Apache Jakarta Project
- 1 year ago
- 0
- 0
Суицидоло́гия ( англ. suicidology ; от лат. suīcīdium « самоубийство » + др.-греч . λόγος «учение, наука ») — наука, изучающая саморазрушительное поведение человека, его причины и способы предотвращения. Современная суицидология исследует такие возможные предпосылки к самоубийству, как межличностные отношения , философские идеи, культурные обычаи, генетические и биологические факторы. По мнению отдельных учёных, большое количество самоубийств, как во всём мире, так и в России связано с общим табуированием темы .
Среди доказанных причин суицида не числятся ни раса , ни географическое положение , ни время года , ни пол .
Античная суицидология имела двойственное отношение к самоубийству, зависевшее от того, насколько его предпосылки соответствовали тем или иным философским идеям и согласовывались с общественными целями.
В греко - римской онтологии самоуничтожение рассматривалось как основополагающее действие для достижения свободы и полного контроля над жизнью. Однако отношение последователей Пифагора и Аристотеля к суициду было негативным. Сторонники учения Пифагора объясняли отношение к акту самоубийства математическими принципами: суицид, по их мнению, влечёт нарушение симметрии и порядка, предстаёт мятежом против космоса . Аристотель , в свою очередь, детерминировал саморазрушение как деструктивное поведение по отношению прежде всего к государству и лишь затем к индивидууму . В « Никомаховой этике » философ резко высказывается о суициде . Однако сторонники идеи свободного ухода из жизни, — например, Эпикур , — отстаивали факт эквивалентности гибели рождению .
Приверженцы стоицизма , такие как Луций Сенека , чья диалектика затрагивала не только жизнь политических деятелей, но и актуальную онтологию, верили в необходимость «хорошей» смерти, даже если человек живёт в комфортных условиях. Утверждалось, что гибель является не чем иным, как небытием до рождения человека, и важнейшая цель личности — нахождение метода принять её, в частности, непосредственно самоуничтожением .
Гонения, которым подвергались ранние христиане , привели к неформальному отождествлению самоубийства во имя веры с мученичеством , поскольку ни в иудейских , ни в евангельских каноничных текстах поступок не порицался напрямую. Однако позднее богословы, в частности, Фома Аквинский и Аврелий Августин , характеризовали самоубийство с точки зрения библейских заповедей и духовной близости к Богу . Аврелий Августин подчёркивал, что суть человеческой жизни заключается в достижении « сверхбытия » путём искупления греховной природы — следовательно, самоубийство не дает личности воссоединиться с творцом и рушит всякую возможность обрести счастье в Царствии Небесном . Фома Аквинский дополнил взгляды Августина, утверждая, что, добровольно совершая такой поступок, индивидуум нарушает шестую заповедь и идёт против воли Господа, исключая возможность искупления греха при жизни, даже если тот совершён во имя веры .
Однако церковь не влияла на сокращение количества самоубийств. Скорее, свою роль сыграли суровые законы, принятые правителями: король франков Карл Великий постановил считать завещания совершивших самоубийство недействительными, их имущество подлежало конфискации. Самоубийц не только отлучали от церкви , но и посмертно наказывали как убийц .
Однако Ренессанс , поставив в центр внимания личность и её интересы, возродил взгляды древних философов о суициде. Деятели искусства и учёные всерьёз заинтересовались смертью. Например, произведения знаменитого деятеля эпохи Возрождения Уильяма Шекспира заканчиваются смертью (в том числе и суицидом) протагониста . Томас Мор , автор « Утопии », признавал самоубийство свободным выбором человека в трудный момент .
Неоднозначность концепции свободного ухода из жизни привела к тому, что к началу эпохи Просвещения социологи и психологи стали освещать в своих работах тему суицида, пытаясь выяснить его природу и введя понятие суицидология .
В 1838 году психиатр Жан-Этьен Эскироль выдвинул предположение, что саморазрушительные наклонности — это патология , которая приводит к негативным изменениям в различных органах человека . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона классифицировал предполагаемые отклонения в статье «Душевные болезни» так: «В значительной части случаев проявления помешательства сопровождаются патологическими изменениями мозговой ткани или аномалиями развития мозга. Вообще научная разработка и правильное понимание душевных болезней возможны только в связи с учением о болезнях нервной системы и о строении и отправлениях мозга» . К концу девятнадцатого столетия эта гипотеза лишилась актуальности, ибо последующие исследования подвергли сомнению тождество склонности к самоубийству с обязательной психической девиацией .
Известный социолог XIX—XX веков Эмиль Дюркгейм выделил четыре типа самоубийств: альтруистичное , аномичное , эгоистичное и фаталистичное . По его мнению, весомая их часть совершается людьми со здоровым рассудком, не имеющими каких-либо нарушений в психике . Последующие работы, анализировавшие психическое состояние совершивших суицид или пытавшихся покончить с собой, демонстрировали сходные результаты и обосновывали отсутствие корреляции самоубийства с психическим расстройством , выделяя наиболее распространённые причины, в частности страх перед наказанием (19 %), бытовые проблемы (18 %), страсть (6 %) и финансовые перемены (3 %). Психическими заболеваниями страдают только 27—30 % суицидентов. По статистике, 41 % уходов из жизни совершаются по невыясненным обстоятельствам . Тем не менее идеи Эскироля продолжали распространяться его приверженцами, хоть и подвергались критике множества психиатров. Его гипотеза настолько долго сохранялась в суицидологии, что многие дальнейшие исследования начинались именно с её обсуждения .
Под влиянием Эмиля Дюркгейма и его последователей внимание учёных в XX веке сместилось от нравственной оценки акта самоубийства и попытки оценить адекватность отдельного индивидуума к изучению с помощью статистического метода суицида как глобального явления.
Австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд в 1930-х годах выдвинул гипотезу о предпосылках саморазрушительного поведения, заключающихся в давлении на личность вследствие сексуальных и поведенческих ограничений социума . Зигмунд Фрейд, проводя исследования в области суицидологии, выдвинул идею о двух основополагающих инстинктах: Танатосе и Эросе . По его мнению, первый вызывает агрессию по отношению ко внешнему миру, проявляющуюся некими импульсами гнева и желанием «пролить кровь». Когда Танатос берёт верх, человек преобразует внешний негатив во внутренний, который и подавляет инстинкт самосохранения, вызывая у индивида стойкое желание убить самого себя. По мнению Фрейда, огромную роль играет сексуальное давление и сдерживание определённого поведения обществом . Психиатр дополнил коллегу, отнеся к возможным предпосылкам суицида желание уйти от жизненных проблем и тем самым придав большее значение внешним факторам .