Пионерская площадь (Санкт-Петербург)
- 1 year ago
- 0
- 0
Объект культурного наследия России
регионального значения
(БД Викигида) |
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 540
• • |
Пло́щадь Остро́вского — площадь в Центральном районе Санкт-Петербурга в историческом центре города. Здесь сходятся Невский проспект , улица Зодчего Росси , Малая Садовая улица , переулок Крылова .
Площадь представляет собой архитектурный ансамбль, возникший по проекту архитекторов К. И. Росси и А. А. Модюи в XIX веке. На площади находятся памятники истории и культуры федерального значения : Александринский театр , Российская национальная библиотека , Аничков дворец , памятник Екатерине ΙΙ , здания Министерства народного просвещения и Дирекции императорских театров по улице Зодчего Росси , здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества. Несмотря на то, что К. И. Росси не удалось воплотить весь замысел , ансамбль площади Островского остаётся одним из высших достижений русского градостроительного искусства . В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия .
На плане 1829 года площадь обозначена как Аничковская площадь , по названию Аничкова дворца , которому в то время принадлежала эта территория. 13 (25) августа 1832 года присвоено название Александринская площадь , по имени расположившегося на ней Александринского театра . На протяжении 1851—1858 годов наряду с официальным в ходу было также название Театральная площадь , а на плане 1899 года появляется топоним, включающий оба указателя: площадь Александринского Театра . Справочник по акционерным и паевым обществам за 1915 год фиксирует ошибочное название Александровская площадь .
6 октября 1923 года площадь переименована в площадь Писателя Островского в честь русского драматурга А. Н. Островского . Хотя он не жил в Санкт-Петербурге, но был тесно связан с культурной жизнью города. С 1859 года почти все пьесы Островский печатал в « Современнике » и « Отечественных записках », а на сцене Александринского театра ставились многие пьесы драматурга . Название просуществовало до 1929 года. Параллельно в 1925 году появляется название площадь Островского .
Объекты на площади петербуржцы, несмотря на многочисленные их официальные названия, именуют: библиотеку — «Публичка» , театр — «Александринка» , квадригу Аполлона на театре — «Кучер с Александринки» , сад на площади — «Катькин садик» . Очень много прозвищ у памятника Екатерине, самые приличные из них «Катька» и «Печатка» .
В XVIII веке происходил процесс сосредоточения важнейших по своему значению и по масштабам архитектурных сооружений на берегах Невы и в ближайших к Неве кварталах. Будущая площадь Островского была городской окраиной. Доминирующими строениями между Невским проспектом , Садовой улицей и набережной реки Фонтанки были Аничков и Воронцовский дворцы . Первый из них принадлежал графу А. Г. Разумовскому . На месте нынешней площади находился дворцовый сад, расположенный до Большой Садовой улицы и Чернышова моста . В нём, вдоль Невского проспекта, находился пруд, а напротив Малой Садовой улицы был фонтан. На месте нынешней Российской национальной библиотеки были устроены питомник и оранжереи, вдоль Садовой улицы располагались дома садовников и дворцовых слуг, а напротив Гостиного двора стоял дом управляющего графа Разумовского. На месте теперешнего Александринского театра находился деревянный Итальянский павильон с картинной галереей .
Императрица Екатерина II подарила Аничков дворец своему фавориту Г. А. Потёмкину . Во дворце находилась библиотека Потёмкина . В Итальянском павильоне обычно проводились праздники и выставлялись редкие «произведения искусства». В 1795 году в павильоне разместили привезённую из Польши библиотеку братьев Залуских , ставшую впоследствии основой будущей Императорской Публичной библиотеки .
Вот как описывает будущее место площади И. Г. Георги в 1794 году:
«§ 167. Аничковский дворец по Невской перспективе и Фонтанке. ИМПЕРАТРИЦА ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА построила оный в 1744 году по плану Графа Растрелли для Графа Разумовского, после того куплен он от казны для Князя Потёмкина Таврического, который продал его богатому купцу Никите Шемякину. Этот дом велик и стоит на открытом месте, в 3 этажа, и имеет фасад простой. На улицу есть на сводах висячий сад , равный ширине дворца. Дворцовый сад в виде косого четырёхугольника простирается до Садовой улицы… Ныне же стоит без всякого употребления. Дворец оставлен без присмотру и год от года теряет свой вид» .
В 1799 году западная часть сада Аничкова дворца передана в ведение Театральной дирекции. Санкт-петербургский генерал-губернатор П. В. Голенищев-Кутузов заключил контракт с антрепренёром Антоном Казасси о перестройке Итальянского павильона в театр. К 1801 году архитектором В. Бренной работы завершились. В историю он вошёл как Театр Казасси , а затем Малый театр , именуемый иногда Французским театром . В 1796—1801 годах по проекту архитектора Е. Т. Соколова на углу Невского проспекта и Садовой улицы было построено здание Публичной библиотеки. В результате территория сада Аничкова дворца значительно сократилась и на западе ограничилась линией ныне существующего сада. В начале XIX века по этой границе возник ряд небольших деревянных и каменных домов, принадлежащих артистам и частным владельцам .
К 1810-м годам здание Малого театра стало тесно для публики, и его внешний вид не соответствовал парадному облику главной городской магистрали. В 1816 году к проектированию привлекли архитекторов А. К. Модюи и К. И. Росси , состоявших на службе в Комитета строений и гидравлических работ . Оба зодчих представили свои варианты реконструкции театрального здания вместе с полной перепланировкой всей окружающей территории от Аничкова дворца до Садовой улицы.
Весной 1816 года Росси получает от А. Бетанкура предложение реконструировать усадьбу Аничкова дворца . В рамках реализации проекта реконструкции усадьбы, Росси разработал около двадцати вариантов генерального плана преобразования местности вокруг будущего театра . Однако Александр I утвердил проект Модюи .
Модюи перепланировал всю усадьбу, значительно уменьшив размеры дворцового сада. Преобразование усадьбы зодчий рассматривал во взаимосвязи с застройкой главной магистрали города — Невского проспекта. По его проекту, Театральная площадь, площадь у Чернышова моста , сеть новых улиц, связанных между собой и с другими магистралями центра, застраиваются как единый архитектурный ансамбль . Дальнейшее проектирование было передано К. Росси. В центре доминирует здание Александринского театра. В результате реализации проекта возникает крупнейший общественный и культурный центр, в который входят театр, публичная библиотека, здания министерств и целая система улиц .
Строительство началось в 1816—1818 годах с постройки двух симметричных павильонов с фигурами русских витязей , выполненных С. С. Пименовым , и сооружения ограды, отделившей оставшуюся часть сада у Аничкова дворца. Таким образом, была обозначена восточная граница новой площади, а также подчёркнуто значение дворца в ансамбле . В 1828—1832 годах Росси искусно пристроил к зданию Публичной библиотеки, построенному ранее Е. Т. Соколовым вдоль Садовой улицы, огромный (протяжённостью 90 метров) новый корпус, создав гармонически целое сооружение. В это же время в глубине площади строится здание Александринского театра. Здание театра являлось одним из лучших для своего времени по планировке, оборудованию сцены и мастерству внешней и внутренней отделки . На открытии театра 31 августа ( 12 сентября ) 1832 года была сыграна патриотическая пьеса М. В. Крюковского « Пожарский , или Освобождённая Москва» . Позади здания театра, на одной с ним оси, в 1828—1834 годах по проекту Росси построена улица, оформленная двумя торжественными зданиями. По гармоничности и законченности пропорций (длина улицы — 220 м, ширина и высота зданий — 22 м), торжественности строя колоннад и красоте перспектив эта улица не имеет равных . Из-за разногласий с заказчиком (отказ сделать главным звеном ансамбля Аничков дворец) Росси был отстранён от работы над ансамблем. Ансамбль не был завершён. Великий зодчий умер в полном забвении в 1849 году .
Летом 1832 года на площади перед театром садовым мастером Яковом Фёдоровым был разбит сад . Он представлял собой центральный луг, окружённый дорожкой извилистых очертаний с четырьмя выходами на площадь. Сад огорожен чугунной решёткой с четырьмя двухстворчатыми воротами и 30 фонарями, вокруг устроен тротуар.
В 1830-х — начале 1840-х годов с восточной стороны площади, к югу от сада Аничкова дворца, находился двор купца Маркела Езелева. На его месте вскоре по проекту архитектора Адриана Розена было построено здание деревянного конного цирка , открытие которого состоялось 10 октября 1846 года. В 1850-е он был перестроен по проекту архитектора В. П. Львова. Цирк просуществовал до 1867 года, а через три года на его месте открылся один из первых в России театров оперетты — «театр Буфф» .
В начале 1860-х годов возникла идея к 100-летию восшествия на престол Екатерины II установить в городе памятник. Один из вариантов памятника, выполненный в масштабе 1/16 от натуральной величины, находится в павильоне «Грот» в Царском Селе. В центре сквера на Александрийской площади памятник императрице Екатерине ΙΙ был открыт в 1873 году . Его автор — художник М. О. Микешин . Гранит разных пород для пьедестала памятника привезли водным путём с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада , а оттуда — по специальной переносной железной дороге, изготовленной на заводе Сан-Галли, доставили на место. Расход на сооружение монумента составил 316 000 рублей, а вместе с изготовлением памятных медалей, организацией церемониала открытия и переустройством сквера — 456 896 рублей. Памятник сооружали более 10 лет — с 1862 по 1873 год. Его освящение прошло 24 ноября ( 6 декабря ) 1873 года .
Одновременно с этим по проекту архитектора Д. И. Гримма был перепланирован сквер вокруг памятника. Было изменено направление сквера по длине, когда вытянутую часть его расположили вдоль здания Публичной библиотеки, а не вдоль Невского проспекта. В результате этого площадь сквера вокруг памятника увеличилась с 0,65 га до 0,95 га, вскоре ставшего именоваться — Екатерининский .
Распоряжением императора от 19 ноября (1 декабря) 1873 года переустроенный сад был передан в ведение правления Первого округа путей сообщения. В Екатерининском саду порядок поддерживался силами трёх рабочих и нескольких сторожей, трое из которых попеременно дежурили у памятника. В 1873 году на содержание сада было ассигновано 4 тысячи рублей, но уже с 1875 года эту сумму ограничили 1500 рублями. Из-за недостаточного финансирования к 1875 году свыше 90 дубов погибло, в плохом состоянии находилась решётка. Было решено обратиться к специалистам из Императорского российского общества садоводства. Обществу было поручено восстановить сквер за 6831 рубль с изменением его планировки и заменой растений и принять на себя ежегодный ремонт и присмотр за памятником и сквером за 1500 рублей в год. Работы начались в 1878 году. По проекту вице-президента Общества садоводства Э. Л. Регеля и его помощника по озеленению Э. И. Эндела была выполнена перепланировка сада. Вместо прямолинейных дорожек появились три круглые взаимосвязанные площадки, расположенные по длиной оси и двух пар боковых дуговых дорожек. Затем в течение двух лет проводились посадки и установка новой решётки с декоративными вензелями Екатерины II .
В 1876—1878 годы по проекту архитектора В. А. Шрётера был построен дом для Санкт-Петербургского городского кредитного общества . Зал общих собраний дома с осени 1880 года использовался для концертов, литературных чтений, благотворительных вечеров. Здесь проходили выступления квартета Русского музыкального общества с участием скрипача и дирижёра Л. С. Ауэра , первый концерт кружка любителей игры на балалайке под управлением В. В. Андреева . В день лицейской годовщины 19 (31) октября 1880 года в чтениях Литературного фонда участвовали Я. К. Грот , П. И. Вейнер, Д. В. Григорович , Ф. М. Достоевский . В 1895 году состоялось первое литературное выступление И. А. Бунина . В 1879 году рядом построили дом в русском стиле по проекту архитекторов Н. П. Басина и Н. Н. Никонова .
С 17 (29) апреля по 2 (14) мая 1879 года на площади проводились опыты электрического уличного освещения, организованные товариществом П. Н. Яблочкова . В ночное время с 22 до 24 часов публике показывали опыты «мгновенного тушения и зажигания» четырёх электрических фонарей из 12-ти. В день окончания опыта памятник Императрице осветили, кроме того, рефлекторами .
В 1896—1901 годы к Публичной библиотеке был пристроен ещё один корпус по проекту архитектора Е. С. Воротилова . В 1911 году по проекту архитектора построено здание для управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги .
В начале XX века проводилась реконструкция Екатерининского сада, в том числе была проведена ливневая канализация , отремонтирован памятник Екатерине, а вокруг памятника установлено ограждение, проведены обширные земляные и слесарные работы .
По административно-территориальному делению Санкт-Петербурга на начало XX века площадь находится на территории Спасской полицейской части .
В 1918 году в здании Дирекции императорских театров, в части, обращённой к театру, разместился Театральный музей . Александринская площадь с 1923 года стала именоваться площадью Писателя Островского , а с середины 1920-х годов наименование упростили до площади Островского , сквер также утратил имя императрицы и стал именоваться — Сквером на площади Островского .
В 1929—1930 годах на площади Островского произведён ремонт тротуаров у сквера, прокладка бетонной канализации, перепланировка проезда вдоль Публичной библиотеки (расширен с 2 до 6,5 м), а также площади перед театром. Для освещения установили 16 колонн с фонарями, вокруг театра устроили тротуар шириной 8,7 м. В 1933—1935 годах в сквере проведены значительные посадки ивы , вяза , крушины и других деревьев и кустарников .
В начале 1930-х годов партийные органы Ленинграда собирались демонтировать памятник как «старорежимный», поставив на пьедестал вместо статуи Екатерины статую Ленина с протянутой рукой, а на места снятых 9-ти фигур посадить представителей ленинского политбюро . В конце 1960-х годов, из рук А. В. Суворова вандалами была вырвана шпага . Её воспроизводили заново дважды, но покушения на неё продолжаются до сих пор .
В 1932 году Публичной библиотеке присвоено имя писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина , а в 1939 году, в день 125-летнего юбилея, она была награждена орденом Трудового Красного Знамени . В 1937 году академическому театру драмы было присвоено имя А. С. Пушкина , а в 1939 году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени .
В годы Блокады саду был нанесён значительный ущерб. Сразу после снятия блокады сквер был расчищен и приведён в порядок. В 1956—1959 годах по проекту архитектора В. Д. Кирхоглани здесь проводилась перепланировка. Взаимосвязанные круглые площадки приобрели прямоугольную форму. Было высажено до 600 многолетников и до 5 тысяч луковичных цветов , а также свыше тысячи чайных сортовых роз . В тот момент в саду росло свыше 140 деревьев (вяз, липа, ива, клён, крушина, дуб, каштан) и около 1200 кустов (акация, кизильник, спирея, сирень). В 1962 году дополнительно была проведена внеплановая посадка роз .
Со времён перестройки у ограды Екатерининского сада (с наружной стороны) — в основном на участке вдоль Невского проспекта — петербургские художники выставляют и продают свои работы, там же рисуют портреты желающих (в том числе шаржи). У входа в сад туристов и гостей города фотографы приглашают сфотографироваться у подножия монумента вместе с костюмированными персонажами в облике императрицы Екатерины ΙΙ и одного из её фаворитов . Екатерининский сад, «Катькин садик» был местом встреч ЛГБТ-сообщества ещё с царских времён. А на скамейках сквера вокруг памятника собираются шахматисты-любители .
С декабря 1988 года Екатерининский сад состоит под государственной охраной. В 1989—2001 годах здесь была проведена реконструкция, с коренным переустройством и возвращением планировки, существовавшей в 1878 году . В 1990-е годы с бронзовой груди императрицы сняли многокилограммовую цепь и орден, а у вельмож, сидящих в ногах Екатерины, украли различные аксессуары. Так например, Суворов в очередной раз остался без шпаги. По горячим следам удалось найти вандалов, и во время последней реставрации в 2003 году предметы вернули на своё место .
В 1992 году Указом президента Российской Федерации Государственную публичную библиотеку имени М. Е. Салтыкова-Щедрина переименовали в Российскую национальную библиотеку с одновременным повышением её статуса до особо ценного объекта национального наследия, составляющего историческое и культурное достояние народов Российской Федерации. С этого момента на библиотеку возлагается обязанность хранения обязательного бесплатного федерального экземпляра всех изданий .
В 2005—2006 годах в Александринском театре проведена генеральная реконструкция, в результате которой воссоздан исторический облик интерьеров здания, театр стал одной из самых совершенных в инженерном плане современных сценических площадок. 30 августа 2006 года состоялось торжественное открытие театра после реконструкции .
С 2005 года ведётся строительство новой семиэтажной гостиницы на участке между садом Аничкова дворца и Зданием Управления Октябрьской железной дороги. Для этого снесён участок исторической стены между садом Аничкова дворца и площадью .
На площади Островского (на участке между Екатерининским садом, зданием Российской национальной библиотеки и зданием Александринского театра) проводится ежегодный Петербургский молочный фестиваль, устраиваемый петербургскими молочными заводами. На этих ярмарках устраивается тир, аттракционы и другие развлечения . Ежегодно с 14 декабря по 7 января на площади проходит Рождественская ярмарка. Она включает в себя традиционный рождественский базар с ёлочными игрушками и новогодними сувенирами, праздничные угощения, «игровое поле» с аттракционами и конкурсами, выступления фольклорных коллективов, а также ежегодные благотворительные акции, например, «Рождественская азбука» (ежедневно в импровизированной художественной мастерской, размещённой на главной ярмарочной сцене, известные люди страны пишут картины, которые впоследствии продаются на благотворительном аукционе) .
Доминанта площади — Александринский театр, главным фасадом он обращён к Невскому проспекту, южный замыкает перспективу улицы Зодчего Росси . Величественные колоннады всех фасадов, статуи муз в нишах, скульптурный фриз и квадрига Аполлона , возвышающаяся над аттиком , усиливают значение здания как храма искусства. Важное значение в ансамбле имеет торжественный фасад корпуса Публичной библиотеки — яркий пример синтеза искусств в архитектуре классицизма . Ансамбль включает в себя также улицу Зодчего Росси и площадь Ломоносова .
После реконструкции 1989—2001 годов сад приобрёл планировку 1878 года, предложенную вице-президентом Императорского российского общества садоводства Э. Л. Регелем . По информации садово-парковой конторы Центрального района Санкт-Петербурга в 2007 году общая площадь сада составляла 9745 м², в длину около 140 м и ширину около 70 м. Сад огорожен решёткой (424 м.п.), на створках ворот декоративные детали в виде вензелей с монограммой Екатерины Великой. Тротуар вокруг вымощен брусчаткой с бордюром из гранитных плит .
В саду три круглые взаимосвязанные площадки, расположенные по длиной оси, и две пары боковых дуговых дорожек. Под цветочные посадки занято: луковичные — 156 м², многолетники — 19 м², летники — 326 м². В саду растут деревья (25 вязов, 10 дубов, 3 ивы, 6 каштанов, 18 клёнов, 7 крушин, 20 лип) и кустарники (71 айва японская, 4 жасмина, 15 калин, 426 кизильников блестящих, 6 венгерских и 167 обычной сирени, 39 спирей, 7 шиповника) на общей площади 309 м² .
В центре площади находится освящённый в 1873 году памятник императрицы Екатерины II , в сооружении которого приняли участие Михаил Микешин , Матвей Чижов , Александр Опекушин и Давид Гримм . Вокруг фигуры императрицы высотой 4,35 м расположены фигуры девяти видных деятелей екатерининской эпохи. Композиция памятника имеет сходство с созданным Михаилом Микешиным памятником Тысячелетие России в Великом Новгороде .
Два небольших павильона , сооружённых К. И. Росси в 1817 — 1818 годах , расположены по красной линии площади Островского и совпадают по осям с ризалитами главного здания Публичной библиотеки. Скульптуры и барельефы выполнены по моделям С. С. Пименова . В сад обращены полукруглые выступы павильонов, декорированные колоннами ионического ордера . Внутренние залы павильонов поделены колоннами и имеют необычную полуэллиптическую форму. Павильоны соединяются строгой металлической решёткой с изображением золочёных орлов .
Здание Александринского театра (Академического театра драмы имени А. С. Пушкина) строилось с 1828 по 1832 годы по проекту архитектора Карла Росси. Театр получил название Александринского, по имени жены императора Николая Ι .
Главный фасад в виде шестиколонной галереи - лоджии , эффектно выделяющейся на жёлтом фоне гладких стен, обращён к Невскому проспекту. По сторонам лоджии, в нишах , статуи муз — покровительниц искусств. Над лоджией — крылатые гении Славы венчают лавровым венком лиру . Центральный аттик завершает колесница Аполлона — бога красоты и покровителя искусств. Она выбита из листовой меди по модели скульптора С. С. Пименова . Южный фасад замыкает перспективу улицы Зодчего Росси .
Сейчас в здании размещается Российский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина — старейший национальный театр России (был учреждён 30 августа [ 10 сентября ] 1756 года , в день Святого Александра Невского ). В это здание театр переехал в 1832 году . В Александринском театре состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики от «Горя от ума» А. С. Грибоедова до пьес А. Н. Островского и А. П. Чехова . Сегодня театр возглавляет Народный артист России Валерий Фокин .
В 1796—1801 годах на углу Невского проспекта и Садовой улицы по проекту архитектора Е. Т. Соколова было сооружено первое здание Публичной библиотеки. В 1828—1832 годах архитектор Карл Росси искусно пристроил к этому зданию новый корпус библиотеки, создав гармонически целое сооружение. Его 18-колонный фасад (протяжённостью 90 м), обращённый к площади Островского, обильно декорирован скульптурой. В лоджиях между колоннами поставлены статуи учёных, философов, ораторов, поэтов древности: Гомер , Платон , Евклид , Еврипид , Гиппократ , Демосфен , Вергилий , Тацит , Цицерон и Геродот . Венчает фасад фигура богини мудрости Минервы . Скульптуры созданы по моделям С. С. Пименова, В. И. Демут-Малиновского , С. И. Гальберга, Н. А. Токарева и М. Г. Крылова . В 1896—1901 годах рядом с корпусом Росси по проекту архитектора Е. С. Воротилова было возведено третье библиотечное здание с читальным залом на 500 мест. Фасад его, обработанный «под гранит», заметно отличается от россиевских построек .
Сейчас с площади Островского находится вход в читальные залы Российской национальной библиотеки. Являясь одной из крупнейших библиотек мира, она обладает самым полным собранием изданий на русском языке. В фондах библиотеки представлены издания по основным отраслям науки и техники на многих языках мира, сохраняются более 34 миллионов книг и документов .
Доходный дом архитектора Н. П. Басина , построенный в русском стиле в 1878—1879 годах по его собственному проекту при участии Н. Н. Никонова . Пятиэтажное здание с двумя фасадами, эркерами (особенно угловой), увенчанными башенками, придающими ему объёмность. Фасад выполнен со множеством деталей с разнообразными по рисунку окнами с резными «полотенцами», венчающими карниз кокошниками , сандриками , столбиками-кубышками. Все фасады щедро украшены лепниной, воспроизводящей декоративные мотивы русской деревянной резьбы и вышивки . Он является хрестоматийным примером игнорирования ансамбля Александринского театра, созданного в эпоху классицизма , так как живописный силуэт, насыщенность декора выделяют дом из окружающей застройки .
В отремонтированном доме сейчас живут представители творческой элиты Санкт-Петербурга: актёры и режиссёры .
Трёхэтажное здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества построено в 1876—1879 годах в стиле неоренессанс по проекту архитектора В. А. Шрётера для СПб. городского кредитного общества — первого негосударственного учреждения долгосрочного ипотечного кредитования в Российской империи . Первоначальный проект позже был доработан Э. Ф. Крюгером и осуществлён Э. Г. Юргенсом . Облик здания, специально построенного для финансового учреждения, подчёркивает солидность, надёжность и финансовую мощь владельца. Использовано планировочное решение, где все отделения банка имели непосредственную связь между собой и были удобны для клиентов благодаря кассовым стойкам, расположенным по периметру .
После революции в здании размещался Петроградский губернский отдел коммунального хозяйства, с 1950-х годов — Управление Ленметростроя. С 1993 года здание арендует банк « Санкт-Петербург » .
Четырёхэтажное здание, построенное в 1874 году для Императорского русского музыкального общества по проекту архитектора Е. И. Винтергальтера . В 1876—1900 годы здесь размещалось Славянское благотворительное общество . Здесь также находилась редакция журнала «Вестник моды», издававшегося в 1894—1916 годах.
Сейчас это жилой дом. На первом этаже располагается канцелярия Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга .
16 марта 2007 года перед зданием был открыт памятник Дворнику XIX века. Памятник из белого мрамора принадлежит скульптору Яну Нейману . В дальнейшем его планируется перенести в другое место .
С 2005 года по проекту архитектора Е. Л. Герасимова ведётся строительство новой пятизвёздной гостиницы на 71 номер — 7-этажного сооружения высотой 28 м в стиле « итальянского палаццо » из светлого известняка. Этажи с первого по третий будут заняты помещениями общественного назначения и развлекательного комплекса, с четвёртого до седьмого — гостиничные номера, в подвальном этаже разместится автостоянка на 20 мест. Седьмой, верхний этаж здания сделали аттиковым со сплошным остеклением между фронтонами — здесь находятся апартаменты. При постройке здания использовались натуральный гранит и известняк, стеклопакеты в деревянно-алюминиевых переплётах .
В 2012 году здание гостиницы было выкуплено компанией « Газпром Экспорт ». В настоящее время здесь проходит реконструкция под офисное здание класса А .
Четырёхэтажный дом построен в 1980-е годы.
Построен в 1911—1912 годах в стиле неоклассицизм по проекту для управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги . Здание облицовано темно-серым гранитом в стиле модернизованной неоклассики, повторяет в декоре фасадов мотивы декора ампира : львиные маски, венки, гирлянды, рога изобилия; фигуры Слав венчают вензель железной дороги . Ныне в здании располагается Управление Октябрьской железной дороги .
За Александринским театром — одна из красивейших улиц, носящая имя её создателя — улица Зодчего Росси. Она образована двумя однотипными административными зданиями, построенными в 1828—1834 годах по проекту архитектора Карла Росси. Фасады зданий отличаются простотой, строгостью и лаконизмом архитектурных форм. В здании на нечётной стороне размещалось Министерство народного просвещения (сейчас здесь Жилищный комитет и Комитет по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга ).
В здании по чётной стороне размещалась Дирекция императорских театров . Сейчас здесь располагается Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства и Академия русского балета им. А. Я. Вагановой. Музей образовался в 1908 году (с 1918 года в этом здании). Музей специализируется на собирании и экспонировании материалов, относящихся к истории отечественного драматического и музыкального театров. В музее проходят экскурсии и лекции по истории театра, вечера воспоминаний, камерные концерты, встречи с выдающимися актёрами, музыкантами, художниками, показ моноспектаклей . В этом же здании находится Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека . Появилась в 1756 году как репертуарная библиотека. Фонды музея насчитывают более 700 тысяч единиц хранения: редкие и ценные издания, личные архивы театральных деятелей, коллекция театральных программ и афиш, рукописи, эскизы декораций и костюмов к спектаклям, собрание редчайшей театральной периодики и уникальных фотографий .
С площадью Островского связано эссе «Площадь Островского. Фотороманс с Фолькером Шлёндорфом» современного писателя А. С. Ильянена .
В XIX веке появилось стихотворение-загадка с игрой слов:
Где стоит такая дама,
Позади которой драма,
Слева — просвещение,
Справа — развлечение,
А спереди не всякому доступно?
(сзади театр драмы, слева Публичная библиотека, справа Сад отдыха, спереди Елисеевский магазин …) .
В стихотворении «Вдали от тебя, Петербург!» Николая Агнивцева площади Островского посвящены следующие строки:
А трон российской Клеопатры
В своём саду?.. И супротив
Александринского театра
Непоколебленный массив?
Общественный транспорт через площадь не проходит.
Ближайшие станции метро : Станция « Гостиный двор » на линии имеет выход на угол Невского проспекта и Садовой улицы . Эта станция является пересадочной на станцию « Невский проспект » линии и пассажиры этой линии также могут воспользоваться этим выходом. Расстояние от выхода из метро до центра площади составляет около 160 м.
На Невском проспекте рядом с площадью есть остановки наземного общественного транспорта « Дворец творчества юных » (с нечётной стороны проспекта) и « Станция метро Гостиный двор » (с чётной стороны). На них останавливаются автобусы № 3, 7, 22, 24, 27, 181, 191; троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22.
Эта статья входит в число
избранных статей
русскоязычного раздела Википедии.
|