Interested Article - Растаманы
- 2020-12-06
- 2
Растама́ны — молодёжная субкультура ( неформалы ), в основном на территории Ямайки, связанная с музыкальным стилем регги и ассоциированными с ним взглядами и образом жизни.
История
Зародилась в начале 1990-х годов, само название связано с растафарианством — религиозным течением, приверженцами которого были ключевые исполнители ямайского регги. При этом носители субкультуры как правило не являлись истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины, а лишь использовали соответствующую атрибутику — слушали Боба Марли и музыку регги , носили одежду с комбинацией цветов «зелёный-жёлтый-красный», некоторые носили дреды . На выбор самоназвания, в числе прочего, повлияло распространение записей русскоязычных регги-коллективов и рэперов.
Пионерами растаманского движения в России являются работающие в стиле регги музыкальные группы « Комитет охраны тепла » (основана в 1987 году) и « Джа Дивижн » (основана в 1989 году). Стиль растамана, популяризованный регги и сопутствующий веселью, был принят русскоязычным населением, возникла и развилась сцена так называемого русского регги . Музыкально-поэтический фактор в стране, недавно отгороженной железным занавесом от существенной части мировой культуры, сыграл весомую роль, оказывая существенное влияние на русскоязычную молодёжь 1990-х годов.
По состоянию на 2010-е годы в Москве, Петербурге и других городах существуют большие растаманские сообщества, которые проводят культурные мероприятия (обычно концерты или фестивали) , поддерживают сайты, издают медиаматериалы. Растаманами считают себя почти все российские регги -коллективы — по меньшей мере они используют характерную символику и почитают Боба Марли. Лидер «Джа Дивижн» Герберт Моралес эвристически указывает на параллель курения конопли с «оружием Джа» . Принадлежность к «философии Раста» декларировал известный российский рэп -исполнитель Децл . Некоторые ортодоксальные растаманы негативно относятся к музыке регги из-за её коммерциализованности, некоторые слушают и играют фанк , даб и хип-хоп .
Позиция
Обычно растаманы выступают за легализацию марихуаны , что находит отражение в творчестве, атрибутике (в очень большом количестве сувенирных лавок мира имеются товары с растаманской символикой), политических декларациях (например, участие в ежегодном « Конопляном марше ») и жизни.
Общей идеей у постсоветских растаманов и растафарианцев также является позитивное отношение к Джа и негативное отношение к прагматической социально-политической системе, основанной на западной материальной культуре (так называемому « Вавилону »).
Многие растаманы также негативно относятся к приёму опиатов , амфетаминов , психоделиков , алкоголя и лекарственных средств в немедицинских целях, что роднит их с субкультурой хиппи .
Фольклор
Субкультура постсоветских растаманов породила особый фольклор , развитию которого способствует чувство юмора и просветление — под их воздействием возрастает тяга к рассуждениям, фантазии и творчеству. Достаточно широкую известность приобрёл лингвист и литератор Дмитрий Гайдук , который в первой половине 1990-х стал собирать и обрабатывать устное творчество украинских и российских растаманов, и в 1995 году создал проект « Растаманские народные сказки ». Работы Гайдука неоднократно издавались, выходили аудиокассеты и диски, сейчас он часто ездит по разным городам и читает сказки перед аудиторией в рамках различных субкультурных мероприятий. По предположению Гайдука, численность приверженцев растаманской идеологии в современной России может составлять до 4—5 % населения .
О субкультуре «растаманов» стран СНГ на постсоветской территории периодически упоминают в своём творчестве многие современные деятели русскоязычной культуры — музыканты, писатели, создатели фильмов. Например, широко известна песня «Растаманы из глубинки» Бориса Гребенщикова .
Примечания
- , 2002 г.
- . Дата обращения: 8 августа 2008. 13 января 2009 года.
- — « Московский комсомолец », 06.11.2006
- — «Московский комсомолец», 24.07.2002
- . Дата обращения: 14 декабря 2006. 30 апреля 2017 года.
- . Дата обращения: 1 февраля 2007. 16 июля 2012 года.
- 2020-12-06
- 2