома» А. Бруштейн , реж. А. Киссельгоф — Хлоя, жена Гордона
- «Западная граница» И. Прута , Н. Шпанова , реж. А. Киссельгоф — Александра Рыбко
- «Вас вызывает Таймыр» К. Исаева , А. Галича , реж. А. Киссельгоф — Кирпичникова
- «Тревога» или «Земной рай» О. Васильева, реж. А. Киссельгоф — Райна, жена
- «Не всё коту масленица» А. Островского, реж. И. Эльский — Круглова
-
- 1952—1953
- «Иван да Марья» , реж. В. Куликов — Мамушка
- «Девицы-красавицы» А. Симукова , реж. В. Куликов — Полина, жена мастера отделения
- «Сильные духом» Д. Медведева , реж. А. Киссельгоф — Партизанка
- «Васса Железнова» М. Горького, реж. В. Куликов — Анна
-
- 1953—1954
- «Сердце не камень» А. Островского, реж. А. Киссельгоф — Наталья Панфиловна, жена Холымова
- «Кряжевы» , реж. А. Киссельгоф — Хозяйка
- «Варвара Волкова» А. Софронова , реж. А. Киссельгоф — Мать Николая Волкова
- «Опасный перекрёсток» М. Маклярского , А. Спешнева , реж. В. Куликов — Элизабет Харвуд
- «Женитьба Белугина» А. Н. Островского, реж. В. Куликов — Настасья Петровна, жена
- «Ухабы» В. Пистоленко, реж. В. Куликов — Мария Николаевна, жена академика
-
- 1954—1955
- «Золотопромышленники» по роману Д. Мамина-Сибиряка «Золото» — Старуха Мосевна, нянька
-
- 1955—1956
- «Хрустальный ключ» Е. Бондаревой, реж. В. Куликов — Таисья Михайловна, жена директора совхоза
- «Последние» М. Горького, реж. В. Куликов — Госпожа Соколова
- «Ошибка Анны» М. Маклярского, Д. Холендро , реж. Д. Левин и С. Дудкин — Лидия Романовна, тёща
- «Доктор философии» Б. Нушича , реж. В. Куликов — Драга
- «Первая весна» Г. Николаевой , С. Радзинского , реж. Н. Галин — Пелагея Семёновна
-
- 1956—1957
- «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского , реж. Н. Галин — Старая женщина
- «Деньги» А. Софронова, реж. С. Дудкин — Прасковья Филипповна Шарабай
- «Чёртова мельница» И. Шток , реж. Н. Галин — Королева
-
- 1957—1958
- «Первая конная» Героическая эпопея в 4-х циклах, с прологом и эпилогом В. Вишневского, реж. Н. Галин
- «Последняя жертва» А. Островского, реж. С. Дудкин — Михеевна
- «Беспокойная старость» Л. Рахманова , реж. Василий Голубев — Мария Львовна, жена Полежаева
- «Запутанный узел» Л. Шейнина , реж. С. Дудкин — Екатерина Ивановна, жена
- «Факир на час» В. Дыховичного , М. Слободского , реж. Н. Галин — Васильевна, уборщица
-
- 1958—1959
- «Таланты и поклонники» А. Островского, реж. Анатолий Иконников — Домна Пантелеевна
- «Шестеро любимых» А. Арбузова , реж. Василий Кайгородов — Савишна, уборщица при МТС
- «Дали неоглядные», Н. Вирта , реж. Н. Галин — Марфа
- «Битва в пути» Г. Николаевой, С. Радзинского, реж. Н. Галин — Потапова
- «Бесприданница» А. Островского, реж. Василий Кайгорордов — Ефросинья Потаповна, тётка Карандышева
- «Блудный сын» Э. Раннета , реж. Н. Кручинин — Лэнна Туйск, пенсионерка
- «Зыковы» М. Горького, реж. Василий Кайгородов — Целованьева
- «Анжело» В. Гюго , реж. Василий Кайгородов — Раджинелла
-
- 1959—1960
- «Стряпуха» А. Софронова, реж. П. Бойцов — Дарья Архиповна
- «Люблю… люблю» В. Масса, М. Червинского, реж. П. Бойцов — Клавдия, мать
- «Именем революции» М. Шатрова, реж. Д. Левин — Жена адвоката
- «Опасный возраст» С. Нариньяни , реж. А. Виленский-Боголюбов — Клавдия Фёдоровна
- «Власть тьмы» Л. Толстого, реж. Алексей Белолипецкий — Матрёна
- «Без вины виноватые» А. Островского — Елена Кручинина, Арина Галчиха
- «В поисках радости» В. Розова — Клавдия Васильевна
- «Васса Железнова» М. Горького, реж. Александр Скибневский — Васса
- «Егор Булычов и другие» М. Горького — Ксения
- «Мои надежды» М. Шатрова — тётя Надя
- «Мораль пани Дульской» Г. Запольской — Тадрахова
- «Последний срок» В. Г. Распутина , реж. Евгений Вялков — старуха Анна
- «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского — Филицата
- «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд») М. Ф. Шатрова, реж. — Клара Цеткин
- «Тревога» А. Петрашкевича , реж. Евгений Вялков — Ульяна Юрская
- «Цыган» по одноимённому роману А. Калинина — Лущилиха
Комментарии
- Театральная школа с двухгодичным обучением открылась на Петроградской стороне , ул. Гатчинская , 22. Ученические спектакли устраивались на сцене Василеостровского театра .
- Шиляева Роза Спиридоновна, старший научный сотрудник, впоследствии — заместитель директора .
- Источники сообщают и много других неточностей биографии Франжоли, возможно, повинны в этом не только Людмила Тимофеевна и её дочь О. Н. Матусевич, но и сами корреспонденты, пересказывавшие их рассказы. Так, дед Людмилы Афанасий Дмитриевич Франжоли называется прадедом, путается место смерти Андрея Франжоли, путается процесс ста девяноста трёх и дело первомартовцев .
- Перечень ролей сезонов 1950—1960 приводится по материалам Светланы Степановны Вялковой, историографа Ирбитского драматического театра имени А. Н. Островского .
Примечания
- , 27, с. 1825.
- , с. 128.
- , с. 89.
- ↑ .
- Хроника : Слухи и вести // Театр и искусство. — 1916. — № 35 (28 августа). — С. 700.
- , с. 95.
- , с. 96.
- , с. 38—39.
- ↑ . Ирбитский краеведческий портал . МКУК МО город Ирбит «Библиотечная система». Дата обращения: 18 июня 2020. 17 июня 2020 года.
- ↑ , с. 75.
- Дружинин В. Н. Семья гарибальдийца // Нева. — 1982. — Март. — С. 205.
- Шиляева Р. С. Семья гарибальдийца // Панорама. — 1990. — № 14. — С. 37—40.
- , с. 75—77.
- , с. 26—36.
- ↑ , с. 40.
- ↑ , с. 565.
Литература
- Франжо́ли Андрей Афанасьевич // Ульяновск — Франкфорт. — М. : Советская энциклопедия, 1977. — С. 1825. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 27).
- Вялкова С. С. Розы и слёзы. Ирбитский театр (история в судьбах). — Ирбит: Вик. и К., 2008. — С. 26—36. — 78 с. — 110 экз.
- Вялкова С. С. Легендарная старуха // Восход. — 2006. — 22 июня. — С. 3.
- Гамов С. П. . — Екатеринбург: У-Фактория, 2002. — 229 с. — ISBN 5-94799-031-8 .
- Конашева Н. К., Субботина И. В., Духарина М. В. . — Ирбит, 2016. — С. 38—40, 67.
- Молодцов А. М. // Герценка. Вятские записки : Научно-популярный альманах. — 2019. — Вып. 35. — С. 74—121.
- Молодцов А. М. // Герценка. Вятские записки : Научно-популярный альманах. — 2019. — Вып. 36. — С. 118—147.
- Решетникова Н. Юбилей старейшей актрисы // Уральский рабочий. — 1977. — 13 ноября.
- Фёдоров С. В. Франжоли Людмила Тимофеевна // / Алексеев В. В. — Рос. акад. наук. Урал. отд-ние. Ин-т истории и археологии. — Екатеринбург : Издательство «Екатеринбург», 1998. — С. 565. — 624 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7691-0795-2 .
- Неиссякаемый источник вдохновения // Восход. — 1979. — № 47 (27 марта).
- 2021-09-15
- 1