Борисоглебская церковь (Гродно)
- 1 year ago
- 0
- 0
Дворец Тизенгауза (Дворец Городницы, дворец губернатора) — резиденция управляющего королевскими имениями , самый большой по занимаемой площади дворец ВКЛ , среди полностью построенных в XVIII веке .
Комплекс строился в период 60-х – 80-х годов XVIII века, в рамках масштабного проекта застройки пригорода Гродно — Городницы. Надзор за работами по созданию ансамбля осуществлял Антоний Тизенгауз , хотя фактическим хозяином всего комплекса Городницы, и в частности главного дворца, являлся король Станислав Август Понятовский .
Здание являлось своеобразным центральным управлением королевских экономий ВКЛ (pałac ekonomiczny), и может, с некоторыми оговорками, считаться королевской резиденцией . В качестве королевского дворца упоминает главную резиденцию Городницы историк Станислав Костелковский. Войцех Богуславский называет манеж при дворце, служивший для театральных представлений на сейме 1784 года, королевским манежем. В некотором смысле, королевская резиденция на Городнице, известная как дворец Тизенгауза, была преемницей другой монаршей резиденции, когда-то размещённой в этом районе, так называемого деревянного замка королевы Боны Сфорца .
Архитектором здания, как считают исследователи, был королевский зодчий Мёзер . Считается, что некоторое участие в строительстве принимал и Джузеппе де Сакко .
В последней трети XVIII века, приёмы во дворце Городницы довольно часто упоминались в мемуарах, в частности, воспоминаниях Уильяма Кокса и Уршули Тарновской.
Вечером граф дал нам бал, законченный элегантным ужином. Бал был живым и приятным. Компания развлекалась польскими и английскими народными танцами. Первый был простым, но не лишён изящества и приятный на вид. Первый мужчина провёл свою партнёршу по комнате и это мало чем отличалось от минуэта, затем он отпустил её руку, снова сделал небольшой круг, взял её за руки снова, и повторял те же движения до окончания.
Граф вежливо побуждал нас пожить какое-то время в Гродно и предлагал поселить нас в его доме, но, поскольку мы стремились прибыть в Петербург до начала зимы, мы отклонили приглашение, которое в противном случае мы должны были бы принять с величайшим удовольствием.
— Travels into Poland, Russia, Sweden, and Denmark: Interspersed with historical relations and political inquiries, - William Coxe.
В 70-х годах XVIII века, во дворце, предположительно, проходили спектакли с участием Анны Давии .
После падения королевского фаворита Антония Тизенгауза, во дворце жил племянник короля, князь Станислав Понятовский , при котором резиденция была расширена .
Во время почётного плена в Гродно короля Станислава Августа Понятовского, дворец на Городнице являлся резиденцией князя Николая Репнина . В некоторых исторических публикациях утверждается, что именно во время визита к Репнину на Городницу, король Станислав Август подписал отречение от престола. Однако эти сведения не соответствуют действительности. Легенда порождена неверным толкованием данных из дневника графа Ильи Безбородко . В этот же период во дворце часто бывал Никита Панин и другие важные русские сановники.
Став резиденцией главы российской администрации, дворец сохранял этот статус до конца существования Российской империи .
Некоторое время дворец занимал Пётр Столыпин , бывший гродненским губернатором с 1902 по 1903 год.
Дворец сгорел в период Первой мировой войны .
Дворец являлся крупным памятником архитектуры гибридного стиля барокко и классицизма , с некоторым влиянием рококо . Комплекс включал главный П-образный корпус, театр и манеж, которые были достроены при Станиславе Понятовском, в 80-х годах XVIII века. Фасад дворца Тизенгауза, со стороны медицинской академии , после возведения дополнительного корпуса с манежем, имел длину более 140 метров . Помещения, расположенные за этим фасадом были выстроены в анфиладу. Любопытно, что анфилада гродненского дворца на Городнице не очень значительно уступала по протяжённости самой длинной анфиладе Версаля , но зато превосходила любую из анфилад многих известнейших монарших резиденций Европы, таких как Букингемский дворец и Шёнбрунн .
В конце XVIII столетия комплекс соединили оранжереей со зданием дворца Четвертинских .
Резиденция являлась самым крупным по площади дворцом ВКЛ, среди полностью построенных в XVIII веке. Подобно дворцу Сан-Суси или резиденции в Вилянуве , королевский дворец на Городнице растягивался в ширину, а не тянулся в высоту. Окна помещались невысоко над землёй. Такой приём как бы позволял приблизить обитателей здания к парку, окружавшему резиденцию .
Согласно описанию резиденции, появившемуся в начале 80-х годов XVIII века, дворец в тот период имел черепичную крышу, но при этом полукруглый ризалит в центре главного фасада был накрыт жестяным куполом.
За левым крылом П-образного главного здания, размещалась так называемая «итальянская официна», соединённая с основным корпусом переходом. Это было относительно небольшое строение, также украшенное куполом, который, как можно предположить, размещался в углу Г-образного объёма «официны». В этом секторе располагался и колодец, предназначенный для нужд дворцовой кухни.
Проект дополнительного корпуса резиденции, созданный, вероятно, ещё при Тизенгаузе, предполагал строительство объёма, продольные оси которого были направлены в сторону здания медицинской академии. Однако в результате расширения резиденции, которое проводилось при князе Станиславе Понятовском, новые корпуса, предназначенные для театра и манежа, расположились с северной стороны главного здания резиденции. Новые постройки соединили с «итальянской официной», которая, вероятно, при этом была расширена и потеряла свой купол.
Правое крыло П-образного корпуса, стоящее над долиной Городничанки, имело в подвалах сразу несколько жилых помещений. Таким образом, подземная часть резиденции могла служить не только для хозяйственных нужд, но и для проживания людей, к примеру, во время наплыва большого количества приезжих на сейм.
Согласно плану XIX века, достаточно обширные подвалы помещались и под левым крылом главного корпуса, при этом конструктивные особенности высокой крыши дворца, показывают, что она не была предназначена для размещения жилых мансард , хотя в отдельных сегментах дворец имел помещения второго этажа, в частности двухэтажным был полукруглый ризалит главного фасада.
Округлая башенка- ризалит с куполом, размещённая в центре главного фасада, была обильно украшена лепниной. На куполе помещался бюст, который, предположительно, изображал богиню Цереру .
Фасады со стороны курдонёра были декорированы сдвоенными рустованными лопатками. Над окнами помещались лепные гирлянды. Балкон на втором этаже полукруглого центрального выступа поддерживали сложные фигурные кронштейны . Правое крыло дворца имело четырёхколонный портик со стороны долины.
Только в главной, П-образной части дворца, находилось более 50-ти помещений . В интерьере были собраны различные произведения искусства. Имелись декоративные росписи, над которыми, по проектам Марчелло Бачарелли , работали несколько живописцев, в том числе и Антоний Грушецкий . В залах дворца также находились камины из каррарского мрамора .
Главный корпус резиденции сильно пострадал во время боевых действий Первой мировой войны и был разобран. Театр и дворец Четвертинских, входившие в комплекс резиденции сохранились.