Контрреформы Александра III
- 1 year ago
- 0
- 0
Описа́ние свяще́нного коронова́ния их импера́торских вели́честв импера́тора Алекса́ндра Тре́тьего и госуда́рыни императри́цы Мари́и Фео́доровны — церемониальный альбом , повествующий о коронации императорской четы — Александра III и его супруги Марии Фёдоровны , состоявшейся 15 мая 1883 года в Успенском соборе Московского Кремля . Книга содержит подробное, расписанное тщательным образом, описание возведения на престол нового монарха Российской империи . Помимо собственно церемониала и публикации официальных документов в альбоме описываются сопровождавшие событие торжественные мероприятия с указанием множества деталей — от праздничного декора зданий и помещений до нарядов участвовавших в событии высоких лиц.
В отличие от альбома предыдущей коронации , изданного в 1856 году в Париже , был отпечатан в Санкт-Петербурге с привлечением лишь русских художников. Оформление также выполнено в русском стиле , с вниманием к национальным мотивам и символике.
Издание «Описания священного коронования…» было заказано Экспедиции заготовления государственных бумаг президентом Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем .
Альбом был издан Экспедицией заготовления государственных бумаг в Санкт-Петербурге в 1885 году на русском и французском языках ограниченным тиражом в 500 экземпляров. Для печати использовалась бумага фабрики Варгунина , типографскую печать осуществил мастер М. Мюллер.
Книга большого формата (67 × 53 см) издавалась в двух вариантах: в печатной издательской обложке и цельнокожаном сафьяновом переплёте ярко-малинового цвета с золотым и блинтовым узорным на крышках, тройными золочёными обрезами и форзацами из белого муара . Владельцы простых фолиантов также отдельно заказывали богатый переплёт в лучших мастерских Санкт-Петербурга.
Без учёта иллюстраций, форзаца и обложки, в книге 65 страниц печатного текста. Содержание разделёно на восемь глав, каждая из которых начинается с нового листа в соответствии с днями коронационных торжеств. Каждый из этих дней выделен в тексте объёмной арабской цифрой красного либо синего цвета — по значимости события и в соответствии с цветами государственного флага .
Первая глава открывается Манифестом и Высочайшим указом о создании специальной комиссии по организации торжеств под руководством министра Императорского Двора , генерал-адъютанта графа Воронцова-Дашкова . Далее следует повествование о подготовке Москвы к предстоящему событию, рассказ о прибытии венценосной четы, членов императорской фамилии и свиты из Петербурга; приводится подробный план движения коронационной процессии из Петровского дворца в Кремль.
Третья, самая обширная глава (восемь листов) посвящена собственно дню коронования в Успенском соборе Кремля . Особое внимание как в тексте, так и в иллюстрациях, уделено религиозному аспекту церемонии ( альбом предыдущей коронации , императора Александра II , не затрагивал столь близко эту тему) .
Четвёртая глава содержит полный перечень награждённых в связи с коронацией лиц с указанием их новых титулов, званий, чинов и подарков. Эта глава единственная в издании, которая не иллюстрирована. В следующих главах расписываются праздничные мероприятия, в которых участвовала императорская чета — от военных парадов и церемоний до торжественных приёмов, обедов, балов и спектакля в Большом театре .
Последняя, восьмая глава вновь возвращается к теме религии, описывая посещение Троице-Сергиевой лавры и церемонию освящения нового московского собора — Храма Христа Спасителя . Книга заканчивается описанием возвращения императорской четы и их свиты в столицу империи — Санкт-Петербург.
Издание богато иллюстрировано: кроме многочисленных инициалов, виньеток, заставок и концовок, к нему было выполнено 26 полноцветных хромолитографий на листах-вклейках (по другим источникам — хромолитографии формата in-plano прилагались в отдельной папке), сделанных по акварелям именитых художников того времени.
Титульный лист по эскизу Николая Симакова , был также выполнен в технике хромолитографии с печатью золотой краской. Этот же художник исполнил изображения национальных растительных орнаментов и заглавные буквы в главах — первое слово каждой страницы начинается с нарядной буквицы красного цвета ( гравюры на дереве делал Е. Гогенфельден) .
Ответственность за своевременное исполнение и художественное оформление литографических листов была возложена на председателя Общества поощрения художеств Дмитрия Григоровича . Финансирование художников, командированных в Москву от Академии художеств для натурных зарисовок, было поручено академику Михаилу Боткину , получившему на это из казны 15 тысяч рублей .
К выполнению акварелей для литографий был привлечён целый ряд именитых художников своего времени. Наибольшее количество иллюстраций для вклеек (четыре из 26) выполнил Иван Крамской . Три иллюстрации выполнил Константин Маковский , в целом же братьями Маковскими было сделано семь иллюстраций — ещё по две исполнили Владимир и Николай . Также по две иллюстрации выполнили Александр Соколов (портреты императора и императрицы), Константин Савицкий , Николай Каразин , Василий Верещагин и Иван Макаров . По одной иллюстрации выполнили Василий Поленов , Василий Суриков , , Александр Григорьев и Степан Александровский .
Рисунки иллюстрируют все этапы коронования и сопровождавшие его события в Москве; первыми приведены изображение императорских регалий и портреты императорской четы. Листы хромолитографий в целом размещены в альбоме таким образом, чтобы сохранялось чередование статики и динамики в композиции, что непосредственно влияет на восприятие художественного оформления зрителем — выделяется лишь четвёртая глава чистого текста с перечислением наград особам всех классов .
Художникам, принимавшим участие в оформлении издания, несмотря на их опыт работы в литографии , не было дозволено готовить листы самостоятельно. Из-за опасений, что они будут править собственные рисунки, стремясь к совершенству и делая дорисовки в процессе печати, изготовление хромолитографий было поручено мастеру-печатнику .
Большинство листов (22 из 26) выполнил мастер К. Шиссель в частной петербургской типографии «Картографическое заведение А. А. Ильина ». Там же были подготовлены нарядные цветные заставки по рисункам Виктора Васнецова , раскиданные по тексту (заметим, что художник также выполнил меню коронационного обеда). Остальные три литографии (№№ 6, 20 и 25) были отпечатаны в хромолитографии Н. Брезе, находившейся по адресу Средняя Подьяческая улица , д. № 4, ещё один лист (№ 11) — в хромолитографии «Штадлер и Паттинот» ( Невский проспект , д. № 88).
Шесть монохромных вставок, использованных в четырёх главах в качестве виньеток , выполнил по рисункам художника-баталиста Николая Самокиша мастер Г. Скамони. Эти иллюстрации были отпечатаны вместе с текстом в Экспедиции заготовления государственных бумаг . Экспрессивные рисунки, изображающие перегруппировки эскадронов во время коронационных торжеств, придали композиционное напряжение листам, нарушая общий неторопливый ритм текстового блока .
Альбом не предназначался для продажи. В качестве памятного подарка он подносился членам императорской семьи и представителям правящих династий европейских монархий, иностранным гостям коронации. Также он презентовался высшим российским сановникам и некоторым государственным учреждениям. Так, нумерованный экземпляр № 22 был подарен Российскому историческому музею (императорская чета посетила музей 27 мая, за неделю до его официального открытия) .
Издание вошло в каталог редких книг Н. Березина, экспонировалось на Международной выставке печатного дела в Лейпциге в 1914 году. Экземпляр с авторскими иллюстрациями находится в собрании Музея истории религии .
В 2007 году на торгах в Париже один из экземпляров альбома был продан за 23 тысячи евро . В 2012 году на лондонском аукционе Christie's альбом ушёл с молотка за 187 тысяч фунтов, что более чем в два раза превысило предварительную оценку .
В 2016 году музей-заповедник « Гатчина » провёл выставку одного экспоната «Коронационный альбом Императора Александра III», центральным предметом которой стал альбом из фонда редкой книги музея .
Глава | № листа | Название | Художник | Дата | Печать | Илл. |
---|---|---|---|---|---|---|
— | 1 | Заглавный лист | Николай Симаков | Хромолитография А. А. Ильина | ||
2 | « Императорские регалии » | Константин Маковский | Хромолитография А. А. Ильина | |||
3 |
«Государь император
Александр III » |
Александр Соколов | 1883 | Хромолитография А. А. Ильина | ||
4 |
«Государыня императрица
Мария Фёдоровна » |
Александр Соколов | 1883 | Хромолитография А. А. Ильина | ||
1 | 5 | «Торжественный выезд в Москву» | Константин Савицкий | Хромолитография А. А. Ильина | ||
2 | 6 | «Торжественный проезд через Красную площадь » | Николай Каразин | Хромолитография Н. Брезе | ||
стр. 9 | иллюстрация в тексте | Николай Самокиш | ||||
стр. 12 | иллюстрация в тексте | Николай Самокиш | ||||
3 | 7 | «Их величества у входа в Успенский Собор » | Василий Поленов | Хромолитография А. А. Ильина | ||
8 | «Коронование государя императора» | Иван Крамской | Хромолитография А. А. Ильина | |||
9 | «Коронование государыни императрицы» | Иван Крамской | Хромолитография А. А. Ильина | |||
10 | «Причащение Св. Тайн государя императора» | Иван Крамской | 1885 | Хромолитография А. А. Ильина | ||
11 | «Торжественный выход из первой ограды Кремля» | Василий Верещагин | Хромолитография Штадлера и Паттинота | |||
12 | «Государь император кланяется народу с Красного крыльца » | Иван Макаров | Хромолитография А. А. Ильина | |||
13 | «Высочайший обеденный стол в Грановитой палате » | Константин Маковский | Хромолитография А. А. Ильина | |||
14 | «Иллюминация в Кремле» | Николай Маковский | 1883 | Хромолитография А. А. Ильина | ||
стр. 30 | иллюстрация в тексте | Николай Самокиш | ||||
5 | 15 | «Государь император принимает поздравления от представителей азиатских народов» | Николай Каразин | 1883 | Хромолитография А. А. Ильина | |
16 | «Представление государю императору Его императорским высочеством атаманом всех казачьих войск войсковых депутатов» | Иван Крамской | Хромолитография А. А. Ильина | |||
17 | «Балы» | Хромолитография А. А. Ильина | ||||
6 | стр. 48 | заставка | Виктор Васнецов | Хромолитография А. А. Ильина | ||
18 | Афиша представления в Большом театре | Александр Григорьев | Хромолитография А. А. Ильина | |||
19 | «Парадный спектакль» | Степан Александровский | Хромолитография А. А. Ильина | |||
20 | «Освящение знамён Преображенского и Семёновского полков» | Владимир Маковский | 1883 | Хромолитография Н. Брезе | ||
7 | стр. 52 | иллюстрация в тексте | Николай Самокиш | |||
21 | «Народный праздник на Ходынском поле » | Владимир Маковский | 1883 | Хромолитография А. А. Ильина | ||
22 | «Посещение их величествами Троице-Сергиевой лавры » | Константин Маковский | Хромолитография А. А. Ильина | |||
23 | «Прибытие государя на парад» | Иван Макаров | Хромолитография А. А. Ильина | |||
24 | «Праздник в Сокольниках » | Константин Савицкий | Хромолитография А. А. Ильина | |||
стр. 55 | иллюстрация в тексте | Николай Самокиш | ||||
стр. 56 | иллюстрация в тексте («Императорский павильон в Сокольниках») | ? | ||||
8 | 25 | «Выход из Храма Спасителя » | Василий Верещагин | Хромолитография Н. Брезе | ||
26 | «Освящение Храма Спасителя» | Николай Маковский | 1883 | Хромолитография А. А. Ильина | ||
стр. 62 | иллюстрация в тексте | Николай Самокиш | ||||
27 | «Торжественный обход вокруг Храма Спасителя» | Василий Суриков | 1883 | Хромолитография А. А. Ильина |
В 2008 году санкт-петербургское издательство « Альфарет » выполнило репринтное издание альбома. Книга была отпечатана в меньшем формате, чем оригинал (154 стр., 26 листов иллюстраций).
В честь коронации наряду с традиционными медалями и жетонами впервые было решено отчеканить специальный рубль . Штемпели для монеты были выполнены гравёром Петербургского монетного двора Л. Штейнманном. На лицевой стороне отчеканен портрет императора в профиль, вокруг — надпись «Б. М. АЛЕКСАНДРЪ III ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖ. ВСЕРОСС.», под портретом — «коронованъ в Москвѣ» и год — 1883. На оборотной стороне — императорская корона, а также символы власти — скипетр и держава , окруженные лавровой и ветвями. В 1883 году было отчеканено около 280 тысяч коронационных рублей. 60 тысяч рублей были выделены военному министерству для раздачи — по рублю для каждого солдата тех военных частей, что примут участие в церемонии. Так как было получено много запросов от частных лиц с просьбой обменять обычный рубль на коронационный, пять тысяч рублей монетный двор попросил оставить у себя на эти цели .