Ноймарк (Бранденбург)
- 1 year ago
- 0
- 0
Чхуарта́л ( абх. Чхәарҭал , мегр. ჩხორთოლ [Чхортоль], груз. ჩხორთოლი [Чхортоли]) — село в Абхазии , в Ткуарчалском районе частично признанной Республики Абхазия , согласно административному делению Грузии — в Гальском муниципалитете Абхазской Автономной Республики . Расположено к юго-востоку от райцентра Ткуарчал в равнинно-предгорной полосе, в верхнем течении реки . До 1994 года официально называлось Чхортоли . В административном отношении село представляет собой административный центр Чхуарталскоц сельской администрации ( абх. Чхәарҭал ақыҭа ахадара ), в прошлом Чхортольского сельсовета . До 1994 года село входило в состав Галского района .
На севере сельская администрация (село) Чхуартал граничит с сельскими администрациями (сёлами) Первая Бедиа и Агубедиа и примыкает к территории города Ткуарчал ; на юго-западе — с сельской администрацией (селом) Царча ; на юге — с сельской администрацией (селом) Окум ; на востоке границей села является хребет Речшха.
Чхортоль — наименование мегрельское (картвельская группа языков) комбинированное: чхоро (цхра) — девять; толи (твали) — буквально на современном грузинском и мегрельском означает глаз, но также употребляется для обозначения количества комнат в строении — количество окон («глаз»), вероятно ранее слово «толь» обозначало условную единицу сельского поселения — двора, по аналогии к современному грузинскому «комли». Возможно ранее село образовалось на месте маленького поселения из девяти дворов.
В средние века село Чхуартал, по-видимому, играло значительную роль, так как через него проходила магистральная дорога южной зоны Абхазии. Эта древняя дорога имела большое хозяйственное и стратегическое значение. Она контролировалась сильными укреплениями, развалины которых до сих пор сохранились в некоторых пунктах села. Среди оборонительных сооружений Чхуартала выделяется укрепление Реч Абаа . Оно расположено на одиноко стоящей посреди поляны скале. На высоте 50 метров на выровненной площадке сохранились развалины крепости . Крепость Реч Абаа входила в систему укреплений Абхазской стены и на протяжении нескольких столетий являлась важным стратегическим пунктом Южной Абхазии .
Итальянская путешественница Карла Серена , посетившая Абхазию во второй половине XIX века , даёт описание своего пребывания в посёлке Эшкыт, расположенного в пределах Чхуартала: «Погода была тёплая и прекрасная, я воспользовалась лунной ночью, чтобы добраться до Эшкети, очаровательного селения. О моём прибытии было сообщено заранее, и в доме помощника старшины, куда я приехала очень поздно, всё было подготовлено к моему приёму. Никто ещё не ложился. Посреди хижины был разведён яркий огонь. Шло приготовление позднего ужина, и вскоре мне подали превосходную жареную курицу, неизбежную кукурузную кашу и отличное вино . Хотя мой приезд вызвал много хлопот, все лица были приветливые и радушные… В то утро я позавтракала на соседней поляне, где летом проходит Томаша. Сидя на травке под сенью роскошной виноградной лозы, с которой мои проводники срывали свежие ягоды с мелкими тёмно-фиолетовыми косточками, я чудесно позавтракала ( 15 ноября 1881 года )… От Эшкети дорога идёт через очень пересечённую и живописную местность, меняющую свой характер при приближении к селу Бедиа » .
К концу XIX века Самурзакан уже был чётко разделён на 2 основные лингвистические зоны: абхазоязычную и мегрелоязычную . Первая охватывала верхние (северные) селения Самурзаканского участка, в том числе Чхуартал; вторая, бо́льшая по территории и численности населения, — нижние (центральные и южные) сёла. Между этими двумя зонами располагались смешанные селения. По сообщению немецкого лингвиста Г. Шухардта , в конце XIX столетия «в общинах Бедийской , Окумской , Чхортольской , Гальской , Царчинской слышится абхазская речь; в Саберио , , Дихазургах говорят по-мингрельски» .
В 1920-е годы абхазские коммунисты начинают высказывать мысли о приведении административных границ уездов в соответствие с этнолингвистическими. Так в 1925 году в статье «Мы требовали и получили настоящую независимую Советскую Абхазию» отмечает: «кстати — здесь отмечу, что административное деление уездов несколько не соответствует национальным признакам, где это можно, тщательно пересмотреть административное деление: в частности — я думаю, что 2-3 селения Гальского уезда с населением, говорящим по-абхазски, надо отнести к Кодорскому уезду , как Бедиа , Ре́ка , Эшкыт , Копит, Верхний Чхортол , Окум » .
В 1930 году в Абхазии состоялась административная реформа, заменившая старые уезды на районы , и была проведена новая граница между Очамчирским и Гальским районами . Чхуартал вместе с рядом других верхнесамурзаканских селений ( Агубедиа и [[[Река (Абхазия)|Ре́ка]]) был передан в состав Очамчирского района . В селе была открыта абхазская школа. В тот период большинство жителей села самоидентифицировались как этнические абхазы , но абхазский язык был распространён только в предгорной части села — Верхнем Чхортоле . В равнинном Нижнем Чхортоле говорили по-мегрельски . Позднее этнически абхазское, но мегрелоязычное население Нижнего Чхортола быстро грузинизируется , в этой части села к 1950-м годам происходит полная смена этнического самосознания. В Верхнем Чхуартале и в настоящее время сохраняется абхазский язык и абхазское этническое самосознание. В 1939 году Чхортольский сельсовет был возвращён в состав Гальского района . Абхазская школа в селе была закрыта, открылась грузинская.
С 1951 года в селе действовал колхоз имени Бараташвили Гальского района, который образовался после укрупнения с колхозом имени Андреева, располагавшимся в соседнем селе Царча . Колхоз имени Бараташвили располагал чайной плантацией и цитрусовыми садами. Председателем этого колхоза был Герой Социалистического Труда Шахани Гигоевич Сиргинава . Благодаря его деятельности в селе были построены дворец культуры, средняя школа, гидроэлектростанция, жилые дома и различные объекты колхозной и социальной структуры .
В ходе грузино-абхазской войны Чхуартал, как и другие сёла Гальского района , находился под контролем грузинских войск.
В 1994 году в Абхазии была проведена новая реформа административно-территориального деления, село Чхуартал было передано из состава Галского района в состав Ткуарчалского .
Село Чхуартал исторически подразделяется на 7 посёлков ( абх. аҳабла ) :
Посёлки, расположенные ближе к хребту Речшха, традиционно собирательно именуются Верхний Чхуартал ; более равнинные — Нижний Чхуартал .
Население Чхортольского сельсовета по данным переписи 1989 года составляло 1447 человек, по данным переписи 2011 года население сельской администрации Чхуартал составило 877 человек, грузины (56,5 %), а также абхазы (43,5 %) .
В XIX веке село входило в состав Окумской сельской общины. По данным переписи населения 1886 года в Чхуартале проживало православных христиан — 1042 человека, мусульман - суннитов не было. По сословному делению всё население Чхуартала принадлежало к крестьянскому сословию.
По данным той же переписи жители села были учтены как этнические «самурзаканцы» . По данным переписи населения 1926 года абсолютное большинство жителей Чхуартала, как и других сёл верхней части Гальского уезда , записывается абхазами . Однако абхазский язык в качестве родного указали лишь 43,4 % жителей Чхуартала, в то время как для 55,5 % чхуартальцев родным языком был мегрельский .
Год переписи | Число жителей | Этнический состав |
---|---|---|
1886 | 1042 | самурзаканцы 100 % |
1926 | 1359 | абхазы 96,9 %; грузины 2,4 % |
1959 | 1415 | грузины , абхазы (нет точных данных) |
1989 | 1447 | грузины , абхазы (нет точных данных) |
2011 | 877 | грузины (56,5 %), абхазы (43,5 %) |
До административной реформы 1994 года Чхуартал являлся единственным селом Гальского района , где были компактно расселены абхазы и был распространён абхазский язык .
Чхуартал — единственное смешанное абхазо - мегрельское село Ткуарчалского района .
Самурзаканский диалект абхазского языка, в прошлом широко распространённый на бо́льшей части территории Самурзакана, ныне представлен лишь в трёх сёлах: Ре́ка , Агубедиа и Чхуартал. Второе название самурзаканского диалекта — чхуарталский .
На границе Чхуартала, Агубедии и Ткуарчала находится одно из семи святилищ Абхазии — гора Лашкендар .