Interested Article - Тетраморф
- 2020-12-16
- 2
Тетрамо́рф ( др.-греч. τετρά-μορφος «четырёхобразный , четырёхвидный» от τέσσᾰρες, τέσσερες, τέττᾰρες, τέττορες, τέτορες «четыре» + μορφή, μορφά «вид, образ, очертание») — в иудео - христианском вероучении и богословии крылатое существо из видения пророка Иезекииля (VI век до н. э.) с четырьмя лицами — человека, льва (с правой стороны), быка и орла (с левой стороны). В Откровении Иоанна тетраморф представлен в образе отдельных четырёх апокалиптических существ ( лат. quattuor animalia «четыре живущих»; четыре живых существа у протестантов ) — стражей четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая .
Книга « Зо́ар » называет эти четыре образа над « Таинственной колесницей » (др.-евр. — «Меркава») — четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека . В каббале эти существа носят название « хайот ха-кодеш » ( букв. «святые животные»).
Позднее в христианском учении эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии . Существа стали символами евангелистов и формой их традиционного (с VII века) символического изображения:
Каждый из них крылат и держит Евангелие .
Есть и иное (старообрядцы) толкование и соотнесение этих образов и Евангелистов.
В Священных Писаниях
В Ветхом Завете
Образ четырёх животных происходит из пророческого видения Иезекииля ( Иез. ; также и ). Иезекииль описывает этих существ следующим образом:
облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; <...> Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. <...> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <...> А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз.
— Иез.
Ниже ( Иез. ) эти существа названы херувимами (ср. также 1Пар. ), а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик херувима ( Иез. ).
В Новом Завете
Апостол Иоанн в « Откровении », 4-я глава, продолжил эту традицию, говоря, тем не менее, об одном лице у каждого из четырёх существ:
…перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
— Откр.
В дальнейшем рассказе Иоанна о снятии Агнцем печатей с Книги Жизни каждое из четырёх животных после снятия первых четырёх печатей произносит — « иди и смотри » , после чего перед Иоанном появляются поочерёдно четыре всадника Апокалипсиса ( Откр. ).
В апокрифах
Апокриф « Откровение Авраама », написанный в конце I века н. э. независимо от Откровения Иоанна Богослова, рассказывает о вознесении праотца Авраама на небо, где он увидел огненный престол Божий « и под престолом животы четыри огнены поюща. А зрак их един каждо их четверолицен. Взор таков лиц их: львов, человец, волуи, орёл. Четыре главы, и комуждо крил 4 ». Эти животные воспевали хвалу Богу, как и у Иоанна Богослова, но являются не четырьмя различными существами, а, как у пророка Иезекииля, каждый из них имеет четыре лица.
В религиозной традиции
В иудаизме
В Талмуде говорится, что четыре существа, которых Иезекииль видел около трона Божия, первоначально были человек, лев, бык и орёл, но что Иезекииль упросил Бога взять вместо быка херувима для того, чтобы Богу не пришлось иметь постоянно перед глазами тельца, который напоминал бы Ему ο том, как евреи поклонялись этому животному .
Известна еврейская рукопись второй половины XIII века , на которой Древо жизни охраняют четыре херувима. Это объясняется тем, что в соответствующем месте Книги Бытия ( ) используется форма множественного числа «כרובים» ( керувим ), которая в христианских Библиях традиционно переводится словом «херувим» в единственном числе.
В Каббале
Лев | Орёл | Человек | Бык | ||
---|---|---|---|---|---|
Ацилут | Брия | Иецира | Асиа | ||
Сфирот | (по версии Бааль-Сулам ) | Нецах | Иесод | Малхут | Ход |
(по версии Д. Л. Андреева ) | Хесед | Гвура | Малхут | Тиферет | |
Стороны света | Юг | Восток | Запад | Север | |
Архангелы (согласно мидрашам ) | Михаэль | Рафаэль | Уриэль | Гавриэль | |
Знаки зодиака | Лев | Скорпион | Водолей | Телец |
Согласно Борхесу , в каббалистической Книге «Зогар» (ивр. — «Сияние») эти четыре животных зовутся Ганиэль, Кафзиэль, Азриэль и Аниэль и глядят они на Восток, на Север, на Юг и на Запад.
В христианстве
Эти четыре животных стали символами четырёх евангелистов. Традиционное толкование таково:
Иллюстрация | Существо | Евангелист | Значение |
---|---|---|---|
Человек (ангел)
( лат. imago hominis ) |
Матфей | Человеческая природа Христа, его воплощение | |
Лев
( лат. imago leonis ) |
Марк | Действенность, господство и царская власть Христа-Царя, его Воскресение из мёртвых | |
Бык (Вол)
( лат. imago vitulis ) |
Лука | Священнодейственное и священническое достоинство Христа, его крестная жертва | |
Орёл
( лат. imago aquilae ) |
Иоанн | Дар Святого Духа , носящегося над Церковью, а также Вознесение Господне |
Подобное распределение существ между евангелистами устоялось не сразу — сначала в христианском богословии с конца II века , а с IV века и в христианском искусстве. Как символы евангелистов эти образы закрепились в богословии с Иеронима , а начиная с VII века его трактовка их становится обязательной на христианском Западе.
Первая версия: Впервые во II веке Ириней Лионский , толкуя Апокалипсис, предложил трактовку связи евангелистов и существ из видения Иоанна Богослова: лев у Иринея символизирует Иоанна Богослова, телец — Луку, человек — Матфея, орёл — Марка. Так же считали Анастасий Синаит , Арефа Кесарийский , Феофилакт Болгарский и некоторые другие богословы. Эта традиция была сохранена на христианском Востоке в малоазийских церквях. Ириней растолковывает, что именно символизирует каждое из существ, и подытоживает, что справедливо, что на них восседает Иисус Христос.
Вторая версия: В конце II века появляется новое распределение: лев — Марк, телец — Лука, человек — Матфей, орёл — Иоанн. Эту версию поддержали Викторин из Петтау , Епифаний Кипрский , Иероним, Григорий I и другие: « символом евангелиста Матфея является человек, потому что он начинает Евангелие с человеческой родословной Христа. Евангелиста Марка изображают со львом, так как он описывает в начале Евангелия пустыню и Иоанна Крестителя . Евангелист Лука изображается с тельцом, потому что он начинает Евангелие с описания жертвоприношения в храме, совершаемого Захарией . А апостол Иоанн, как орёл, возносится в горние сферы ». Данная версия получила наибольшее распространение в христианском богословии и искусстве.
Третья версия: Ипполит Римский и Блаженный Августин придерживались третьей версии: лев — Матфей, телец — Лука, человек — Марк, орёл — Иоанн.
Святой Иероним в своём комментарии к Иезекиилю попытался обосновать эти атрибуты. Он говорит, что Матфею был дан ангел (человек), ибо он представил человеческую природу Спасителя; Марку — лев, ибо он объявил о царском достоинстве Христа; Луке — бык, эмблема жертвенности, ибо он показал священническую сущность Христа ; Иоанну же орёл — за возвышенный полёт его веры. Также Иероним объяснял, что животных четыре, так как они соответствуют четырём сторонам света , а также приводил их ассоциации с четырьмя элементами, временами года , добродетелями. Григорий Великий ( VII век ) считал что существа выступают символами Иисуса Христа в различные фазы его земной жизни: родился он как человек (incarnatio), смерть принял как жертвенный бык (passio), при воскресении был львом (resurrectio), а вознёсся как орёл (ascensio). Также тетраморф получил трактовку как символ единого Евангелия (Слова Божия), записанного четырьмя евангелистами.
О существах рассуждает Августин , Климент Александрийский . При этом Климент, комментируя описание Ковчега Завета из книги Исход , пишет что херувимы на его крышке символизируют « указание на чувственный мир, двенадцать знаков Зодиака и определяемый ими ход времени ». В дальнейшем появилась отдельная астрономическая интерпретация животных (см. ниже).
В толковании на книгу Откровения Андрей Кесарийский (VI—VII века) пишет:
Четырьмя животными и старцами указывается на то, что из Ангелов и людей образовалось одно стадо и одна Церковь чрез Христа Бога, совокупившего разъединённое и разрушившего преграды средостения. И, вот, как мы слышали, вместе с четырьмя животными, превосходящими прочих чинов Ангельских, Божия песнопения и поклонения оказываются достойными и старцы, означающие полноту спасаемых.
К тетраморфу евангелистов в Православной церкви относят заключительные слова тайной евхаристической молитвы священника на литургии , их он произносит за богослужением как возглас : «поюще (орёл), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)».
В Православной церкви первая глава из Книги пророка Иезекииля , повествующая о таинственных четырёх животных, носящих престол славы, читается на шестом часе в Великие понедельник и вторник .
В Русской православной церкви
Традиционная «латинская система» соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси как единственно правильная лишь на Большом Московском соборе в 1666 году . В ходе реформы патриарха Никона толкование образов стало восходить к трудам Викторина из Петтау, епископа Епифания Кипрского (Епифаний из Константа), Иеронима и Григория I.
Указом Святейшего Синода от 1722 года, изображать евангелистов с их именованием в виде существ тетраморфа запрещено . Тетраморфные символы, могли только сопровождать человеческие образы евангелистов. Самостоятельные изображения тетраморфа, как прообраза евангелистов, остались в традиции старообрядческой иконописи .
Старообрядцы
Старообрядцам свойственна иная, более древняя на русской почве идентификация символов с евангелистами: Иоанн символизируется львом, Марк — орлом, Матфей — ангелом, Лука — тельцом. Такое толкование пророчества Иезекииля восходит к Иринею Лионскому . В « Поморских ответах » апологет старообрядчества Андрей Денисов посвящает изображениям евангелистов целую главу и доказывает католическое («римское») происхождение принятого сегодня толкования:
В древлецерковныхъ книгахъ печатныхъ святіи четыре евангелиста вообразахуся Матфей лицемъ человеческим, Марко лицемъ орлимъ, Лука телечимъ, Иоанн львовым… Сей древлецерковный обычай изменивше, воображаютъ Иоанна лицем орлимъ, а Марка лвовымъ… Римляне бо пишутъ Иоанна лице орле, а не лвово; а Марка лице лвово, а не орле…
Астрономическая интерпретация
Изображение | Созвездие | Существо | Значение | Сторона света |
---|---|---|---|---|
Стрелец | Человек | всё убивающая зима | юг | |
Лев | Лев | всепожирающая осень | запад | |
Телец | Бык | питающее лето | север | |
Пегас | Орёл | весна | восток |
Николай Морозов в своей работе « Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса » представил связь библейских животных с четырьмя созвездиями . Морозов, будучи основоположником новой исторической хронологии , рассчитал, что своё видение на острове Патмос Иоанн Богослов увидел 30 сентября 395 года, однако в этот день созвездия Тельца и Льва были не видны на звездном небе над островом.
Связь с временами года Морозовым была дана по причине того, что в указанные созвездия входит солнце в начале каждого сезона. Также крестообразное расположение данных созвездий на небе по четырём сторонам света соответствует традиционному представлению о них как о патронах сторон света, известному ещё из сочинений Иеронима Стридонского ( IV век )
Астрономическая интерпретация знает и другие идентификации: человек — созвездие Скорпиона или Водолея , орёл — созвездие Скорпиона.
Источник образов
Предполагают, что корни тетраморфа и выбор животных следует искать в вавилонской мифологии , где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов:
- Бык — атрибут верховного бога Мардука ( Юпитер )
- Лев — бога войны Нергала ( Марс )
- Орёл — бога ветра Нинурта ( Сатурн )
- Человек — бога мудрости Набу ( Меркурий )
Немецкий исследователь, доктор Рихард Хеннинг ищет отдалённый источник этих эмблем в четырёх знаках зодиака, отстоящих один от другого на девяносто градусов. Что до льва и быка, тут нет никаких трудностей; ангел отождествляется с Водолеем, у которого облик человека, а Иоаннов орёл — со Скорпионом, но это отвергают, так как Скорпион считается предвестником зла. Никола де Вор в своем «Астрологическом словаре» также выдвигает эту гипотезу, замечая, что четыре эти фигуры сочетаются в сфинксе, у которого может быть человеческая голова, туловище быка, когти и хвост льва и крылья орла.
При раскопках ассиро-халдейских городов были найдены колоссы быков и львов, имевших человеческие головы, а порой и две пары крыльев (два из которых опущены, что соответствует описанию Иезекииля — Иез. ). Эти фигуры устанавливались при входах в храм и выступали в роли кариатид , поддерживающих своды (ср. с Иезекиилем, рассказывающем о своде, лежащем над головами животных — Иез. ). Русский богослов, профессор М. Н. Скабалланович сообщает, что известен рисунок на шумерском каменном цилиндре, изображающий бородатого бога, чей престол поддерживают четыре таких крылатых быка.
Аналоги в других традициях
Как указывает энциклопедия символов: « тетраморфы — мифологические существа (как правило, животные), олицетворяющие четверичные космические структуры: страны света, времена года, стихии (иногда этот ряд может быть дополнен другими элементами). Изначально в мифологической картине мира это существа, персонифицирующие направления и располагаемые по четырём сторонам мирового древа ; это хозяева и стражи „четырех сторон света“, образы божественного покровительства, защиты от хаоса ». Различные культуры имеют в своей мифологии фигуры, схожие с библейскими тетраморфами:
- В древнекитайской космологии подобные функции изначально выполняет тетрада священных животных — дракон , феникс , тигр , черепаха . Аналогичные фигуры имеются на печатях Мохенджо-Даро .
- Возможным продолжением этого образа в индийской традиции являются ваханы (ездовые животные богов) и локапалы — божества, охраняющие страны света; первоначально их было четыре, затем стало восемь; считалось, что у каждого из них свой слон, поддерживающий землю с одной из сторон.
- В Шумере функции тетраморфов выполняли лев, орёл, павлин и бык.
В целом можно обозначить следующую схему соответствий сторон света и существ-охранителей — для севера, запада, юга, востока:
- чёрная черепаха , белый тигр , малиновый феникс , зелёный дракон (Юго-Восточная Азия);
- орёл, вол, лев, человек (Ассирия, Древний Израиль);
- орёл, слон , дракон, рыба (Древняя Греция),
- ястреб , шакал , обезьяна , человек (Древний Египет).
Кроме того, сын древнеегипетского бога Гора изображался с человеческой головой, а остальные три — с головами животных. А в индуизме четыре головы имеет Брахма . В изображении бога Митры также совмещаются 4 тела: человека, льва, птицы и змеи.
Коран в 71 суре «Нух» рассказывает о традиционных для арабской мифологии божествах, от которых не хотели отказаться современники пророка Нуха ( Ноя ): « сказали [своим единоверцам]: „Не отрекайтесь ни за что от своих богов: ни от Вадда и Сува', ни от Йагуса, Йа’ука и Насра!“ ». Профессор М. Н. Скабалланович считает, что речь идёт об идолах , имевших форму человека (женщины), льва, коня и орла.
Свщмч. Александр Глаголев отмечает, что « композиция животных элементов составляет общую принадлежность символики египтян, ассириян, вавилонян, финикийцев, арабов, а равно и арийских народов» .
Храмы
- Церковь Четырёх живых существ (Тетраморфа) находится в верхнем пролёте лестницы в Храме Гроба Господня в Иерусалиме , принадлежит Эфиопской православной церкви .
Изображения в культуре
Согласно букве священного писания, тетраморф изображался вместе с огненной колесницей в видении Иезекииля, а также входил в иконографию «Христос во славе», трон которого, по Апокалипсису, стоял на четырёх животных. То есть Христос изображался в мандорле , по углам которой располагались символы евангелистов. Подобно библейским херувимам и серафимам , тетраморфы-символы евангелистов изображаются у Престола Вседержителя, окружая его с четырёх сторон, что символизирует распространение Благой вести на четыре стороны света. В руках апокалиптических животных — Евангелия.
До определённого момента тетраморф также использовался в иконографии Вознесения Господнего — то есть он возносился на колеснице-тетраморфе с огненными колесами.
В Западной Европе
Часто символы евангелистов изображали на тимпанах и порталах храмов, где они окружали Христа во славе. Кроме того, большое число изображений оставили средневековые миниатюристы.
Все звери, в соответствии с видениями Иезекииля и Иоанна Богослова, как правило изображаются крылатыми, хотя существуют манускрипты, где наблюдается отход от этого канона. Также, некоторые художники, отправляясь от сведений Иоанна Богослова, покрывали крылья тетраморфов глазами.
В эпоху возрождения наиболее значимым изображением, хотя и единичным, стала картина Рафаэля «Видение пророка Иезекииля».
В православии
Изображение евангельского тетраморфа в древнерусской живописи было не очень популярно. Считается, что первым является изображение в Трирской Псалтыри XI века на миниатюре с Христом, венчающим Ярополка и его жену Ирину (Гертруду). Самый ранний новгородский тетраморф — фрески церкви Спаса Преображения Ковалевского монастыря ( 1345 год ), разрушенного во время Великой Отечественной войны.
В системе росписи православного храма тетраморфы могли изображаться в парусах купола вместо собственно евангелистов, либо же вместе с ними. В иконе « Единородный Сыне » Спас держит в руке небольшой тетраморф.
В самостоятельных композициях животные практически не встречаются, но изображаются на иконах евангелистов (например, на Царских Вратах иконостаса ), а также в составе сложных иконографических композиций, таких как Спас в силах , Неопалимая Купина и т. п., обычно в виде четырёх фигур, размещённых в красных лучах, направленных в четыре стороны, в знак распространения света евангельского учения по всей Земле.
Прочее отражение в культуре
Четыре апокалиптических животных являются символами, используемыми масонами . Ниже представлены флаги масонской ложи «Ниагара-2» в канадском городе Ниагара-он-те-Лейк провинции Онтарио .
- В колоде Таро символы евангелистов располагаются по углам Старших Арканов — «Колесо судьбы» и «Мир».
- Тетраморф является одним из «монстров недели» в сериале « Секретные материалы ». В серии посвященной ему, он представлен ангелом-серафимом, забирающим души своих дочерей- нефилим чтобы они не достались Дьяволу .
- Образы существ, традиционно символизирующих евангелистов, использованы в песне Город золотой , на стихи Анри Волохонского :
Одно — как жёлтый огнегривый лев,
Другое — вол, исполненный очей,
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
- Образы евангелистов также использованы в песне «Орёл, Телец и Лев», написанной Борисом Гребенщиковым («Аквариум», 1983):
Откуда этот редкостный напев,
Знакомых нот чудесное сплетенье?
Стук в дверь мою. Кто? — спрашиваю. Тени.
Они ответствуют: Орёл, телец и лев.
См. также
- Четыре знака зодиака (Китай)
- Четыре священных зверя (Вьетнам)
- Четыре стихии
- Символы святых
- Лев святого Марка
Примечания
- . Дата обращения: 20 февраля 2020. Архивировано из 28 декабря 2014 года.
- « Черты лица изменяются согласно форме, свойственной внутреннему лицу, духу. Уже при самом выходе из Эдена душа имеет определённую форму, которая отражается на лице. Все физиономии имеют свой прообраз в четырёх первобытных типах, к которым они приближаются или от которых отклоняются, смотря по степени, занимаемой каждой душой в области интеллектуальной или моральной. Эти четыре первобытных типа — те четыре образа, которые намечены были Иезекиилом над таинственной колесницей » / // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- Слово «смотри» отсутствует в лучших греческих рукописях ( от 27 октября 2010 на Wayback Machine ), включая Александрийский и Ефремов кодексы ; см. .
- Тихонравов Н. С. Летописи русской литературы и древности. 1863. Т. 1, С. 43
- Талмуд, Хагига 13б
- Landsberger F. The Origin of the Winged Angel in Jewish Art // Hebrew Union College Annual. 20. Cincinatti, 1947. P. 227
- ↑ . Дата обращения: 15 февраля 2009. Архивировано из 12 мая 2011 года.
- . Дата обращения: 31 июля 2010. Архивировано из 6 декабря 2011 года.
- Глаголев А. А. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах: (Опыт библейско-богословского исследования). Киев, 1900. С. 442—443
- Св. Ириней Лионский. Творения. — М, 1996. — Репринтное воспроизведение издания: Сочинения святаго Иринея, епископа Лионскаго. — СПб, 1900. Пять книг против ересей. Книга 3. Обличение и опровержение лжеименного знания, Глава 11, раздел 8.
- Подосинов А. В. . — М. : Языки русской культуры, 2000. — 174 с. 28 октября 2006 года. . Дата обращения: 12 февраля 2009. Архивировано 28 октября 2006 года.
- Евангелие от Иоанна имеет лицо льва: ибо лев есть образ царской власти: так и Иоанн начал с царственного и владычественного достоинства, с Божества Слова, сказав: в начале бе Слово, и Бог бе Слово. Евангелие от Матфея имеет лице человека: потому что оно начинается с плотского рождения и вочеловечения Слова. Евангелие от Марка сравнивается с орлом: потому что оно начинается с пророчества об Иоанне: а дар пророческой благодати, как дар острого видения и прозрения в отдаленную будущность, можно уподобить орлу, о котором говорят, что он одарен самым острым зрением, так что он один из всех животных, не смежая очей, взирает на солнце. Евангелие от Луки подобно тельцу: потому что начинается с священнического служения Захарии, возносившего фимиам за грехи народа: тогда приносили в жертву и тельца. // от 19 января 2012 на Wayback Machine
- ↑ . Дата обращения: 12 февраля 2009. 9 апреля 2013 года.
- Александр Мень. Читая апокалипсис. Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова. Глава 4, М., 2000.
- « propter quattuor cardines mundi quibus orbis includitur » — Hieron. Comm. in Ez. 1,1 [PL, 25,15—22]
- Григорий Великий. In Ez. I. Ill, 1 и I. IV, 1—2 (PL, 76, 806; 815—816)
- ↑
- . Дата обращения: 14 февраля 2009. 29 июня 2006 года.
- . Дата обращения: 15 февраля 2009. Архивировано из 20 ноября 2007 года.
- Дата обращения: 5 ноября 2016. 17 октября 2021 года.
- Дата обращения: 5 ноября 2016. 25 октября 2016 года.
- от 27 августа 2017 на Wayback Machine ISSN 2227-8788
- Поморские ответы. Глава 21 «О Евангелистах»
- Морозов Н. А. Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса. М., 1907. С. 44-47
- . Дата обращения: 29 сентября 2016. 2 октября 2016 года.
- Gunkel H. Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des Neuen Testaments. Göttingen, 1903. P. 47
- Jeremias A. Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients. 4. Aufl. Leipzig, 1930. P. 700
- ↑ Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь, 1904. — С. 41.
- Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь, 1904. — С. 42.
- ↑ . Дата обращения: 14 февраля 2009. 4 ноября 2008 года.
- Коран 71:23
- Ветхозавѣтное Библейское ученiе объ Ангелахъ / Ветхозаветное Библейское учение об Ангелах. Тип. И.И. Горбунова. 1900. 705 стр.
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 14 февраля 2009. 2 февраля 2009 года.
- Алексеев С. В. Зримая истина. М., 2003. ISBN 5-7654-2517-8 С. 130
Ссылки
- (англ.) . Дата обращения: 15 февраля 2009. 25 февраля 2012 года.
- . Дата обращения: 15 февраля 2009. 25 февраля 2012 года.
- . Дата обращения: 15 февраля 2009.
- Андрей ЧЕРНОВ. . Дата обращения: 3 октября 2012.
Литература
- Подосинов А. В. . — М. : Языки русской культуры, 2000. — 174 с.
- Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь, 1904.
- Борхес, Хорхе Луис . Книга вымышленных существ. — М. : Азбука-классика, 2004. — 379 с. — ISBN 978-5-352-00757-0 .
- Дмитриева С. О. Изображение тетраморфа в куполе храма Спаса Преображения на Ковалеве в Новгороде (канон и индивидуальность в средневековых храмовых росписях) // «Вестник» Международного университета природы общества и человека «Дубна». — 2008. — № 1 .
- 2020-12-16
- 2