Interested Article - Лампадодромия

Лампадодроми́я (или лампадедроми́я , др.-греч. λαμπαδηδρομία ; также др.-греч. λαμπαδηφορία у Геродота и др.-греч. λαμπαδουχία у Ликофрона ) — древнегреческое ритуальное состязание в беге с горящими факелами, наиболее известно по сведениям из Афин , также проводилось в ряде других древнегреческих городов. В Афинах факелоносцы образовывали несколько соперничавших команд, бегуны которых передавали факел друг другу.

В 1936 году Карл Дим инициировал использование мотивов ритуала для эстафеты олимпийского огня .

Описание ритуала

Передача факела (аттическая краснофигурная ойнохоя IV века до н. э.)

Древнейшее упоминание ритуала относится ко времени афинского тирана Писистрата — согласно Плутарху , около места в Академии, где зажигали огонь при беге, тот из своей любви к Харму воздвиг статую Эрота . Непосредственно бег начинался от жертвенника Прометея .

В Афинах факельный бег был частью многих праздников и популярной темой аттической вазописи V — начала IV веков до н. э. . На вазах есть как изображения старта бега, так и передачи факела и зажжения от факела огня на алтаре . Эней Тактик включает «факельные зрелища» в число собиравших множество народа .

Аристофан в комедии « Лягушки », чей текст поясняется , упоминает «башню» в Керамике , от которой начинались ежегодные состязания, и возгласы εἶναι для начала бега . Эту башню отождествляют с «башней Тимона » по Павсанию . Также Аристофан комедийно описывает сцену, когда на Панафинеях медленно бежавшего факелоносца начинал колотить народ .

Для победы необходимо было сохранить факел горящим во время бега — прибежавший первым, но с потухшим факелом, проигрывал сохранившему огонь . В «Лексиконе» Фотия объясняется, что гимнасиархи каждой из 10 фил отвечали за умащение маслом эфебов , которые бежали, передавая друг другу факел, и первый, кто зажигал пламя на алтаре, побеждал сам и побеждала его фила .

У Павсания названо лишь три участника состязания, и на изображениях, согласно Г. А. Мюллеру, более трех не встречается . Однако в одной из надписей упомянуто 13-14 победителей, составлявших команду . Некоторые надписи называют победившую филу. Награды за победу (бык, щит, гидрия ) подлежали посвящению богу.

Праздники в Афинах

Три праздника с обрядом называет : Панафинеи , и . Согласно Л. Д. Бондарь, имеются в виду только Великие Панафинеи . По указанию схолий к Аристофану и « », в Керамике проходили три лампадедромии: Афины, Гефеста, Прометея .

Фотий называет праздники Прометея, Гефеста и Пана и объясняет связь так: Прометей из-за похищения огня, Гефест как хозяин огня и Пан как соратник афинян против персов .

Геродот рассказывает, что после Марафонской битвы бег с факелами был введен в ежегодном празднестве Пана . Праздник Пана в этой связи упоминают также Фотий и схолии к Демосфену .

В нескольких афинских надписях также сообщается о лампадофории во время праздника Тесея, а в единичных надписях — об агоне на Гермеях и на Анфестериях, а с I в. н. э. — и на Эпитафиях (возможно, тождественных празднику Пана) .

Конная эстафета с факелом ( др.-греч. ἀφιππολαμπάς ), упоминаемая Платоном для праздника Бендидий в Пирее и называемая «чем-то новым» , известна также из надписи для Ларисы в Фессалии .

Другие регионы

надпись из Халкиды с упоминанием лампадодромии

На празднике Афины Геллотии в Коринфе с факелами бежали девушки . Александр Великий устроил бег с факелами в Сузах во время своего похода .

Факельный агон включали в себя праздник Эантии на Саламине, в честь Артемиды Бравронии в Амфиполе, Гермеи на Делосе, Деметрии на Сиросе, Себастии в Халкиде и некоторые другие. В ряде центров — Гефестии на Лемносе и Византии — он входил в программу ведущих полисных праздненств — Гефестий и Боспорий соответственно .

Устройство

Устройство бега с факелами ( лампадархию ) Аристотель в « Политике » относил к литургиям (общественным повинностям), требовавшим больших расходов и не приносящим пользы . Согласно его « Афинской политии », устроение состязаний с факелами в Афинах входило в обязанности басилевса (священного царя) . Лампадархи упоминаются в надписях более чем из десятка древнегреческих городов (в основном Малой Азии, никогда Пелопоннеса) .

Традиция

Геродот сравнивал с передачей факелов на празднике Гефеста передачу послания персидскими вестниками , а Платон передачу факела — с рождением и воспитанием детей . Рассуждая о движении в «Физике», Аристотель считает передачу факела из рук в руки « перемещением смежным, но не непрерывным » .

Образ был известен и римским авторам: по Лукрецию поколения живущих людей передают друг другу, «как в беге, светильники жизни» ; Варрон вспоминает передачу факела в беге, передавая другу слово в беседе ; Персий обращается к другу, который « на бегу вырывает светоч » .

Фрэнсис Бэкон в сочинении «О мудрости древних» толковал передачу факелов в том смысле, что « совершенствования науки нужно ждать не от способностей или проворства какого-нибудь одного человека, а от последовательной деятельности многих поколений, сменяющих друг друга » .

Примечания

  1. написание через «е» ближе к греческой форме и принято в книгах Е. В. Никитюк (Быт античного общества. СПб., 2005) и Л. Д. Бондарь; аналогично англ. lampadedromy
  2. Плутарх . Солон. 1
  3. Павсаний . Описание Эллады. I. 30, 2
  4. Simon E. Festivals of Attica. An Archaeological Commentary. University of Wisconsin Press, 1983. P. 53
  5. Скржинская М. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. Киев, 2009. С. 184
  6. Эней Тактик . О перенесении осады. XVII. 1
  7. в пер. А. И. Пиотровского «высокий столп»
  8. неопределённая форма глагола «быть» в значении императива ( Aristophanes . Frogs. / Ed. by K. Dover. Oxf., 1993. P. 125, 207; но в принято чтение др.-греч. είνται по изданию 1928 года Кулона и Ван Деле); в пер. А. И. Пиотровского « валяй! »
  9. Схолии к Аристофану. Лягушки. 131
  10. Павсаний. Описание Эллады. I 30, 4; Энциклопедия Паули-Виссова . Том 12, полутом 1. Стб. 574
  11. Аристофан и схолии к Аристофану. Лягушки. 1093, со ссылкой на грамматика Евфрония
  12. Павсаний. Описание Эллады. I 30, 2
  13. Фотий. Лексикон, под словом «гимнасиарх» ( др.-греч. γυμνασίαρχος )
  14. Бондарь Л. Д. Афинские литургии… СПб., 2009. С. 86
  15. Бондарь Л. Д. Афинские литургии… СПб., 2009. С. 87
  16. Полемон . «О картинах Пропилей», фр. 6 Мюллер = Гарпократион , под словом др.-греч. λαμπάς ; то же Фотий . Лексикон, под сл. др.-греч. λαμπάδος
  17. Бондарь Л. Д. Афинские литургии. СПб., 2009. С. 89
  18. Схолии к Аристофану . Лягушки. 131, 1087; Большой Этимологик . 504, 18
  19. Фотий. Лексикон, под словом «гимнасиарх» (γυμνασίαρχος)
  20. Геродот. История. VI. 105
  21. Фотий. Лексикон, под словом лампас
  22. Схолии к Демосфену. LVII. 43
  23. Бондарь Л. Д. Афинские литургии… СПб., 2009. С. 90; Энциклопедия Паули-Виссова . Том 12, полутом 1. Стб. 570
  24. Платон . Государство. I 328а
  25. Бондарь Л. Д. Афинские литургии… СПб., 2009. С. 91
  26. Схолии к Пиндару . Олимпийские песни. XIII 56
  27. Арриан . Поход Александра. III 16, 9
  28. Julius Jüthner. : [ нем. ] // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttg. : , 1924. — Bd. XII,1. — Kol. 570.
  29. Авдеев А. Г. // Вестник древней истории. — 1991. — № 4 . — С. 84—85 . 11 апреля 2021 года.
  30. Аристотель . Политика VIII, VII 11, 1309а 19
  31. Аристотель . Афинская полития. 57, 1
  32. Энциклопедия Паули-Виссова . Т. 12, полутом 1 (1922). Стб. 567
  33. Геродот . История VIII 98
  34. Платон . Законы. VI. 776b
  35. Аристотель . Физика. V. 4, 228а 28
  36. Лукреций . О природе вещей. II. 77, пер. Ф. А. Петровского
  37. Варрон . О сельском хозяйстве. III 16, 9
  38. Персий . Сатиры. VI. 61 и схолии
  39. Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 289

Литература

  • Энциклопедия Паули-Виссова . Том 12, полутом 1 (1924). Стб. 569—577 (там же дополнительная библиография)
  • . С. 85-92. Раздел 2.1.2.
  • Гвоздева Т. Б. Великие Панафинеи — история, структура, общественное значение. Дисс. … к. и. н. М., 2001. С. 144—150.

Ссылки

Источник —

Same as Лампадодромия