Interested Article - Чжигуай

Чжигуай, чжигуай сяошо ( кит. трад. 志怪小說 , упр. 志怪小说 , пиньинь zhìguài xiǎoshuō ), переводится как «рассказы о чудесах», «рассказы о странном» или «записи о необычном» — жанр китайской литературы , появившийся при династии Хань и развивавшийся после падения династии в 220 г. н. э., в том числе при династии Тан (618—907 гг. н. э.). Чжигуай были одними из первых примеров китайской художественной литературы и касались существования сверхъестественного , воскрешения и реинкарнации , богов, призраков и духов.

Роберт Форд Кампани считает, что ранние произведения жанра характеризовались относительно краткой формой, часто только списком сюжетных ходов или описаний, изложенных не рифмованной классической прозой с «ясным и первичным» акцентом на необычайные вещи, с буддийской или даосской моралью . Кампани, однако, не считает эти рассказы образцами «вымысла», поскольку их авторы полагали, что их рассказы основаны на фактах . Лидия Син-Чэнь Чан предполагает, что одна из функций этого жанра заключалась в обеспечении «контекста, в котором неизвестному можно приписывать имена и значения и, следовательно, делать его „известным“, контролируемым и используемым» .

История и примеры

Термин чжигуай является намёком на отрывок из внутренних глав «Чжуан-цзы» .

Антология начала IV века « Записки о поисках духов » ( Соу шэнь цзи ), собранная Гань Бао , является наиболее известным ранним источником чжигуай и содержит самые ранние версии ряда китайских народных легенд. Многие из них имеют изначально индийское происхождение и использовались для распространения буддийских концепций, таких как реинкарнация . Ещё одна из самых богатых ранних коллекций чжигуай — это ( Истории тьмы и света ), собранная Лю Ицином ( кит. 劉義慶 , 403—444 гг.), который также составил « » ( Шишо синью ) . При династии Тан границы между чжигуай и (странные истории) становились всё более размытыми, и среди исследователей есть разногласия по поводу различия между ними. Многие рассказы обоих типов были сохранены в антологии X века («Обширные записи эпохи тайпин») .

При поздней династии Мин и ранней династии Цин собрания чжигуай и чуаньци были широко переизданы и дополнены современными произведениями. Джудит Цейтлин предполагает, что рассказы о чудесах «неизбежно начали терять чувство новизны и стали казаться стереотипом …», и поэтому таким писателям, как Пу Сунлин , необходимо было привнести новизну в понятие о «странном» . Его необычное собрание коротких произведений « Описание чудесного из кабинета Ляо », в котором характерные черты чжигуай сочетаются с чертами других жанров, осталось незавершённым после его смерти в 1715 году .

В XXI веке произведения в жанре чжигуай продолжают появляться в Китае в печати и на экране.

См. также

Примечания

  1. , pp. 24—26.
  2. .
  3. .
  4. , p. 29.
  5. , p. 112.
  6. .
  7. , p. 139.
  8. , p. .
  9. , p. .

Источники

  • Campany, Robert Ford. . — Albany : State University of New York Press, 1996. — ISBN 0585042748 .
  • Chiang, Sing-chen Lydia. . — Leiden; Boston : Brill, 2005. — ISBN 9004142037 .
  • Idema, Wilt and Lloyd Haft. . — Ann Arbor : Center for Chinese Studies, The University of Michigan, 1997. — ISBN 0892641231 .
  • Kao, Karl S. Y. (Gao, Xinyong). . — Bloomington : Indiana University Press, 1985. — ISBN 0253313759 . Thirty-six Tang tales and sixty zhiguai , with an extensive Introduction.
  • Zeitlin, Judith T. . — Stanford University Press, 1997. — ISBN 978-0-8047-2968-0 .
  • Zhang, Zhenjun. . — 2014. — ISBN 9789004277274 .

Ссылки

Источник —

Same as Чжигуай