Interested Article - Катерина Санница
- 2020-09-03
- 1
Катери́на са́нница — день в народном календаре у славян , приходящийся на 24 ноября (7 декабря) . Название дня происходит от имени святой великомученицы Екатерины Александрийской . В этот день открывали санную дорогу и молодёжь каталась на санях, запряжённых украшенной лошадью, а детвора на санках с горы . Присматривались к женихам и невестам, чтобы справить свадьбу на зимний мясоед (с Зимнего свадебника до Масленицы ) .
Другие названия дня
рус. Катеринин день , Катерина-санница , Екатерины-санницы , Катерина Жёнодавица , Катерины жёнодавицы, Первое катание на санях ; День мученика Меркурия и св. Екатерины , Катерина, Екатерина ; укр. Свято дівочої долі ; белор. Кацярына , Свята Свечкi ; полес. Катерина, Катерина мученица, Катеринки, Катерины ; болг. Катерина Мишувина , Миша Катерина ; серб. Св. Катарина, Св. Меркуриjе [ страница не указана 2688 дней ] ; чеш. Kateřinská, Den sv. Kateřiny ; польск. Katarzynki .
Название происходит от имени святой великомученицы Екатерины Александрийской .
Обряды и поверья
Великомученице Екатерине молятся о покровительстве брака, о хороших женихах и невестах, а также при трудных родах. Преподобной Мастридии молятся об избавлении от блудной страсти .
Первое катание на санях — Екатерининское гулянье . В этот день устраивались гонки на санях. Всей деревней, стар и мал, собирались на каком-либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней и молодых мужиков, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки отдавали должное женихам за их удаль, сноровку, силу .
Сани в крестьянском подворье были немалой подмогой. И все их полагалось в день Екатерины обязательно скатить с горы: и дорожные сани -обшевни, и крестьянские — дровни на полозьях березовых, и ручные саночки-салазки, чунки… Да к тому же на всех санях в день Екатерины полагалось покатать деревенский народ. Не мало было смеху и забав на Екатерину-санницу .
Девушки и парни особенно ждали Катерину Санницу. Девушки утешали себя: если любимый парень сядет в её сани и скатится с ней с горы, то «скатится с его души темнота, из-за которой его сердце было глухо и не откликнулось на девичью любовь» .
На Екатерину девушки пекли колобок , или круглый хлеб, и катали его по белому убрусу . С одной стороны убруса клали ржаной колос, а с другой — платок любимого или рукавицу. При этом говорили:
Катись-катись по белому убрусу,
Как по белому снегу, катись Русью,
С пути не сбивайся, не спотыкайся,
До суженого докатись, остановись!
Вечер под Екатерину — время ворожбы девушек, мечтающих о замужестве. Говорили: «На Екатеринин день и на Андрее гадают» . Например, в Киевской губернии девушки сажали молодые ветки вишни дома в кадки. Если веточка рацветала к Рождеству или Новому году — это сулило девушке скорое замужество . Украинки, русские и польки ставили в воду срезанные вишнёвые ветки и смотрели, чья ветка первой расцветёт, та первой и выйдет замуж. Парни также гадали о будущих невестах. В Боснии девушки молились святой Екатерине, чтобы она дала хорошего жениха. Катерина Санница — последняя дата перед адвентом , когда католики играли свадьбы, поэтому, например, поляки говорили «Святая Катажина потеряла ключи, святой Андрей их нашёл и запер скрипки» . В Белоруссии на Катерину девчата пекли лепёшку из одной соли и съедали её перед тем, как лечь спать чтобы во сне суженый-ряженый подал воды .
В некоторых местах юго-восточной Болгарии в этот день оставляли в амбаре горсть варёного зерна для мышей, чтобы летом они не вредили посевам .
В русских святцах Святая Екатерина поминается и 24, и 25 ноября . В Русской православной церкви память святой Екатерины отмечается 24 ноября (7 декабря ) , в Греции и на Западе — 25 ноября. На Западе святая Екатерина известна как покровительница учащейся молодёжи, тогда как в России в этой роли выступает святая Татиана (см. Татьянин день ).
Поговорки и приметы
- Катеринин день пришёл, катанье привёл; катайся, у кого лошадь да сани есть — на санях, а нет ни саней, ни лошадки — садись на ледянку, с горы катись!
- Пришла Катерина — придёт и перина ( белор. Прыйшла Кацярына — прыйдзе і пярына ) .
- Вечер под Екатерину — время ворожбы .
- Екатерина на санях катит к зимнему Егорию в гости ( хорв. Sveta Katarina van, do Bozica misec dan ) .
- У невесты женихов сто один, а достанется один .
- То не извоз, коли в путину на кнут не заработаешь .
См. также
Примечания
- ↑ , с. 182.
- ↑ , с. 145.
- , с. 76.
- ↑ , с. 548.
- , с. 198.
- ↑ , с. 399.
- , с. 45.
- , с. 18.
- , с. 211.
- ↑ , с. 597.
- , с. 215.
- , с. 296.
- , с. 1.
- , с. 10.
- .
- , с. 16, 18.
- , с. 548.
- , с. 308.
- , с. 29.
- , с. 146.
- , с. 234.
- , с. 382.
- , с. 183.
- , с. 238.
- , с. 605.
- , с. 583.
- , с. 466.
- , с. 106.
- , с. 31.
Литература
- Кормление ритуальное / Виноградова Л. Н., Толстая С. М. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 601–606. — ISBN 5-7133-0982-7 .
- Ермолов А. С. . — СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
- Женщина в пословицах и поговорках народов мира / Сост. Э. А. Гейвандов. — М. : Гелиоцентр, 1995. — 304 с. — ISBN 5-88973-001-0 .
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9 .
- Екатерина / Кабакова Г. И. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 182–183. — ISBN 5-7133-0982-7 .
- Калинский И. . — М. : Терра, 1997. — 301 с. — ISBN 5-300-01265-3 .
- Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 457—467.
- Лаврентьева Л. С , Смирнов Ю. И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. — СПб. : Паритет, 2004. — 448 с. — ISBN 5-93437-117-7 .
- Надель-Червинская М. / Рецензент — dr hub. Tatiana Stepnowska. — Тернополь: Крок, 2011. — 258 с. — (Библиотека Научного Альманаха «Studia Methodologica»). — ISBN 978-966-2362-86-2 .
- Некрылова А. Ф. Круглый год. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .
- Михаил св. / Валенцова М. М., Узенёва Е. С. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 254–257. — ISBN 5-7133-1207-0 .
- Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М. : Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8 .
- Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. — М. : ИЭА РАН , 2000. — Т. 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. — ISBN 5-201-13720-2 .
- Смирнов В. Народные гадания в Костромском крае. Четвёртый этнограф. сборник. Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Вып. XLI. — Кострома, 1927.
- Соловьева В. А. Славянские предсказания будущего. — СПб. : Нева, 2003. — 192 с. — ISBN 5-7654-2784-7 .
- Терентьева Е. Ю. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. МГУ. — М. : МГУ, 2012.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М. : Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X .
- Традиции русского дома: настольная семейная книга / сост. В. К. Красунов. — Нижний Новгород: Нижполиграф, 2003. — 288 с. — ISBN 5-7628-02014 -0.
- Вишня / Усачева В. В. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 382–383. — ISBN 5-7133-0704-2 .
- Чичеров В. И. . — М. : Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.
- Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М. : Вече, 2000. — 510 с. — ISBN 578380813X .
- / С. Санько, Т. Валодзіна, У. Васілевіч і інш. — Мінск: Беларусь, 2004. — 592 с. (недоступная ссылка) (белор.)
- Васілевіч Ул. А. // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554-612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
- . — Вінніпег, Торонто: Український Національний Видавничий Комітет, 1963. — Т. 5. — 283 с. (укр.)
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.) . — Мн. : Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2 . (белор.)
- Gavazzi M. Godina dana hrvatskih narodnih obicaja. — Zagreb: Hrvatsko etnolosko drustvo, 1988. (хорв.)
- (серб.) . — Београд: Вук Караџић, 1990. (серб.)
- Rihtman A. Knjiga o Bozicu. — Zagreb: Mosta, 1992. (хорв.)
- . Naslovnica . 15 мая 2012 года. (хорв.)
- Zíbrt Č. Den se krátí, noc se dlouží. — Praha: Nákladem F. Šimáčka, 1910. — 76 с. (чешск.)
- Kryński Adam. Prace filologiczne, T. 45. — Warszawa: Państwowe Wydawn. Naukowe, 2000. (польск.)
Ссылки
- //
- 2020-09-03
- 1