Interested Article - Лели, Питер

Сэр Питер Лели ( англ. Peter Lely , настоящее имя Питер ван дер Фас , нидерл. Pieter van der Faes ; 14 сентября 1618 , Зост , Германия 30 ноября 1680 , Лондон ) — английский живописец голландского происхождения, прославленный английский портретист XVII столетия. Посвящен в рыцари в 1679 году.

Биография

Питер Лели родился в голландской семье в Зосте, в Германии ( земля Северный Рейн-Вестфалия ), где его отец служил офицером в вооруженных силах курфюрста Бранденбургского. Получил художественное образование в Харлеме (Голландия) , где он был учеником Питера Франса де Греббера . В 1637 году он стал мастером Гильдии Святого Луки в Харлеме . Вероятно, тогда же 1637 году, взял фамилию «Лели» (иногда пишется Лилли: Lilly) от геральдической лилии на фронтоне дома, где родился его отец в Гааге ( нидерл. Lelie ).

В 1643 году в поисках заказов Питер Лели переехал в Лондон . Портретная живопись в Англии , наивысшее развитие которой относится к XVIII веку, в XVII столетии ещё выполнялась исключительно зарубежными мастерами, находившими покровителей при королевском дворе. В 1641 году скончался фламандский живописец Антонис Ван Дейк , придворный художник короля Карла I и Лели посчастливилось занять его место. В 1647 году он стал членом компании «живописцев-красителей» (Painter-Stainers 'Company) и придворным портретистом короля Карла I. В период революции после казни короля в 1649 году он, благодаря своему таланту и мастерству, исправно служил Оливеру Кромвелю , а затем королю Карлу II .

С 1651 по 1680 год Питер Лели жил в Лондоне в доме № 10-11 на «Большой площади» (Ковент-Гарден). Он был посвящён в рыцари в 1679 году. Вскоре после этого Лели умер во время работы за мольбертом в Ковент-Гардене, когда писал портрет герцогини Сомерсетской. Похоронен в «церкви актёров» Святого Павла в Ковент-Гардене .

Лели был известен как выдающийся знаток истории искусства , он собрал значительную коллекцию картин старых мастеров, включая произведения Веронезе , Тициана , Клода Лоррена и Рубенса , а также рисунков, последняя была продана после его смерти по частям, в результате чего была собрана огромная сумма в 26 000 фунтов стерлингов. Некоторые шедевры были приобретены Лели в результате распродаж произведений искусства короля Карла I и они были повторно приобретены Королевской коллекцией .

В должности придворного портретиста Лели сменил немец Готфрид Кнеллер , чья манера письма была основана на методе Лели, но отражала более поздние стилевые тенденции.

Творчество

Картины голландского периода жизни художника, которые с уверенностью можно определить, как работы Лели, до настоящего времени неизвестны. Ранние произведения лондонского периода, в основном картины на мифологические и религиозные сюжеты, или «портреты в пасторальном пейзаже» (своеобразная жанровая разновидность, которая станет характерной для английской живописи), демонстрируют влияние Антониса ван Дейка и голландского барокко .

Первые известные композиции бытового жанра работы Лели отчётливо демонстрируют влияние Караваджо и его последователей в Утрехте , так называемых утрехтских караваджистов . Однако затем в творчестве художника доминирует подражание эффектной живописной манере Ван Дейка. Будучи на службе у лорда Нортамберленда , Лели копировал некоторые картины Ван Дейка. Впоследствии, после реставрации Стюартов , Питер Лели сформировал «несколько холодный стиль Реставрации», соответствующий эстетике той эпохи .

Лели создал огромное количество портретов , качество которых неодинаково. По словам британского художественного критика Брайана Сьюэлла: «Таких портретов могут быть тысячи, начиная от редких первоклассных оригиналов, часто весьма поразительного качества, и заканчивая грубыми репликами в мастерской, созданными ассистентами, натренированными подражать манере Лели с модными лицами и повторять стандартные выкройки платья, пейзажей, цветов, музыкальных инструментов и другие необходимые украшения портретной живописи. После смерти Лели в 1680 году его душеприказчики наняли дюжину таких рабов, чтобы закончить для продажи множество незавершённых полотен, сложенных в его мастерской. Именно эти половинчатые и едва ли вообще работы Лели выстилают коридоры бедной аристократии, чьи дома теперь находятся в ведении Национального собрания, и нет зрелища более эстетически и интеллектуально ошеломляющего» .

В российской историографии известны столь же жёсткие, сколь и ироничные, оценки творчества Питера Лели, который «насаждал в Англии широко распространённый в Европе тип парадного портрета, пышный, внешне эффектный, но лишённый эмоциональной теплоты и внимания к раскрытию духовного мира портретируемых. Большинство работ Лели по внешним признакам напоминает полотна Ван Дейка, у которого Лели многому научился в отношении композиции и живописного мастерства. Однако мы не увидим в них тонкой характеристики индивидуальности, которой отмечено столько портретов Ван Дейка» . Про портреты работы Лели «говорили, что они изящны, но очень немногие из них отличает сходство с портретируемыми»… поскольку художник, обычно, «более поглощён собою, чем своей моделью» .

Питер Лели не был в Италии, но его успеху помогали собранные им картины и рисунки итальянских художников и следование внешним атрибутам стиля Ван Дейка. В этом отношении показательна серия из десяти портретов придворных дам королевского двора, известная под названием «Виндзорские красавицы» (Windsor Beauties, 1662—1665), ранее находившаяся в Виндзорском замке , а теперь во дворце Хэмптон-корт ; аналогичная серия из двенадцати портретов адмиралов и капитанов королевского флота, сражавшихся во Второй англо-голландской войне, известная как «Флагманы Лоустофта» (Flagmen of Lowestoft, 1665—1667), теперь принадлежит Национальному морскому музею в Гринвиче .

Лели сыграл значительную роль в распространении в Англии гравюры в технике меццо-тинто , поскольку он осознавал возможности этой техники в воспроизведении и распространении своих живописных портретов. Он призывал голландских мастеров меццо-тинто приехать в Великобританию, чтобы воспроизводить его картины, заложив тем самым основы английской традиции репродукционной гравюры.

В собрании Санкт-Петербургского Эрмитажа имеются две картины Питера Лели и две ему условно приписываются . В «тени» Питера Лели оставался другой интересный художник-портретист Джон Райли . Среди его учеников были Джон Гринхилл и . По мнению английского гравёра и антиквара Джорджа Вертью , рано ушедший из жизни портретист Джон Гринхилл был среди учеников сэра Питера Лели «самым многообещающим и прекрасным» .

Галерея

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Pieter van der Faas // — 2009.
  3. — 2016.
  4. (нидерл.)
  5. . Дата обращения: 26 ноября 2014. 23 августа 2014 года.
  6. Sir Peter Lely, Dutch Painter // Encyclopædia Britannica. — Retrieved 21 December 2018 от 11 мая 2023 на Wayback Machine
  7. Cust L. H. Lely, Peter // Dictionary of National Biography. — Vol. 33. — London: Smith, Elder & Co, 1893. — Р. 21 от 18 мая 2023 на Wayback Machine
  8. Власов В. Г. Лели Питер, Питер фан дер Фас // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 494. — ISBN-5-88737-005-X
  9. Art History News, quoting his Evening Standard review of the 2012 Lely exhibition: Small but perfectly formed от 18 мая 2023 на Wayback Machine
  10. Воронихина Л. Н. Англия // Искусство XVIII века. — М.: Искусство, 1966. — С. 375—376
  11. Власов В. Г. Лели Питер, 1996. — С. 495
  12. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог 2. — Л.: Аврора, 1981. — С. 242—243
  13. Лисенков Е. Г. . Английское искусство XVIII века. — Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1964. — С. 73

См. также

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Лели, Питер