Советы
- 1 year ago
- 0
- 0
«Советы, как противостоять чуме» ( итал. Cosiglio contro la pestilenza , лат. Consilio contro la Pestilentia ) — трактат итальянского философа Марсилио Фичино (1433—1499), посвящённый средствам борьбы с чумой . Впервые трактат был издан в 1481 году.
К концу XV века существовало несколько теорий, объясняющих происхождение чумы. Основная восходила к древнеримскому врачу Галену , называвшему две причины: заражённый миазмами воздух и накопление в организме вредных гуморов вследствие неправильного питания. Персидский врач X века Абу Бакр Мухаммад ар-Рази сравнивал кровь человека с вином — у детей она подобна несбродившему виноградному соку, у взрослых зрелому вину, а у стариков скисшему. Чума опасна тогда, когда кровь вырождается и начинает бродить. Образующаяся в таком процессе пена соединяется с чумой. Представление о связи чумы с божественным наказанием присутствует у многих средневековых авторов. Например, (1453—1505) высказывается мнение о связи землетрясений и чумы через высвобождение «чумных духов» вследствие сотрясения земли .
«Советы» являются представителем распространённого в Средние века жанра медицинской литературы. Немецкий историк медицины Карл Зудхофф в 1912 году насчитал 183 трактата о чуме за 150 лет после начала Чёрной смерти . Зудхофф учитывал преимущественно тексты на немецком и латыни, и в 1916 году собрала информацию о ещё 22 произведениях на национальных языках. В течение XX века количество известных «чумных» трактатов существенно увеличилось . Хотя основной способ избежать смерти от чумы оставался неизменным со времён Галена — лат. cito, longe, tarde — бежать прочь как можно дальше и возвращаться в заражённую местность как можно позже — множество руководств адресовалось тем, кто по тем или иным причинам не мог избежать контакта с инфекцией. Начиная с первых трактатов, созданных врачами XIV века и Ги де Шолиаком , к 1400 году сложилась типовая структура «советов против чумы». Согласно Полу А. Расселу, в них можно выделить следующие типовые разделы :
Большинство авторов ссылались на авторитетов прошлого, от Гиппократа до Авиценны , а также на собственный успешных опыт излечения . По мнению итальянского исследователя Теодоро Катиниса ( Teodoro Katinis ), произведение Фичино существенно превосходит прочие чумные «советы» и может быть отнесено к особому поджанру трактатов с практическими советами .
Интерес Марсилия Фичино к медицинской проблематике прослеживается на протяжении всей его жизни. В одном из своих ранних компилятивных произведений, датируемом приблизительно 1462 годом, «Oratio de laudibus medicinae» (Речь, посвященная похвалам медицине), он демонстрирует знакомство с трудами многих авторитетных в Средние века врачей, а также медицинскими взглядами Платона и Аристотеля . В синкретической парадигме Фичино, их учения в совокупности образовывали истинную «древнюю врачебную науку» ( лат. prisca medicina ) . Во Флоренции Фичино неоднократно сталкивался с эпидемиями чумы: в 1437—1439, 1449—1450, 1456—1457, 1478—1482 и 1497—1498 годах. В ходе эпидемии 1456—1457 годов отец Марсилия, Диотифечи служил в , где его высоко ценили . Возможность наступления новой эпидемии чумы Фичино начал предсказывать после смерти в 1464 году своего первого покровителя, Козимо Медичи . Философ вновь выступил с предсказаниями в 1478 и 1479 годах, когда наблюдалось соединение Марса и Сатурна . Решающим признаком стало обнаружение в Вольтерре чудотворной реликвии святого Петра во время рождественской мессы 1477 года. Значение последнего знамения вытекало из предшествующих событий, когда в 1472 году город был разрушен флорентийскими войсками и передан в управление семьи Пацци . Сложно проследить, сколько времени в период с 1478 по 1482 год Фичино находился во Флоренции. Как минимум, с сентября по декабрь 1479 он жил на своей вилле в Карреджи . По мнению Пауля Кристеллера , трактат был написан в 1479 году, исходя из датировки описанного в «Советах» излечения женщины от чумы в сентябре 1478 года. Биограф Фичино Р. Марсель датирует данное событие сентябрём 1480 года. Таким образом, книга была завершена не позднее конца зимы 1481 года .
Структура «Советов» вполне типична. После краткого вступления Фичино посвящает три главы описанию природного происхождения чумы, одну главу её признакам, а оставшиеся 19 глав предотвращению и лечению болезни. В отличие от большинства произведений Фичино, «Советы» не содержат именного посвящения. По предположению П. Кристеллера, философ собирался посвятить произведение своему скончавшемуся в 1478 году отцу, который упоминается в предисловии . В отличие от большинства подобных сочинений, «Советы» Фичино не включают молитвы или .
Фичино, вслед за Галеном, определяет чуму как распространяющееся в воздухе ядовитое испарение ( vapore velonoso ), зародившееся в воздухе и враждебное жизненному духу ( spirito vitale ) . Вредоносность этих испарений обусловлена не свойствами образующих их элементов, характеризущимися парами качеств теплое-холодное и влажное-сухое, как утверждала классическая теория, а наличием особым образом устроенной формы . В данном случая чумной яд подобен универсальному противоядию териаку ( la tiriaca ), эффект которого связан не с его элементарными качествами, а «потому что во всем его составе наличествует форма, устроенная согласно пропорции формы жизненного духа» ( вольг . perché in tucia la compositione sua risulta una forma proportionata alla forma dello spirito vitale) . Аналогичным образом чумной пар по своей структуре противоположен жизненному духу сердца. Он непрерывно производится в земле и при каких-то обстоятельствах попадает в воздух. Последний, однако, чист и противоположен гнилостности, и при нормальных обстоятельствах не даёт миазмам распространиться в себе. В результате, только благодаря индивидуальной предрасположенности к лихорадке или гниению человек может заболеть. Признаком болезни является обильность и брожение гуморов. Яд производится разрушающим действием кальция и мышьяка . Неблагоприятные астральные обстоятельства, прежде всего, соединение Марса и Сатурна , а также затмения , усиливают эффект. Астральные влияния также определяют, какие виды животных будут подвержены чуме. Как сера воспламеняется раньше дерева, так и некоторые люди более предрасположены к болезни, нежели другие. Если же яд силён, он будет поражать и тех, кто к нем не предрасположен, и почему такое происходит никто не знает. Чумная лихорадка проявляется в брожении, сначала духа, потом гуморов. Брожение и расширение сначала поражают кровь, затем желчь и слизь, затем чёрную желчь. Соответственно, в рамках классической теории темпераментов , сангвиники наиболее уязвимы, а меланхолики в наименьшей. Последние, со своей холодной и сухой комплекцией противоположны воспламенению и гниению болезни. Таким же образом можно объяснить относительно высокую сопротивляемость стариков. Впрочем, это не относится к годам под знаком Сатурна , как во время 1479 года, когда умирало по 150 человек в день .
Среди средств, которые Фичино рекомендовал в качестве терапии и профилактики — традиционные ароматические снадобья, пилюли «териака» и пилюли его собственного изобретения, окуривание домов и улиц, ношение амулетов . Для тех, кому не хватало денег на кровопускания и териак, Фичино советует правильно питаться: «кусочки поджаренного хлеба, пропитанные уксусом с небольшим количеством руты , с сырым луком, в сопровождении хорошего вина». Тем, кто уже заболел, автор советует применять изумруд в разных формах: носить во рту, на шее, пить в истолчённом виде; беднякам тем же способом рекомендовалось использовать редис . Некоторые из рекомендаций сходны с теми, которые встречаются в его « Трёх книгах о жизни », в части изготовления защищающих от яда талисманов .
Первое издание «Советов» было выпущено во Флоренции в августе 1481 года на народном итальянском языке . В 1518 году книга была переведена на латынь и издана в Аугсбурге под заголовком «Tractatus Singularis Doctrissimi Viri M. Ficini de Epidemae Morbo», затем вновь переиздана в 1523 в разгар эпидемии чумы. Во втором флорентийском издании труд Фичино был объединён с более ранним «чумным» трактатом .
Одним из первых в 1533 году на книгу Фичино сослался автор популярного трактата о чуме профессор медицины и греческого языка в Ингольштадте . Практически все рекомендации Фичино встречаются в более позднем трактате Агриппы Неттесгеймского «Contra Pestem Antidota Securissima» (1535) .