Interested Article - Ветцлер, Герман Ганс

Герман Ганс Ветцлер (Hermann Hans Wetzler [ ˈvɛt͡s.lɐ ]) ( 8 сентября 1870 , Франкфурт-на-Майне 29 мая 1943 , Нью-Йорк ) — американский композитор , дирижёр , альтист , органист и пианист .

С 1897 по 1901 год был младшим органистом в Троицкой церкви на Манхэттене. Имея хорошие связи в высшем обществе Нью-Йорка, он организовал оркестровые концерты Ветцлера на рубеже веков. С 1904 года он занимал несколько должностей капельмейстера в Германии, причем Галле (1913—1915) был его ступенькой в Любек (1915—1919). Вместе со своим соперником Отто Клемперером он последний раз работал в Кёльне (1919—1923). После короткого периода творчества в Швейцарии Вецлер, еврей по происхождению, вернулся в США в 1940 году, опасаясь национал-социализма . Как композитор он принадлежит постромантической эпохе . Автор 20 произведений с опусной нумерацией , в их числе опера .

Вецлер был прототипом персонажа Венделла Кречмара в « Докторе Фаусте » Томаса Манна (1947).

Биография

Герман Ганс Ветцлер родился в еврейской семье Чарльза Ветцлера и его жены Анны, урождённой Ротшильд . Чуть позже семья переехала в Чикаго , штат Иллинойс , где Герман изначально рос вместе со своей сестрой Минной, родившейся в 1874 году . Его отец эмигрировал в Соединенные Штаты из Богемии в 1840-х годах .

Ветцлер получил свои первые уроки игры на фортепиано у своей матери, пианистки по образованию . Но поскольку она рано умерла, он и его сестра какое-то время жили со своей чикагской тетей Шарлоттой Рудольпг-Вецлер . В 1881 году семья Вецлер переехала в Цинциннати , штат Огайо . Он получил музыкальное образование у (теория) и (скрипка) .

Ветцлер и его сестра, которых считали « вундеркиндами », впервые выступили публично (фортепиано и скрипка) в Цинциннати в 1881 году . В 1883 году они успешно играли для певиц Аделины Патти и Марчеллы Зембрих .

В Музыкальной консерватории Цинциннати Ветцлер учился у в фортепиано .

В 1884 году семья переехала в Нью-Йорк , где Эдмунд Нойперт (фортепиано) и Сэм Франко (скрипка) взяли на себя музыкальное образование .

Отец устроил прослушивание с Кларой Шуман во Франкфурте-на-Майне . Оба ребёнка смогли затем в 1885 году начать заниматься музыкой в консерватории Хоха . Среди его учителей были Мари Шуман и Ладзаро Уциелли (фортепиано), (орган), Хуго Хеерман (скрипка) и Бернгард Шольц , Артур Эгиди и Иван Кнорр (композиция и контрапункт) . Он также получил частные уроки композиции от Энгельберта Хампердинка . Сестру Минну обучала Евгения Шуман . Среди его близких друзей по консерватории были Ханс Пфицнер и Пауль Николаус Коссман .

Во Франкфурте Вецлер общался с важными личностями своего времени, такими как Ханс Тома , Генрих Тоде и Даниэла Тоде . В этой «социальной и духовной среде с националистическим взглядом на искусство» он также встретил свою жену Лини Динстбах и своего будущего зятя Карла Динстбаха .

В 1892 году он вернулся в Соединенные Штаты и впервые участвовал в качестве альтиста в Нью-Йоркском симфоническом оркестре Вальтера Дамроша . В Нью-Йорке он установил контакты с Антоном Зайдлом и Уильямом Стейнвеем .

В 1893 году он стал органистом в . Во время помолвки с Лини Динстбах он сам был крещен как протестант . С 1897 по 1901 год он был младшим органистом Троицкой церкви .Кроме того, он играл также в и . С 1901 по 1903 год работал органистом и музыкальным руководителем в . Выступал как пианист на сольных концертах и концертах камерной музыки в Нью-Йорке; аккомпанировал таким певцам, как , Лиллиан Нордика и Антон ван Рой . Он также входил в . Особый интерес он проявлял к музыке композитора эпохи Барокко Иоганна Себастьяна Баха .

В 1897 году он выступал в качестве дирижёра со студенческим оркестром Колумбийского университета . Однако наибольший эффект произвело его выступление с примерно 30 музыкантами в . Он смог положиться на «финансовых инвесторов» . Примерно в 1898/99 году название Wetzler Orchestra впервые появилось на публике .

Гибель его сестры и её семьи, когда пассажирское судно Ла Бургонь затонуло при переходе из Нью-Йорка в Гавр, и тяжелые условия работы в Нью-Йорке на время прервали его музыкальную карьеру .

Летом 1901 года по рекомендации директора театра Георга Графа фон Хюльзен-Хезелера Ветцлер прошел стажировку в Королевском придворном театре в Висбадене . Тем временем в Нью-Йорке бывший министр военно-морского флота и миллионер Уильям Коллинз Уитни выступил в поддержку оркестрового проекта Ветцлера . Ветцлер провел несколько концертов в Карнеги-холле между 1902 и 1904 годами под названием Wetzler Orchestral Concerts . Среди известных спонсоров: Дж. П. Морган , , Джордж Вашингтон Вандербильт II и Стэнфорд Уайт . Организацию оркестра в более узком смысле взял на себя . Ветцлер тесно сотрудничал с компанией Steinway & Sons на своих концертах . Немецкий дирижёр и композитор Рихард Штраус дебютировал в США с оркестром в 1904 году и представил здесь свою « Домашнюю симфонию » . У многих музыкантов немецкого оркестра были перерывы в выступлениях из-за необходимой второй работы . Со смертью Уильяма Коллинза Уитни в 1904 году «финансовая основа и без того убыточной компании была закрыта» .

Снова Вецлер ориентировался на Германию .После того, как учебная поездка в Вену не состоялась, он отправился к Густаву Брехеру в Гамбургский оперный театр , где впервые дирижировал оперой " Вольный стрелок " Карла Марии фон Вебера . Общим для обоих дирижёров был «сильно развитый аналитический подход к партитурам» .Был приглашенным дирижёром в Берлинском филармоническом оркестре (1906 и в Императорской опере в Петербурге (1908) .

Пока Ветцлеры не нашли квартиру для сдачи в аренду в Гамбурге-Ротербауме, они жили в роскошном отеле «Гамбургер Хоф» на Юнгфернштеге . Намерение Лини стать актрисой встретило отказ Германа . Тем не менее, после уроков актёрского мастерства в Гамбурге она согласилась на помолвку в Кельне , где с тех пор и жила, несмотря на то, что вместе проводила летние каникулы . Ветцлер получил финансовую поддержку в годы своего пребывания в Гамбурге от .

В сезоне 1908/09 он переехал в Stadttheater Elberfeld в прусской Рейнской провинции . Лини с сожалением бросила свою актёрскую карьеру в 1909 году ради мужа . Они переехали в Ригу, где Ветцлер стал капельмейстером в Латвийской национальной опере . С гастролями он побывал в Санкт-Петербурге, Берлине и Мюнхене .Совсем недавно Ветцлеры жили в доме . Пара была счастлива, что в 1913 году смогла покинуть чужую для них Прибалтику .

По рекомендации Клеменса фон Франкенштейна он получил должность капельмейстера в Stadttheater Halle . Там к нему поначалу хорошо относился режиссёр Макс Ричардс . В 1914 году Вецлер дирижировал первым исполнением оперы Рихарда Вагнера « Парсифаль » за пределами Байройта . Он также взял на себя премьеру « Орфей и Эвридика » Кристофа Виллибальда Глюка в Галле в новом переводе Германа Аберта . Позже произведение с успехом было поставлено в Театре Гёте в Бад-Лаухштетте .

Во время Первой мировой войны он привлек внимание в Галле своим «импровизационным искусством» . Генрих Аэрни (2015) охарактеризовал «время Халленса» Ветцлера как его самое успешное на данный момент — оно послужило ему трамплином .

В 1915 году он был нанят первым капельмейстером в Театре Любека , сменив на этом посту Вильгельма Фуртвенглера . Вецлер смог «в Любеке ещё больше укрепить репутацию разностороннего дирижёра, которую он уже приобрел в Галле» . С большой самоотдачей он дирижировал произведениями Вольфганга Амадея Моцарта и Джузеппе Верди . В 1916 году он выздоровел в санатории в Кенигштайн-им-Таунус, которым руководил психиатр Оскар Конштамм, где он впервые встретил Отто Клемперера . Ветцлер поддерживал тесные контакты с Артуром и Амели Никишами, причем последняя поощряла его сочинять . «Центром его социальной сети» была семья Зигфрида Бухенау . Ветцлер выступал в качестве дирижёра в 1919 году в Хофттеатре Дессау, где, к его сожалению, в качестве капельмейстера ему предпочли Ханса Кнаппертсбуша .

Соответственно, его успешное сотрудничество в Кёльне в 1919 году стало своего рода «освободительным толчком» . Вместе с Отто Клемперером он выступал там в качестве первого капельмейстера . Однако оба воспринимались как антиподы, и Клемперер видел в Вецлере «угрозу» . В Кельне Ветцлер был связан в высших кругах с семьей Бахемов . После того, как контракт не был продлен в конце сезона 1922/23, он жил в Кельне как внештатный композитор и дирижёр .

Начиная с 1917 года Ветцлер писал более крупные произведения для оркестра и, наконец, оперу «Баскская Венера» на либретто своей жены . После несчастного случая на лыжах Лини Ветцлер в 1930 году и его романа с женой банкира Ветцлеры отказались от своей общей квартиры в Кельне в 1931 году .

Затем Ветцлер переехал в Итальянскую Швейцарию , где его приняли родители жены упомянутого банкира, Аннелизы фон Николаи, на «Вилле деи Фьори» в Бриссаго в кантоне Тичино . В 1932 году он отправился в Базель один . Там он читал лекции в университете .В том же году посещал мастер-классы пианистов Карла Леймера и Вальтера Гизекинга в Висбадене .

Он несколько раз встречался в Швейцарии с немецким эмигрантом и лауреатом Нобелевской премии по литературе Томасом Манном , которого он уже знал по Зюльту в 1927 году . В 1934/35 г. вел переписку с писателем . Вецлер позднее стал прототипом для вымышленного персонажа Манна, Венделла Кречмара , в «Докторе Фаусте » (1947) .

По собственной просьбе Ветцлер присоединился к «Коллегии немецких композиторов» Имперской палаты музыки в 1934 году . 26 марта 1934 года его произведение в последний раз исполнялось в Германии .В 1935 году ему запретили выступать из-за его еврейского происхождения .

С 1935 года он жил со своей швейцарской партнершей Дорис Эмиген в Асконе в кантоне Тичино, где они построили дом на Монте Верита .Он продолжал профессионально работать как пианист и композитор . В поисках профессиональной перспективы он подолгу жил в Англии и США .Встречи с новой музыкой вызывали у него недовольство .Обеспокоенный угрозой немецкой оккупации Швейцарии во время Второй мировой войны , он покинул свою приемную страну в мае 1940 года .

В июне 1940 года выехал в США через Геную . Он поселился в Центральном парке Нью-Йорка . Время от времени Вецлер давал уроки игры на фортепиано и читал лекции . На Вецлера «настолько повлияла немецкая музыкальная культура» , что теперь он чувствовал себя «чужим в своей стране» . Он также отказался от жанра джазовой музыки .Весной 1943 года он умер в возрасте 72 лет в своей двухкомнатной квартире в Нью-Йорке .Ветцлер был женат с 1896 года на дочери богатого кожевника Лини (1876—1933), на которой он женился в Узингене в Гессен-Нассау ; пара осталась бездетной .

Его наследие было обнаружено в доме отдыха в Аппенцеллерланде и с 2006 года находится в Центральной библиотеке Цюриха . Помимо музыкальных автографов и сочинений, оно содержит около 10 000 писем, 6 000 рецензий и фотографий .

Среди немногих частных учеников Вецлера были (в Нью-Йорке) и Курт Оверхофф (в Кельне) .

Значение

Его главным ориентиром как дирижёра был Ханс фон Бюлов .На него также повлияли Герман Леви , Феликс Мотль , Карл Мук и Ханс Рихтер . Подобно Сергею Кусевицкому и Осипу Габриловичу , он пришел к дирижированию сравнительно поздно в связи с основанием оркестра . Его считали напористым и импульсивным .

Композитора Германа Ветцлера можно отнести к постромантической эпохе. В «Musiklexikon» Римана (1929) он был описан как «один из „пост-штрауссовских виртуозов“ оркестрового письма с искрящейся элегантностью излома и свежей музыкальностью» .

Ветцлер имел склонность к «симфонической программной музыке», из-за чего уже при жизни считался преемником Рихарда Вагнера , Ференца Листа и Рихарда Штрауса . Время от времени в его музыке отмечалась «определенная отсталость». Его интернациональность и, по отношению к национал-социалистическому периоду, его еврейское происхождение мало способствовали восприятию его произведений .

Среди его ранних работ следует отметить церковный Ангельский концерт для оркестра (1895) и в песенной традиции Fairye Queene op.1 (1896), оба сочинения были написаны во время его первой стажировки в Соединенных Штатах. Здесь он ещё «искал музыкальные средства» . Он также работал над отдельными произведениями Баха , например оркестровал сонату для органа ми-бемоль мажор BWV 525 (1900) , которая звучала на сольных концертах .

С 1917 года его работа стала «художественно и экономически экзистенциальной деятельностью» . Он сочинял образно. Шесть симфонических частей для оркестра op.12 (1923) и Ассизи. Легенда для оркестра op.13 (1924) . Согласно Генриху Эрни (2014) это "программно оформленная музыка, выдержанная тонально , в гармонии и звучности, стилистически легкая, промежуточная между немецким и французским симфонизмом . Ветцлера ценили за его «инструментальное искусство». В 1925 году он, наконец, выиграл конкурс композиций Чикагской Ассоциации Фестивалей Северного Берега Опера « Баскская Венера » (1928) должна была стать его главным произведением . По словам (2007 г.), опера «была воспринята положительно, но не смогла утвердиться в долгосрочной перспективе».

Изолированный в Швейцарии, Ветцлер все больше и больше посвящал себя духовным мотивам, напоминающим о его прежней церковной службе .В конце своей жизни он пытался «соответствовать современным тенденциям» .Он работал вместе с Паулем Хиндемитом , который был его другом . В своей последней работе, « Американской рапсодии » (1943), он «ввёл современные синкопированные ритмы в фуги » и у него слышны отголоски киномузыки .

Произведения

Театральная музыка

  • Музыка к пьесе Шекспира «Как вам это понравится» (1916), соч.7; Премьера: Любек 1917 ( Городской театр )
  • Баскская Венера. Опера в пяти картинах. Текст: Лини Ветцлер по Проспер Мериме (1928), соч.14 (цифровые копии: и ); Премьера: Лейпциг 1928 ( Новый театр )
  • Магнификат (1936), соч.16; Премьера: Зальцбург 1937 ( Венский хор мальчиков )
  • Нунк Димиттис (1939), соч.20; Премьера: Базель 1940 (Basler Liedertafel)

Оркестровая музыка

Камерная музыка

  • Струнный квартет до минор (1938), соч.18; Премьера: Филадельфия, 1941

Вокальная музыка

  • Королевы фей. Древняя английская баллада (1896 г.), соч.1. Из: Реликвии древней английской поэзии Томаса Перси.
  • Пять немецких песен (1902), соч.2
  • Четыре шотландские баллады (1902), соч. 3. Текст: Роберт Бернс
  • Двенадцать детских песен (1902), соч.4
  • Две немецкие народные песни (1904), соч.5
  • Пять песен (1905/07), соч.6
  • Пять стихотворений Роберта Бернса (10 сентября 1905 г.), т. 8. Текст: Роберт Бернс (перевод Лини Вецлер и а.)
  • Две поэмы Микеланджело (1914/15), соч.9. Текст: Микеланджело (перевод Генрих Тоде )
  • Пять песен (18/19/21 1917), соч.11; Премьера: Карлсруэ, 1919 г.
  • Четыре шотландских дуэта (1936), соч.17. Текст: Роберт Бернс; Премьера: Радио Беромюнстер, 1936 г.

Книга

  • Пути к музыке . Ниханс: Цюрих, 1938 г. ( ).

Литература

    • Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus» . In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197.
    • Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Hermann Hans Wetzler (1870—1943). Dirigent und Komponist (= Schweizer Beiträge zur Musikforschung . Bd. 22). Bärenreiter, Kassel 2015, ISBN 978-3-7618-2358-3 .
    • Hermann Abert (Hrsg.): Illustriertes Musik-Lexikon . J. Engelhorns Nachf., Stuttgart 1927.
    • Winton James Baltzell: Dictionary Of Musicians. Containing Concise Biographical Sketches of Musicians of the Past and Present, with the Pronunciation of Foreign Names . Überarbeitete Auflage, Oliver Ditson Co., Boston 1914, S. 266.
    • Isaac Landman (Hrsg.): The Universal Jewish Encyclopedia . Band 10: Spicebox-Zweig . Universal Jewish Encyclopedia, New York 1948.
    • Erich H. Müller (Hrsg.): Deutsches Musiker-Lexikon . W. Limpert-Verlag, Dresden 1929.
    • Claire Raphael Reis: Composers in America. Biographical Sketches of Contemporary Composers with a Record of their Works, 1912—1937 . Macmillan, New York 1938.
    • Hugo Riemann : Musiklexikon . Bearbeitet von Alfred Einstein . 11. Auflage, M. Hesse, Berlin 1929.
    • : Lexikon deutschbaltischer Musik (= Schriftenreihe der Georg-Dehio-Gesellschaft ). v. Hirschheydt, Wedemark-Elze 2002, ISBN 978-3-7777-0730-3 .
    • Nicolas Slonimsky , Laura Kuhn, Dennis McIntire: Wetzler, Hermann (Hans) . In: Laura Kuhn (Hrsg.): Baker’s Biographical Dictionary of Musicians . Band 6: Stre-Zyli . Schirmer Reference, New York 2001, ISBN 978-0-02-865571-0 , S. 399.

Ссылки

Примечания

  1. — 1808.
  2. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 18.
  3. Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus» . In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 173.
  4. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 19.
  5. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 21.
  6. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 22.
  7. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 23.
  8. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 24f.
  9. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 32.
  10. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 33.
  11. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 34.
  12. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 35.
  13. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 37.
  14. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 38.
  15. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 41.
  16. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 43.
  17. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 42.
  18. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 44.
  19. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 45.
  20. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 46.
  21. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 46f.
  22. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 48f.
  23. Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus» . In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 174.
  24. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 50f.
  25. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 65.
  26. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 54f.
  27. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 60.
  28. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 66f.
  29. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 69.
  30. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 72.
  31. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 71.
  32. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 74.
  33. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 80, 83.
  34. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 83.
  35. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 86.
  36. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 87.
  37. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 92.
  38. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 93f.
  39. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 94.
  40. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 95.
  41. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 96f.
  42. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 116.
  43. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 111.
  44. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 112.
  45. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 114.
  46. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 125f.
  47. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 130.
  48. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 144f.
  49. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 146ff.
  50. Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus» . In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 196.
  51. Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus» . In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 197.
  52. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 150.
  53. Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus» . In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 181.
  54. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 149.
  55. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 152f.
  56. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 151.
  57. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 153f.
  58. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 155.
  59. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 156.
  60. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 159.
  61. Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus» . In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 182.
  62. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 160.
  63. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 40.
  64. Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus» . In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 172.
  65. Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus» . In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 190.
  66. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 172.
  67. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 176.
  68. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 189.
  69. : Musiklexikon . Bearbeitet von Alfred Einstein . 11. Auflage, M. Hesse, Berlin 1929.
  70. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 200.
  71. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 204.
  72. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 192.
  73. Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus» . In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 175f.
  74. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 225.
  75. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 250.
  76. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 252.
Источник —

Same as Ветцлер, Герман Ганс