Геде, Ханс-Юрген
- 1 year ago
- 0
- 0
Ханс-Юрген Зиберберг ( нем. Hans-Jürgen Syberberg , род. 8 декабря 1935 , Носсендорф ) — немецкий кинорежиссёр , сценарист, продюсер.
Ханс-Юрген Зиберберг родился в Носсендорфе ( Передняя Померания ) в семье помещика. До 1947 года жил в деревне, затем переехал в Росток . Благодаря Бенно Бессону , ещё будучи школьником, получил разрешение Бертольта Брехта посещать репетиции « Берлинер ансамбль », в котором в 1952—1953 годах снимал на 8-миллиметровую плёнку свои первые документальные фильмы — репетиции пьес Брехта «Мать», « Господин Пунтила и его слуга Матти », а также «Фауста» Гёте. В 1953 году Зиберберг переселился в ФРГ ; в 1956—1962 годах изучал филологию и историю искусства; защитил в Мюнхенском университете диссертацию на тему «Абсурд в творчестве Фридриха Дюрренматта ».
В 1963—1966 годах Зиберберг работал внештатным сотрудником , снимал творческие портреты Фрица Кортнера , Роми Шнайдер , а также эксцентричной семьи обедневших баварских аристократов Поччи и баварского «короля порно» . Ещё один аспект раннего творчества Зиберберга — два первых игровых фильма: « » (1968) и « » (1970). Первый основан на рассказе Льва Толстого и представляет собой сюрреалистический фильм с шокирующими сценами насилия. Действие « », навеянного мотивами одноименной новеллы Клейста , происходит в среде наркоманов, рокеров и революционно настроенных студентов.
Широкую известность Зибербергу принесла «немецкая трилогия» — барочно-театрализованные в духе Вагнера и вместе с тем брехтианские по обнажённости приёмов и прямому обращению к зрителю сюрреалистические фильмы « » (1972, о Людвиге Баварском ), « Карл Май » (1974, о любимом писателе Гитлера , авторе приключенческих романов из жизни американских индейцев) и семичасовая фреска « Гитлер. Фильм из Германии » (1978, в США прокатывался Ф. Копполой под названием «Наш Гитлер»). В 1981 году эту серию продолжила вольная экранизация вагнеровской оперы « Парсифаль ».
Зиберберг живёт в родовом поместье в Носсендорфе , которое он выкупил в 2002 году и восстановил вопреки сопротивлению местных властей.
Новаторский, неизменно радикальный в своих поисках кинематограф Зиберберга, пышно разворачивающий (и одновременно безжалостно выворачивающий наизнанку) центральные мифы и мифологизированные фигуры немецкой истории XIX—XX веков, привлек внимание философов, исследователей культуры, историков и теоретиков киноискусства за пределами Германии ( Сьюзен Зонтаг , Жиль Делёз , Филипп Лаку-Лабарт , Серж Даней ), но настороженно и даже враждебно воспринимался немецкой кинокритикой. Это привело к отчуждению Зиберберга от кино и спаду его творческой активности.
В мае — июне 2003 года Центр Помпиду в Париже представил обширную выставку и ретроспективу его фильмов.
Зиберберг снимался в документальных лентах «Это фильм» (1981, реж. Вернер Бидерман, с Александром Клюге и др.), «Ночь режиссёров» (1995, реж. Эдгар Райц, вместе с Л. Рифеншталь , , В. Херцогом , В. Вендерсом , П. Лилиенталем и др.), «Истр» — о Мартине Хайдеггере ) (2004, реж. Дейвид Берисон и Дэниэл Росс, с Ф. Лаку-Лабартом , Ж.-Л. Нанси , Б. Стиглером ).