К объединению/28 марта 2022
- 1 year ago
- 0
- 0
Нефритовый император ( Юй-хуан шан-ди ; 玉皇, Юй-хуан , или 玉帝, Юй-ди, Юйди ) — верховное божество даосского пантеона , небесный Верховный владыка (Шан-ди) и вершитель человеческих судеб. Из своего небесного нефритового дворца управляет всей Вселенной, ему подвластны небеса, земля и подземный мир. В его распоряжении находятся божества и духи. В иерархии даосского пантеона занимал второе место среди триады богов трёх сфер (сань ции) .
Первые упоминания относятся к VI—VII векам, когда его имя стало фигурировать в даосской литературе. Окончательный образ сформировался к Х веку. Общенациональный культ был объявлен при императорах династии Сун (960—1279). Божеству устанавливались многочисленные храмы и статуи по всей стране. Был объявлен персонифицированным олицетворением дао — важнейшей религиозной категории даосизма. В период империи Мин (1368—1644) его почитание было практически прекращено на официальном уровне, а в династию Цин (1644–1912) его культ находился под запретом. Однако, несмотря на такие меры, он сохранил своё почитание в народе.
Появление имени Юй-хуан относят VI—VII векам, когда оно стало упоминаться в даосской литературе . После этого возникает мифологическое объяснение появления этого божества в китайском пантеоне. По ранней версии, первоначально он был неприятным мужчиной и искусным чародеем. Прожив такую нечестивую жизнь и умерев, он пожалел о своём прежнем поведении и исправился, со временем заслужив право стать Нефритовым императором . Согласно легенде времён династии Сун , эта история дополнилась: Юй-ди пришёл во сне к одному китайскому императору, который сделал его почитание официальным предметом культа .
Окончательное формирование образа Юй-ди относят к VII—Х или VIII—Х векам . Почитание Нефритового императора приобрело общенациональный характер при императорах династии Сун (960—1279). Они разделяли идеалы даосизма и признанием этой фигуры стремились уравновесить всеобщее почитание Конфуция . Император Чжэнь-цзун (997—1022) объявил, что Юй-ди явился ему в «чудесном видении», после чего тот был официально объявлен первопредком и верховным покровителем династии . Так, в 1012 году Чжэнь-цзун установил его главенствующее место среди важнейших государственных богов, а в следующем году в его императорском дворце было помещено изображение божества. После этого появились иконографические портреты, где он восседает в Небесном дворце . В начале XI века в его честь был построен государственный храм, где установили статую божества. Там высшие сановники, включая императора, приносили жертвоприношения . В начале XII века ему был посвящён более роскошный храм, отдано распоряжение распространить подобное строительство по всей стране и установить статуи, где он представлен в императорском одеянии. Его почитание распространилось по всей империи, и он становится одним из любимых божеств в китайской культуре. При этом за честь отнести его к своей традиции соперничали представители как даосизма, так и буддизма . В этот период появляется новая история о его легендарном происхождении, по которой он являлся сыном жены властителя одного небольшого царства, которая долго была бездетна и молилась, чтобы у неё родился ребёнок. Боги прислушались к её мольбам: ночью царице приснилось, что её посетил бог Тайшань (вариант — Лао-цзы ): он был на «пятицветном драконе» и держал на руках ребёнка. Царица обратилась с просьбой к богу, чтобы он отдал ей этого ребёнка. После пробуждения она поняла, что беременна и менее чем через год родила долгожданного наследника. Мальчик вырос и стал царём, прославленный многими добродетелями. Унаследовав отцовский престол, он совершил много доблестных деяний, но добровольно покинул царство, оставив его на попечение министра и ушёл монашествовать в горы, где лечил больных и занимался духовными вопросами. После этого он удостоился бессмертия и получил право стать владыкой Вселенной и править в Небесном дворце . В этом мифе современные исследователи усматривают характерную особенность китайской религиозной картины мира, где часто у божества представлено не его мистическое начало, иррациональная составляющая, а его человеческие качества, среди которых обязательно должны доминировать конфуцианские добродетели .
Ко времени окончательного формирования даосского пантеона (XII век) Юй-ди был объявлен персонифицированным олицетворением дао — важнейшей религиозной категории даосизма . Он сменил в даосской иерархии божество Хуан-ди — легендарного правителя Китая, основателя даосизма и мифического предка всех китайцев . В воззрениях некоторых школ признаётся воплощением Лин-бао тянь-цзуня. Среди его божественных эпитетов: «всемилостивейший», «высочайший», «наимудрейший» и т. п. Полагают, что образ Юй-ди испытал влияние со стороны божества индуистского пантеона Индры , попавшего в китайскую культуру под влиянием буддизма . Нефритового (яшмового) императора изображали как бесстрастного (что пристало по даосской иконографической традиции бессмертным) мудреца, который правит небом и делами людей, находясь в Зале священного небосвода в своём Небесном дворце, расположенном на самом верхнем уровне неба — 36. На изображениях Юй-ди обычно восседает на троне в церемониальной императорской мантии (халате), расшитой фигурами драконов (луи), драгоценном головном уборе (мянь), с нефритовой табличкой (таблеткой) в руках. При его небесном нефритовом дворце имеются различные «бюрократические» управы, министерства (огня, грома, болезней, богатства и т. д.) Его небесное царство не лишено сходства с Поднебесной своими сложными институтами и многочисленными чиновниками . Так, согласно « Путешествию на Запад », одному из четырёх классических романов на китайском языке, приписываемом У Чэнъэню (1500—1582), даосскому богу подчинены и он может вызвать во дворец: «императоров трёх небес, четырёх цензоров, пять старейшин, шесть начальников департаментов, семь старейшин, восемь Духов всех сторон света, Духов девяти светил и десять начальников отделов» . Все придворные должны отчитываться перед ним в определённый день года, часто на Новый год. За успехи они вознаграждаются, как правило, повышением по службе и удачливостью в следующем году. Проступки подчинённых соответственно наказываются понижением в небесной иерархии . В романе «Путешествие на Запад» содержится одно из стихотворных описаний дворца небесного императора, представленном при его посещении Сунь Укуном — царём обезьян:
Когда же императора покои
Увидели пришельцы пред собою,
То тёмно-синий занавес кисейный,
Весь в звёздах, распахнулся легковейно.
Там в глубине покоилась корона,
Она казалась мальвой золочёной,
Алмазным блеском ослепляли взоры
Бесценные прекрасные уборы.
Расшиты были туфли жемчугами,
Лежали ленты рядом с орденами.
При звуках колокола золотого
Сановники к вратам спешили снова.
Когда же громко в барабан ударят,
Князья идут в покои государя.
Вошли пришельцы в Зал небес священный,
Где дверь была из яшмы драгоценной,
А створки на златых гвоздях держались,
Где фениксом ворота украшались .
Титулатура «Нефритовый император» связана с сакральным отношением к нефриту в китайской культуре, где он известен как «камень жизни» и китайцы считают его своим национальным камнем-талисманом. Нефрит в Китае ценился выше золота и серебра , так как считалось, что он оказывает целительное действие, приносит благополучие и символизирует высшие человеческие добродетели. Ещё в период неолита люди верили, что нефрит позволяет общение людей с богами, поэтому этот камень играл роль посредника между земным и небесным миром. В дуализме категорий инь-янь нефрит символизировал мужское начало янь и жизненную силу. С нефритом ассоциировались представления о чистоте, красоте и величии. Название «Нефритовый император» обозначено влиянием конфуцианства, где почитание нефрита воплотилось в своеобразной «нефритовой этике». Её выражает сентенция: «Благородный человек сравнивает свои добродетели с нефритом». Из этой этики позже возникла система нефритового церемониала, отражённая в каноническом конфуцианском тексте « Книга ритуалов » (IV—I вв. до н. э.) .
Со сменой политических и религиозных предпочтений в высшей государственной системе управления роль Юй-ди пересматривалась. Так, в империю Мин (1368—1644) его почитание было практически прекращено на официальном уровне, а в династию Цин (1644–1912) его культ находился под запретом в качестве еретического. Начало этому было положено во время царствования императора Цянь-луня (1711 —1799) . Несмотря на эти гонения в народной культуре он относился к наиболее почитаемым божествам, а его день рождения (девятое число первого месяца года) — справлялся в праздничной обстановке в китайских храмах и в семейном кругу, в том числе приношениями на домашних алтарях . По оценке российского историка-китаиста Леонида Васильева , запрет в цинском Китае даосского божества в первую очередь был связан с распространением его почитания в оппозиционных религиозных группах. Кроме того, следует учитывать и другие факторы:
Возможно, что здесь также сыграла роль чрезмерно большая популярность Юйхуана шанди в народе, который почитал его, как главу всекитайского пантеона, приписывая ему руководство всем миром сверхъестественных сил и уподобляя его императору земному. Вполне естественно, что подобное гипертрофирование даосского культа Юйхуана шанди, заслонившего собой даже всемогущее конфуцианское Небо, едва ли могло вызвать одобрение властей, относившихся к народной религии и к её системе культов как к суевериям невежественной толпы .
С веками Нефритовый император стал одним из наиболее узнаваемых персонажей китайской культуры и таких её ключевых текстов, как «Путешествие на Запад». Его профиль часто украшает китайские ритуальные деньги .