Interested Article - Скульптура Бангладеш

Скульптура является неотъемлемой частью культуры Бангладеш . Территория Бангладеш временами была важным центром, влиявшим на каменную скульптуру в Южной Азии , особенно в период после государства Гуптов и в средневековье. Терракотовые рельефы — особая характерная черта местных индуистских храмов (с фигурами) и мечетей (без фигур) последних столетий.

Самые ранние скульптуры, обнаруженные в Бангладеш, датируются III веком до нашей эры. С древних времен скульптуры служили существенным проявлением глубокого наследия и истории Бангладеш.

Историческое значение

Скульптуры были ключевым источником передачи исторической самобытности древней Бангладеш. Несмотря на то, что искусство скульптуры в Бангладеш зародилось почти 2500 лет назад, оно в основном процветало во времена династий Гупта , Пала и Сена , которые относятся к раннему средневековью (1—1200 годы нашей эры).

Скульптуры Гуптов

Скульптура в Исследовательском музее Варендры

Правители Гуптов были верными вайшнавами , и ранние скульптуры Гуптов в основном представляют собой изображения Вишну или какого-либо из его воплощений. Самым ранним примером этого, по-видимому, является изображение Вишну из Махмойла Багмара в округе Раджшахи , вырезанное из серого песчаника . На изображении показана изломанная форма бога в строгой фронтально стоящей позе. Хотя моделирование и знаковые особенности выдают в изображении стиль ранней Гупта, его эстетические достижения настолько незначительны, что стилистически его можно поместить в точку перехода между кушанской и гуптской фазами. Изображение сохранилось вместе с рядом других Вишну периода Гуптов в . Скульптуры Гуптов в Бангладеш в основном представляют собой иконы, а их формы определялись характеристиками богов, предписанными жрецами Центральной Индии .

Скульптуры Пала

Терракотовая скульптура в Пахарпуре

В течение более чем четырехсотлетнего правления династии Пала (VIII—XII века нашей эры) в разных регионах обширной империи Бангладеш одновременно процветало множество центров скульптурного искусства. Продукция этих центров была не только разнообразна, но и многочисленна. Были обнаружены тысячи скульптур этого периода, и сейчас они составляют часть коллекций ряда музеев Бангладеш. Многие из них также попали музеи Европы и Америки. Большинство этих скульптур были найдены при раскопках в Сомапуре Махавихаре . Скульптура Палы берет свое начало от стиля позднего Гупта, но позже отклонилась от него .

Скульптуры Сены

Большое количество скульптур, изображающих индуистских богов и богинь , относится к этапу художественной деятельности, начавшемуся при правителях Сены (ок. 1097—1223 годы нашей эры). С художественной точки зрения скульптура Сены является продолжением стиля Пала, который был в моде до конца XI века нашей эры. Стройная форма тела скульптуры позднего периода Пала сохраняется и в период Сена, но качество моделирования заметно ухудшилось .

Материалы

Большинство древних скульптур, обнаруженных в Бангладеш, сделаны из терракоты, бронзы , чёрного камня и т. д. Самые ранние скульптуры были сделаны из терракоты ещё в III веке до нашей эры. Тенденция использования бронзы для скульптур началась с VII века. Скульптуры из чёрного камня также возникли в этот период.

Терракота

История терракотовой скульптуры в Бангладеш начинается с эпохи Маурьев (324—187 до нашей эры). Считается, что в домаурьевские времена доминировали статуи Матрики (Богини-матери). Судя по представлению и эстетическому стандарту скульптуры Маурьев, можно сделать вывод, что это искусство имело долгое и непрерывное наследие. Эти скульптуры стали гораздо более элегантными, изысканными, стройными и мирскими во II и I веках до нашей эры .

Бронза

Бронзовая статуя Вишну с Лакшми и Сарасвати , Национальный музей Бангладеш

Тенденция использования бронзы в скульптурах началась в VII веке нашей эры, в основном в регионе Читтагонг . Поскольку в этом регионе преобладали буддисты , большинство этих самых ранних бронзовых скульптур были изображениями Гаутамы Будды . Однако позже из бронзы стали изготавливать и скульптуры, изображающие индуистских божеств .

Камень

Лингам Шивы с Нанди , белый камень, храм Дакешвари

Каменных скульптур, обнаруженных в Бангладеш и относящихся к первым трём векам нашей эры, немного. Эти скульптуры в целом представляют собой стиль, который в развитии искусства Северной Индии был признан родственным кушанскому. Центром искусства был город Матхура , где в тот период эволюционировали изображения божеств, которым поклонялись последователи трех основных религий того времени, а именно брахманизма , буддизма и джайнизма .

Религиозные изображения

Скульптуры Бангладеш, особенно относящиеся к древнему и раннему средневековью, в основном изображают индуистские божества и божества, которым поклоняются буддисты, особенно Гаутаму Будду. Таким образом, эти скульптуры можно разделить на две основные категории, учитывая их религиозное значение.

Индуистские скульптуры

Джагрото Човронги
Каменная скульптура Вишну , Национальный музей Бангладеш

В эту категорию попадают cкульптуры, изображающие индуистское божество. Считается, что начало искусства индуистской скульптуры относится к периоду Гуптов. Большинство этих скульптур изображают индуистское божество по имени Вишну. Многие из них также изображают божества, а именно Дургу , Брахму , Ганешу и других. Фигура Махишамардини из Сарсабаза, Богра , сейчас находящаяся в музее Махастхангарха, является великолепным ранним изображением божества .

Буддийские скульптуры

Буддийские статуи, Исследовательский музей Варендры

Эти скульптуры в основном показывают Гаутаму Будду и буддийские верования. Считается, что самые старые буддийские скульптуры в Бангладеш относятся к древнему королевству . Эти скульптуры обнаружены на археологических памятниках, большинство из которых расположены в бангладешских областях Раджшахи и Рангпур .

Современные скульптуры

Скульптуры, созданные после обретения Бангладеш независимости, можно отнести к современным скульптурам. Многие из этих скульптур изображают доблестную борьбу бангладешцев во время войны за независимость . Некоторые известные монументы, изображающие освободительную войну, — это , , Джагрото Човронги .

Примечания

  1. Asok K Bhattacharya. (англ.) . Банглапедия . Дата обращения: 13 ноября 2023.
  2. Shamsul Alam. (англ.) . Банглапедия . Дата обращения: 13 ноября 2023.
  3. Shamsul Alam. (англ.) . Банглапедия . Дата обращения: 13 ноября 2023.
  4. Alak Roy. (англ.) . Банглапедия . Дата обращения: 13 ноября 2023.
  5. Claudine Bautze-Picron. (англ.) . Банглапедия . Дата обращения: 13 ноября 2023.
  6. Takir Hossain. (англ.) . (13 декабря 2013). Дата обращения: 21 августа 2017. Архивировано из 22 августа 2017 года.
  7. (англ.) . finearts of bangladesh (30 октября 2009). Архивировано из 29 февраля 2016 года.
Источник —

Same as Скульптура Бангладеш