Родился в
Нежине
Черниговской губернии
в
еврейской
семье. Его отец Не́ух Шму́элевич (Наум Самойлович) Не́йман (1877—1948
), уроженец
Старобыхова
Могилёвской губернии
, был служащим в артели по сбору утильсырья; мать Фрума-Махля Липовна (Фаня Филипповна) Вишневская (1886—1962) — домохозяйкой
. В 1917 году
, когда Марку было пять лет, семья переехала в
Харьков
.
По окончании семилетней школы, с 1928 года, «начал свою самостоятельную жизнь с расклейки театральных афиш»
. Работал и зазывалой — «живой афишей». Начал посещать занятия в театральном техникуме, одновременно поступил статистом в харьковский
театр «Муссури»
(Бернес ошибочно называет его «Миссури»
). Там же, заменив заболевшего артиста, сыграл свою первую роль и удостоился похвалы знаменитого режиссёра
Н. Н. Синельникова
. К этому периоду относится появление его сценического псевдонима — Бернес. В
1929 году
17-летний Марк приехал в
Москву
, где стал работать статистом в нескольких театрах, в том числе
Малом
и
Большом
. В
1930
—
1933 годах
в
Московском драматическом театре
играл небольшие роли, впоследствии считал своим учителем артиста
Николая Радина
.
Первый
публичный концерт
Марка Бернеса как певца состоялся в
Свердловске
в Доме офицеров
30 декабря
1943 года
, после чего последовало концертное турне по
Уралу
. В
Москве
он начал выступать как исполнитель песен с конца
1940-х годов
, сперва на вечерах в Домах творческих союзов. По
радио
в передаче «Клуб весёлых артистов» от лица своего персонажа шофёра Минутки («
Великий перелом
»,
1945
) исполнял «Песенку фронтового шофёра» («Путь-дорожка фронтовая»)
Мокроусова
, «В жизни так случается»
Соловьёва-Седого
и др. Продолжая сниматься в
кино
, Бернес всё больше внимания уделял
эстраде
, которая давала широкий простор для реализации его творческих замыслов. Он стал активно работать над созданием собственного
. Предъявляя высокие требования и к музыке, и к стихам, артист долго и придирчиво работал с поэтами и композиторами. Из 82 песен репертуара Бернеса более 40 создано по его заказу или при его непосредственном участии.
17 сентября
1958 года
одновременно две центральные газеты начали травлю Бернеса. В «
Правде
»
Георгий Свиридов
в статье «Искоренять пошлость в музыке» подверг артиста несправедливым и тенденциозным нападкам. В «
Комсомольской правде
» в фельетоне А. Суконцева и
И. Шатуновского
«Звезда на „Волге“» рядовое нарушение Бернесом правил дорожного движения в максимально мрачных тонах подавалось как «поведение, недостойное советского артиста»
. Следствием этих и нескольких последующих публикаций стало фактическое отлучение Бернеса от съёмок и записей на радио и грампластинки. Но с
1960 года
голос Бернеса снова зазвучал по радио (заглавная песня популярной воскресной передачи «С добрым утром!» (
О. Фельцман
, стихи
О. Фадеевой
) и на эстраде.
В
1961 году
режиссёр
Павел Арманд
первым нарушил запрет на приглашение актёра в кино, сняв его в небольшой комической роли добродушного пожилого еврея в своём фильме «
Чёртова дюжина
».
Вторая жена (с 1960) — Лилия Михайловна Бодрова (1929—2006).
Приёмный сын Жан Люсьенович Бодров (род. 1953, правнук военного дирижёра
С. А. Чернецкого
), окончил операторский факультет
ВГИКа
, проживает в Москве.
1995
— Марк Бернес. «Песня посвящается моя» («Мелодия»)
1995 — Марк Бернес. «Я люблю тебя, жизнь» («RDM»)
1995 — Марк Бернес. «Я люблю тебя, жизнь» («Murzik Records»)
1997
— Марк Бернес. «Мужской разговор» («Murzik Records»)
1997 — Марк Бернес. «Я работаю волшебником» («Murzik Records»)
2000
— Марк Бернес. «Лучшие песни разных лет» («Звёзды отечества», серия «Звёзды, которые не гаснут»)
2001
— Марк Бернес. «Огромное небо» («Moroz Records»)
2001 — Марк Бернес. «Я улыбаюсь тебе» («Moroz Records»)
2001 — Марк Бернес. «Тёмная ночь» («Moroz Records»)
2001 — Марк Бернес («Востокхим/Гранд Рекордз», серия «Актёр и песня»)
2004
— Марк Бернес («Moroz Records», серия «Великие исполнители России XX века», 2 диска)
2005
— Марк Бернес («Moroz Records»/«Квадро-диск», серия «Grand Collection». 26 песен)
2006
— Марк Бернес. «Три года ты мне снилась» («Мелодия» MEL CD 40 01094)
2006 — Марк Бернес — актёр, певец. «Я люблю тебя, жизнь» (Некоммерческое издание клуба «Співуча родина» и клуба любителей романса при Киевском городском Доме учителя)
2008
— Марк Бернес («Moroz Records»/«Квадро-диск», серия «Grand Collection». Переиздание с сокращённой и изменённой программой, 23 песни)
2009
— Марк Бернес. «Неизвестный Бернес» («Moroz Records»)
2014
— Марк Бернес. Диск 1: «Заветный перекрёсток». Диск 2: «В жизни так случается» («Moroz Records», серия «Великие исполнители России». 112-страничный буклет)
Три диска, изданные «Murzik Records» в 1995—1997 годах, включали все известные на тот момент песни Бернеса, представленные, за редкими исключениями, каким-либо одним вариантом записи. При этом качество исходных фонограмм (из Российского государственного архива фонодокументов) во многих случаях было невысоким; кроме того, при
мастеринге
использовалась методика компрессирования звука и применения эффекта псевдо-стерео. Пять дисков «Moroz Records» (2001 и 2004 годов) были скомпилированы почти исключительно из записей, изданных «Murzik Records». Альбомы «Неизвестный Марк Бернес» (ноябрь 2009) и «Марк Бернес» (серия «Великие исполнители России», октябрь 2014) включают хорошей сохранности дубли фонограмм, в числе которых никогда прежде не публиковавшиеся (из личного архива исполнителя).
DVD
2006
— Золотая коллекция ретро. Часть 1 («Bomba Music»)
2006 — Золотая коллекция ретро. Часть 2 («Bomba Music»)
2006 — Золотая коллекция ретро. Часть 3 («Bomba Music»)
2006 — Золотая коллекция ретро. Часть 4 («Bomba Music»)
На этих дисках среди видеосъёмок разных исполнителей представлено и 11 песен в исполнении Марка Бернеса.
Образ простого человека // «Советская культура», 14 мая 1957 г.
Не гнаться за дешёвой занимательностью // «Смена», 1958, № 110
Актёр у телефона // «Советское кино», 18 января 1964 г.
И сокращаются большие расстоянья… (поёт Шарль Азнавур) // «Московская правда», 21 марта 1964 г.
Кадр за кадром // «Искусство кино», 1964, № 8
Тревожит гладкость их пути // «Литературная газета», 1 октября 1964 г.
Парадоксы успеха (заметки актёра) // «Комсомольская правда», 2 апреля 1965 г.
О чём была бы песня // «Дошкольное воспитание», 1965, № 11
Сила песни // «Известия», 28 сентября 1966 г.
О песне, которую все знают (памяти Павла Арманда) // «Советский экран», 1966, № 17
Наш гость — Дин Рид (концерты американского певца) // «Вечерняя Москва», 8 октября 1966 г.
Редактору газеты «Телевидение» // «Телевидение», 2 февраля 1967 г.
Один из «Двух бойцов» // «Литературная газета», 18 октября 1967 г.
Они были первыми // «Советский экран», 1968, № 20
Лучший режиссёр — народ // «Советское кино», 30 марта 1969 г.
Главное — неповторимость // В кн.: Мастера эстрады советуют. М., 1967. — С. 24—28
Мой друг // В кн.: Слово о Погодине. М., 1968. — С. 95—98
Если хочешь быть красивым (о тех, кто за кадром) // «Советское кино», 25 января 1969 г.
Игорь Савченко // В кн.: Марк Бернес. Статьи. Воспоминания о М. Н. Бернесе. М., 1980. — С. 64—65
Правильная жизнь героя (Из раздумий последних лет) // В кн.: Марк Бернес в воспоминаниях современников Составление, предисловие и комментарии К. В. Шилова. — М., 2005. — С. 414—418
Солдаты Великой Отечественной // В кн.: Марк Бернес в воспоминаниях современников. М., 2005. — С. 112—127
Из концертных выступлений // В кн.: Марк Бернес в воспоминаниях современников. Составление, предисловие и комментарии К. В. Шилова. — М., 2005. — С. 320—325
«А что надо песне для счастья?..» // В кн.: Марк Бернес в воспоминаниях современников. Составление, предисловие и комментарии К. В. Шилова // М., 2005. — С. 409—414
Награды, признание
Орден «Знак Почёта»
(1 февраля 1939) — за исполнение роли Кости Жигилёва в фильме «Человек с ружьём» (1938).
1 апреля
2002 года
в Одессе в саду скульптур
Литературного музея
(ул. Ланжероновская, 2) открыта скульптурная композиция «Шаланды, полные кефали…» (скульптор
), изображающая героев одноимённой песни из кинофильма «Два бойца» — рыбачку Соню и Костю-моряка
.
7 октября
2011 года
в Нежине в связи со 100-летием со дня рождения Бернеса на доме № 70 по ул. Авдеевской (бывш. Миллионной), где он родился, открыта обновлённая мемориальная доска (с ошибочной датой рождения — 7 октября)
, а 13 октября
2011 года
в Театральном сквере —
бронзовый памятник
(скульпторы
Владимир Чепелик
и Александр Чепелик, архитектор Владимир Павленко), в основе которого — кадр из кинофильма «Два бойца»: Аркадий Дзюбин сидит с гитарой в руках
.
Памятник был украден в ночь на 3 мая 2017 года
, найден 4 мая 2017
повреждённым, отбитые куски валялись рядом. 9 октября 2019 года восстановленный памятник был установлен на прежнем месте
.
20 ноября
2015 года
на сессии Харьковского городского совета в ходе переименования многих улиц и других объектов города улица Щорса была переименована в честь Марка Бернеса
.
В начале августа
2019 года
в Харькове в
Саду им. Шевченко
установили скульптуру М. Бернеса. Авторы: скульптор Катиб Мамедов, архитектор Татьяна Поливанова
.
Высказывания о Бернесе
Его репертуар безупречен. У него, как ни у кого, было развито чувство отбора. Я даже не верил, что это осуществимо, чтобы он спел мою песню.
Я с Марком Бернесом познакомился, по-моему, в 1936 году, как раз незадолго перед тем, как я полетел в Испанию. Веснушчатый, застенчивый, с чудесной улыбкой, в которой обнажалась вся его душа… А потом началась война. Он был солдатом в душе… Ведь голоса у него большого не было. И он не голосом пел, он сердцем пел.
По-настоящему он пришёл с «Тёмной ночью» на фронте. Это было такое юношеское воспоминание у меня, которое до сих пор очень сильно… Он был человеком определённого поколения. Война очень всколыхнула нас всех, и естественно, что он занимался военной тематикой. Но этим же не ограничивался круг его деятельности и интересов. И, может быть, в этом и прелесть его, что человек для него гораздо шире, чем просто воин, или просто строитель, или просто влюблённый… Как он иногда вынуждал поэта менять стихи. Не потому, что он брал на себя смелость с точностью решать литературные достоинства вещи, нет. Но он старался приблизить их к себе, и если это получалось, то получалась хорошая песня. В каждом стихотворении, в каждой песне должна быть судьба. А иначе всё это пустой номер… Ну, Карузо, наверно лучше пел. Наверно. Ну что ж, у Карузо был свой репертуар, а у Бернеса свой.
Это был единственный из известных мне исполнителей, который работал и с поэтом, и с композитором. Он не писал стихов и музыки, но тем не менее был в высшей степени профессиональным знатоком песни. … Иногда он приходил и говорил: «Это место надо изменить», делал тончайшие замечания по части инструментовки. Воспринимал и чувствовал он очень точно и тонко.
Успех у Бернеса был ошеломляющим. Если говорить о певцах, то в 50—60-х годах по популярности ему не было равных. Поклонницы даже создали клуб «Ура, Бернес!»
—
Не знал в работе предела, и этой работе всегда сопутствовал неистовый поиск красоты и углублённости человеческой характеристики.
… удивительное чувство целого, сверхзадачи, что и позволило ему стать не только свидетелем, но и певцом нашей такой славной, трудной и такой поэтической эпохи.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 сентября 2017.
28 марта 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 сентября 2017.
6 июля 2018 года.
В телепередаче «Марк Бернес. Мужской разговор» (
Первый канал
, 2007) без ссылок на источники была озвучена версия о том, что настоящее имя Бернеса не Марк, а Отто. Дочь Бернеса Наташа эту версию категорически опровергает. Составитель же сборника материалов о М. Бернесе К. В. Шилов видел детские фотографии Бернеса, на обороте которых его детским почерком сделаны надписи: «Маркъ Нейманъ».
Ошибочная дата рождения 21 сентября указана в «
Большой советской энциклопедии
» и «
Музыкальной энциклопедии
» (т. 6, М., 1982), последнем издании Энциклопедического словаря «Кино» (М., 1986) и Лексиконе «Эстрада России. XX век» (М., 2000). Первое издание «Кинословаря» (т. 1, М., 1966) указывало дату рождения 8 сентября по новому стилю и 26 августа по старому. Дата рождения 25 сентября (8 октября) 1911 года подтверждается Записью акта о рождении № 84 от 30 сентября (13 октября) 1911 года в регистрационной книге нежинской синагоги (копия, выданная Нежинским ЗАГСом в 1973 году, хранится в Нежинском краеведческом музее им. И. Г. Спасского). Даты рождения 25 сентября (8 октября) 1911 года и смерти 16 августа 1969 года выбиты на надгробии М. Бернеса на Новодевичьем кладбище.
Дату смерти Бернеса многие источники также указывают неверную — 17 августа (день, когда было официально сообщено о его кончине).
Васильев А. Статья из буклета к компакт-диску «Неизвестный Бернес» (MOROZ RECORDS, 2009).
См. Я. Френкель. Честь певца. // Советская эстрада и цирк. — 1974. — С. 3—5.
Неизвестный автор. О детстве и юности Марка Бернеса [Комментарий составителя] / В кн.: Марк Бернес в воспоминаниях современников. Составление, предисловие и комментарии К. В. Шилова. — М., 2005. — С. 408, сноска 11.
Запись о бракосочетании родителей в канцелярии нежинского городского
раввина
Шнеерсона 25 дня месяца
Тишрей
(15 октября) 1910 года доступна на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org (база данных по Украине). Отец: Неух Шмуэлевич Нейман, мещанин города Старобыхова Могилёвской губернии; мать — Фрума-Махля Липовна Вишневская, уроженка Нежина. Это был третий брак отца (вторым браком в 1907 году женатого на Хасе Овсеевне Гуриной). Там же приведена запись о рождении матери и её сестёр: прадед по материнской линии также указан как «Менахум-Ман» (
Менахум-Мендл
).
Среди метрических записей семьи Нейман, доступных на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org, имеется свидетельство о смерти в Нежине младшей сестры артиста четырёхлетней Любы Нейман 2 января 1917 года.
Бернес. М. В редакцию газеты «Комсомольская правда» [8 декабря 1958 г.] / В кн.: Марк Бернес в воспоминаниях современников. Составление, предисловие и комментарии К. В. Шилова. — М., 2005. — С. 192.
Бернес. М. О чём была бы песня // «Дошкольное воспитание», 1965, № 11. Цит. по: Марк Бернес в воспоминаниях современников. Составление, предисловие и комментарии К. В. Шилова. — М., 2005. — С. 21—24.
от 19 августа 2016 на
Wayback Machine
Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.
Аннотация к сборнику "Я улыбаюсь тебе" (2001),
Moroz Records
«„Дело“ М. Бернеса» // Марк Бернес в воспоминаниях современников. — М., 2005. — С. 172—208.
После возрождения песни Бернесом Нечаев сделал ещё одну запись с оркестром народных инструментов (первая была под фортепианный аккомпанемент), иногда звучавшую по радио и вышедшую на пластинке.
(рус.)
. Дата обращения: 23 ноября 2011. Архивировано из
16 сентября 2011 года.
Марк Бернес в воспоминаниях современников. Составление, предисловие и комментарии К. В. Шилова. — М., 2005. — С. 407
Рыбак Л. А. Марк Бернес. — М., 1976
Единственная работа Бернеса на радио как драматического актёра
9 июня 2007 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 31 января 2018.
31 января 2018 года.
Бернес-Бодрова Л. Ни с кем я не сравню… // В кн.: Марк Бернес в воспоминаниях современников. Составление, предисловие и комментарии К. В. Шилова — М., 2005. — С. 408.
Смирнова Н. И.
Марк Бернес // Певцы советской эстрады / Сост.: Л. Булгак. — М., 1977. — С. 65—81.
Марк Бернес. Статьи. Воспоминания о М. Н. Бернесе / Сост.: Л. М. Бернес-Бодрова. Вступительная статья и общая редакция Н. И. Смирновой. — М., 1980.
Скороходов Г. А.
Костя Жигулёв и другие //
Скороходов Г.
Звёзды советской эстрады. — М., 1982. — С. 70—79; 2-е изд. — М., 1986. — С. 89—99.
Макаров А. С.
Марк Бернес. — М.: Олимп, 1999. — 64 с.: илл.
Марк Бернес в воспоминаниях современников / Составление, предисловие и комментарии К. В. Шилова. — М., Молодая гвардия: 2005.
Крымова Н. А.
«Куда ж теперь идти солдату?..» //
Крымова Н.
Имена. Избранное в 3 книгах. Книга 3. 1987—1999. — М.: Трилистник, 2005. — С. 222—242.
Шестернёв В. М.
Он пел сердцем и душой. Встречи с Марком Бернесом // Музыка. Песня. Грампластинка. Сборник памяти филофониста Валерия Франченко. — М., 2006. — С. 182—195.
Шемета Л. П.
Марк Бернес в песнях. — Киев, 2008.
Парфёнов Лев.
Марк Бернес. // Актёрская энциклопедия. Кино России. Вып. 2. Составитель Лев Парфёнов. (Научно-исследовательский институт киноискусства). — М., 2008. — С. 18—22.
Рудницкий М. Л.
Свой голос. Портрет Марка Бернеса // Искусство кино. — 2011. — № 11. — С. 76—85.