Аранци, Юлий Цезарь
- 1 year ago
- 0
- 0
Саббатай бен-Авраам бен-Иоель, по прозвищу Донноло (Sabbatai/Shabbetai ben Abraham ben Yoel Donnolo; род. в 913 г. в городе Ории близ Отранто, ум. после 982 г.) — греко-итальянский и еврейский учёный в эпоху Саадии-гаона ; автор оригинальных сочинений по медицине, астрономии и религиозно-философского сочинения «Хакемони» (Sefer ῌakhmoni; 946 год) .
В 12-летнем возрасте попал в плен к арабам- фатимидам с Сицилии , которые под предводительством перебрались через Мессинский пролив в Калабрию и Апулию и разграбили город Орию , причём десять поименованных Донноло « учёных и благочестивых раввинов » были убиты; остальные жители, в том числе семья Донноло, были увезены в плен в Палермо и оттуда в Северную Африку . Выкупленный в городе Трани из плена, Донноло после разных превратностей судьбы всецело отдался изучению медицины, астрономии и астрологии, вскоре достиг в них громкой славы и сделался придворным медиком византийского базилика (вице-короля) Евпраксия, управлявшего тогда Калабрией от имени императора.
Разбогатев от врачебной практики, Донноло употреблял свои средства на приобретение математических, астрономических и астрологических трудов, цены на которые в то время — из-за их редкости в христианских государствах и преследования обладателей с обвинениями в колдовстве — достигали баснословных цифр. Изучая « науку греческую и арабскую, мудрость халдейскую и индийскую » и сравнивая полученные сведения с данными, заключающимися в Талмуде , Донноло пришёл к заключению о полной их тождественности во всём, что касается астрономии и астрологии , вопреки господствовавшему тогда мнению, что в еврейских книгах ничего ценного по этим наукам не содержится.
С целью усовершенствоваться у тогдашних знаменитостей, Донноло предпринял дальние путешествия и добрался до Вавилонии , где ему удалось познакомиться с местным мудрецом Багдашем, которому, между прочим, он обязан обширными познаниями в астрономии и астрологии .
Согласно рассказу биографа св. Нила Младшего , церковный поэт и аббат базилианского монастыря Нил Россанский (ум. в 1004) знал Донноло с детства как человека прилежного к наукам, а позже в качестве выдающегося врача. Однажды Донноло застал св. Нила в болезненном состоянии от чрезмерного умерщвления плоти. Когда Донноло по-дружески предложил ему средство, которое могло бы спасти его от угрожавшей падучей болезни , тот отверг предложение Донноло, мотивируя это тем, что он не хочет принять лекарство от еврея, чтобы не доставлять последнему возможности похвастать тем, будто он вылечил его: это заставило бы простодушных христиан доверчиво относиться к евреям.
Медицинские познания Донноло основываются, главным образом, на греко-римских источниках, хотя названия растений встречаются у него по-арабски , он также цитирует книгу . Фрагменты его оригинального медицинского труда «Sefer ha-Jakar» были изданы Штейншнейдером (Berlin, 1867 ) пo манускрипту библиотеки Медичи во Флоренции (рукопись № ХХХVІІ) и содержат « » или книгу практических советов для приготовления целебных трав.
Главным трудом Донноло является его религиозно-философское сочинение «Хакемони» (Sefer ῌakhmoni; 946 год) или «Тахкемони» по другой рукописи (Taḥkemoni) — комментарий к мистической «Книге творения» ( Сефер Иецира ).
Во введении автор старается приблизить теологию к естествознанию , причём широко пользуется для своих выводов примерами из анатомии и естествознания, а также из фактов обыденной жизни — явление беспримерное в тогдашней еврейской литературе.
Говоря об аристотелевских четырёх элементах — огне, воздухе, воде и земле, Донноло, чтобы доказать их родство между собой, подробно останавливается на разных опытах искусственного получения одних элементов из других, обнаруживая стремление обосновать теоретические положения на экспериментах. Библейский комментарий наполнен разными мистическими сочетаниями и перестановками букв (צרופי אותיות) и астрологическими таблицами. В конце введения находится таблица с указанием положения небесных светил в августе 946 года .
Особенное развитие получило у Донноло древнеагадическое , усвоенное позже натурфилософской школой XVI века ( Парацельс и др.) представление о том, что человеческий организм не что иное, как микрокосм , мир в миниатюре (עולם קטן), между которым и большим миром, макрокосмом , то есть всей вселенной, существует подобие во всех частностях и деталях:
Было издано Д. Castelli под заглавием «Il commenti di Rab. Donnolo sul libro della creazione», с ценным библиографическим введением (Флоренция, 1880), а затем также в Варшаве (1884) .
Части его религиозно-астрологического комментария к кн. Бытия ( Быт. ) были найдены дословно в анонимной книге о еврейской этике « » (Orchot Tzaddikim; Германия, XV век) и в других позднейших дидактических произведениях .
В псевдосаадиевом (в стиле Саадии-Гаона ) комментарии к «Книге Творения» находится много цитат из Донноло, именно из утерянного его комментария к « Барайте Самуила » .
Эпштейн показал, что обширные извлечения из Донноло имеются также в комментарии Элиезера Рокеаха (XIII век) к «Книге Творения» , причём Элиезер заимствовал у Донноло даже таблицы и рисунки .
М. Гюдеман также полагал, что мидраш «Agadoth Olam Katon» много заимствовал из Донноло .