Первый Никейский собор
- 1 year ago
- 0
- 0
Жак Андруэ Дюсерсо́ ( фр. Jacques Androuet du Cerceau, Du Cerceau, Ducerceau ; 1510, Париж — 1585, Анси , юго-восточная Франция), именуемый Первым для отличия от Жака Андруэ Дюсерсо II, или Младшего, сына-архитектора, — французский архитектор , рисовальщик и гравёр эпохи Французского Ренессанса , глава большой семьи архитекторов и декораторов . Более известен орнаментальными гравюрами и теоретическими сочинениями на тему архитектуры, чем постройками. Его статуя украшает здание Лувра (крыло Сюлли).
Дюсерсо — большая семья французских архитекторов, орнаменталистов и художников-декораторов XVI—XVIII веков, возможно, происходившая из Орлеана. Их предки были протестантами, ремесленниками-бондарями и над их мастерской в предместье Парижа висела вывеска в виде обруча для бочки ( фр. cerceau ) . По иной версии обруч (cerceau) — эмблема таверны , которую держал в Париже родоначальник семьи . У Жака Андруэ Дюсерсо Первого было двое сыновей, продолжателей семейного дела: Батист Андруэ Дюсерсо (1544—1602) и Жак Андруэ Дюсерсо Второй (1550—1614), оба архитекторы. Старший сын: Батист Андруэ, был придворным архитектором французских королей Генриха III и Генриха IV ; он заменил в Париже умершего в 1578 году Пьера Леско . Младший сын: Жак Андруэ Второй, стал секретарём герцога Анжуйского (1576), рисовальщиком и гравёром, с 1602 года «Смотрителем королевских зданий».
Жан Андруэ Дюсерсо (1585—1649), сын Батиста и внук Дюсерсо Первого, был архитектором короля Людовика XIII , автором проекта Отеля Сюлли в Париже (1624). Из этой семьи происходил Поль Андруэ Дюсерсо (1630—1710) — рисовальщик-орнаменталист, гравёр, золотых и серебряных дел мастер .
К этой же семье принадлежал Саломон де Бросс , племянник Дюсерсо Первого, — самый влиятельный французский архитектор начала XVII века, представитель маньеризма . Художниками были и другие члены семьи.
Местом рождения Дюсерсо Первого иногда называют Монтаржи (департамент Луары) , однако Париж является наиболее правдоподобной гипотезой. В юношеском возрасте он работал в Италии (1531—1533), где познакомился с античной и итальянской ренессансной архитектурой, прежде всего постройками Палладио .
В юности он также провёл некоторое время в Монтаржи, где жил в доме Рене де Франс, герцогини Монтаржи и Шартрской , младшей дочери короля Людовика XII и вдовы герцога Феррарского, которая приветствовала в своем замке многих известных гугенотов . Дюсерсо работал над реконструкцией замка Монтаржи (позднее замок был разрушен), который он описал в своей книге «Самые превосходные здания во Франции». Ему также приписывают хор приходской церкви Сент-Мари-Мадлен.
Дюсерсо использовал элементы итальянской архитектуры в проектах замков-дворцов, не сохранившихся до нашего времени — в Нормандии ( ; 1570—1574 ) и Вернёй-ан-Алатт в Пикардии (ок. 1558; снесён в 1734—1774 гг. ). Замок в Вернёе в 1600 году был приобретён королём Генрихом IV ; он послужил образцом при возведении Люксембургского дворца в Париже .
Многие архитектурные работы Дюсерсо Первого атрибутируются с трудом, поскольку в истории искусства на раннем периоде изучения часто отождествляли имена Дюсерсо Старшего и его сыновей. Поэтому его творчество главным образом изучается по его гравюрам . Гравюры Дюсерсо имеют важное историографическое значение. Так, например, многие несохранившиеся постройки выдающегося архитектора Французского Ренессанса Филибера Делорма мы знаем только благодаря работе Дюсерсо.
Орнаментальные композиции Дюсерсо также сохранились в гравюрах. Жак-Андруэ Дюсерсо — выдающийся рисовальщик-орнаменталист. Наряду с Жаном Береном считается предтечей стиля французского Регентства и рококо , несмотря на то, что его творчество полностью принадлежит шестнадцатому столетию. Источником вдохновения Дюсерсо, как и Берена, служили гротески работы Рафаэля с учениками в Ватикане и Франческо Приматиччо во дворце Фонтенбло . Дюсерсо — создатель серий «Малых арабесок», «Больших арабесок» (1566), проектов мебели, деталей оформления интерьера — всего около 1900 офортов . От знаменитых «беренад» его работы отличают ещё бóльшая лёгкость, ажурность и изящество орнаментов. Дюсерсо — автор «Книги об архитектуре» ( Livre d’architecture … contenant les plans & dessaings de cinquante bastimens tous differens… , 1559 ) .
Серии офортов :