Пасха
- 1 year ago
- 0
- 0
Пасха на Украине — государственный праздник , посвященный событию Воскресению Христа , официально празднующегося на Украине по новоюлианскому календарю .
Даты празднования Пасхи на Украине | ||
---|---|---|
Год | Западный обряд | Восточный обряд |
1991 | 31 марта | 7 апреля |
1992 | 19 апреля | 26 апреля |
1993 | 11 апреля | 18 апреля |
1994 | 3 апреля | 1 мая |
1995 | 16 апреля | 23 апреля |
1996 | 7 апреля | 14 апреля |
1997 | 30 марта | 27 апреля |
1998 | 12 апреля | 19 апреля |
1999 | 4 апреля | 11 апреля |
2000 | 23 апреля | 30 апреля |
2001 | 15 апреля | |
2002 | 31 марта | 5 мая |
2003 | 20 апреля | 27 апреля |
2004 | 11 апреля | |
2005 | 27 марта | 1 мая |
2006 | 16 апреля | 23 апреля |
2007 | 8 апреля | |
2008 | 23 марта | 27 апреля |
2009 | 12 апреля | 19 апреля |
2010 | 4 апреля | |
2011 | 24 апреля | |
2012 | 8 апреля | 15 апреля |
2013 | 31 марта | 5 мая |
2014 | 20 апреля | |
2015 | 5 апреля | 12 апреля |
2016 | 27 марта | 1 мая |
2017 | 16 апреля | |
2018 | 1 апреля | 8 апреля |
2019 | 21 апреля | 28 апреля |
2020 | 12 апреля | 19 апреля |
2021 | 4 апреля | 2 мая |
2022 | 17 апреля | 24 апреля |
2023 | 9 апреля | 16 апреля |
2024 | 31 марта | 5 мая |
2025 | 20 апреля |
На Украине установлен выходной на Пасху по старому стилю , как Болгарии , Греции , Грузии , , России , Румынии , Сербии , Северной Македонии и Черногории . В Белоруссии до 1997 года. Пасха в Боснии и Герцеговины и Косово является выходной, как по новоюлианскому, так и по григорианскому календарю. Пасху по старому стилю отмечает Православная церковь Украины , Украинская греко-католическая церковь , Украинская православная церковь Московского патриархата и некоторые протестантские церкви .
, Мукачевская греко-католическая епархия и протестантские церкви празднуют Пасху на Украине согласно григорианской Пасхалии . Согласно Кодексу законов о труде Украины , Пасха и Троица по григорианскому календарю не являются . Пасхальные праздники по григорианскому календарю наиболее широко празднуют в Закарпатской области .
Украинская грекокатолическая церковь планирует провести второй этап календарной реформы, которая будет состоять в праздновании Пасхалии по григорианскому календарю. В настоящее время работает совместная комиссия Вселенского патриархата Константинополя и Латинской церкви , чтобы прийти к общему согласию в праздновании Пасхи, после чего какое решение сможет принять Православная церковь Украины . Настояние некоторых православных на том, что Пасху нельзя праздновать одновременно или перед еврейским Песахом, появилось уже в XI – XII веках . На этом настаивали византийские канонисты .
По словам В. К. Сапиги, Пасха на Украине. — это, кроме всего прочего, праздник весеннего воскресения, обновление природы, которое отмечалось с наступлением дня весеннего равноденствия еще в дохристианские времена.
На Гуцульщине каждый, увидев рассвет , набожно снимал головной убор и, повернувшись лицом к востоку , низко кланялся, крестился и произносил: «Слава тебе, Господи, за личико твое Господне, что я показало, праведное; слава Тебе, просвященное!». На Волыни считали, что солнце является королем светящего и греющего днем неба, а ночью прячется за землю, обходит ее и утром снова появляется на востоке. На Подолье считали, что солнце — это отражение лика Божия, и потому оно так ярко светит. В старину на Украине девушки молились солнцу. На Приднепровье девушки вставали с утра раньше на Пасху, и шли в сад, вставали под яблоней лицом к востоку и ждали восхода солнца. Как только солнце появлялось, девушки складывали руки, как перед иконой, и молились. После молитвы, на дереве, под которым стояли, делали отметку крестиком на коре и когда яблоня зацветет, из ее цветущих веток плели венок и одевали на голову, затем этот венок хранили и использовали во время гадания на любовь.
Как и на Благовещение, если на Пасху и на последующие дни были теплые и солнечные, девушки ходили вокруг села (а вслед за ними и маленькие дети) и пели веснушки. На Украине, собравшись на выгоне (на улице) или возле церкви, выводили «кривого танца» «Коструба», символизировавшего зиму.
Волочение проводилось с воскресенья на понедельник, дворы обходили в большинстве своем мальчики 8-12 лет, в обряде порой присутствовали элементы забав. У украинцев до сих пор существует «Волочильный понедельник» .
Господин обходил вокруг стола с миской освященных яиц и куличей. После этого, став лицом к иконам, разрезал на тарелке несколько очищенных освященных яиц и подносил ко рту каждому члену семьи, приговаривая: «Дай, Боже, чтобы и в том году дождаться святого праздника Воскресения Христова в счастье и здоровье!».
В Херсонской области для тех, кто был в пути и не сидел за праздничным столом вместе с семьей, хозяйка отрезала кусок пояса и, завернув его в полотенце вместе с тремя красками, клала в красный угол.
В некоторых регионах Украины существовал обычай ставить на праздничный стол тарелку с землей, где зеленела проросшая лестница овса. На зелень клали столько крашеных яиц, сколько предков хотели вспомнить. Этот обряд совершали, прежде всего, те крестьяне, которые не могли в этот день побывать на могиле своих родителей. Символическая могила могла стоять до проводов . Тогда яйца скармливали скоту или птицам, скорлупу сжигали, а зелень высаживали.
На севере Украины остатки пасхальной трапезы обычно хранили до Юрия дня , когда их несли в поле и закапывали на границе, по углам поля или разбрасывали по полю, считая, что это оберегает поле от града , грозы , бури .
Во многих регионах Украины после пасхального обеда идут на кладбище «похристосоваться с умершими родственниками».
ГГГГ-ММ-ДД
)
.
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|access-date=
and
|date=
(
справка
)