Базилика Девы Марии (Шэшань)
- 1 year ago
- 0
- 0
Базилика Вознесения Девы Марии ( чеш. Bazilika Nanebevzetí Panny Marie ) — моравский католический монастырский костёл при Старобрненском монастыре августинцев . Считается жемчужиной готической архитектуры Моравии . Расположен в городе Брно на северной стороне Менделевой площади ( чеш. Mendlovo náměstí ) недалеко от улицы Увоз . 6 октября 1987 года папа Римский Иоанн Павел II наделил этот храм титулом малой базилики .
Готический монастырский костёл Вознесения Девы Марии был заложен королевой Элишкой Рыксой в 1323 году в ареале основанного тогда же монастыря цистерцианок Aula Sanctae Mariae . Костёл построили рядом с тем местом, где с конца X или начала XI века стояла небольшая романская ротонда Девы Марии, которая в конце XII века была частично разрушена и заменена однонефным романским храмом с квадратной апсидой . В письменных источниках капелла Девы Марии в Старом Брно, с которой отождествляют эта ротонда, упоминается с начала XII века. Первое письменное упоминание о романском храме Девы Марии в Старом Брно датируется 1210 годом , когда пан Лев из Клобоук передал его премонстрантскому монастырю в . Готический костёл возник рядом с романским храмом между 1300 и 1323 годами .
Вдовствующая королева Чехии Элишка (Альжбета) Рыкса переехала в Брно после назначения её фаворита пана Йиндржиха из Липы на должность в 1321 году . Кающаяся королева в 1323 году основала при старом приходском храме Девы Марии в Старом Брно «для удовлетворения совести и отпущения грехов» монастырь цистерцианок и начала строительство нового монастырского костёла в готическом стиле. Покровительство Девы Марии и статус приходского храма были перенесены на новый готический костёл, а старый романский храм в 1389 году был заново освящён в честь Святой Анны . В 1325 году Йиндржих из Липы избрал новый костёл в качестве места своего погребения, что и было сделано после его смерти четыре года спустя. В 1333 году королева основала при старом романском храме госпиталь. После смерти королевы Элишки Рыксы в 1335 году её тело также было погребено в этом костёле, согласно монастырской хронике, у алтаря Святого Креста. Место её упокоения отмечено плиткой с литерой «E» и короной .
Старобрненский монастырь и монастырский костёл были повреждены и опустошены во время гуситских в 1429 году и чешско-венгерских войн в 1467 году . В последнем случае костёл был разграблен войсками князя Викторина из Подебрад . После проведённого восстановления костёл Вознесения Девы Марии был заново освящён в 1483 году вместе со старым храмом Святой Анны и капеллой Святого Прокопа . Значительный ущерб зданию костёла, как и другим монастырским строениям, был нанесён в 1645 году при осаде Брно шведскими войсками. Во время последующего ремонта готического костёла функции монастырского храма выполнял старый романский храм Святой Анны .
В XVIII веке костёл был перестроен в архитектурном стиле барокко под руководством немецкого архитектора Морица Гримма (ум. 1757), однако перестройка коснулась, главным образом, внутреннего устройства (в основном, главного алтаря и кафедры епископа), оставив храму его неповторимый готический внешний облик .
18 марта 1782 года в ходе реформы императора Иосифа II монастырь цисцерцианок в Старом Брно был закрыт. В 1783 году монастырский комплекс вместе с костёлом Вознесения Девы Марии был передан августинскому конвенту Святого Томаша. В конце XIX века была проведена общая реконструкция храма .
Во время Второй мировой войны костёл пострадал от бомбардировок, прежде всего, пострадали окна и витражи, восстановленные в 1975 году . В 1950 году монастырский комплекс был национализирован. Ордену августинцев Старобрненский монастырь и храм Вознесения Девы Марии были возвращены государством в 1990 году
В 1987 году в ходе визита в Брно Папа Римский Иоанн Павел II посетил костёл Вознесения Девы Марии. 6 октября 1987 года папа присвоил храму почётный титул малой базилики . Последний масштабный ремонт интерьера базилики был осуществлён в 2000 году .
Базилика построена в стиле так называемой силезской готики . Храм отличается сложной и редкой для Моравии горизонтальной композицией из двух перпендикулярных нефов в форме креста, а также необычной строительной техникой, использующей тёсаный камень вместе с неоштукатуренной кирпичной кладкой. Здание с такими архитектурными особенностями очевидно было создано под влиянием готических строений Кёльна , Гессена и Силезии того времени. В этом же стиле королева Элишка Рыкса ранее распорядилась воздвигнуть Собор Святого Духа в городе Градец-Кралове , в котором королева жила до того .
Главными украшениями интерьера базилики Вознесения Девы Марии являются знаменитый серебряный алтарь с иконой Девы Марии Святотомской (« »), перенесённый августинцами из своего предыдущего храма Благовещения Девы Марии и Святого апостола Фомы после переселения в Старобрненский монастырь в 1783 году , и монументальный образ главного алтаря со сценой Вознесения Девы Марии работы . Главный алтарь завершён скульптурной группой Святой Троицы .
В начале 60-х годов XVIII века в пространствах главного нефа и трансепта были устроены боковые алтари, образы которых были написаны в основном Йосефом Тадеашем Роттером, а рельефные лепные украшения созданы неизвестным автором. Первая пара боковых алтарей: алтарь Девы Марии — Матери Доброго Совета с образом Четырнадцати святых помощников (слева) и алтарь Девы Марии Отрадной с образом Всех святых (справа). Вторая пара боковых алтарей: алтарь Непорочного зачатия с образом Святого Бенедикта (слева) и алтарь Божественного Сердца Господнего с образом Святого Бернара Клервоского (справа). Третья пара алтарей: алтарь Святого Иосифа с образом Святого семейства и образом Марты и Марии (справа) и алтарь Святого Алоизия с образами Святого Альбериха , Святых апостолов Петра и Павла и Святых Прокопа и Яна Непомуцкого (слева) .
Кафедра базилики, украшенная гипсовым рельефом, была создана Ондржеем Швеглой. Основным мотивом убранства кафедры является сюжет « Моисей получает Десять заповедей ». Барочная Капелла Гроба Господня , расположенная в пространстве большого трансепта , была построена в последние годы цисцерцианского владения храмом Францем Антоном Гриммом , сыном Морица Гримма . Тимпан над главным входом в базилику содержит рельеф с сюжетом коронации Девы Марии Иисусом Христом .
|
|
|
|
|||
Главный вход в базилику | Главный алтарь базилики | Своды базилики | Колокольня базилики |
Весной—летом 1966 года в храме были проведены обширные археологические исследования, целью которых было спасение храма от разрушения. Первоначально в задней части главного нефа было обнаружено шесть захоронений, в двух из которых были найдены остатки подушек в заглавии. На одном из скелетов были обнаружены остатки розария с деревянным крестом в металлической оправе. Дальнейшие исследования показали, что захоронения в задней части главного нефа относятся к XVIII веку , а общее их количество составляет около 100. при вскрытии деревянного поля ризницы было найдено два каменных надгробия, под которыми находилось останки человеческих скелетов и мужской череп. И наконец в передней части правого нефа была обнаружена и вскрыта ещё одна могила, сооружённая из средневекового кирпича. В гробу находились останки скелета взрослого мужчины. Согласно монастырским записям, в этом месте в 1329 году был похоронен пан Йиндржих из Липы .
В 1976 — 1984 годах археологические исследования в ареале костёла Вознесения Девы Марии и Старобрненского монастыря проводились специалистами музея города Брно. В результате раскопок были исследованы три стадии существования базилики: следы ротонды конца X — начала XI века , остатки романского однонефного храма с квадратной апсидой и двумя боковыми капеллами и первоначального готического костёла XIV века . Следы ранней романской ротонды были обнаружены в 1978 году в кладке пресвитерия и восточной части нефа первоначального романского храма. Эта ротонда является старейшим зданием на территории Брно. От неё почти полностью сохранилась кладка апсиды слегка подковообразной формы и остатки кладки северного и западного цилиндрического нефа. В непосредственной близости было исследовано кладбище, относившееся в своё время ко всем трём историческим храмам .