Interested Article - Человек
- 2021-07-23
- 1
Челове́к — общественное существо, обладающее разумом и сознанием , субъект общественно-исторической деятельности и культуры . Биологически относится к виду Человек разумный , возникшему на Земле в результате длительного эволюционного процесса — антропогенеза , детали которого продолжают изучаться. Специфическими особенностями человека, выделяющими его среди животных, являются прямохождение, высокоразвитый головной мозг, мышление и членораздельная речь .
Человек изучает и изменяет себя и окружающий мир, создаёт культуру и собственную историю . Сущность человека , его происхождение и назначение, занимаемое им место в мире были и остаются основными проблемами философии , религии , науки и искусства . Можно выделить не менее четырёх подходов к определению понятия (термина) «человек» :
- Человек в естественной систематике животных ;
- человек как сущее, выходящее за рамки живого мира и в известной мере противостоящее ему;
- человек в смысле « человеческий род »;
- человек как индивид , личность .
Отличительные черты человека: возможность мыслить, способность к осуществлению свободного выбора , принимать ответственность за поступки, наличие моральных суждений. При описании человека отмечают его биологическую неприспособленность [ прояснить ] , отсутствие специализации его органов для какого-либо конкретного простого животного существования [ прояснить ] , способность производить орудия труда , огонь, и использовать их, дар речи, пластичность поведения. Неизвестно ни одного другого существа, которое имеет высшие эмоции , традиции , способность мыслить, утверждать, отрицать, считать, планировать, знает о своей смертности, любит в настоящем смысле этого слова, обладает чувством юмора , осуществляет свои замыслы, воспроизводит имеющееся и создаёт что-то новое .
Понятие о сущности человека
При исследовании сущности человека стремятся найти среди многочисленных отличительных признаков главный, решающий в его отличии от других животных, который, может быть, даже определял бы в конечном результате все остальные.
- Самым известным и наиболее широко распространённым атрибутом человека является наличие разума , человека определяют как «человек разумный» ( homo sapiens ).
- Другое важнейшее определение человека связано со способностью трудиться, его называют homo faber — человек действующий, производящий.
- Следующим важнейшим признаком является наличие речи. Например, Э. Кассирер определял человека как homo symbolicus — человек символический, то есть существо, созидающее символы , самым главным из которых является слово . Слово даёт человеку возможность общаться с другими людьми, что делает намного более эффективными процессы понимания и практического использования реального мира.
- Понимание человека как существа общественного известно со времён Аристотеля , который в своё время считал это важным.
Это далеко не полный перечень сущностных определений человека, в которых отмечены важнейшие, основополагающие свойства человека, тем не менее среди них нет ни одного всеохватывающего, на базе которого было бы возможно создать и развивать общепринятую концепцию природы человека. Поиск такого определения природы человека, которое, с одной стороны, полностью согласовывалось бы с эмпирическими данными о свойствах человека и, с другой стороны, позволяло бы предугадать пути его развития, а также выяснение смысла его существования были важнейшими темами исследований на всех этапах развития философской мысли .
В восточной и западной мифологии, в античной философии отразилось понимание человека как своеобразного ключа к разгадке многих тайн Вселенной. В древности человек не отделял себя от остальной природы , чувствуя свою связь с жизнью окружающего мира, что отразилось в антропоморфизме — бессознательном восприятии Вселенной и действующих в ней сил как живых существ, подобных ему самому. В древней мифологии и философии рассматривается параллелизм и изоморфность микрокосмоса , то есть внутреннего мира человека и макрокосмоса — огромного мира, лежащего вне человека. Примерами этой космогонической мифологемы «вселенского человека» являются пуруша в Ведах, скандинавский Имир в «Эдде», китайский Паньгу .
История понятия
В античное время понимается, что человека делает уникальным разум. В иудаизме появляется представление о человеке как личности, обладающей свободой выбора между добром и злом , которое в дальнейшем перенимается христианством . Возникшая в эпоху Возрождения в Европе идея гуманизма утверждает человека как высшую ценность, обладающую своеобразной и самобытной индивидуальностью . В эпоху Просвещения преобладает восприятие человека как независимой и разумной личности с неограниченными возможностями. Немецкая классическая философия рассматривает проблему свободы человека как духовного существа. В XIX веке, в трудах Иммануил Канта сформулированы мысли о создании философской антропологии. Изучение биологической природы человека сопровождалось критикой объективно-идеалистических воззрений панлогизма . Романтизм основное внимание уделяет тончайшим нюансам человеческих переживаний, обладающих неповторимо богатым внутренним миром, то есть в качестве важнейшей отличительной черты человека уже воспринимаются не только мыслительные, но и чувственные возможности .
Карл Маркс рассматривает человека с общественно-исторической точки зрения, у него человек в первую очередь общественное существо, определяемое конкретными условиями его функционирования и развития, а также его сознательной деятельностью, а именно: «сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений». Человек является и причиной, и результатом истории. Индивидуальное и историческое развитие человека представляет собой освоение и воспроизведение опыта всего человечества. Философско-антропологическая концепция Маркса получила развитие как в работах российских и советских философов, так и в трудах представителей Франкфуртской школы , было показано, что в процессе развития человек становится зависимым от социальных институтов , созданных им самим .
Неокантианец Эрнст Кассирер рассматривает человека в качестве «символического животного». В основе философской антропологии как самостоятельной дисциплины лежат работы Макса Шелера , Хельмута Плеснера , Арнольда Гелена . Понятию бессознательного определяющее значение придают психоанализ З. Фрейда , аналитическая психология К. Г. Юнга . Экзистенциализм рассматривает вопросы смысла жизни, вины и ответственности , проблемы выбора и принятия решения, отношение человека к своему предназначению и к смерти. Персонализм рассматривает человека как фундаментальную онтологическую категорию, структурализм — в качестве отложения в глубинных структурах сознания прошлого .
В 1960 году
в книге «Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние» выделил главные типы философских концепций человека, разработанных за 2,5 тысячи лет существования философской мысли:- концепции, считающие сущность и природу человека зависящими от заранее заданных объективных условий — либо «сущностей» или «норм» (традиционных метафизических и религиозных учениях), либо законов «разума» или «природы» (рационализме и натурализме);
- концепции, рассматривающие человека как автономную личность, отдельных самостоятельных субъектов (в индивидуализме, персонализме и спиритуализме , позже — в философии экзистенциализма);
- иррационалистические концепции, растворяющие человека в окончательном результате в бессознательном потоке жизни (философия жизни и др.);
- концепции восстановления форм и норм, сначала — исключительно как субъективных и интерсубъективных, трансцендентальных установлений, далее — как объективных структур ( прагматизм , трансцендентализм , объективный идеализм ) .
Биологические особенности
В современной систематике биологический вид Человек разумный ( лат. Homo sapiens ) относится к роду Люди ( Homo ) из семейства гоминид в отряде приматов класса млекопитающих .
Относительно крупный головной мозг , пятипалая хватательная кисть руки с плоскими ногтями и противопоставляющимся большим пальцем и некоторые другие особенности являются общими для человечества и большинства приматов. По результатам исследований сравнительной анатомии, физиологии, молекулярной биологии, иммуногенетики, патологии наиболее близкими к человеку современному являются африканские человекообразные обезьяны — шимпанзе и в несколько меньшей степени горилла . ДНК человека и шимпанзе имеют не менее 98,5 % схожих генов .
Тело человека имеет ряд отличий от обезьян
- ноги более длинные по сравнению с руками ,
- S-образная форма позвоночника с заметными шейным и поясничным изгибами,
- связанные с прямохождением форма, размер и расположение некоторых мышц и связок,
- низкая расширенная форма таза ,
- в переднезаднем направлении грудная клетка относительно плоская,
- сводчатость стопы, имеющей массивный и приведённый большой палец при уменьшении остальных пальцев,
- полное противопоставление большого пальца кисти,
- хорошо развитые папиллярные узоры на подушечках пальцев .
Мозг человека тоже отличается некоторыми особенностями,
- абсолютно и относительно очень крупный размер (в среднем его масса превышает массу мозга шимпанзе и горилл в 3—4 раза),
- прогрессивная дифференциация областей мозга, которые могут быть связаны с развитием членораздельной речи (его лобная, нижнетеменная, височная доли) .
Есть и другие отличия от приматов, например,
- анатомические особенности, связанные с усложнением аппарата голосообразования, в том числе особый голосовой мускул гортани
- увеличение мозгового отдела черепа за счёт лицевого
- вырождение волосяного покрова .
Внутривидовой полиморфизм
В пределах вида Homo sapiens выделяют несколько рас — внутривидовых групп популяций, имеющих сходный набор наследуемых морфологических и физиологических признаков, варьирующих в определённых пределах и обусловленных долговременными адаптационными процессами популяций людей, обитавших в различных ареалах .
У вида наблюдается непрерывное распределение типов телосложения (мускульного, костного, жирового), пигментации кожи и других признаков; таким образом, раса или этнорасовая группа в терминах популяционной генетики определяется как группа со специфическим распределением частот генов, отвечающих за эти признаки. Комплексы признаков, характерных для этнорасовых групп, отражают не только адаптационную реакцию на условия обитания, но и миграционную историю популяций и историю генетического взаимодействия с другими популяциями.
Происхождение человека
Сравнение последовательностей ДНК показывает, что самыми близкими родственниками человека из ныне живущих видов являются два вида шимпанзе (обыкновенный и бонобо ) . Филогенетическая линия, с которой связано происхождение современного человека ( Homo sapiens ), отделилась от других гоминид 6—7 млн лет назад (в миоцене ) . Другие представители этой линии (главным образом австралопитеки и ряд видов рода Homo ) до настоящего времени не сохранились.
Ближайшим относительно надёжно установленным предком Homo sapiens был Homo erectus . Homo heidelbergensis , прямой потомок Homo erectus и предок неандертальцев , по всей видимости, не был предком современного человека, а был представителем боковой эволюционной линии [ источник не указан 4742 дня ] . Большинство современных теорий связывает возникновение Homo sapiens с Африкой, тогда как Homo heidelbergensis возник в Европе.
Появление человека было связано с рядом существенных анатомических и физиологических модификаций, в том числе:
- Структурные преобразования мозга
- Увеличение мозговой полости и головного мозга
- Развитие двуногого передвижения ( бипедализм )
- Развитие хватательной кисти
- Опущение гортани и подъязычной кости
- Уменьшение размера клыков
- Появление менструального цикла
- Редукция большей части волосяного покрова.
Сравнение полиморфизмов митохондриальной ДНК и датирование окаменелостей позволяют заключить, что Homo sapiens появились около 200 тыс. лет назад (это примерное время, когда жила « Митохондриальная Ева » — женщина, которая была последним общим предком всех ныне живущих людей по материнской линии; общий предок всех ныне живущих людей по отцовской линии — « Y-хромосомный Адам » — жил несколько позже) .
В 2009 году группа учёных под руководством Сары Тишкофф из Университета Пенсильвании опубликовала в журнале « Science » результаты комплексного исследования генетического разнообразия народов Африки. Они установили, что самой древней ветвью, испытавшей наименьшее количество смешиваний, как раньше и предполагалось, является генетический кластер, к которому принадлежат бушмены и другие народы, говорящие на койсанских языках . Скорее всего, они и являются той ветвью, которая ближе всего к общим предкам всего современного человечества .
Около 74 тыс. лет назад небольшая популяция (около двух тысяч человек), пережившая последствия очень мощного вулканического извержения (~20-30 лет зимы), предположительно вулкана Тоба в Индонезии, стала предком современных людей в Африке . Можно предположить, что 60-40 тыс. лет назад люди мигрировали в Азию , и оттуда — в Европу (40 тыс. лет), Австралию и Америку (35-15 тыс. лет) .
Вместе с тем, эволюцию специфических человеческих способностей, таких как развитое сознание , интеллектуальные способности и язык , проблематично исследовать, поскольку их изменения невозможно прямо отследить по останкам гоминид и следам их жизнедеятельности, для изучения эволюции данных способностей учёные интегрируют данные различных наук, в том числе физической и культурной антропологии , зоопсихологии , этологии , нейрофизиологии , генетики .
Вопросы о том, как именно эволюционировали упомянутые способности (речь, религия, искусство), и в чём состояла их роль в появлении сложной социальной организации и культуры Homo sapiens , остаются по сей день предметом научных дискуссий.
Помимо главенствующих теорий антропогенеза существует и немало менее известных, непроверенных гипотез происхождения человека (вплоть до откровенно фантастических). Например, гипотеза о южноамериканском происхождении человека . Большинство альтернативных гипотез является достоянием паранауки и академическая наука их опровергает.
Человечество
История человеческой цивилизации
Неотъемлемые составляющие человеческой цивилизации возникли в различные эпохи. Часть из них появилась задолго до возникновения Homo sapiens .
Каменные инструменты . Наиболее древними на сегодняшний день являются инструменты, найденные в ущелье Олдовай ( Танзания ). Их возраст оценивается в 2,6 млн лет.
Освоение огня . Ряд археологических находок демонстрирует, что гоминиды использовали огонь по крайней мере 1,6—1,5 и 1 млн лет назад .
Искусство . К наиболее ранним образцам искусства относится рубило с украшением из окаменевших останков морского ежа . Его возраст оценивается в 200 000 лет. Некоторые исследователи считают древнейшим образцом искусства обработанную гальку, найденную в Израиле . Этот камень, возможно, представляет собой изображение женщины. Возраст артефакта составляет 330 000—230 000 лет.
В развитии материальной культуры выделяют несколько археологических культур , которые отличаются друг от друга типом артефактов (прежде всего инструментов) и технологиями их создания.
- Олдовайская культура — 2,5—1,5 млн лет.
- Аббевильская культура — 1,5 млн — 300 000 лет.
- Ашёльская культура — 300 000—100 000 лет.
- Мустьерская культура — 100 000 — 30 000 лет.
Первые люди были охотниками и собирателями , что подразумевало в основном кочевой образ жизни . Приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. (даты различаются в зависимости от географического региона) в образе жизни людей произошёл ряд крупных изменений, связанных с освоением сельского хозяйства и получивших название « Неолитической (сельскохозяйственной) революции ». Переход к сельскому хозяйству был вызван оседлостью и созданием первых крупных поселений, необходимых для крупного строительства. В частности переход от собирательства к земледелию прослеживается в археологических раскопках храмового комплекса Гёбекли-Тепе и обусловлен большой концентрацией людей на небольшой территории (собирательство не могло прокормить большое число строителей). Переход к сельскому хозяйству также породил торговлю , которая в свою очередь способствовала расслоению общества [ источник не указан 4033 дня ] . С развитием технологий сельского хозяйства и ростом численности населения связано становление первых цивилизаций Древнего мира .
Историю человечества принято для удобства описания разделять на этапы:
- Первобытное общество (также доисторическое общество)
- Древний мир (до 476 года — низложение последнего римского императора)
- Средние века ( 476 — 1492 — открытие Америки европейцами)
- Новое время ( 1492 — 1918 — окончание Первой мировой войны )
- Новейшее время ( 1918 — нынешнее время).
Население Земли
Населе́ние Земли — непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей ( население ), живущих на Земле в целом. На июль 2016 года, численность населения Земли составляет, по оценкам, около 7,3 миллиарда человек (точнее см. далее). Расчётную численность населения мира в текущий момент можно увидеть на сайте .
Вплоть до 1970-х годов численность населения мира росла по гиперболическому закону ; с 1990 г. наблюдается замедление темпов роста населения Земли , в 1990 году прирост составил 87,4 млн. Тем не менее, численность населения в абсолютном выражении продолжает быстро увеличиваться (в 2002 году на 74 млн, в 2014 на 87 млн ), хотя относительный прирост в 2000-х годах сократился почти вдвое по сравнению с показателем 1963 года, когда он достиг пикового значения (2,2 % в год) .
По данным ООН , в 1994—2014 годах количество людей старше 60 лет удвоилось, и уже в 2014 году количество пожилых людей в мире превысило число детей в возрасте до пяти лет .
В 2009 году впервые за всю историю человечества численность городского населения сравнялась с численностью сельского, составив 3,4 миллиарда человек .
По данным Worldometer , 15 ноября 2022 года население Земли достигло отметки в 8 млрд .
Изучение человека
По настоящему научным в строгом понимании изучение начинается со 2-й половины XIX века. Опубликованная в 1859 году теория естественного отбора Дарвина оказала значительное влияние не только на развитие изучения непосредственно антропогенеза, но и на развитие многих других разделов человековедения, например этнографии , археологии , психологии . К настоящему времени не осталось характерной стороны человека, как биологического существа, социального существа и как личности, не охваченной специальными научными исследованиями; собрано и обобщено огромное количество разнообразной информации. Появилось много наук, в названии которых имеется слово «антропология», — культурная антропология , социальная антропология , политическая антропология , и так далее .
Единая наука о человеке
В XX веке было предложено создать единую науку, предметом изучения которой могли бы быть все природные и социальные свойства и отношения человека. Если бы такая наука была создана, то возможный вариант определения предмета её изучения, по мнению И. Т. Фролова и в « Новой философской энциклопедии », мог бы быть описан так:
«Человек — это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами» .
См. также
Примечания
- ↑ Человек] // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров . — 1-е изд. — М. : Большая российская энциклопедия , 1991. — ISBN 5-85270-160-2 .
- ↑ Фролов И. Т. , // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- А. В. Перцева . // Западная философия. Итоги тысячелетия. Екатеринбург-Бишкек, 1997, с.209-410. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние.(1960). Пер. с нем.
- ↑ // Биологический энциклопедический словарь / Гл. редактор М. С. Гиляров . — М. : Советская энциклопедия , 1986.
- Бриттен, Р. Д. 2002. «Divergence between samples of chimpanzee and human DNA sequences is 5 % counting indels.» Proceedings National Academy Science 99:13633-13635.
- Фуджияма, A., Ватанабе, Х., Тойода, A., Тейлор, T.Д., Итох, T., Тсай, С. Ф., Парк, Х. С., Яспо, M.Л., Леграх, Х., Чен, З., Фу, Г., Сайтоу, Н., Осоегава, K., де Джонг, П. Д., Суто, И., Хаттори, M., и Сакаки, И. 2002. «Construction and analysis of a Human-Chimpanzee Comparative Clone Map.» Science 295:131-134.
- ↑ Chen F-C, Li. W-H. Genomic Divergences between Humans and Other Hominoids and the Effective Population Size of the Common Ancestor of Humans and Chimpanzees. Am. J. Hum. Genet., 2001, v. 68 p. 444—456
- Kumar S. et al. Placing confidence limits on the molecular age of the human-chimpanzee divergence. PNAS, 2005, v. 102, p. 18842-18847
- Brunet M. et al. A new hominid from the Upper Miocene of Chad, Central Africa. Nature, 2002, v. 418, p. 145—151
- M. Ruvolo. Molecular Phylogeny of the Hominoids: Inference from Multiple Independent DNA Sequence Data Sets, Mol. Biol. Evol. 14 (1997) 248—265.
- Salem A-H. et al. Alu elements and hominid phylogenetics. PNAS, 2003, v. 100, p. 12787-12791
- ↑ Cavalli-Sforza L. L., Feldman M. W. The application of molecular genetic approaches to the study of human evolution. Nature genetics, 2003, v. 33, p. 266—275
- . Дата обращения: 31 октября 2015. 20 ноября 2015 года.
- Rowlett R. M. Did the use of fire for cooking lead to a diet change that resulted in the expansion of brain size in Homo erectus from that of Australopithecus africanus? Science, 1999, V. 283, p. 2004—2005
- Brain C. K., Sillent A. Evidence from the Swartkrans cave for the earliest use of fire. Nature, 1988, v. 336, p. 464—466
- Маныкин А. С. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки. — М.:Филол. о-во «СЛОВО»; Эксмо, 2004. — Стр. 6.
- «Population: 7,323,187,457 (July 2016 est.)» от 18 мая 2020 на Wayback Machine // The World Factbook
- . Дата обращения: 16 февраля 2017. 10 сентября 2013 года.
- Population Reference Bureau. (англ.) // Population Reference Bureau : pdf. — С. 2 . 18 февраля 2018 года.
- . demoscope.ru. Дата обращения: 23 января 2016. 14 августа 2017 года.
- от 22 декабря 2019 на Wayback Machine // Вести Экономика
- . Дата обращения: 16 февраля 2017. 6 марта 2017 года.
- (англ.) . www.worldometers.info . Дата обращения: 13 декабря 2022. 3 марта 2021 года.
Литература
- The Catholic Encyclopedia . Vol. 12. New York: , 1911. //
- 2021-07-23
- 1