Interested Article - Доходные дома в Санкт-Петербурге

Бывшие доходные дома на Карповке

Доходные дома в Санкт-Петербурге являлись самым распространённым видом городской постройки до революции . Доходным домом называли здание, чьи внутренние пространства за арендную плату сдавались жильцам. Арендованные помещения составляли большую часть жилого фонда, и к концу XIX века их доля достигла 94 % . Доходные дома сформировали архитектурную ткань исторического городского центра, её городские кварталы, сформированные лабиринтами дворов-колодцев и проходами между ними . Многие из доходных домов включены в списки объектов исторической и художественной ценности .

Петербургские дома прославились своими тёмными и узкими дворами-колодцами , которые образовались в стремлении хозяев доходных домов застроить участок как можно большим количеством квартир . Доходные дома на протяжении большей части времени своего существования формировали в Санкт-Петербурге вертикальную иерархию, где на нижних этажах жили богатые жильцы, чем выше был этаж, тем беднее были его жильцы и соответственно тем меньше удобств имели эти квартиры .

История

XVIII век

Сдача помещений практиковалась с самого основания Петербурга . Ещё в 1708 году Меньшиков докладывал о солдатах разных полков, которые построили дома, чтобы сдавать их внаём. В тот период понятия «доходный дом» не было, и в таких случаях говорили, что люди устраивали в своих помещениях постоялый двор . Так как сдача жилья внаём приносила хорошие доходы в казну, в 1723 году были построены ряд государственных постоялых дворов и частная сдача жилья внаём была запрещена . Все приезжие были обязаны останавливаться в постоялых дворах , а сдававшие помещения отнимали доходы у постоялых дворов

Постепенно о данном указе забыли . При Анне Иоановне широко начала развиваться система доходного домостроения, многие домовладельцы на разные сроки сдавали внаём часть жилья, появлялись прообразы доходных домов . В середине XVIII века первые этажи в особняках часто сдавали под лавки ремесленникам или торговцам . Елизавета Петровна , беспокоившаяся об эстетическом облике центральных улиц запретила домовладельцам сдавать первые этажи ремесленным мастерским, но этот закон не соблюдался, так как сдача помещений приносила неплохие доходы .

Вплоть до последней трети XVIII века в Петербурге сохранялась низкая плотность населения и застройки. Значительная часть его жителей вне зависимости от сословного происхождения или финансового положения могла позволить себе иметь собственный участок . При Екатерине шёл активный процесс урбанизации центральных городских районов и, вместе с этим, повышения плотности городской застройки и подорожания земли. Всё больше горожан не имели средств для постройки собственного жилья . Уже при Екатерине II только 4 % от всего населения были владельцами недвижимости, их называли обывателями, а горожан без собственности — жильцами . При Екатерине квартиросъёмщики стали самой многочисленной категорией населения .

Многие домовладельцы сдавали часть своих помещений, имея с этого солидные доходы. Снимать квартиры предпочитали чиновники и городские классы, для которых была важна мобильность и возможность работать как можно ближе к своей работе, такие люди часто меняли квартиры по два раза в год . Так как рост населения превышал темп постройки новых зданий, городская беднота селилась в снимаемых квартирах в подвалах, в тесных условиях и в конце века средняя плотность в таких квартирах составляла 7 человек на комнату . Часто население подвала равнялось с населением всего дома .

В условиях растущей нужды в арендуемом жилье, в Петербурге начали строиться особняки, специально предназначенные для сдачи квартир — доходные дома . Хотя сдача помещений практиковалась повсеместно , сами доходные дома оставались редким видом застройки и внешне не отличались от особняков, казарм или официальных зданий . Первые доходные дома называли спекулятивными. Это были деревянные здания, которые покрывали штукатуркой .

Начало — середина XIX века

Денежная аренда жилья сложилась к началу XIX века . Первая половина XIX века сопровождалась ускоренным приростом городского населения в результате урбанизации и появления множества учебных заведений. В город прибывали преподаватели, учёные и банкиры, которые предпочитали снимать квартиры, но не могли себе позволить собственный особняк . Квартиры начали снимать обедневшие дворяне . Самые роскошные квартиры располагались на Невском проспекте . В квартирах также селилась городская беднота, в тесных жилищах жили ремесленники, мелкие чиновники, бедные студенты, торговцы и старики на пенсии .

Жёлтые доходные дома на Спасском переулке

Доходные дома становились всё более массовым явлением, за счёт их строительства всё быстрее прирастала городская застройка , арендуемые квартиры составляли уже большую часть жилищного фонда . В первой половине XIX века очевидцы отмечали, что доходные дома выделялись своими крупными размерами — в три и более этажей на фоне остальной рядовой застройки . В 1830-е годы доходный дом приобрёл отчётливые типологические особенности, со своей конфигурацией плана, высокой этажностью и секционной планировкой . Здания такой типологии позже начнут строиться и в других городах России . Доходные дома приносили хорошие доходы их владельцам и быстро наполнялись постояльцами . В начале XIX века доходные дома в основном были переоборудованными жилыми зданиями, к середине века в Петербурге всё больше появлялось многоэтажных зданий со множеством квартир, такие дома постепенно меняли облик городских улиц, дворовые флигели могли ещё не строить, поэтому дворы в таких доходных домах были открытые .

В 1840-х годах доходные дома строились быстро, здание достраивалось за 5 месяцев . Дом на Гороховой, 34 — Садовой, 31 по проекту Гребёнки построили всего за 50 дней, что стало рекордом для того периода . Владельцы стремились как можно быстрее построить дом и заселить его . Новый дом согласно статье 195 Строительного устава требовалось в течение года просушивать перед оштукатуриванием, однако этот закон массово нарушался, особенно в период строительного бума в 1890-х годах .

Конец XIX — начало XX века

Переломным моментом в истории строительства доходных домов стала отмена крепостного права в Российской империи, после чего в город устремились освобождённые крестьяне и разорённые помещики . Последняя треть XIX века сопровождалась строительным бумом, на месте пустырей за год выстраивались районы с многоэтажными доходными домами . Строительство доходного дома было крайне выгодных делом, средства, вложенные в доходные дома окупались за 5 — 10 лет . В одном таком доме жило от 50 до 500 человек . При строительстве домов устанавливались примитивные сквозные и перевязанные верёвками строительные леса, которые особенно зимой представляли опасность для строителей, и несчастные случаи на стройках были частым явлением .

Строительство доходного дома, Серпуховская , 32

Во второй половине XIX века вместе с ростом стоимости жилья многие раннее существовавшие особняки начали перестраивать и переоборудовать в доходные дома для сдачи отдельных квартир внаём . К концу XIX века в историческом центре Петербурга оставалось менее 1 % домов для личного пользования . Квартиры стали основным жильём и у высших кругов общества . Собственным жильём оставались особняки в центре или избы в городских окраинах . Хозяева деревянных малоэтажных построек также сдавали часть своих помещений беднякам . 98 % жилищного фонда составляли арендованные квартиры в доходных домах .

Доходные дома формируют архитектурную ткань исторического Петербурга

Несмотря на строительный бум, прирост населения превышал скорость строительства, отчего цена на аренду помещений стремительно росла и площадь квартир уменьшалась . Многие привыкшие к комфорту жильцы были вынуждены переселяться в меньшие квартиры . На рубеже XIX и XX веков в Петербурге нарастал жилищный кризис . Дороговизна аренды приводила к чрезмерной переполненности квартир Из-за этого многие доходные дома превращались в рассадники эпидемий . Стоимость квадратного метра в бедных квартирах для угловых жильцов превышала в два раза стоимость квадратного метра в барских квартирах .

В 1900 году в Санкт-Петербурге в доходных домах имелось 128934 квартир . Доходный дом высотой в пять и выше этажей стал основным видом городской застройки в начале XX века . Около 20 % квартир использовались, как ремесленные цехи и торговые заведения , или 15 тысяч квартир из 115 тысяч в 1890 году . Если в 1848 году доходные дома обеспечивали 40 % городского дохода, в 1873 году — 32 % и в 1893 — 24 %, в процентном соотношении доля от дохода сокращалась, но в абсолютном значении постоянно росла . Налоги с доходных домов в Петербурге составляли примерно четверть от квартирного налога во всей Российской империи .

Отношение к доходным домам было неоднозначное, городские обыватели относились к ним положительно, видя в них признак прогресса . Интеллигенция видела в доходных домах признак упадка и бесчеловечности . Доходные дома стали важной частью городской культуры, они становятся основными местами действия во многих романах, например Преступлении и наказании .

После революции

После революции возведение доходных домов прекратилось . Существовавшие доходные дома были переоборудованы под коммунальной жильё . На протяжении всего советского периода шло обветашие жилищного фонда бывших доходных домов . Многие бывшие доходные дома были надстроены . После распада СССР жители в бывших доходных домах стали владельцами жилья, многие помещения были приспособлены под частные квартиры . Во многих бывших доходных домах открыли офисы, банки, магазины и другие общественные заведения . Многие доходные дома по состоянию на начало XXI века находятся в плохом и разрушающемся состоянии . Хотя в Петербурге больше не возводятся доходные дома, появляются их итерации — апартаменты .

Архитектура фасадов

Угодно вот вам пять аршин греческого классицизма, а нет — вот три с четвертью итальянского «ренессанса». Нет, не годится? Ну так хорошо же: вот, извольте, остаточек первейшего сорта «рококо Луи Кенз», а не то — хорошенький ломтик романского, шесть золотничков «готики», а то — вот целый пуд «русского» .

Все доходные дома, созданные до последней трети XIX века штукатурились . На рубеже XIX и XX веков для доходных домов была свойственна особая роскошность фасада, было это вызвано высокой конкуренцией между домовладельцами, так как красивый фасад позволял сдавать квартиры по завышенным ценам . В Петербурге наращивалась индустрия дешёвой роскоши . Пример фешенебельного и образцового доходного дома — дом Лидваля на Каменноостровском , 1-3 . Вместе с появлением лифтов к концу XIX века и вместе с этим с ростом престижности верхних этажей, в новых доходных домах начали особенно роскошно оформлять верхние этажи .

Почти все доходные дома строились из кирпича, почти все деревянные доходные дома были уничтожены в годы гражданской войны и затем блокады . В настоящее время в Петербурге сохранились единицы деревянных доходных домов, например дом на 5 линии Василеостровского острова, 58 .

Классицизм

Доходный дом, построенный в середине XIX века, наб. Фонтанки 116

Первые доходные дома были выдержаны в стиле классицизма , украшались пилястрами, колоннами, фронтонами, наличниками и многоколонными портиками. Такие здания мало чем отличались от казённых зданий, казарм и особняков . Пример такого доходного дома — Дом Косиковского на Большой морской Улице 14, построенный в 1814—1817 годах (здание было снесено к 1876 году). В тот период ещё не сформировалась особая архитектурная форма для доходных домов . Симметрия с подчёркнутым центром была типична для классицистских зданий, но была бессмысленна для доходных домов . Доходные дома, как и многие здания в Петербурге, были «полутораэтажными» — с центральной надстройкой над основным, первым этажом — мезонином, полуэтажом также называли горницу . Многоэтажные дома оставались редкими образцами и были только в самом центре города .

Уже в 1830-е года новые доходные дома стремились строить более практичными и экономичными . Фасады в таких домах оформлялись предельно просто . Многие доходные дома можно было узнать по предельной простоте их фасадов и высокой этажности в сравнении с окружающей постройкой . Современники, вроде Кукольника отмечали, что облик городских улиц начали формировать высокие здания в четыре этажа скучного и невзрачного вида, нарастала усталость от архитектурного классицизма .

Романтика и эклектика

В 1840-х года на фоне роста популярности романтизма, в новых доходных домах всё чаще начал применяться псевдоисторический стиль в оформлении фасадов . Романтизм и эклектика оставались крайне популярными художественными стилями доходных домов, самые распространённые течения романтики — неоренессанс , необарокко , стиль Людовика XVI , неоготика , русский стиль , неоклассицизм , присутствовали более экзотические формы романтики, вроде египетского стиля (Захарьевская 23) , мавританского ( дом Мурузи на Литейном, 24) , неопетровского (Фурштатская, 62) .

Доходный дом на Фурштатской , 62, единственное в городе здание, построенное в неопетровском стиле

Во второй половине XIX века доходные дома чаще всего возводились в стиле неоренессанс , вдохновлённые итальянским ренессансом XV—XVI веков . Любовь к этому направлению объяснялась большим разнообразием в художественном направлении фасадов при невысокой стоимости . Поэтажная система ордеров, типичная для этого стиля предельно упрощалась, пилястры заменялись простыми лопатками, как то было сделано например на доме по Миллионной , 1 или набережной канала Грибоедова , 17 . Особенно много в стиле безордерного неоренессанса доходных домов было построено в 1840-е годы . Здания в стиле неоренессанс в начале XX века выделялись роскошными и объёмными фасадами, например дом на Большом пр . 77 или на Каменноостровском , 65 .

C 1870-х годов самым популярным архитектурным оформлением в доходных домах стал стиль Людовика XVI , совмещавший мотивы из раннего классицизма и французского барокко 1750-х — 1770-х годов. Такие дома окрашивали в нежные пастельные тона. Для таких доходных домов был типичен безордерный вариант архитектурного стиля и применение типичных для раннего классицизма архитектурных элементов — наличников, тяги, карнизов, рустованных лопаток . Многочисленные и однотипные детали отделки штамповались в гипсовых отливках . Характерные примеры таких доходных домов — на Большой морской , 26 , Миллионной , 23 .

При использовании архитектурного направления необарокко архитекторы вдохновлялись елизаветинским барокко середины XVIII века. Такие немногочисленные доходные дома были фешенебельными. Пример доходного дома в этом стиле — дом на улице Чайковского , 10 . Заметно больше доходных домов в этом стиле было построено в начале XX века . В период царствования Александра III и моды на «русскость», в Петербурге начали появляться доходные дома в неорусском стиле по мотивам средневекового московского зодчества XVI—XVII веков и народного прикладного искусства . Примеры таких домов — на Фурштатской , 20 и 11 , дом-пряник на Колокольной 11 . Популярная в XIX веке неоготика в основном применялась в усадебном и дачном строительстве , доходные дома в этом стиле строились в начале XX века, например на набережной Мойки , 112 или дом на Каменоостровском пр. 35/37 .

Многие фасады доходных домов совмещали разные архитектурные стили или применяли оригинальные архитектурные элементы, такую архитектуру прозвали эклектикой , впервые она была упомянута ещё в 1837 году . Характерный пример такого здания — доходный дом на улице Чайковского , 63 или дома на Фурштатской, 15 и 25 .

Кирпичный стиль

Доходный дом на ул. Марата, 66 в кирпичном и неорусском стиле

Кирпичный стиль в строительстве доходных домов сформировался в последней четверти XIX века, как стремление к рациональному способу отделки фасадов. Главная особенность кирпичного стиля — отсутствие штукатурки, которой покрывались почти все кирпичные здания в Петербурге. При влажном климате штукатурка быстро портилась и требовала ремонта, поэтому возведение таких домов имело практичную цель. Фасады в таких зданиях украшались с помощью кирпича, терракоты или натурального камня . В основном в этом стиле строились промышленные здания, но к концу XIX века в Петербурге начало появляться всё больше таких доходных домов, они могли строиться в разном стиле, в том числе романтизма или эклектики. Для кирпичных домов раннего поколения была свойственна рациональность, более поздние постройки становились всё более нарядными в оформлении, их фасады облицовывались качественным полихромным кирпичом, изразцами и цветной керамической плиткой, что придавало зданиям яркий и оригинальный вид . Яркие примеры доходных домов в кирпичном стиле — дом на Васильевском острове , 2-й линии , 9 , дом на набережной Мойки , 112, дом на углу Московского проспекта и Фонтанки , 16/110, дом на канале Грибоедова , 132, дом на Английском пр , 39 .

Северный модерн

Доходный дом в стиле Модерн на канале Грибоедова , 144

Северный модерн получил в архитектуре доходных домов наибольшее распространение на рубеже XIX и XX веков . Для таких домов была свойственна выраженная строгость и лаконичность в оформлении фасадов. В облицовке использовался тёсанный, грубоколотый камень, гранит , цементная штукатурка, бороздчатая, зернистая или гладкая. Фасады также могли украшаться глянцевой керамической плиткой . Грубым камнем украшались как правило нижние этажи .

Для таких зданий были типичны необычные формы оконных проёмов, балконы, террасы , для фасадного декора применялись изогнутые линии, перетекающий формы , растительные орнаменты, асимметрия, животные мотивы — совы, зайцы, медведи, лисицы . В доходных домах северного модерна обустраивали открытые и нарядные дворы .

Больше всего доходных домов в таком стиле было сосредоточено на Каменоостровском проспекте , после того, как он стал важной парадной магистралью после строительства Каменоостровского моста . Законодателем петербургского направления северного модерна стал Лидваль , построивший в этом стиле много доходных домов . Более 80 доходных домов модерна было также спроектировано Шаубом .

Характерные примеры доходных домов в стиле северного модерна — дома на Каменноостровском проспекте — 1 — 3, 61, Посадской улице , 5, 15, 17, 19 , Конюшенной улице , 3 , 19 , Лесном проспекте , 20 , Набережной Фонтанки , 52 — 54, Улице Рубинштейна , 15 — 17 .

Планировка

Та сторона доходного дома, что стояла вдоль улицы и украшалась красивым фасадом называлась парадным флигелем, в глубине территории строились дворовые флигеля, для которых были типичны однотипные жёлтые плоские фасады. Между домами на разных участках не должно было быть зазоров, и доходные дома формировали длинную линию фасадов, такой способ постройки назывался голландским манером . В Петербурге строго соблюдалась высотность зданий . Ранние доходные дома, строившиеся с последней трети XVIII века до первой половины XIX века возводились вдоль улицы в размере участка . В таких домах парадные комнаты выходили на основную улицу, а окна личных помещений — во двор . Типичная высота квартиры в доходном доме — 6 аршин или 4,2 метра . Боковые стены доходных домов — брендмауэры строились из огнеупорного кирпича, не украшались, в них не устанавливались окна. Это защищало здание от распространения пожара и позволяло пристраивать вплотную друг другу здания на соседних участках . Многие доходные дома были изначально городскими особняками, которые переоборудовали для сдачи квартир. В такой ситуации хозяин особняка как правило оставлял для себя второй этаж , застраивал двор жилыми флигелями и часто надстраивал старое здание одним или двумя этажами .

Ранние доходные дома конца XVIII века строились с галереями по периметру двора, такая планировка использовалась в зданиях западной Европы . Писатель Дмитрий Григорьевич , описывал типичный для эпохи двухэтажный деревянный дом, выкрашенный в грязно-зелёный цвет и облепленный галереей с шаткими лестницами . Галереи не получили широкого распространения из-за холодного климата .

Особой архитектурной роскошью выделялись фасады доходных домов, построенных в начале XX века, в период максимально высоких цен на землю, для проектирования таких домов приглашались лучшие российские зодчие . Для этих доходных домов была также типична улучшенная и приближенная к современной планировка квартир .

Планировка дворов

Типичная конфигурация дворов доходных домов в зависимости от размера участка, этот график демонстрирует лишь обобщающие типы дворов. Слева — дом с открытым двором и без внутренних флигелей, сзади стояли хозяйственные помещения. Такой тип двора был распространён в конце XVIII — начале XIX веков

При строительстве ранних доходных домов с последней трети XVIII до первой половины XIX веков сами здания было принято строить только вдоль улиц, дворовое помещение застраивалось хозяйственными постройками — дровяниками, где хранились дрова для отопления, конюшнями и сараями . К границам участка сараи выходили тыльной стороной, попасть к ним можно было только через вход со двора .

Во второй половине XIX века, вместе с ростом населения и роста плотности городской застройки, доходные дома массово застраивались с жилыми флигелями внутри двора . Так появились типичные узкие и тёмные дворы-колодцы . Правительство требовало в каждом участке строить как минимум один двор и регламентировало его допустимые размеры .

Если участки были маленькие и узкие, строили один или два боковых флигеля, на крупных участках строили перекрёстные флигели, образующие несколько отдельных дворов-колодцев . Необходимые сараи перемещались в середину двора или встраивались в нижние этажи корпусов. В подвале организовывали погреба, ледники, прачечные, на первом этаже — каретные сараи .

Через проходные дворы можно было пересекать городские кварталы . Дворы по своей конфигурации были прямоугольные, квадратные, трапециевидные, многогранные или овальные в доходных домах эпохи модерна . Внутренние дворы с 1857 года дозволялось создавать с площадью не менее 135 квадратных метров, расстояние между флигелями должно было быть как минимум 6,4 метра, если одна из стен была без окон и 12,8 метров, если обе стены были с окнами . Каждый двор должен был сообщаться с улицей и другими дворами, проезды требовалось создавать в ширину не менее трёх метров . Помимо дворов при доходных домах создавали световые дворики — маленькие дворы-колодцы, часто без входа с площадью не менее 5 квадратных метров , чтобы впускать свет в хозяйственный помещения — кухни, коридоры, отхожие места и чуланы . Световые дворики размещали в углах домовладений, на месте схождения перпендикулярных флигелей .

Чтобы удлинить парадную часть фасада и построить больше дорогих квартир с видом на улицу, некоторые доходные дома создавались с курдонерами — открытыми в сторону улицы дворами. Особенно много таких зданий было построено на рубеже XIX и XX веков .

Дворы-колодцы разных форм

Планировка помещений

До середины XIX века самой популярной оставалась анфиладная планировка помещений. Квартиры в уличных корпусах зданий, то есть корпусов напротив улицы всегда были двухсторонними с выходом окон на улицу и во внутренний двор. Квартира имела две параллельные анфилады комнат, ближе к двору располагались жилые анфилады, к улице — парадные . Такие квартиры высоко ценились, так как половина окон выходила на престижную часть фасада и такие квартиры хорошо проветривались . Квартиры в дворовых флигелях чаще всего состояли из одной анфилады с выходом окон во внутренний двор . В начале анфилады располагались парадные комнаты, далее — жилые и в конце была кухня с хозяйственными помещениями и с выходом на чёрную лестницу .

Помещение с анфиладной планировкой, то есть проходом через комнаты, 1830-е годы

С 1860-х годов анфиладная планировка заменилась смешанной, анфиладно-коридорной, когда линия анфилад сбоку объединялись с длинным коридором. Изначально коридоры создавались для прислуги. В квартирах уличных корпусов коридоры строились посередине между двумя анфиладами, в дворовых — со стороны брандмауэра . Хотя изначально коридоры предназначались для прислуги, они быстро полюбились жильцами, так как в таких квартирах можно было обеспечить себя личным пространством. В итоге коридоры стали основным местом перемещения у многих жильцов, анфиладные двери между комнатами переставали использоваться и прятались за обоями. С 1880-х годов в доходных домах уже в основном строились квартиры коридорного типа с изолированными комнатами . Коридорно-анфиладная планировка к началу XX века продолжала использоваться только в богатых, «барских» квартирах, в её парадных комнатах, не предназначенных для бытовой жизни .

Макет доходного дома в разрезе в Музее истории Санкт-Петербурга

До середины XIX века квартиры в доходных домах имели свободную планировку, то есть строилась одна длинная анфиладная квартира с двумя противоположными входами — парадным и чёрным . Такую квартиру можно было оборудовать в две квартиры, как правило сторона с парадным входом была дороже и ей отдавалось больше комнат. С отсутствием водопровода кухни можно было оборудовать в любой комнате . В середине XIX века начал распространяться водопровод, также в помещениях начали строить туалеты, соединённые трубой с выгребной ямой. Возникла необходимость в квартирах с секционной планировкой, туалеты и кухни требовалось размещать друг над другом . Многие квартиры со свободной планировкой по мере распространения водопровода и канализации в итоге переделывались в секционные . В барских квартирах обязательно сохранялось два входа — парадный и чёрный .

В начале XX века строили квартиры для бедных горожан, совмещавшие крайнюю экономию пространства и инновационность. Такие квартиры появлялись в кварталах массовой застройки на средства акционерных сообществ и представляли собой жилищно-бытовые комплексы. При квартирах строились магазины, столовые, амбулатории, детские комнаты. Средний размер комнаты составлял 11 кв. метров, высота в таких квартирах понижалась до 2,8 метров. В таких домах создавалось общедомовое центральное отопление, совмещённые санузлы, кухонные ниши, канализация, устанавливалась встроенная мебель, в таких доходных домах не строили чёрные лестницы. Квартиры подобного типа не получили массового распространения, но послужили прообразом для советского жилья, особенно в хрущёвский период .

Для артелей сезонных рабочих и крестьян оборудовали подвальные многокомнатные квартиры с чёрным входом , последнюю комнату с парадным выходом занимал швейцар . Помещения для бедных и крестьян сдавались в деревянных домах, представлявших как правило перегороженные небольшие помещения, во многих избах внутреннее пространство делилось на две части с двумя выходами, в одном их которых жили хозяева. Имелись также дома-крестовики с четырьмя объединёнными срубами площадью до 600 квадратных метров, в каждом срубе можно было оборудовать до 16 комнат с лёгкими перегородками . Деревянные дома сохранялись в основном в предместьях и окраинных районах .

В современный период планировка многих квартир в доходных домах претерпела значительные изменения, чаще всего квартиры с двумя выходами в парадный и чёрный ходы дробились на две отдельные квартиры, многие комнаты были разделены перегородками на несколько комнат, изначально жилые комнаты были переоборудованы в кухни или санузлы или были замурованы анфиладные двери с переходом из одной комнаты в другую. Вопреки распространённому мнению, массовое переоборудование комнат практиковалось и до появления коммунальных квартир .

Размеры домов и квартир

До середины XIX века в основном дома, где сдавали отдельные помещения были малоэтажными и деревянными . Двух и трёхэтажные каменные дома располагались только в самом центре города . Только начиная с последней трети XIX века стремительно повышались размеры и этажность доходных домов. В конце XIX века 40 % доходных домов были двухэтажными, c 6—20 квартирами, около 25 % — одноэтажными с 1—5 квартирами , более 20 % — трёхэтажными с 21—50 квартирами и 10 % — четырёхэтажными с более 50 квартирами . Доходных домов последней категории в Петербурге было 375 .

Проходы между во дворами

В результате массового строительства и уплотнения в центре города, к 1917 году средняя этажность доходного дома составляла 4,3 этажа, было построено множество домов в 5—7 этажей . Больше всего многоэтажных и многоквартирных доходных домов было сосредоточено на Спасском , Казанском переулках, Забалканском , Литейном , Адмиралтейском проспектах . Самым распространённый тип доходного дома имел от 20 до 50 квартир .

Половина жилого фонда составляли 1—2-комнатные квартиры , больше всего таких квартир было сосредоточено на окраинных участках , после них самыми распространёнными были 3—5-комнатные квартиры — примерно 40 % от жилого фонда, в основном они были сосредоточены в центральных районах, на окраинах таких квартир было меньше . Примерно 10 % жилого фонда составляли квартиры с 6 и более комнатами или барские квартиры для богатых жильцов и были они сосредоточены в основном в городском центре .

Парадные комнаты в одной и той же квартире были в 2—3 раза крупнее личных комнат . Со второй половины XIX века площадь комнат уменьшалась, особенно этот процесс ускорился в начале XX века. Уменьшающиеся комнаты приобретали более вытянутую форму . Средний размер жилых комнат составлял 12—16 квадратных метров . Высота потолков составляла 3,54 метра согласно гигиеническим нормам. В подвалах и мансардах минимальная высота составляла 2,8 метров, в антресольных помещениях — от 2,1 метров , в барских квартирах высота потолка составляла до 5,3 метров. Комнаты площадью 30—40 квадратных метров были редкостью и встречались в барских квартирах .

Квартиры

Доходные дома строились с иерархичной планировкой. На первых этажах часто располагались модные рестораны, ателье или салоны . Богатые квартиры располагались вдоль наружных фасадов, во внутренних дворах селились разночинцы , чем выше располагалась квартира, тем скромнее она была и предназначалась для людей низших сословий . На протяжении XIX века самыми престижными считались квартиры с видом на улицу на втором этаже , которые населяли банкиры, чиновники и купцы . Второй этаж также назывался «бэльетажём», от фр. Belle — прекрасный . В начале XX века, вместе с ростом плотности и этажности доходных домов, элитные квартиры перемещались предпочтительными были 3 и 4, 5 и 6 этажи , вторые этажи занимали конторские служащие . Престижность второго этажа упала в том числе и из-за более плотного трафика на улицах, от чего они становились источником шумов, пыли и неприятных запахов . Городская беднота и ремесленники селились в (полу)подвалах, на чердаках — студенты и мелкие чиновники .

При выборе квартиры не было принято рассматривать её общую площадь, а количество «чистых» комнат . Под чистыми понимались все жилые комнаты кроме кухни, прихожей, ванной и туалета . Типичная квартира в доходном доме для людей выше среднего достатка с несколькими комнатами имела два входа — с парадной и чёрной лестниц . Во многих более старых квартирах имелась анфиладная планировка, петербуржцы привыкли к анфиладам и не испытывали явных неудобств в проходных комнатах . Многие квартиры в доходных домах были «бесплатными», то есть с которых домовладелец не получал налоги, это было собственно помещение домовладельца , квартиры его родственников и детей, домовой прислуги и иногда квартиры, предназначенные для благотворительности .

Многие дома строились с нарушением просушки от чего многие квартиры были чрезвычайно сырые, в них рассыпались стены и рос грибок . Так как дворы и чёрные лестницы выступали главными источниками миазм и дурных запахов, квартиры с окнами во дворе не проветривали и спёртый запах в помещениях был обычным явлением .

Барские квартиры

Барскими назывались самые фешенебельные и крупные квартиры в доходных домах с 6 и более комнатами . Они традиционно размещались на бельэтаже . Барские квартиры могли занимать целый этаж . Когда в последней четверти XIX века всё большее распространение получили лифты, это повысило престижность верхних этажей. В новых доходных домах верхние этажи застраивались под роскошные квартиры . Барские квартиры лучше всего описаны в литературе и засвидетельствованы на изображениях и фотографиях. Несколько таких квартир в почти неизменном виде сохранилось до наших дней и они способствуют формированию мифа о том, что все петербуржцы в прошлом жили в роскошных квартирах . Размер барской квартиры диктовался скорее престижем, а не удобством, значительная часть барских квартир состояла из холодных парадных помещений, бесполезных в быту . Хозяева дорогих квартир в оформлении помещения в роскоши стремились подражать царским покоям .

Интерьеры квартиры Николая Некрасова на Литейном проспекте

Их основными арендаторами были дворяне, банкиры, промышленники и творческая интеллигенция . В барских квартирах жили владельцы доходных домов . В конце XIX века барская квартира вместо особняка стала основным местом жительства высших слоёв общества . В 1890 году примерно 10 % квартир в Петербурге имели 6 и более комнат, но половина из них это были ремесленные помещения, учреждения или квартиры для многочисленных коечных и угловых жильцов . В барской квартире жила семья жильцов с прислугой .

Столовая и гостиная в квартире Достоевского

Барские квартиры всегда имели парадный и чёрные входы, последние использовались прислугой . Парадный вход с парадной лестницы был подчёркнуто роскошный . У входа ставили цветы и на полу настилали ковры . Прибывавших в барские квартиры встречал и сопровождал швейцар . За входной дверью располагался тамбур , за ним шёл вестибюль, где снимали уличную одежду, иногда там стояли лакеи и снимали одежду хозяев и гостей . Далее шла анфилада комнат, главная анфилада была парадной, эти комнаты были самые просторные и богато украшенные, их окна выходили на основную улицу , с другой стороны шла анфилада жилых и хозяйственных помещений, чьи окна смотрели во двор .

Парадные комнаты украшались расписным плафоном или лепкой, освящались канделябрами или люстрами. Полы делались из паркета . Комнаты объединялись богато украшенными дверьми или арками с колоннами . Отапливались барские квартиры каминами или печами, богато украшенным изразцами . Парадная анфилада часто заканчивалась огромным зеркалом, создавая иллюзию бесконечности помещения . Самой крупной и украшенной комнатой были гостиная, зал или зала. Такие залы могли украшаться колоннами, облицовываться искусственным мрамором, после зала шла одна или несколько гостиных . После гостиной шла столовая через широкую двухстворчатую дверь . Посередине стоял огромный стол . К столовой могла примыкать буфетная, где расставлялась посуда и столовое бельё, если буфетной не было, то буфеты ставились в столовой . В парадной анфиладе могла располагаться парадная спальная, служившая только для принятия гостей, после неё последней комнатой в анфиладе была небольшая диванная для отдыха — будуар хозяйки . Отдельное помещение иногда отводилось под библиотеку . В зависимости от рода деятельности хозяина, в парадной анфиладе мог располагаться кабинет, который мог размещаться в глубине квартиры или за вестибюлем, если хозяина посещали клиенты, иногда перед кабинетом устраивали приёмную .

Спальня в «барской» квартире

Вторая половина барской квартиры состояла из внутренней анфилады вдоль дворового фасада. С середины XIX века внутренние анфиладные комнаты изолировались и объединялись коридором . Внутренние комнаты были гораздо меньше и темнее парадных . Так как высота потолков в барских квартирах достигала 5 метров, в некоторых помещениях обустраивали жилые антресоли с узкой и крутой деревянной лестницей . Антресоли были самыми тёплыми помещениями, там устраивали чаще всего детские комнаты или для пожилых . Детей стремились обустраивать в самых тёплых комнатах . Спальни в барских квартирах было принято обставлять скромно и их размер в среднем составлял 12 квадратных метров . До распространения водопровода в уборных или туалетных комнатах устанавливались шкафы, в которых прятались умывальники и место для исправления нужды в форме кресла. При отсутствии уборной, умывальники и кресла устраивались за ширмой в спальне . При отсутствии гардеробной, шкафы ставились в спальне . Во внутреннем помещении хозяин квартиры мог устраивать второй кабинет . Вне зависимости от размеров квартир, в них как правило была одна детская . Обставлены детские были крайне просто, каждому ребёнку не было принято отводить отдельное помещение . Собственные спальни иногда получали повзрослевшие дети с 16, 17 лет .

В глубине барской квартиры, в её внутренней части располагались служебные помещения с выходом на чёрную лестницу. Площадь кухни составляла от 12 до 30 квадратных метров. Там же располагалась спальня кухарки . В открытых чугунных котлах мыли посуду. Иногда на кухне устраивали прачечную и баки для варки одежды, вмурованные в плиты . У чёрной лестницы располагался неотапливаемый чулан, где хранилась пища и старые пожитки . В конце XIX века в служебной половине начали устанавливать клозеты и ватерклозеты , которыми могли пользоваться лишь хозяева . Между кухней и туалетом могли устанавливать ванные комнаты, иногда их устанавливали около спален .

Средние квартиры

Средними квартиры считались с 3—5 комнатами и составляли 40 % жилого фонда доходных домов. Больше всего их было в центре города и их доля падала в окраинах . В этих квартирах жили зажиточные городские классы, интеллигенция — мелкие чиновники, разночинцы, инженеры, банкиры, учителя гимназий, врачи, адвокаты, нотариусы, актёры, художники, писатели итд . Для этих жильцов была типична ежегодная смена места жительства, так как летом они уезжали на дачи и затем заново снимали новые квартиры. Мебель сдавалась на хранение в специальных складах .

Комната В. И. Ленина. Большой Казачий пер., 10

Средний размер комнаты составлял от 16 до 24 квадратных метров . Разница в оформлении парадных и личных комнат не была столь заметна, как в барских квартирах . Как правило вход в такую квартиру из парадной шёл в тёмную прихожую, за которой следовал зал, гостиная, совмещённая со столовой . Парадная комната украшалась паркетом , в других помещениях полы были окрашены тёмной охрой . Часто в таких квартирах устраивались кабинеты по роду деятельности . Для спален и детских отводились самые маленькие и тёмные помещения . Средний размер кухни был 8 квадратных метров . В квартирах средних размеров работала прислуга, но у неё не было собственных помещений, кухарки спали на кухнях, няньки — в детской . В конце XIX века практически во всех квартирах средних размеров проводили водопровод и устанавливали ватерклозеты , как правило у кухни в тёмных помещениях . Ванные оставались редкостью и в начале XX века имелись в каждой десятой такой квартире . Ванная была признаком фешенебельности квартиры .

На рубеже XIX и XX веков в условиях нараставшего жилищного кризиса постоянно уменьшалась площадь квартир и возрастала стоимость их аренды, отчего жильцы, привыкшие к 3—5-комнатным квартирам вынуждены были перебираться в жильё меньших размеров или худшего качества . В условиях стеснённости, комнаты переоборудовались, например из гостиных в кабинеты и спальни в зависимости от времени суток . Чтобы не съезжать в меньшие квартиры, семья могли сами сдавать отдельные помещения, чаще всего чиновникам и студентам . Сдача квартир в поднаём зачастую людям с более низким сословным статусом стало крайне массовым явлением и болезненно воспринималась средними классами .

Купеческие квартиры

Купцы в основном селились в 3—5-комнатных квартирах, но они были привержены русским и патриархальным традициям и создавали совершенной иной быт в квартире, нежели городские сословия. Купцы перенимали те или иные традиции городского уклада с запозданием на 30 лет . Парадные помещения обставлялись особенно пышно и старомодно. В жилых комнатах стояла кустарная мебель, полы были накрыты домоткаными половиками, спальни были увешаны иконами , при возможности под молельню выделялась отдельная комната .

Купцы снимали квартиры только с русской печью на кухне, где можно было готовить традиционные блюда . При наличии водопровода купцы продолжали умываться из кувшина . Ватерклозеты не одобрялись, ванные не были нужны, так как купцы предпочитали мыться в банях . В купеческих квартирах не было прислуги, так как домашней работой занимались женщины в семье . Часто у купцов жили приживалки — неженатые родственники .

Ремесленные квартиры

Кожевники за работой в арендуемом помещении

Традиционно ремесленники предпочитали жить в избах на окраине города, но часто арендовали помещения по месту работы. В таких квартирах оборудовалось ремесленное заведение и жильё . В 1890 годах 17,5 % квартир занимались ремесленниками . В среднем в такой квартире проживало по 8 человек . Больше всего ремесленных квартир располагалось на Адмиралтейской, Казанской и Спасской частях .

Чаще всего ремесленные квартиры были подвальными помещениями даже при том, что жильё там устраивать запрещалось . Для таких квартир было типично крайне низкое качество, люди жили в грязных и стеснённых условиях. В отдельных комнатах в стеснённых условиях жили до 10 человек — взрослых и детей . Такие помещения были холодными и сырыми . По стенам таких помещений часто сочилась вода и стены обшивались деревянными щитами-панелями .

В ремесленной квартире, чаще всего имевшей 3—5 комнат, основное помещение отводилось под торгово-ремесленную деятельность, где также ночевали работники, во втором помещении устраивалась хозяйская комната для женщин, остальные помещения использовались под кладовые для сырья и продукции . Ремесленники часто спали на кучах носильных вещей у рабочих мест .

Маленькие квартиры

Скромная квартира на Нарвском проспекте

Маленькие квартиры с 1—2 комнатами в 1890 году составляли около половины всего жилого фонда Санкт-Петербурга . В них жили либо бедные горожане или одинокие представители среднего класса . Одинокие представители высших классов стремились снимать комнаты у других семей, чтобы не заниматься вещами, типичными для прислуги, например уборкой и стиркой одежды .

Маленькие жилища занимали семьи среднего и скромного достатка или бедняки. Часто спальные места устраивались на кухне и в гостиной . Как правило такие квартиры располагались в дворовых флигелях, подвалах, мансардах, мезонинах и чердаках . Чердачные квартиры были холодными и сырыми. Маленькие квартиры часто были чрезвычайно перенаселёнными, где могло жить более 10 человек , в Петербурге насчитывалось более 3000 таких квартир . Во многих маленьких квартирах не было кухни (в 53 % однокомнатных квартир в конце XIX века, чаще всего подвальных ), прихожей, и водопровода с ватерклозетами, когда они получили повсеместное распространение . Жильцы устанавливали кухонные плиты в комнатах . Часто в подобных квартирах, в условиях перенаселения формировались антисанитарные условия .

Часто в маленьких квартирах не было печей, и помещения отапливались переносными чугунными печками , помещения также отапливались кухонными плитами . В конце XIX века водопровод был в 44 % однокомнатных квартир и 68 % двухкомнатных .

Комнаты, углы и койки

В мёртвых громадах кирпичных,
Мокрых от вечных дождей,
Много их — серых, безликих,
Смертью дышащих людей

Две семьи рабочих кондитерской фабрики снимают угол в комнате

Многие люди не могли себе позволить себе снимать отдельные квартиры и снимали комнаты, углы комнат или койки. Представители высших классов, но без семьи часть стремились снимать отдельные комнаты в приличных квартирах, чтобы пользоваться хозяйской прислугой и не заниматься самостоятельно готовкой или стиркой . Во многих многокомнатных квартирах сдавались отдельные комнаты людям, занимавшихся промышленным делом — это были например портные, слесари, кухарки, секс-работницы, мелкие чиновники , студенты итд. Хозяин квартиры мог готовить жильцам обеды и предоставлять иного вида услуги .

Комната рабочих, 1913 год

Многие комнаты в таких квартирах больше были похожи на тёмные и редко ремонтируемые коморки или сараи без каких либо удобств . Часто такие помещения были сырыми , c грязными, закопчённым и засаленными стенами, щелястыми полами. Большим бедствием были постельные клопы, тараканы, вши, блохи и другие паразитические насекомые . Жилищные условия в подобных квартирах подробно описаны в романе Достоевского Преступление и наказание . В таких комнатах жили семья бедняков, артели рабочих . В некоторых доходных домах создавались прообразы коммунальных квартир, когда на множество комнат приходились общие кухни, ясли, библиотеки, помещения для сушки .

Если человек или семья не могла позволить себе снять комнату, то они снимали угол комнаты, в Петербурге располагалось 12 тысяч квартир для угловых жильцов, или 9,2 % от всех квартир в доходных домах . Нищие, не способные снимать углы, снимали отдельные койки для сна, также они могли снимать полкойки и третькойки, то есть койка им была доступна в разные смены . Во многих доходных домах складывалась длинная арендная цепочка, когда домовладелец сдавал квартиру, квартирант — отдельные комнаты или углы, а угловые жильцы — отдельные койки, законом это не запрещалось . Комнаты могли делить тонкими тесовыми перегородками, образуя коморки без окон . Угловые комнаты разделялись ситцевыми занавесками и в них устанавливались как правило четыре крупные кровати, на которых вместе спали семья с детьми . Часто избыточные жильцы в угловых квартирах спали на полу в коридорах и кухнях . Средняя стоимость квадратного метра в угловых квартирах в два раза превышала стоимость метра в богатых квартирах .

Домовое хозяйство

До 1870-х годов в петербургских жилищах не было водопровода, канализации. Помещения топились печами, источником света выступали свечи . Привычные современникам удобства — краны с водой, умывальники, туалеты и реже ванные начали повсеместно распространяться в последней четверти XIX века . Бельё стирали в прачечных, в подвалах доходных домов .

К концу XIX века в 13 % квартир доходных домов имелась ванная, в 60 % ватерклозеты, в 64 % — водопровод. В 1900 году 14 % квартир было электрифицировано и 6 % имело паровое, воздушное или водяное отопление . С 1881 года начал распространяться телефон, в 1916 году у каждой шестой семьи был доступ к телефону . Телефон в конце XIX века оставался роскошью и его абонентская плата была сопоставима с оплатой квартиры среднего размера .

Отопление

Исторически квартиры в доходных домах топились дровами . Во дворах доходных домов стояли дровяники . Часто дрова включались в квартплату и арендодатель сам обеспечивал их жителей . За отдельную плату дворники могли колоть и приносить дрова в квартиры . На чёрных лестницах устанавливались небольшие кладовки с дровами — лестничные трёхквартирные дровяники, дрова там лежали в том числе и для просушки . Отопление углём и торфом оставалось редкостью, так как эти материалы были дороже дров .

Голландская печь в доходном доме Большой Морской улицы, 35

В квартире как правило имелась отопительная печь и кухонная плита из кирпича или металла . Во многих квартирах, особенно в небольших деревянных домах устанавливали русские печи из кирпича, их белили или покрывали плиткой . Русские печи чаще всего устанавливали на кухню для готовки . В бедных однокомнатных квартирах кухонные плиты могли устанавливать в углу комнаты .

Многие печи делали круглой формы, их покрывали металлическими листами и изредка керамической плиткой . Популярны были печи прямоугольной формы и высотой от трёх аршин — голландки , которые покрывали белыми глазурованными изразцами, часто плитка на них богато украшалась . Голландки выше всего ценились, так как держали тепло в помещении два дня и их можно было реже всего топить . Квартиры с печами проектировали так, чтобы часть печи занимала по возможности каждый угол в комнате . Целесообразное расположение печи было крайне важно для сохранения тепла в квартире . Неправильное обращение с печью часто приводило к задымлению в квартирах и несчастным случаям . Так как дворы представляли собой дурно пахнущие клоаки, окна во двор не открывали для проветривания . Для борьбы с этим явлением разрабатывались и устанавливались системы искусственной вентиляции .

В бедных жилищах популярностью пользовались чугунные печки с длинной, через всю комнату трубой, в советское время их прозвали буржуйками . Печи прямоугольной формы использовали для готовки, а цилиндрические — для обогрева . Чугунные печки из-за частой возгораемости и задымления запрещалось постоянно использовать, но это правило повсеместно нарушалось . Квартиры с печным отоплением были подвержены большим температурным колебаниям . Камины из-за их их плохого удержания тепла использовали редко и как предмет роскоши, в парадных помещениях больших квартир .

В конце XIX века начали распространяться иные формы отопления, в некоторых доходных домах оборудовали центральное котлы для угольной топки и тепло поступало в помещения вместе с радиаторами . Водяное и паровое отопление, несмотря на его активное распространение в конце XIX века оставалось редким и в 1900 году только в 6 % доходных домов применялось не дровяное отопление , в 70 % таких зданий сохранялось смешанное отопление, то есть радиаторами отапливались парадные лестницы и жилые комнаты в дорогих квартирах на нижних этажах . Среди домов с центральным отоплением в 40 % случаев применялось паровое отопление, 37 % — водяное и 23 % — воздушное . В последнем случае вместо радиаторов устанавливали систему труб, прогревавших квартиры через небольшие отверстия, прикрывавшиеся металлическими решётками . В некоторых барских квартирах устанавливали первые электрические радиаторы .

Освещение

Основным видом освещения в доходных домах в первой половине XIX века были свечи, лампадки , у бедных — лучины или сальные свечи . На освещении экономили, и помещения в ночное время были тёмными . Самыми популярными светильниками в начале XIX века были кинкетные лампы . Во второй половине XIX века основным видом освещения стали керосиновые лампы и быстро вытеснили другие виды светильников . В некоторых дорогих квартирах применялось газовое освещение, где к лампам с вентилями пристраивались газовые трубы . Жители стремились максимально использовать дневной свет, например устанавливали световые окна над межкомнатными дверями для освещения прихожих и коридоров . Горожане стремились всячески экономить на освещении, была обычна ситуация, когда все члены семьи занимались своими делами при одной зажжённой керосиновой лампе . Использование свечей и керосиновых ламп приводило к накоплению в квартирах продуктов их горения, ухудшало качество воздуха. Сажа и копоть постепенно оседали на стенах и потолках .

В конце 1880-х годов в первых квартирах начали проводить электрический свет, до этого электричество использовалось в основном для уличного освещения . В 1900 году квартирное освещение имелось в 5 % квартир доходных домов , в 11 % дворов и 12 % лестниц . Во многих доходных домах электрическое освещение применялось во дворах и на лестницах, но не в квартирах. Люди, привыкшие к мягкому свету керосиновой лампы испытывали дискомфорт от излишне яркого и белёсого света электрических ламп . В тот период керосиновые лампы обходились дешевле . Даже если электрическое освещение и было в квартирах, то только в парадных комнатах . Для электрических звонков устанавливали слабые по мощности динамо-машинки . Так как электричество на рубеже XIX и XX веков применялось для освещения, то оплата за электричество вначале исчислялась с количества лампочек до внедрения электросчётчиков с 1890 года .

Водоснабжение

В первой половине XIX века жильцы добывали воду из рек, каналов, колодцев и позже водокачек . Горожане предпочитали покупать воду у водоносов и водовозов , которые доставали воду из рек в бочках — чистую для питья и готовки и грязную для стирки и хозяйственных целей . Во второй трети XIX века появлялись всё более отдалённые от рек и каналов жилые районы без водопровода и водовозы были особенно востребованы . Водопровод в квартирах доходных домов распространялся с 1860-х годов вначале в центральной и левобережной части Петербурга . Качество воды в трубах было чрезвычайно плохим и провоцировало общественно напряжение . Водой оснащались дорогие квартиры в центральных районах, квартиры в правобережной части начали оснащаться на 10 лет позже .

Ванная комната в барской квартире

В 1890 году уже в 93 % барских квартир имелся водопровод, 76 % квартир с 3—5 комнатами, 53 % двухкомнатных квартир и четверти однокомнатных квартир . Чаще всего в доходных домах вода не проводилась в бедные квартиры на верхних этажах и подвалах . Доступ к воде часто был ограничен и при наличии водопровода, особенно на верхних этажах и в субботы (в этот день большая часть горожан посещала бани). Во дворах стояли краны, и воду оттуда за доплату разносили дворники или воду в квартиры доставляли водовозы . Во всех дворах стояли деревянные колодцы .

В квартирах без водопровода использовались рукомойники . Рукомойники могли прятаться за декорированной панелью с зеркалом. Грязную воду либо выносили в ведре или сливали в трубу домовой канализации в выгребную яму . Трубы для слива соединяли раковинами, в них не было сифона и решётки, поэтому они источали зловонный запах .

Ванные оставались редкостью . Мылись горожане разных сословий традиционно в общественных банях . В конце XIX века оставались предметом роскоши, в 1890 году ванными были оборудованы 70 % барских квартир с более 10 комнатами, 57 % квартир с 6—10 комнатами, в 10 % 3—5-комнатных квартир, 0,3 % в двухкомнатных и 0,01 % в однокомнатных . Размер ванных комнат составлял 6 — 8 квадратных метров с окном . При использовании ванную постилали простынёй, чтобы не соприкасаться с её холодным корпусом . Малое распространение ванн было связанно со сложностью обеспечения её горячей водой при отсутствии горячего отопления . Для ванной воду нагревали в баках и вёдрах . Для решения этой проблемы в некоторых квартирах был установлен дровяной водонагреватель . Душ в квартирах встречался скорее в порядке исключения . В некоторых доходных домах устанавливали общественные ванные .

Канализация, отходы и туалет

В начале XIX века в доходных домах для справления нужды устанавливали «нужники» — кабинки в углу здания, огороженные толстой стеной, чтобы в здание не проникал дурной запах . Отходы попадали в выгребную яму во дворе . Самым распространённым видом отхожего места был ретриградник — небольшой деревянный домик с отверстием в полу , расположенный над выгребной ямой . Ретриградниками помимо жильцов и слуг пользовались бродячие торговцы и прохожие, спросив разрешение у дежурного дворника .

В первой половине XIX века в доходных домах каменные стульчаки устанавливали на чёрной лестнице, в небольших углублениях без дверки . Когда в квартирах распространялись ватерклозеты, часто прислуга и бедные жильцы верхних и подвальных этажей продолжали справлять нужду на чёрной лестнице или во дворе, часто прислуге запрещалось пользоваться ватерклозетами в квартирах . Распространение туалетов шло в конце XIX века. В 1890 году туалеты имелись в 96 % квартир с более 10 комнатами, 92 % квартир с 6—10 комнатами, в 75 % — с 3—5 комнатами, в 30 % двухкомнатных и 10 % однокомнатных квартир .

Помойные вёдра ставились у дверей на чёрных лестницах. Во дворах в виде избушек устанавливались помойные ямы, для пищевых отбросов и мусорные — для сухого мусора . Помойные и мусорные ямы устанавливались в некоторых чёрных лестницах на нижнем этаже .

Почти в каждом дворе имелись выгребные, и помойные ямы, чтобы нечистоты сбрасывались в них, а не на территории двора . Нечистоты туда сливала прислуга или жильцы верхних или нижних этажей без водопровода и канализации . Во многих доходных домах в основном из дерева устанавливались межэтажные трубы для слива нечистот прямо в выгребные ямы . Их вычисткой занимались золотари . Выгребы позволяли сохранять чистоту во дворе, но вместе с ростом плотности населения и этажности доходных домов, количество выгребов и ретриградников возрастало , во дворе могло располагаться по несколько десятков выгребных ям , что значительно ухудшило санитарно-эпидемиологическую обстановку , в 1900 году в Петербурге имелось 32 тысячи выгребов . Дворы как правило наполнялись дурными запахами , миазмы от выгребных ям поднимались над городом . Для слива нечистот многие владельцы доходных домов начали использовать дождевую канализацию, что было противозаконно и провоцировано сильную загрязнённость рек с каналами и массовые эпидемии .

Внеквартирное пространство

Лестницы

Парадные

Главная лестница здания по наб. р. Фонтанки, 44

В каждом многоэтажном доходном доме имелись лестницы . Почти все они были каменными, в том числе и в деревянных доходных домах . По закону лестницы требовалось освещать, при распространении электрического освещения в конце XIX века лестницы начали освещать раньше, чем квартиры .

Лестницы в доходных домах делились на два вида — парадные и чёрные. Квартиры с двумя и более комнатами имели выход на обе лестницы . Парадные лестницы с основного входа были просторные, красивые, часто украшались, застилались коврами . Парадные лестницы с выходом на двор были заметно скромнее, но по-прежнему шире чёрных лестниц .

Хорошая парадная оставалась важным показателем дороговизны квартиры, особенно наличие в ней лифта . Часто парадные лестницы в фешенебельных доходных домах отапливались каминами . Парадная использовалась «чистой» публикой, — хозяевами квартир, их гостями, докторами, учителями и гувернантками .

В конце XIX века в некоторых доходных домах распространялись лифты, сначала они были гидравлические, потом появились электрические. За каждое использование лифта взималась небольшая оплата, жильцов сопровождал швейцар . Кабины лифтов богато украшались, внутри могли устанавливать диваны . Окна парадных лестниц могли украшаться витражами , полы лестничных площадок покрывали кафельной плиткой, часто богато разрисованной .

Чёрные

Чёрная лестница на Гражданской 16

Чёрные лестницы, предназначенные для перемещения прислуги, разносчиков и дворников были тёмные и крутые, как правило сырые и грязные . По ним разносили дрова и воду при отсутствии водопровода и отопления . Часто повороты чёрных лестниц жильцы загромождали хламом . Чёрная лестница как правило объединялась с кухней квартиры , у входа в квартиру ставились помойные вёдра и дровяники . На многих чёрных лестницах более старых доходных домов располагались отхожие места пролётной систем . В некоторых чёрных лестницах в самом низу устанавливались мусорные или помойные ямы . От всего вышеперечисленного, в чёрных лестницах стоял дурной запах .

Достоевский , описывая чёрные лестницы замечал, что для незнакомого с планировкой человека они превращались в лабиринты, в которых можно было сломать себе ноги . Григорович называл чёрные лестницы демонстрацией полного неуважения хозяев к тем, кому приходилось подниматься и спускаться по ним . Чёрные лестницы со временем обросли мистическим ореолом, по ним ходили воры, заговорщики, тайные любовники и прочие люди с тайными замыслами и которым требовалось скрываться . Чёрные лестницы стали рассматриваться, как неизменная часть петербургского колорита .

Чердаки и подвалы

Подвалы доходных домов имели низкие по меркам строений XIX века потолки — 2,85 метров. Полы были как правило плиточные, реже — бетонные и асфальтовые, маленькие окна едва ли впускали свет . В подвалах доходных домов как правило устанавливали ледники — деревянные срубы, которые наполнялись льдом. Из-за таявших ледников подвалы были сырыми и портили фундамент дома. От сырости страдали и иногда размещавшиеся в подвалах квартиры. По этой причине ледники часто устраивали в погребах во дворе . В подвалах также располагались прачечные, где жильцы стирали одежду . Для прачечных на полу устанавливались сточные колодцы, через которые в помещение проникали зловонные запахи. В прачечных устраивались очаги с чугунными водогрейками, от них помещение наполнялось густым паром и в помещении часто царила полутьма . В прачечных могли быть установлены глубокие лохани для полоскания белья, если их не было, бельё поласкали с портомойнях — деревянных плотах 17 на 8 метрах с лестницами в реках и каналах . Вода в каналах была чрезвычайно грязной .

В чердаках как правило сушили бельё и использовали их для хозяйственных нужд. Изредка там устраивали квартиры . Чердаки и подвалы находились в общем пользовании у всех жильцов и там устанавливались очереди на использование, за которыми следили дворники .

Дворы

К. Е. Маковский . Петербургский дворик. Конец 1850-х годов

Мне снятся жуткие провалы
Зажатых камнями дворов

Дворы формировались из небольших пустых пространств между жилыми флигелями . Более половины дворов мостились . В начале XX века дворы начали асфальтировать . Почти все дворы освещались . К началу XX века площадь дворов сильно сократилась, и они были плотно застроены хозяйственными сооружениями .

Домовладельцы были обязаны соблюдать чистоту во дворе, вычищать выгребные ямы, освещать и благоустраивать его. Чтобы не исполнять строго регламентации, домовладельцы часто давали полиции взятки . В каждом дворе располагались выгребные, и помойные ямы, чтобы сливать туда нечистоты . Над выгребными ямами стояли ретриградники — уличные туалеты . Часть территории двора отдавалась под деревянные или каменные каретные сараи (гаражи для карет), часто такие сараи встраивали в здание .

Как правило большую часть двора занимали дровяники для топки квартир, дровяники могли быть двухэтажными . Во дворе стояли деревянные колодцы . Во дворах стояли баки с водой, наполняемые водовозами, в большинстве дворов установили водопроводные колонки . Во многих дворах, в её южных и всегда тёмных частях стояли погреба с ледниками, где хранились основные запасы еды с ограниченным сроком хранения . Жильцы перемещали провизию в особые деревянные ящики с отверстиями для проветривания и закреплявшиеся с уличной стороны кухонного окна .

Во многих дворах доходных домов содержались курятники, конюшни и коровники. В конце XIX в Петербурге имелось более 60 000 лошадей, у каждой шестой семьи была корова . Коровы и лошади содержались в тёмных стойлах на задних дворах . Курицы и другие домашние птицы как правило свободно разгуливали по двору . Во дворах устанавливались поилки для животных . После дождя вода смешивалась с животными отходами, порождая во дворе дурной запах . В целом воздух во дворах от выгребных ям и животных отходов был настолько плохим, что окна во дворы открывали как можно реже .

Арендные отношения

Ат даеца внайма угол, на втаром дваре, впадвале, а о цине спрасить квартирной хазяйки Акулины Федотовны

Некрасов высмеивает безграмотные объявления о сдаче внаём

В ранний период объявления — «билетики» о сдаче квартиры приклеивались на ворота или окна дома, часто их тексты были безграмотны, если составлялись мещанами . Объявления о сдаче внаймы требовалось писать на зелёных листках, о сдаче квартир — на розовой . К концу XIX века объявления публиковались в газетах , также появились «квартирные бюро» — конторы, помогавшие найти квартиру . Среди горожан среднего достатка при съезде с квартиры было принято «передавать» её родственникам, сослуживцам или знакомым. Домовладельцы поощряли это .

Доходные дома на Фонтанке

Контракт на сдачу квартиры заключался как правило на год, квартплата совершалась ежемесячно . Договоры об аренде заключались в письменной форме, если речь шла о дорогих квартирах, договоры могли нотариально заверяться . Условия договора во многом зависели от капризов хозяина, например они могли запрещать выпускать домашних животных на лестницу или покидать доходный дом ночью . Некоторые арендодатели внимательно проверяли биографию потенциальных жильцов, чтобы исключить на своей территории пьяниц, нищих, скандалистов и воров . Многие наниматели жилья могли сами сдавать жильё или часть его помещений другим . В некоторых случаях практиковался перенаём, когда домовладелец мог уступить права нанимателю по договору найма .

Оплата осуществлялась в обязательном порядке по истечении срока найма, даже если жильцы покидали жильё раньше истечения срока договора. Досрочное расторжение договора позволялось при обмане описании жилья, умалчивании его очевидных недостатков , наводнении, вторжении, уничтожении имущества (например после пожара), эпидемии, назначении по военным обстоятельствам или так называемого «зазорного соседства», когда на той же лестнице помещение сдавалось под публичные дома . В реальности многие из вышеперечисленных условий было сложно доказать в суде и вместе с этим расторгнуть договор .

При заключении договора платился задаток, который возвращался после завершения договора и съезда с квартиры, если условия договора не нарушались . Если жилец злостно нарушал условия договора, был обязан платить неустойки , чаще всего собственными вещами . Арендодатель по закону не мог расторгнуть договор в случае неуплаты аренды жильцом. Чаще всего недобросовестных жильцов арендодатели вначале предупреждали и затем выгоняли из жилища и «арестовывали» их имущество .

Конфликты между арендодателями и жильцами в XIX веке решались почти всегда во внесудебном порядке из-за неэффективности судов и низкого правосознания граждан . Несовершенная законодательная система например не рассматривала вопросы об освещении, гигиенических приспособлениях, ремонте итд . Жилищные иски оставались единичными явлениями . Публикация журналами исков в конце XIX годов и нарастание квартирного кризиса способствовала увеличению количества судебных исков .

Стоимость аренды жилья составляла в среднем около четверти от денежных доходов семьи, примерно столько же они тратили на еду . Самые дорогие квартиры были на втором этаже, но к началу XX века вместе с ростом этажности самые дорогие квартиры переместились в 3 и 4 этажи . Стоимость квартир повышалась в центральной части Петербурга и своего пика достигала в Адмиралтейском округ (1123 руб. в год) , дорогие квартиры были в Казанской (618 руб.) и Литейных частях (608 руб.), самые дешёвые — Выборгской (172 руб.), Петербургской (212 руб.), Александро-Невской (273 руб.) и Нарвской сторонах (283 руб.) . Стоимость аренды жилья в Петербурге превышала таковую в крупнейших городах Европы при более низкой средней зарплате . Разница в ценах была особенно заметна в арендной плате квартир для бедных .

Во второй половине XIX века около 20 % квартир в доходных домах были бесплатными, в основном это были служебные квартиры, помещения для домовой прислуги и квартиры домовладельца и его родственников .

Владельцы домов

Владение доходным домом и сдача его помещения была очень выгодным делом . В конце XIX века 88 % доходных домов принадлежали домовладельцам, остальные принадлежали юридическим лицам — городу, церквям, монастырям, благотворительным сообществам, промышленным товариществам и городским учреждениям . К началу XX века в Петербурге появились первые кооперативные доходные дома . Большая часть доходных домов на рубеже XIX и XX веков строилась на банковские кредиты и закладывалась .

В конце XIX века домовладельцы составляли 0,5 % от общего городского населения. Эта ситуация разительно отличалась от XVIII века, в середине которого домовладельцев, или «городских обывателей» было около трети от общего населения, остальные назывались жильцами . В среднем у домовладельцев было по два дома, в основном они были дворянами , треть мужчин и половина женщин. Четверть домовладельцев были купцами и почётными гражданами , остальные были мещанами . 87 % домовладельцев были «коренными» петербуржцами, остальные приезжими, треть их них — иностранными. В среднем возраст домовладельца составлял 51 год. В литературе и средствах массовой информации устойчиво создавался отрицательный образ домовладельца , как невежественного, бескультурного и непомерно алчного человека . Это обуславливалось постоянным повышением цен на квартиры в условиях слишком быстрого роста населения, что жильцами воспринималось болезненно .

Для домовладельцев выпускались специальные журналы , в начале XX века домовладельцы начали объединяться в союзы и общества . До начала XX века только домовладельцы имели право учувствовать в городских выборах, в сложившихся условиях в своих правах оказалась ограничена большая часть дворян, в 1903 году право избираться получили и квартиросъёмщики, но только обладатели барских квартир .

Домовладельцы обязывались вести так называемые домовые книги и немедленно сообщать полиции о всех прибывавших и отбывавших жильцах. Беспаспортных запрещалось принимать . На практике вышеперечисленные требования часто плохо соблюдались .

Прислуга

Наличие прислуги в квартире было важным показателем благополучия семьи . Сами доходные дома обслуживали дворники, швейцары и водопроводчики — домовая прислуга . Маляры, золотари, трубочисты и полотеры получали одноразовую зарплату за выполненную работу и домовой прислугой не считались . Домовая прислуга составляла 4 % населения Петербурга .

Дворник во внутреннем дворе, 1900-е годы

Самой распространённой прислугой были дворники, в небольших доходных домах с менее 5 квартир территорию убирать могли сами домовладельцы . Дворниками шли работать выходцы из деревень . Они жили дворницкими артелями . Дворник следил за чистотой на лестницах и дворах и разносил дрова жильцам . Часто за дополнительную плату — чаевые, дворники переносили багажи, колотили ковры, передвигали мебель итд . Дворники также были обязаны чистить улицу напротив доходного дома и убирать навоз, поэтому напротив всех доходных домов дежурил один дворник . Старшие дворники руководили другими дворниками и следили за порядком во дворе и запирали дворы на ночь . Им полагались для жилья отдельные дворницкие . Это были артели — тёмные подвальные квартиры с неудобным расположением .

Вторая категория прислуги — швейцары , которыми становились дворники со стажем или отставные военные. Швейцары должны были прилично одеваться , носить ливрею и фуражку . Они во многом выполняли ту же роль, что и дворники. Они следили за порядком на лестнице, топили печи и камины на парадной и убирали парадные лестницы, разносили почту и отпирали входные двери . Швейцары в некоторых доходных домах также обслуживали лифты или приглашали жильцов к телефонам в домовом пользовании . Не во всех доходных домах работали швейцары, в этом случае их роль перенимали старшие дворники . Швейцары и старшие дворники со своими семьями жили в «швейцарских» — квартирах под парадной лестницей .

С распространением водопровода, многие домовладения с 50 квартирами и более начали держать при себе водопроводчиков, которые следили за исправностью санитарно-технического оборудования . Водопроводчики как правило были городскими и людьми с образованием, получавшими высокое жалование . Часто водопроводчики за дополнительную плату чинили жильцам предметы домашнего обихода, например лудили кастрюли . Водопроводчики со своими семьями жили на заднем дворе в подвальных квартирах . Жильё домовой прислуги представляли собой однокомнатные квартиры, не оборудованные прихожей, кухней и часто отхожим местом .

Во многих квартирах использовалась жилая прислуга, как правило это были горничные , кухарки и гувернантки при наличии детей в семье и лакеи в барских квартирах . Только в конце XIX века для прислуги начали выделять отдельные помещения, до этого они могли спать в служебных помещениях или вестибюле , в квартирах среднего размера у прислуги не было помещения для сна .

Восприятие

Профессор, кандидат искусствоведения Татьяна Ковалева проводила много параллелей между жилищной ситуацией Санкт-Петербурга XIX века и Древнего Рима II века. И петербургские доходные дома и римские инсулы строились намеренно для сдачи помещений жильцам в период активного роста населения и подорожания земли, в обоих городах они стали абсолютно преобладающей постройкой, сформировавшей городскую ткань. Доходные дома и инсулы были многоэтажными постройками и схожими в своей конфигурации, периметральности и внутренней планировке. Инсулы могли иметь по пять, шесть или семь этажей. Внутри инсул располагались однотипные жилые помещения, объединённые длинными коридорами. И в инсулах и петербургских доходных домах имелись тёмные дворы-колодцы, их жильцы существовали в условиях перенаселения . В доходных домах и инсулах этажи были связанны с уровнем дохода квартиросьёмщиков, в обоих случаях во вторых и третьих этажах устраивались самые роскошные помещения, чем выше был этаж, тем беднее были их постояльцы .

Литература

  • Екатерина Юхнёва. Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта. — Центрполиграф, 2019. — 530 с. — ISBN 978-5-227-08608-2 .
  • Владислав Пода. Где бьется сердце Петербурга? Доходные дома в историях и фотографиях. — Центрполиграф, 2021. — 693 с. — ISBN 978-5-04-114213-1 .
  • Джордж Манро. Петербург в царствование Екатерины Великой. Самый умышленный город. — ЛитРес, 2016. — 600 с. — ISBN 978-5-227-06658-9 .
  • Сергей Луппов . История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. — Академия наук СССР, 1957. — 195 с.
  • С.В.Семенцов. . — СПбГУ, 2014.
  • Джордж Манро. Петербург в царствование Екатерины Великой. Самый умышленный город. — ЛитРес, 2016. — 573 с. — ISBN 978-5-227-06658-9 .
  • К.К.Ермолаева, И.З.Захваткина, И.М.Лебедева, Н.Г.Шейко, Ю.А.Кораблина. История и культура. Часть 1. (С древнейших времен до конца XVIII века). — СМИО Пресс, 2017. — 236 с. — ISBN 978-5-7704-0176-9 .
  • С. А. Малышев. Военный Петербург эпохи Николая I. — Литрес , 2012. — 1090 с. — ISBN 978-5-227-03680-3 .
  • И.С.Храбрый. . — Норинг, 1999. — 65 с. — ISBN 5-7711-0044-7 .
  • Итан Поллок. Когда б не баня, все бы мы пропали. История старинной русской традиции. — Искусство, 2019. — 560 с. — ISBN 978-5-17-123202-3 .

Примечания

  1. , с. 196.
  2. . cyberleninka . Дата обращения: 14 января 2024.
  3. . Cyberleninka . Дата обращения: 13 января 2024.
  4. . Cyberleninka . Дата обращения: 14 января 2024.
  5. , с. 133.
  6. , с. 151.
  7. , с. 4.
  8. , с. 67.
  9. , с. 60.
  10. , с. 177.
  11. , с. 329.
  12. , с. 178.
  13. , с. 327.
  14. , с. 108.
  15. , с. 121.
  16. , с. 131.
  17. , с. 132.
  18. , с. 71.
  19. www.culture.ru . Дата обращения: 13 января 2024.
  20. . diletant.media . Дата обращения: 13 января 2024.
  21. , с. 103.
  22. , с. 305.
  23. , с. 315.
  24. , с. 30.
  25. , с. 190.
  26. , с. 68.
  27. , с. 128.
  28. , с. 69.
  29. , с. 5.
  30. , с. 148.
  31. , с. 182.
  32. , с. 149.
  33. , с. 155.
  34. , с. 186.
  35. , с. 414.
  36. , с. 180.
  37. , с. 179.
  38. , с. 195.
  39. , с. 168.
  40. , с. 216.
  41. , с. 165.
  42. , с. 191.
  43. , с. 192.
  44. . cyberleninka.ru . Дата обращения: 14 января 2024.
  45. , с. 111.
  46. , с. 332.
  47. , с. 51.
  48. , с. 113.
  49. , с. 73.
  50. , с. 157.
  51. , с. 159.
  52. , с. 76.
  53. , с. 77—78.
  54. , с. 78.
  55. , с. 82.
  56. , с. 99.
  57. , с. 88.
  58. , с. 89.
  59. , с. 107.
  60. , с. 108.
  61. , с. 109.
  62. , с. 101.
  63. , с. 105—106.
  64. , с. 94.
  65. , с. 95—96.
  66. , с. 85.
  67. , с. 86.
  68. , с. 110.
  69. , с. 115.
  70. , с. 118.
  71. , с. 117.
  72. , с. 119.
  73. , с. 120.
  74. , с. 121.
  75. , с. 126.
  76. , с. 123.
  77. , с. 124.
  78. , с. 147.
  79. , с. 140.
  80. , с. 132.
  81. , с. 134.
  82. , с. 139.
  83. , с. 138.
  84. , с. 141.
  85. , с. 142.
  86. , с. 145.
  87. , с. 146.
  88. , с. 153.
  89. , с. 150.
  90. , с. 152.
  91. , с. 157—159.
  92. , с. 160.
  93. , с. 163.
  94. , с. 164.
  95. , с. 166.
  96. , с. 167.
  97. , с. 171.
  98. , с. 172.
  99. , с. 161.
  100. , с. 380.
  101. , с. 449.
  102. , с. 450.
  103. , с. 458.
  104. , с. 378.
  105. , с. 379.
  106. , с. 402.
  107. , с. 381.
  108. , с. 382.
  109. , с. 384.
  110. , с. 387.
  111. , с. 386.
  112. , с. 389.
  113. , с. 390.
  114. , с. 392.
  115. , с. 396.
  116. , с. 393.
  117. , с. 398.
  118. , с. 397.
  119. , с. 399.
  120. , с. 401.
  121. , с. 403.
  122. , с. 404.
  123. , с. 406.
  124. , с. 409.
  125. , с. 410.
  126. , с. 411.
  127. , с. 416.
  128. , с. 418.
  129. , с. 419.
  130. , с. 421.
  131. , с. 424.
  132. , с. 425.
  133. , с. 426.
  134. , с. 427.
  135. , с. 430.
  136. , с. 433.
  137. , с. 434.
  138. , с. 435.
  139. , с. 436.
  140. , с. 437.
  141. , с. 438.
  142. , с. 440.
  143. , с. 439.
  144. , с. 459.
  145. , с. 441.
  146. , с. 443.
  147. , с. 445.
  148. , с. 446.
  149. , с. 228.
  150. , с. 309.
  151. , с. 230.
  152. , с. 229.
  153. , с. 233.
  154. , с. 234.
  155. , с. 235.
  156. , с. 239.
  157. , с. 236.
  158. , с. 453.
  159. , с. 456.
  160. , с. 455.
  161. , с. 240.
  162. , с. 242.
  163. , с. 243.
  164. , с. 248.
  165. , с. 245.
  166. , с. 246.
  167. , с. 250.
  168. , с. 252.
  169. , с. 264.
  170. , с. 259.
  171. , с. 260.
  172. , с. 261.
  173. , с. 263.
  174. , с. 266.
  175. , с. 267.
  176. , с. 271.
  177. , с. 272.
  178. , с. 274.
  179. , с. 278.
  180. , с. 275.
  181. , с. 281.
  182. , с. 282.
  183. , с. 191.
  184. , с. 284.
  185. , с. 285.
  186. , с. 283.
  187. , с. 293.
  188. , с. 294.
  189. , с. 304.
  190. , с. 296.
  191. , с. 297.
  192. , с. 301.
  193. , с. 348.
  194. , с. 326.
  195. , с. 341.
  196. , с. 344.
  197. , с. 343.
  198. , с. 342.
  199. , с. 346.
  200. , с. 347.
  201. , с. 313.
  202. , с. 317.
  203. , с. 318.
  204. , с. 323.
  205. , с. 320.
  206. , с. 324.
  207. , с. 325.
  208. , с. 327.
  209. , с. 328.
  210. , с. 331.
  211. , с. 354.
  212. , с. 194.
  213. , с. 352.
  214. , с. 335.
  215. , с. 336.
  216. , с. 351.
  217. , с. 355.
  218. , с. 197.
  219. , с. 198.
  220. , с. 200.
  221. , с. 201.
  222. , с. 207.
  223. , с. 202.
  224. , с. 211.
  225. , с. 204.
  226. , с. 212.
  227. , с. 205.
  228. , с. 206.
  229. , с. 209.
  230. , с. 208.
  231. , с. 213.
  232. , с. 219.
  233. , с. 220.
  234. , с. 221.
  235. , с. 183.
  236. , с. 187.
  237. , с. 189.
  238. , с. 193.
  239. , с. 356.
  240. , с. 359.
  241. , с. 360.
  242. , с. 361.
  243. , с. 362.
  244. , с. 364.
  245. , с. 372.
  246. , с. 367.
  247. , с. 369.
  248. , с. 371.
  249. , с. 373.
Источник —

Same as Доходные дома в Санкт-Петербурге