На месте современного Знаменского монастыря в начале XVII века располагался
Курский кремль
, возведённый в 1596 году на месте древнего домонгольского курского
городища
на высоком обрывистом мысу при слиянии рек
Тускарь
и
Кур
. В 1612 году Курск
был осаждён
многотысячным польско-литовским войском
. Была взята и разорена основная часть города, включая большой острог. Неприступным для врагов остался только оборонявшийся под предводительством
воеводы
стольника
Юрия Игнатьевича Татищева
малый острог
. Когда защитникам острога предложили открыть ворота, осаждённые отвечали, что города не сдадут, а скорее погибнут, защищая его. Защитники городской крепости страдали от нехватки питьевой воды и пороха, ежедневных попыток врага взять острог. В эти дни осаждённые дали торжественный обет построить монастырь в честь
Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение»
, если город удастся защитить
. Через месяц безуспешной осады поредевшее вражеское войско отступило от стен Курской крепости
. Сразу же после освобождения куряне приступили к исполнению своего обета: сначала был воздвигнут деревянный храм в честь
Рождества Пресвятой Богородицы
. В 1613 году царь
Михаил Фёдорович Романов
, только что избранный на правление, разрешил рядом с новой церковью устроить монастырь, строительство которого завершилось к 1615 году
: была сооружена ещё одна деревянная церковь во имя преподобного
Михаила Малеина
с
приделом
соловецких чудотворцев
Зосимы
и
Савватия
,
келья
для
настоятеля
Варлаама и 14 келий для братии
. Число монахов в новой обители вскоре достигло 40 человек
. Монастырь назвали Рождественским (Богородицким)
; это название обусловлено тем, что обретение иконы Божией Матери «Знамение» состоялось на праздник
Рождества Пресвятой Богородицы
. В 1615 году царь Михаил Фёдорович Романов повелел возвратить в Курск чудотворную икону Божией Матери «Знамение»
, которая по его личному распоряжению в 1618 году была перенесена в Рождественский монастырь из городского Воскресенского собора
и поставлена в церкви Рождества Богородицы
. После этого события новый монастырь стал главной обителью Курского края; к нему были причислены Троицкий, Божедомский и Пустынский Богородицкий мужские монастыри со всеми угодьями и землями
. В 1629 году монастырю была пожалована «тарханная» грамота, содержавшая перечень его прав и преимуществ и подтверждавшая его привилегии
.
В XVII веке
В
1631 году
большинство монастырских строений сгорели при пожаре, возникшем от удара молнии
. Оставшиеся невредимыми при пожаре постройки были разорены поляками под командованием князя
Иеремии Вишневецкого
в январе 1634 года, которые также сожгли Троицкий и Божедомский монастыри
.
По указу царя
Алексея Михайловича
в
1649 году
на месте деревянного воеводой Лодыженским был заложен
и к
1680 году
строителем
Московского Приказа каменных дел
Семёном Белым и
приказчиком
Сергеем Калугиным возведён на выделенные из царской казны деньги, а также на частные пожертвования
, каменный соборный храм во имя иконы Божией Матери «Знамение», длиной 58 м и шириной 11,5 м, имевший два
придела
. После возведения Знаменского храма монастырь стал называться Рождество-Богородицким Знаменским
. Начиная с
1674 года
, настоятели монастыря, ранее именовавшиеся строителями или
игуменами
, получили право на титул
архимандрита
.
Примерно в это же время на пожертвования князей
Ромодановских
были возведены Богоявленская церковь при покоях настоятеля, Петропавловская церковь на Святых воротах, братские кельи, хозяйственные строения, а также каменная стена с башнями, окружавшая монастырь
. По грамоте царя Алексея Михайловича монастырю было даровано урочище Дикое поле с крестьянами. В
1678 году
за монастырём числилось 169 крестьянских дворов
.
В
1687 году
государями
Иоанном
и
Петром
Алексеевичами и
Софьей Алексеевной
был поднесён в дар большой 57-пудовый медный колокол, отлитый мастером Фёдором Маториным
(этот колокол прослужил около двухсот лет, но в
1860 году
треснувший колокол был снят с
колокольни
и торжественно установлен на высокий постамент в северо-восточной части монастырской ограды)
.
В XVIII веке
К
1705 году
в ведении и управлении Знаменского монастыря находились сёла Смородинное, Поныри и Долгое, деревни Служия, Тазово, Жерновец, Ясенок, Виногробль и Старая Слободка, хутор Гремячий, в которых числилось 4836 «душ крестьян»
.
В
1722 году
Курский Богородицкий монастырь стал владельцем дачи в четырёх верстах от города Курска на верховьях реки Кур, впоследствии ставшей называться Знаменской рощей
. Позднее здесь были построены церковь во имя
Иоанна Богослова
и двухэтажный каменный корпус; появились пруд с мельницей, сад, скотный двор, 60 десятин обрабатываемой земли
.
По
манифесту о секуляризации монастырских земель
императрицы
Екатерины II
от
26 февраля
(
8 марта
)
1764
года, переводившему в казённое ведение все церковные имения, упразднявшему часть монастырей, а остальные разделявшему на три класса
, в составе Белгородской и Обоянской епархии были оставлены Курский, Хотмыжский, Обоянский и Волховский монастыри. Коренная Рождественская пустынь, ранее приписанная к Знаменскому монастырю, получила статус самостоятельной обители. Знаменский монастырь был утверждён штатным и отнесён ко второму классу. По штату в нём числились архимандрит, казначей, 6
иеромонахов
, 2
пономаря
,
,
ключник
(он же и хлебодарь),
чашник
, писец и 16 служителей
.
14
(
25
) июня
1787
года
Знаменский монастырь посетила Екатерина II, следовавшая через Курск из
Крыма
в Москву
. Перед входом в Знаменский собор её торжественно встречала делегация курского духовенства во главе с архимандритом Амвросием, державшим в руках крест и чашу с
освящённой водой
. В соборе Екатерина II приложилась к Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение». Был отслужен благодарственный молебен, после его окончания императрица велела раздать духовенству значительные денежные суммы
.
В процессе формирования нового городского центра были снесены в
1788 году
Воскресенский собор
, в
1792 году
Пятницкая церковь
.
В XIX веке
Построенный по приказу царя Алексея Михайловича каменный Знаменский храм простоял в центре Курска около полутора веков. Однако в ноябре 1814 года во время службы на прихожан с купола собора стала целыми кусками осыпаться штукатурка. Архиепископ
Феоктист
и губернский архитектор П. К. Шмит по поручению губернатора
А. И. Нелидова
провели осмотр здания, при котором выявили трещины на своде
трапезной
и на стенах храма, образовавшиеся в результате просадки его
фундамента
. Было принято решение построить вместо старого собора новый, лучшей архитектуры и большей вместительности, проект которого был уже готов летом 1815 года. После получения соответствующего официального распоряжения архиепископ Феоктист
16
(
28
) августа
1815
года велел вынести всё церковное имущество и начать снос обветшавшего храма. В
1816 году
Знаменский собор был окончательно разобран
.
По указу императора
Николая I
от
28 сентября
(
10 октября
)
1832
года резиденция Курского архиепископа, располагавшаяся в
Белгороде
с 1667 года, была перенесена в 1833 году в Курский Знаменский монастырь, а сам монастырь превращён в трёхклассный архиерейский дом
. Покои, канцелярия и секретарь архиепископа разместились в каменном двухэтажном корпусе
, построенном около Знаменского собора примерно в одно время с ним
.
В
1854 году
Знаменскому монастырю было возвращено звание монастыря первого класса
.
При
епископе
Сергии
(впоследствии
митрополите
Московском)
в 1875 году
на пожертвования горожан
на престольном месте обветшавшего древнего городского Воскресенского собора
построен Воскресенский храм, освящённый в
1876 году
.
В
1891 году
в Знаменском монастыре насчитывалось 47 человек: наместник, казначей,
ризничий
,
духовник
,
благочинный
, 4 очередных иеромонаха, 13 иеродиаконов, 6 монахов, 4 указных послушника и 13 живущих на предварительном испытании. Кроме храмов на монастырской территории располагались: одноэтажный каменный корпус на 20 монашеских келий, каменный флигель для певчих архиерейского хора, одноэтажный каменный флигель с размещавшимися в нём больницей, братской трапезой и кухней, а также постройки различного хозяйственного назначения. Вне территории монастыря, через дорогу от него, имелись два монастырских двора с жилыми постройками, в одном из этих дворов размещался конный двор с каретным сараем, конюшней и двумя малыми флигелями, а в другом — приют для мальчиков-сирот
.
После Октябрьской революции
25 августа
1919 года
между Курским городским Советом рабочих и красноармейских депутатов и группой граждан города Курска был заключён договор, по которому прихожанам в бессрочное и бесплатное пользование передавалось три храма на территории Знаменского монастыря: Знаменский собор, храм Воскресения Христова и примыкающая к дому архиерея Крестовая Трёхсвятительская церковь. Вместе с церквями прихожанам были переданы иконостасы, богослужебные книги,
хоругви
, паникадила, кресты, иконы, облачения священников и другие богослужебные предметы
.
После оставления Курска частями
Добровольческой армии
и восстановления в городе Советской власти часть строений Знаменского монастыря была занята бойцами 119-го батальона внутренней охраны республики. Монашествующим был ограничен доступ во многие помещения. В
1921 году
была разграблена Воскресенская церковь
, а в
1923 году
закрыта
.
Монастырь был закрыт в
1924 году
. 2 ноября 1926 года Президиум Курского горсовета удовлетворил ходатайство Курского губполитпросвета о передаче Курскому краеведческому музею всей усадьбы и зданий бывшего мужского монастыря
, что было осуществлено уже 23 ноября. Ещё летом 1926 года в бывшем доме архиерея разместили десять выставочных залов промышленно-экономического отдела краеведческого музея, оснастили две рабочие комнаты, а также библиотеку ещё в одной из комнат. Четыре
флигеля
монастыря краеведческий музей сдавал в аренду различным учреждениям и предприятиям города: в одном флигеле размещались пекарня и конфетная фабрика управления коллективов безработных при бирже труда, во втором флигеле — канцелярия Губернского архивного бюро и две квартиры, в третьем — частные квартиры, а четвёртый был отдан административному отделу под архив ЗАГСа
. Здание Воскресенской церкви сдавалась музеем архивному бюро под архивохранилище на условии его ремонта и поддержания в удовлетворительном состоянии. Знаменский собор по-прежнему занимала община верующих, с которой краеведческим музеем также взималась арендная плата за 80 м², отданных под жильё и канцелярию епархиального управления. Каменный двухэтажный
братский
корпус удерживался под общежитие штабом стрелкового корпуса вплоть до августа
1928 года
, когда после образования
Центрально-Чернозёмной области
штаб корпуса был переведён в
Воронеж
; лишь после этого занимаемое им здание перешло музею
.
В
1932 году
Знаменский приход был ликвидирован, а Курский горсовет принял решение устроить в храме звуковой
кинотеатр
. В процессе перестройки собор значительно изменил свой внешний вид: в
1935 году
были снесены четыре малых купола и обе колокольни, а в 1936 году раскрыт северный
портик
и снята ограда
. Новый кинотеатр в здании собора открылся 23 сентября 1937 года и получил название «Октябрь» (в честь 20-й годовщины
Октябрьской революции
)
.
Во время
Великой Отечественной войны
здание кинотеатра, подожжённое немцами во время отступления 1943 года, сильно пострадало: помещения выгорели, произошло частичное разрушение купола. После освобождения Курска в здании сначала размещался склад мясных и молочных продуктов, затем располагался лагерь для немецких военнопленных. В ноябре 1945 года все постройки Знаменского монастыря были переданы вывезенному из Германии заводу по производству низковольтной аппаратуры
Наркомэлектропрома
. Новые владельцы устроили в центральной части бывшего собора склад оборудования, в трапезной разместили штамповочный цех, а в помещении с южной стороны — цех пластмасс. Ещё один цех размещался в подвале Воскресенской церкви
. В двух башнях монастырской ограды были устроены склады для сена и угля. Архиерейский дом остался в ведении Курского областного краеведческого музея. В 1948 году завод отказался от здания Знаменского собора. Курский облисполком передал полуразрушенное здание управлению по делам кинофикации для устройства в нём кинотеатра, который вновь был открыт в
1956 году
.
В здании Дома архиерея сейчас располагается Курский областной краеведческий музей
.
15 января 2013 года после проведения божественной литургии и чина погребения в Знаменском кафедральном соборе в ограде Знаменского монастыря был захоронен схимитрополит Ювеналий
.
Храм был построен в 1815—1826 годы в стиле
классицизма
, имеет традиционную
крестово-купольную
конструкцию, крестообразную в плане, со значительно удлинённой западной частью. На основном кубическом объёме возвышается световой
барабан
, увенчанный
куполом
параболического профиля диаметром 20 метров
. Здание, помимо этого основного купола, имеет четыре малые главы с полусферическими куполами
. Колокольня пристроена с северной стороны трапезной, завершается высоким позолоченным шпилем и крестом
. Трапезная двухэтажная, на втором её этаже устроен храм во имя
Иконы Божией Матери «Державной»
. На первом этаже трапезной сооружены грандиозные
пилоны
, в которых размещены иконы
.
Храм построен в
1875 году
и освящён в
1876 году
. Это кирпичный однокупольный храм в духе
эклектики
с центрическим планом в виде византийского креста
. Его стены были выложены из красного лицевого
кирпича
и окрашены цветными красками в византийском стиле. Храм имеет боковые
приделы
Феодосия Печерского и Иосифа Песнописца
.
Здание двухэтажного каменного архиерейского дома с
ампирной
колоннадой и портиком на западном фасаде построено по проекту архитектора Г. В. Гаврилова в
1833 году
к моменту переноса в Курск из Белгорода резиденции Курского архиепископа. Составной частью в новый дом вошёл фрагмент старого здания XVII века, принадлежавшего архимандриту мужского Богородицкого Знаменского монастыря
. На верхнем этаже, имевшем 12 комнат с двумя передними, находились покои архиепископа, а также его келейных, а нижний занимали монастырский наместник, несколько монашествующих, архиерейский секретарь и канцелярия архиерея, здесь же были 2 кладовые
. В 1851—1853 годы для домовой церкви во имя Трёх святителей (
Василия Великого
,
Григория Богослова
и
Иоанна Златоуста
)
к архиерейскому дому было пристроено северное крыло. Церковь располагалась на втором этаже пристройки, а на её первом этаже были устроены кельи. От восточного портика архиерейского дома к Знаменскому собору вела крытая галерея с проездом под ней, сообщавшая покои архиерея с собором
и разобранная в 1950-е годы. После
1924 года
помещение дома занимали епархиальное управление и губернское архивное бюро
. В
1926 году
здание передали губернскому (в настоящее время — областному) краеведческому музею
. В алтарной части домовой церкви в 1956—1989 годы размещался
планетарий
.
Массивная каменная башня, выходящая своим фасадом на улицу Сонина, является единственным сохранившимся элементом монастырской ограды, возведённой в конце XVII века на пожертвования князей Ромодановских
.
Настоятели Курского Знаменского Богородицкого монастыря
Строитель Тихон (1616—1619)
— первый настоятель Рождественского-Богородицкого монастыря. Поступил в монастырь через 3 года после его основания, при нём Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», после возвращения из Москвы находившаяся в городском Воскресенском соборе Курска в течение 3 лет, была перенесена в монастырь. При строителе Тихоне к Рождественскому-Богородицкому монастырю был приписан располагавшийся тогда в Курске Троицкий мужской монастырь со всеми крестьянами
.
Игумен Иосиф (1619—1621)
— во время его управления обителью в ведение Рождественского монастыря поступил Курский Божедомский монастырь со всеми крестьянами
.
Строитель Тихон II (1621)
.
Игумен Аркадий (1621—1629)
.
Строитель Варлаам (1629—1638)
— осуществлял управление монастырём в течение 9 лет. Во время его правления большинство монастырских строений сгорели при пожаре, возникшем от удара молнии в 1631 году, после частичного восстановления вновь уничтожены поляками в 1634 году
.
Строитель Сергий (1638—1642)
.
Строитель Варлаам II (1642—1652)
— во время его управления монастырём в 1649 году был заложен каменный соборный храм во имя иконы Божией Матери «Знамение», а монастырь переименован в Знаменский. Также в этот период крестьянские слободки, перешедшие к Знаменскому монастырю от Троицкого и Божедомского монастырей, были отчислены в казённое ведомство
.
Игумен Моисей (1652 — 25 декабря 1667)
.
Игумен Никодим (1668—1674)
.
Архимандрит Феодосий (1674—1676)
.
Архимандрит Никодим (1676—1683)
.
Архимандрит Александр (1683—1685)
— произведён в архимандриты митрополитом Белгородским и Обоянским
Мисаилом
.
Архимандрит Александр II (1711—1714)
— через три года после назначения настоятелем отрешён от управления Знаменским монастырём митрополитом
Иларионом
и направлен в Троицкую Липиновскую пустынь, приписанную к Знаменскому монастырю, где впоследствии был строителем, там же и скончался
.
Архимандрит Михаил (Нифонтов) (1714—1733)
— уроженец города Курска, по происхождению купец. В 1707 году в возрасте 50 лет постригся в монахи в Знаменском монастыре. Вскоре произведён в иеромонахи. В 1714 году митрополитом
Иларионом
произведён в архимандриты. Скончался в 1733 году в возрасте 71 года во время пребывания в Москве, откуда его тело перевезено для погребения в Курский Знаменский монастырь
.
Архимандрит Митрофан (Шеянков) (1734—1747)
— прислан в Курский Знаменский монастырь в 1729 году из Святогорского Успенского монастыря, где был архимандритом. По распоряжению епископа пребывал в Знаменском монастыре на правах иеромонаха и лишь в праздничные и высокоторжественные дни имел право на архимандрическое одеяние. После кончины архимандрита Михаила (Нифонтова) был прощён и в 1734 году занял место настоятеля Знаменского монастыря. В 1747 году находился в Москве под следствием о деле
раскольников
, лишён архимандрического сана и сослан в
Голутвин монастырь
Коломенской епархии
. Через несколько лет был прощён и назначен архимандритом в
Пафнутьево-Боровский монастырь
, где впоследствии и скончался
.
Архимандрит Иоасаф (Рудзинский) (1748—1751)
— назначен настоятелем Знаменского монастыря епископом Белгородским и Обоянским
Иоасафом
. После 1751 года послан на послушание в
Киево-Печерскую лавру
. При нём было завершено строительство в
Санкт-Петербурге
на
Новой Исаакиевской улице
каменного подворья Курского Знаменского монастыря, начатое архимандритом Митрофаном (Шеянковым)
.
Архимандрит
Гедеон (Антонский)
(1752—1770)
— переведён на должность архимандрита Знаменского монастыря из Харьковского
Покровского монастыря
, где также был архимандритом и ректором училища. Во время его управления произведена реконструкция Знаменского собора и Богоявленской и Петропавловской церквей, в 1764 году Курская Коренная пустынь выведена из подчинения Знаменскому монастырю (в связи с чем в 1767 году пресёкся крестный ход с Курской Коренной иконой Божией Матери «Знамение»), а Липиновская пустынь совсем упразднена (1764). Скончался в 1770 году в возрасте 70 лет
.
Архимандрит
Иов (Базилевич)
(1770—1771)
— переведён на должность архимандрита Знаменского монастыря из Харьковского
Покровского монастыря
, где также занимал должность архимандрита. 31 октября 1770 года
хиротонисан
в епископа Переяславского и Борисопольского
.
Архимандрит Виктор (Лодыженский) (1771—1775)
— в начале своего монашества был учителем греческого и латинского языков в
Киевской академии
, затем стал игуменом Скельского Преображенского монастыря, позднее — Киевского Петропавловского монастыря, где преподавал богословие. Через некоторое время назначен наместником Софийского кафедрального монастыря, затем митрополитом Киевским
Арсением
произведён в архимандриты в Нежинский Благовещенский монастырь, откуда уже переведён в Курский Знаменский монастырь в 1771 году.
15
(
26
) августа
1775
года скончался в звании члена Синодальной конторы в Санкт-Петербурге, похоронен в
Александро-Невской лавре
. Во время его управления завершена реконструкция Знаменского собора и Богоявленской и Петропавловской церквей, начатая при архимандрите Гедеоне (Антонском)
.
Архимандрит
Лаврентий (Кордет)
(1775—1781)
— сначала был учителем и префектом Харьковской коллегии, затем игуменом Озерянской пустыни, позднее — Белгородского Николаевского монастыря, оттуда переведён в Святогорский Успенский монастырь. Епископом Белгородским и Обоянским
Самуилом
произведён в архимандрита Харьковского
Покровского училищного монастыря
, где также был ректором училища и учителем богословия. Переведён на должность архимандрита Знаменского монастыря в 1775 году. Скончался
18
(
29
) мая
1781
года в возрасте 59 лет
.
Архимандрит Амвросий (Гиновский) (1781—1800)
— произведён в архимандрита Знаменского монастыря 4 июля 1781 года, до этого был наместником
Александро-Невской лавры
. Скончался
21 мая
(
2 июня
)
1800
года
.
Архимандрит
Иакинф (Логавовский)
(1813—1817)
— до назначения в 1813 году настоятелем Знаменского монастыря был архимандритом
Киевского Братского монастыря
, ректором и профессором богословия Киевской духовной академии. Скончался в 1817 году в Курске
.
Архимандрит Иоасаф (Юнаков) (1829—1833)
— переведён в 1829 году в Знаменский монастырь из Белгородского Николаевского монастыря, где был архимандритом. В 1833 году, в связи с переносом в Знаменский монастырь архиерейской кафедры из уездного города
Белгорода
, Знаменский монастырь был передан под непосредственное управление правящего архиерея, а архимандрит Иоасаф переведён в Белгородский Свято-Троицкий монастырь
.
Строитель игумен
Ипатий
(1780 — ок. 1850) —
В 1833 году назначен из Курского архиерейского дома строителем в Знаменский монастырь с производством в игумены. В 1834 году стал архимандритом Белоградского Николаевского монастыря; затем переведён снова в Знаменский, а в 1840 году в Путивльский Молчанский монастырь.
5—6 октября 2011 года
Священный Синод
утвердил архиепископа Курского и Рыльского Германа в должности настоятеля (священноархимандрита) Курского Знаменского мужского монастыря
.
Примечания
↑
, с. 11.
Архиепископ Серафим (Иванов Л. Г.).
// Одигитрия Русского Зарубежья: О Курской чудотворной иконе Божией Матери. — Новая Коренная Пустынь: Издание Новой Коренной Пустыни, 1955. — 173 с.
Архиепископ Серафим (Иванов Л. Г.).
// Одигитрия Русского Зарубежья: О Курской чудотворной иконе Божией Матери. — Новая Коренная Пустынь: Издание Новой Коренной Пустыни, 1955. — 173 с.
Виктор Крюков.
(неопр.)
.
Городские известия. — № 82 (3253), 2012
(10 июля 2012). Дата обращения: 15 июля 2012. Архивировано из
1 февраля 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 сентября 2012. Архивировано из
3 февраля 2014 года.
↑
Виктор Крюков.
(неопр.)
Городские известия. — № 76 (3247), 2012.
(26 июня 2012). Дата обращения: 27 июня 2012. Архивировано из
1 февраля 2014 года.
Раздорский А. И.
(неопр.)
.
Курск дореволюционный
(15 мая 2007). Дата обращения: 19 ноября 2011.
4 марта 2010 года.
↑
Платонов О. А.
Курский Знаменский Богородицкий мужской монастырь
//
. —
М.
: Институт русской цивилизации, 2010. — С.
—278. — 688 с. —
ISBN 978-5-902725-61-9
.
Раздорский А. И.
// Князья, наместники и воеводы Курского края XI—XVIII вв.: Краткий биографический справочник. — Курск: Регион-Пресс, 2004. — 125 с. —
ISBN 5-86354-067-2
.
, с. 16.
↑
Платонов О. А.
Курский Знаменский Богородицкий мужской монастырь
// Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русское православие. —
М.
: Институт русской цивилизации, 2009. — Т. 2. — С. 152—153. — 832 с. —
ISBN 5-902725-37-4
.
↑
Виктор Крюков.
(неопр.)
.
Газета «Городские известия», № 35 (3362), 2013 г.
(23 марта 2013). Дата обращения: 5 мая 2013. Архивировано из
2 августа 2013 года.
↑
, с. 8.
, с. 10.
, с. 17.
↑
Златоверховников Н. И.
// Памятники старины и нового времени и другие достопримечательности Курской губернии. — Курск: Тип. губ. правления, 1902. — 98 с.
↑
Арцыбашева Т. Н.
// Курский край и монастырская культура. — Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 1998. — 72 с. —
200 экз.
—
ISBN 5-88313-129-8
.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 31 июля 2012.
15 сентября 2013 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 31 июля 2012. Архивировано из
3 ноября 2013 года.
Архиепископ Серафим (Иванов Л. Г.).
// Одигитрия Русского Зарубежья: О Курской чудотворной иконе Божией Матери. — Новая Коренная Пустынь: Издание Новой Коренной Пустыни, 1955. — 173 с.
Арцыбашева Т. Н.
// Курский край и монастырская культура. — Курск: Издательство Курского государственного педагогического университета, 1998. — 72 с. —
200 экз.
—
ISBN 5-88313-129-8
.
↑
Златоверховников Н. И.
(неопр.)
.
Курск дореволюционный
(1902). Дата обращения: 28 октября 2012.
19 октября 2012 года.
Владимир Степанов.
(неопр.)
.
Еженедельник «
Друг для друга
», №10 (700), 2008 г.
(11 марта 2008). Дата обращения: 28 октября 2012.
26 июля 2014 года.
Степан Королёв.
(неопр.)
.
Еженедельник «
Друг для друга
», №51 (689), 2007 г.
(18 декабря 2007). Дата обращения: 28 октября 2012.
26 июля 2014 года.
Владимир Степанов.
(неопр.)
.
Газета «
Курская правда
», №790 (24631), 2009 г.
(11 февраля 2009). Дата обращения: 28 октября 2012. Архивировано из
4 марта 2016 года.
, с. 20.
↑
Левченко В. В., Грива Т. А.
Знаменский кафедральный собор
// Встреча с Курском. Путеводитель-справочник. — Курск: «Курск», 1993. — С. 50. — 175 с. —
25 000 экз.
Ксения Толоконникова.
Настоятели Коренной
// Православные монастыри. Путешествие по святым местам. —
М.
: Де Агостини, 2010. — Т. 68: Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь. — С. 8—9. — 31 с. —
200 000 экз.
↑
Склярук В. И., Логачев Н. Ф., Озеров Ю. В.
// Старые курские открытки. Каталог иллюстрированных почтовых карточек 1899—1930 годов с объяснением видов города. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Курск: Пресс-Факт, 2005. — С. 304. —
ISBN 5-86354-106-7
.
, с. 29.
↑
Степанов В. Б.
// Пешком по городу. Путеводители по историческому центру г. Курска. — Курск: ИПП Курск, 2006. — С. 127—147. — 368 с. —
1000 экз.
—
ISBN 5-91267-001-5
.
, с. 32.
↑
Степанов В. Б.
// Пешком по городу. Путеводители по историческому центру г. Курска. — Курск: ИПП Курск, 2006. — С. 127—147. — 368 с. —
1000 экз.
—
ISBN 5-91267-001-5
.
Склярук В. И., Логачев Н. Ф., Озеров Ю. В.
// Старые курские открытки. Каталог иллюстрированных почтовых карточек 1899—1930 годов с объяснением видов города. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Курск: Пресс-Факт, 2005. — С. 304. —
ISBN 5-86354-106-7
.
↑
Левченко В. В., Грива Т. А.
Знаменский мужской монастырь
// Музеи и памятники Курской области. Путеводитель-справочник. — Курск: «Сеймъ», 1996. — С. 136—137. — 256 с. —
15 000 экз.
↑
(недоступная ссылка)
↑
Шпилев А. Г.
Курский Знаменский мужской монастырь в 1918—1932 гг. (к вопросу о взаимодействии Русской православной церкви и государственных органов в первые десятилетия Советской власти)
(рус.)
// Русский сборник. Вып. 6. Труды кафедры отечественной истории древности и средневековья Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского. Вып. 20. — Брянск: ООО «Издательство „Курсив“», 2011. —
С. 86—92
.
↑
Андрей Ларин.
(неопр.)
Друг для друга
: еженедельник. — № 11 (493). — 2004.
(16 марта 2004). Дата обращения: 4 июня 2012.
1 февраля 2014 года.
↑
Новиков Н. М.
. — Курск: Изд-во Курск. епархии, 2009. — 56 с.
15 сентября 2013 года.
Юрий Стольников.
(неопр.)
.
Друг для друга
: еженедельник. — № 41 (575). — 2005.
(11 ноября 2005). Дата обращения: 4 июня 2012.
1 февраля 2014 года.
↑
Нелли Ефимова.
(неопр.)
.
Еженедельник «
Друг для друга
», №17 (603), 2006 г.
(25 апреля 2006). Дата обращения: 4 июня 2012.
1 февраля 2014 года.
Людмила Штукина.
(неопр.)
.
Газета «
Курская правда
», №41 (23558), 2004 г.
(10 марта 2004). Дата обращения: 4 июня 2012. Архивировано из
22 мая 2012 года.
(неопр.)
.
Городские известия. — № 6 (3333), 2013
(17 января 2013). Дата обращения: 5 мая 2013. Архивировано из
2 августа 2013 года.
(неопр.)
.
«Patriarchia.ru»
(15 января 2013). Дата обращения: 5 мая 2013.
10 мая 2013 года.
Крюков В. В.
(неопр.)
.
Курск дореволюционный
(12 мая 2008). Дата обращения: 19 ноября 2011.
17 октября 2012 года.
Людмила Штукина.
(неопр.)
.
Газета «
Курская правда
», №2 (23519), 2004 г.
(9 января 2004). Дата обращения: 21 мая 2012. Архивировано из
1 февраля 2014 года.
↑
Склярук В. И., Логачев Н. Ф., Озеров Ю. В.
// Старые курские открытки. Каталог иллюстрированных почтовых карточек 1899—1930 годов с объяснением видов города. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Курск: Пресс-Факт, 2005. — С. 310. —
ISBN 5-86354-106-7
.
↑
, с. 40.
Габель В. Ф., Гулин И. Н.
Курск. —
М.
: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1951. — С. 20. — 88 с. —
6000 экз.
Степанов В. Б.
// Пешком по городу. Путеводители по историческому центру г. Курска. — Курск: ИПП Курск, 2006. — С. 127—147. — 368 с. —
1000 экз.
—
ISBN 5-91267-001-5
.
(неопр.)
. Дата обращения: 15 сентября 2012.
18 июня 2012 года.
, с. 61—62.
(неопр.)
.
«Patriarchia.ru»
(7 октября 2011). Дата обращения: 17 сентября 2012.
4 октября 2012 года.
Литература
Арцыбашева Т. Н.
// Курский край и монастырская культура. — Курск: Издательство Курского государственного педагогического университета, 1998. — 72 с. —
200 экз.
—
ISBN 5-88313-129-8
.
Арцыбашева Т. Н., Пискарёв С. П.
Монастыри
// Курск. Краеведческий словарь-справочник. — Курск: ЮМЭКС, 1997. — С. 239—242. —
10 000 экз.
—
ISBN 5-89365-005-0
.
Афанасьев Н. Н., Волобуева Е. А., иеродиакон Александр (Зимин).
Курский Знаменский мужской монастырь. К 400-летию основания / Под редакцией митрополита Курского и Рыльского
Германа
. — Курск: Издательство Курской епархии, 2013. — 44 с. —
5000 экз.
Златоверховников Н. И.
// Памятники старины и нового времени и другие достопримечательности Курской губернии. — Курск: Типография губернского правления, 1902. — 98 с.
Истомин И.
Историческое описание Курского Знаменского первоклассного монастыря. — Курск: Типография губернского правления, 1857. — 96 с.
Ларионов С. И.
Описание Курского наместничества. —
М.
: Вольная типография Пономарёва, 1786. — 190 с.
Левченко В. В., Грива Т. А.
Знаменский кафедральный собор
// Встреча с Курском. Путеводитель-справочник. — Курск: «Курск», 1993. — С. 50. — 175 с. —
25 000 экз.
Левченко В. В., Грива Т. А.
Знаменский мужской монастырь
// Музеи и памятники Курской области. Путеводитель-справочник. — Курск: «Сеймъ», 1996. — С. 136—137. — 256 с. —
15 000 экз.
Новиков Н. М.
. — Курск: Издательство Курской епархии, 2009. — 56 с.
Платонов О. А.
Курский Знаменский Богородицкий мужской монастырь
// Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русское Православие. —
М.
: Институт русской цивилизации, 2009. — Т. 2. — С. 152—153. — 832 с. —
ISBN 5-902725-37-4
.
Склярук В. И., Логачев Н. Ф., Озеров Ю. В.
// Старые курские открытки. Каталог иллюстрированных почтовых карточек 1899—1930 годов с объяснением видов города. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Курск: Пресс-Факт, 2005. — С. 304. —
ISBN 5-86354-106-7
.
Степанов В. Б.
// Пешком по городу. Путеводители по историческому центру г. Курска. — Курск: ИПП Курск, 2006. — С. 127—147. — 368 с. —
1000 экз.
—
ISBN 5-91267-001-5
.
Танков А. А., Златоверховников Н. И.
// Путеводитель по Курску. — Курск, 1902. — С. 10—12.
Шпилев А. Г.
Курский Знаменский мужской монастырь в 1918—1932 гг. (к вопросу о взаимодействии Русской православной церкви и государственных органов в первые десятилетия Советской власти)
(рус.)
// Русский сборник. Вып. 6. Труды кафедры отечественной истории древности и средневековья Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского. Вып. 20. — Брянск: ООО «Издательство „Курсив“», 2011. —
С. 86—92
.
Ссылки
Знаменский монастырь:
(недоступная ссылка)
(недоступная ссылка)
Крюков В. В.
(неопр.)
.
Курск дореволюционный
(12 мая 2008). Дата обращения: 19 ноября 2011.
Раздорский А. И.
(неопр.)
.
Курск дореволюционный
(15 мая 2007). Дата обращения: 19 ноября 2011.