Иаков (Софрониадис)
- 1 year ago
- 0
- 0
Иа́ков Чернори́зец ( Мних Иаков ) — древнерусский монах , мыслитель и писатель XI века ; автор ряда произведений и панегириков . Произведения, приписываемые Иакову, имеют важное значение как источник по начальной истории русской церкви .
Биографических данных о И. Черноризце почти не сохранилось. Архиепископ Макарий (Булгаков) считал его упомянутым в « Повести временных лет » тем монахом ( Иларион Печерский ) Киево-Печерского монастыря , которому Феодосий Печерский в 1073 году хотел передать игуменство после своей смерти . Согласно Лаврентьевской летописи за 1074 год Феодосий планировал поставить Иакова игуменом Киево-Печерского монастыря, но братия отказалась, так как он не был здесь постриженным, а пришёл из Переяславского монастыря Бориса и Глеба :
Феодосий же рече имъ: «Да аще отъ мене хощете игоумена приати, то азъ сътворю имъ не пo моему изволенію, но no Божію строенію». Нарече имъ Іакова презвутера. Братье же нелюбъ бысть, глаголюще: «Не здљ постриганъ есть», бљ бо яко пришелъ издалеча съ братомъ с Павломъ.
Идентификации монаха с Иаковом Мнихом противоречат наблюдению над стилем произведений « Память и похвала русскому князю Владимиру » и « Сказания о Борисе и Глебе » .
Авторству Икова Мниха приписываются следующие произведения :
Также ему приписывают славянский перевод «Правила монаха Иоанна» .
« Сказание о Борисе и Глебе », обнаруживающее в авторе очень близкого современника, полно морально-лирических отступлений; этому оно, вероятно, и обязано своей большей распространенностью, по сравнению с подобным ему произведением Нестора .
Автор как бы старается противопоставить идеал христианской добродетели мучеников-князей пороку и преступности Святополка . Впрочем, автор винит не столько злую волю последнего, сколько исконного врага рода человеческого, дьявола. В уста мучеников автор влагает частые и длинные речи, обращения, сетования. Труд Иакова Черноризца в значительной доле послужил источником для Нестора.
« », рассказывающее о совещаниях Владимира относительно перемены веры , о походе на Корсунь , о крещении князя и бракосочетании, о крещении киевлян, о нравственной перемене, совершившейся в князе, наконец о его кончине, — своим содержанием и порядком изложения почти сходно с летописным рассказом, и видимо послужило источником для последнего. На древность памятника указывает язык «Жития», равно как и то, что Владимир святой представляется здесь ещё непрославленным, а русский народ называется «новым» по отношению к вере. Автор сообщает, что Владимир ходил на Корсунь (988) не перед крещением и не для него, а спустя четыре года после крещения; ни словом не упоминается о приходе к Владимиру послов с предложением вер и т. д.
« Память и похвала русскому князю Владимиру » является важным источником по истории Древней Руси, так как автор пользовался предшествующими « Повести временных лет » сводами, ранними заметками житийного характера о Владимире и, возможно, устными преданиями . От упомянутой «Повести» «Похвала» отличается датировкой важных событий жизни Владимира Святославича . Согласно А. А. Шахматову , текст соединил два древних писания XI века о князе Владимире, куда позже вставили Похвальное слово Ольге . Как и на «Житии», на «Похвале» ещё не заметно влияния каких-либо письменных памятников XI века.
«Послание к великому князю Изяславу» написано в ответ на послание князя, до нас не дошедшее; оно любопытно по высоте взгляда на христианские обязанности. Только любовью к ближним можно исполнить заповедь Христа… « Если хочешь , — пишет Черноризец князю, — и чудеса творить, по примеру апостолов, — и это возможно: они врачевали хромых, исцеляли сухоруких, — ты научи хромых в вере, ноги текущих на игрища обрати к церкви, руки иссохшие от скупости сделай простертыми на подаяние нищим ».
Отличительная черта послания — преобладание афоризмов и изречении из святого Писания . Есть в послании и бытовые черты. «Церковное правило» м. Иоанна, обращенное к И. Черноризцу, вместе с «Уставом» князя Владимира было первым опытом на Руси местного церковного законодательства. Язык славянского перевода «Правила» весьма неясен. Сохранился и его греческий подлинник.
В приложениях к «Истории русской церкви» Макария переизданы (по списку XVI века ) «Житие Владимира» и «Память и Похвала» и напечатано, по списку XVI века : «Послание к Изяславу». «Сказание о св. Борисе и Глебе», по древнейшему списку (Сильвестровскому сборнику XIV века ), изданы Срезневским в Санкт-Петербурге в 1860 вместе с подобным сочинением преподобного Нестора . Лучшее издание «Правила м. Иоанна» принадлежит профессору Павлову («Русская историческая библиотека», VI, СПб., 1880 ).