Interested Article - Богословский диалог между Римско-католической и древневосточными православными церквями
- 2021-05-05
- 2
Богословский диалог между Римско-Католической и древневосточными церквями — между Католической церковью и Древневосточными православными церквями с целью установления евхаристического общения . Диалог проводится в рамках работы Смешанной международной богословской комиссии между Римско-Католической и сообществом древневосточных церквей. Католическая церковь также вела и ведёт двусторонние богословские диалоги с отдельными Ориентальными церквями, помимо этого с 1978 года проходит диалог между Постоянной конференцией Древневосточных церквей в Америке и Конференцией католических епископов США . Богословские собеседования сосредоточены на следующих темах: христология, место Святого Духа в Тринитарном контексте , экклезиология , , чистилище и мариология .
Предыстория
Неприятие IV (Халкидонского) Вселенского собора (451 года) миафизитами привело к разрыву между Католической церковью и нехалкидонскими церквями . Первые попытки восстановления церковного единства с миафизитскими церковными структурами со стороны Католической церкви происходили во время крестовых походов . Уния между яковитами Сирии и Римской церковью была заключена декретом «Multa et admirabilia» (1444 год) на Ферраро-Флорентийском соборе . Как и в случае с другими древневосточными церквями данная уния не получила поддержки верующих и первый епископ для яковитов-униатов был рукоположен в 1626 году. В 1782 году в результате раскола в Сиро-яковитской церкви была образована восточнокатолическая Сирийская католическая церковь .
В 1198 году была подписана первая уния между Римом и нехалкидонской церковью – Армянской . На Ферраро-Флорентийском соборе (1438–1445) также был принят декрет «Exsultate Deo» о соединении Армянской церкви с Римом. Эти соглашения не привели к реальному единству большинства верующих Армянской церкви с Католической церковью. Тем не менее, это послужило основой для появления в XVIII веке восточнокатолической Армянской католической церкви .
На Ферраро-Флорентийском соборе был принят декрет « Cantate Domino » о воссоединении Коптской церкви с Римом. Однако это не привело к фактическому единству церквей. В 1741 году был учреждён апостольский викариат для коптов-католиков Египта , который в 1824 году был преобразован в Александрийский патриархат Коптской католической церкви .
В XVI веке царь Эфиопии Сисиний под влиянием португальских миссионеров объявил католицизм официальной религией. Это решение привело к гражданской войне и изгнанию иезуитов из Эфиопии . В XIX веке католическое миссионерство в стране было продолжено капуцинами и лазаристами . Итальянская оккупация Абиссинии привела к обращению части верующих Эфиопской церкви в католичество и созданию в XX веке Эфиопской католической церкви .
В Индии в 1926 году произошёл раскол в Маланкарской церкви в результате которого часть епископов объявила об унии с Римом и создании Сиро-маланкарской католической церкви .
Двусторонние диалоги Католической церкви с древневосточными церквями
С Армянской церковью
В 1970 году папа Павел VI и католикос Вазген I подписали совместную декларацию . В 1996 году католикос всех армян Гарегин I посетил Рим и подписал совместную декларацию с папой Иоанном Павлом II , что положило начало богословскому диалогу между Католической и Армянской апостольской церквями. В 2000 году во время визита католикоса Гарегина II в Рим, Католическая церковь передала Армянской церкви мощи Григория Просветителя — основателя Армянской церкви . В 2001 году папа Иоанн Павел II по приглашению предстоятеля Армянской церкви, посетил Армению и принял участие в торжествах, приуроченных к празднованию 1700-летия принятия христианства. В ходе данного визита Гарегин II и Иоанн Павел II подписали совместную декларацию . В 2005 году Гарегин II принял участие в похоронах Иоанна Павла II, а в 2008 году посетил Рим и встречался с Бенедиктом XVI . Двусторонние отношения между Католической и Армянской церквями включают практическое сотрудничество в различных сферах. Так например, совместная декларация 2001 года установила порядок сотрудничества в образовательной сфере . В 2016 году папа Франциск посетил Армению, где провёл встречу с Гарегином II и осудил геноцид армян .
С Коптской церковью
Коптские наблюдатели присутствовали на Втором Ватиканском соборе , а в 1965 году делегация Коптской церкви посетила Рим. Результатом этих коптско-католических встреч стало возвращение мощей Святого Марка (основателя Коптской церкви) из Венеции в Египет . Неофициальные коптско-католические богословские контакты прошли в рамках работы экуменистической организации « » в 1971, 1976 и 1988 годах в Австрии . Данные собеседования были сосредоточены на христологических темах . Эти встречи способствовали подписанию совместной декларации папы римского Павла VI и коптского патриарха Шенуды III в 1973 году . В данном соглашении говорилось: «В Нём Его божество соединено с Его человечеством в истинном, совершенном союзе без смешения , без взаимопроникновения , без слияния , без изменения , без разделения , без разлучения . Его божество не отделялось от Его человечества ни на миг, ни на мгновение ока. Он, Бог вечный и невидимый, стал видимым во плоти и принял для Себя образ раба. В Нём сохраняются все свойства божества и все свойства человечества, объединённые в истинном, совершенном, неделимом и неразлучном союзе» . В этом же 1973 году был начат двусторонний богословский диалог между Католической и Коптской церквями . Смешанная комиссия по диалогу между Католической и Коптской церквями провела 6 встреч (первая встреча состоялась в 1974 году в Каире, последняя в коптском монастыре Святого Паисия в 1992 году) . 12 февраля 1988 года был подписан «Отчёт» между католическими членами Смешанной международной комиссии по диалогу с Коптской церковью и предстоятелем Коптской православной церкви Шенудой III . Данный документ говорил: «Веруем, что Господь, Бог и Спаситель Иисус Христос , Воплощённый Логос , совершенен в Своём божестве и совершенен в Своём человечестве. Он сделал Своё человечество единым со Своим божеством без растворения , без смешения и без слияния . Его божество не отделялось от Его человечества ни на миг или на мгновение ока. В то же время мы анафематствуем учения и Нестория и Евтихия . Несмотря на развитые отношения, официальный диалог был прерван из-за прозелитизма Католической церкви в Египте . По мнению коптских богословов ключевыми темами диалога с католиками являются: Филиокве , примат и непогрешимость папы римского, непорочное зачатие Девы Марии , вопросы экклезиологии (прозелитизм Коптской католической церкви, признание Вселенских соборов ), учение о пресуществлении , смешанные браки с иноверцами, канонизация святых , вопросы биоэтики . В апреле 2017 года в Каире папа Франциск и коптский патриарх Феодор II подписали совместную декларацию .
С Маланкарской церковью
В 1989 году была создана Совместная комиссия по диалогу между Маланкарской православной церковью и Римско-католической церковью . 3 июня 1990 года в индийском Коттаяме было обнародовано христологическое соглашение в котором говорилось «об общей вере, которая заставляет нас молиться о том, чтобы Святой Дух мог устранить все оставшиеся препятствия и привести нас к этой общей цели — восстановлению полного общения между нашими церквями» . Заседания данной комиссии проходили в Индии с 1990 по 2018 годы (с перерывами в 2007 и 2008 годах) . 5 сентября 2013 года папа римский Франциск встретился в Ватикане с католикосом Маланкарской церкви . В ходе встречи папа призвал католикоса к преодолению «предрассудков» на пути к единству и к продвижению богословского диалога .
С Сиро-яковитской церковью
Первые неофициальные богословские контакты между католиками и представителями Сиро-яковитской церкви прошли в рамках работы экуменистической организации «Pro Oriente» в 1971 году в Австрии. В этом же году в Риме папа Павел VI и сирийский патриарх подписали совместную декларацию . Данное соглашение стало основой для дальнейшего сближения между Сирийской и Католической церквями. Иерархи согласились в том, что нет никакой разницы в вере, которую они исповедуют относительно тайны Слова Божьего, ставшего плотью и ставшего по-настоящему человеком, даже если на протяжении веков возникали трудности из-за различных богословских выражений с помощью которых эта вера была выражена . 23 июня 1984 года папа Иоанн Павел II и патриарх Сирийской православной церкви Игнатий Закка I Ивас подписали совместную христологическую декларацию из десяти пунктов . В данной декларации иерархи заявили об «общей вере в Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека» . Декларация заявляла о торжественном обязательстве стремления к полному единству между сирийской церковью и Римско-католической церковью. Также плодотворный двусторонний диалог развивался между Сиро-яковитской церковью и Сирийской католической церковью .
С Эфиопской церковью
11 июня 1993 года состоялась встреча папы римского Иоанна Павла II с эфиопским патриархом Абуной Павлом . В ходе данной встречи иерархи подтвердили общность веры при разной трактовке богословских аспектов (в частности христологической терминологии) . Практическое сотрудничество между Католической и Эфиопской церквами сосредоточено на деятельности католической Конгрегации Святого Духа в провинции Гамо-Гофа и районе Эфиопии. Работа Конгрегации направлена на поддержку Эфиопской православной церкви в рамках программы обучения духовенства, в строительстве новых церквей, ремонте храмов и в других вопросах .
Официальный богословский диалог
В 2003 году было принято решение о создании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Католической и Древневосточными церквями . В состав комиссии вошли католические богословы и представители сообщества нехалкидонских церквей: Коптской, Сиро-яковитской, Армянской апостольской, Киликийского католикосата Армянской , Маланкарской, Эритрейской и Эфиопской (с 2005 года) церквей . Заседания Смешанной международной комиссии проходят ежегодно с 2004 года . Богословские собеседования сосредоточены на следующих темах: христология, место Святого Духа в Тринитарном контексте , экклезиология , , чистилище и мариология . Должности сопредседателей комиссии занимали председатели Папского совета по содействию христианскому единству кардиналы Вальтер Каспер (2004—2010) и Курт Кох (с 2010 года) — с католической стороны, а также митрополит Дамьеттский Коптской православной церкви (2004—2018) и епископ Лос-Анджелеса Коптской церкви Кирилл — с древневосточной стороны . В ходе первого заседания Смешанной комиссии в январе 2004 года в Каире, древневосточные представители выразили мнение, что христологические декларации, подписанные между рядом Древневосточных церквей и Католической церковью были поставлены под сомнение. Это произошло после подписания христологического соглашения между Ватиканом и Ассирийской церковью Востока в 1994 году в Риме . Диофизитская Ассирийская церковь Востока, отстаивающая христологию, основанную на учении Нестория , раскритиковала христологические взгляды Кирилла Александрийского , почитающегося в миафизитских церквях, на своём сайте в интернете в 2005 году. Таким образом, стороны приняли решение отложить обсуждение христологического вопроса. Главными достижениями работы Смешанной комиссии стало подписание согласованных заявлений. В 2009 году комиссия подготовила общий документ под названием «Природа, Конституция и Миссия Церкви» . Данный документ описывает возможности консенсуса в отношении фундаментальных экклезиологических принципов и выделяет области, которые требуют дальнейшего совместного изучения . В 2015 году комиссия выпустила второй совместный документ «Способ общения в жизни ранней церкви и его последствия для нашего поиска общения сегодня» . В заключении данного документа (пункт 73) стороны выразили стремление продолжать дальнейший диалог в рамках исследования насколько восстановления отношений, которые существовали в первые века , было бы достаточно для восстановления евхаристического общения в настоящее время. Стороны также намереваются продолжить обсуждение различных богословских тем, в частности проблематику первенства Римского епископа во Вселенской церкви .
Заседания Смешанной международной богословской комиссии
Заседания проходят ежегодно с 2004 года :
1. Первое заседание: Каир,
Египет
(27 января — 30 января 2004 года);
2. Второе заседание: Рим,
Италия
(26 января — 29 января 2005 года);
3. Третье заседание:
Эчмиадзин
, Армения (27 января — 30 января 2006 года);
4. Четвёртое заседание: Рим, Италия (28 января — 3 февраля 2007 года);
5. Пятое заседание:
,
Сирия
(27 января — 2 февраля 2008 года);
6. Шестое заседание: Рим, Италия (26 января — 29 января 2009 года). Принятие документа «Природа, Конституция и Миссия Церкви»;
7. Седьмое заседание:
Антилиас
,
Ливан
(27 января — 31 января 2010 года);
8. Восьмое заседание: Рим, Италия (25 января — 28 января 2011 года);
9. Девятое заседание:
Аддис-Абеба
, Эфиопия (17 января — 21 января 2012 года);
10. Десятое заседание: Рим, Италия (23 января — 27 января 2013 года);
11. Одиннадцатое заседание:
, Индия (28 января — 1 февраля 2014 года);
12. Двенадцатое заседание: Рим, Италия (24 января — 31 января 2015 года). Принятие документа «Способ общения в жизни ранней церкви и его последствия для нашего поиска общения сегодня»;
13. Тринадцатое заседание: Каир,
Египет
(30 января — 6 февраля 2016 года);
14. Четырнадцатое заседание: Рим, Италия (22 января — 27 января 2017 года);
15. Пятнадцатое заседание: Эчмиадзин, Армения (29 января — 5 февраля 2018 года);
16. Шестнадцатое заседание: Рим, Италия (27 января — 2 февраля 2019 года);
17. Семнадцатое заседание: Атшан, Ливан (26 января — 1 февраля 2020 года);
18. Восемнадцатое заседание: Рим, Италия (20 июня — 24 июня 2022 года). Принятие документа «Таинства в жизни Церкви»
;
19. Девятнадцатое заседание:
Вади-эн-Натрун
, Египет (31 января — 4 февраля 2023 года).
Комментарии
- В настоящее время термин «монофизиты» (часто используемый для обозначения дохалкидонских церквей) считается оскорбительным и неточным и вместо него корректнее употреблять слово «миафизиты», поскольку древневосточные церкви отвергли ересь Евтихия и придерживаются христологии, основанной на формуле Кирилла Александрийского «единая природа Бога Слова воплощённая» .
- Данную группу церквей идентифицируют как «нехалкидонские» или «дохалкидонские», также встречаются термины: «Древние Восточные церкви», «древневосточные церкви», «Ориентальные» ( англ. «Oriental» ), «Восточные православные церкви». Сами церкви называют себя «православными», добавляя географическую принадлежность к своему названию.
Примечания
- (англ.) . Официальный сайт Конференции католических епископов США. 2 июля 2020 года.
- ↑ , p. 549—551.
- ↑ Л. И. Василенко, Л. Л. Господникова, В. Л. Задворный, О. М. Мартынов, М. Д. Надёжина, о. Сергей Николенко, Е.М. Сморгунова, с. Мария Стецка RSCJ, с. Мария Шлипек RSCJ. Дохалкидонские церкви // / о. Сергей Николенко. — Издательство Францисканцев, 2011. — 1360 p. — ISBN 978-5-89208-097-2 .
- ↑ В. В. Тюшагин. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. IX : « Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие ». — С. 484—492. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3 .
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 6 июля 2020 года.
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 26 марта 2020 года.
- ↑ В. И. Петрушко , В. В. Тюшагин. // Православная энциклопедия . — М. , 2010. — Т. XXIV : « Иоанн Воин — Иоанна Богослова Откровение ». — С. 467—499. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-044-8 .
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 5 июля 2020 года.
- , p. 589—590.
- Марк Григорян. . Би-би-си (26 июня 2016). 1 августа 2020 года.
- , p. 63.
- , p. 558.
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 29 декабря 2021 года.
- , с. 107.
- ↑ Дж. Кириллос, Архим. Уго (Занетти), Е. В. Ткачёв, Н. Г. Головнина, Г. Л. Крылов, Н. Н. Селезнёв, Прот. Олег Давыденков, К. А. Панченко, М. В. Грацианский. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXVII : « Константин — Корин ». — С. 512—610. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-045-5 .
- ↑ (англ.) . Pro Oriente. 29 декабря 2021 года.
- , p. 80.
- , p. 116.
- ↑ , p. 145.
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 7 июля 2020 года.
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 5 июля 2020 года.
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 5 июля 2020 года.
- . NEWSru.com (6 сентября 2013). 11 июля 2020 года.
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 5 июля 2020 года.
- (англ.) . Официальный сайт Конференции католических епископов США. 11 июня 2020 года.
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 26 марта 2020 года.
- , p. 577—578.
- , p. 570.
- (англ.) . Vatican news (1 февраля 2019). Дата обращения: 6 июля 2020. 7 июля 2020 года.
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 6 июля 2020 года.
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 6 июля 2020 года.
- ↑ (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 6 июля 2020 года.
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 12 июля 2020 года.
- (англ.) . 5 июля 2020 года.
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 29 декабря 2021 года.
- ↑ (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 29 декабря 2021 года.
- (англ.) . Официальный сайт Дикастерии по содействию христианскому единству. 9 июня 2023 года.
Литература
- Maged Attia. Coptic Orthodox and Catholic Church Dialogue // (англ.) . — 1st edition. — Cairo, 2001. — 271 p.
- Five Vienna Consultations: Between Theologians of the Oriental Orthodox Churches and the Roman Catholic Church ; 1971, 1973, 1976, 1978 and 1988 (англ.) . — Pro Oriente, 1993. — 370 p.
- Metropolitan Bishoy. Ecumenical Dialogue in The Coptic Church in Egypt // (англ.) / Pantelis Kalaitzidis, Thomas Fitzgerald, Cyril Hovorun , Aikaterini Pekridou, Nikolaos Asproulis, Guy Liagre, Dietrich Werner. — 1st edition. — Oxford: Regnum book international, 2014. — P. 547—554. — 962 p. — ISBN 978-1-908355-44-7 .
- Wedak Tawfik. Ecumenical Dialogue in the Orthodox Coptic Church // (англ.) / Pantelis Kalaitzidis, Thomas Fitzgerald, Cyril Hovorun , Aikaterini Pekridou, Nikolaos Asproulis, Guy Liagre, Dietrich Werner. — 1st edition. — Oxford: Regnum book international, 2014. — P. 555—563. — 962 p. — ISBN 978-1-908355-44-7 .
- Ayalkibet Berhanu. Ecumenical Dialogue in the Ethiopian Orthodox Tewahedo Church // (англ.) / Pantelis Kalaitzidis, Thomas Fitzgerald, Cyril Hovorun , Aikaterini Pekridou, Nikolaos Asproulis, Guy Liagre, Dietrich Werner. — 1st edition. — Oxford: Regnum book international, 2014. — P. 564—575. — 962 p. — ISBN 978-1-908355-44-7 .
- Archbishop Philoxenos Mattias Nayis. Ecumenical Dialogue in the Syrian Orthodox Church // (англ.) / Pantelis Kalaitzidis, Thomas Fitzgerald, Cyril Hovorun , Aikaterini Pekridou, Nikolaos Asproulis, Guy Liagre, Dietrich Werner. — 1st edition. — Oxford: Regnum book international, 2014. — P. 576—581. — 962 p. — ISBN 978-1-908355-44-7 .
- Bishop Hovakim Manukyan. Ecumenical Dialogue in the Armenian Orthodox Church // (англ.) / Pantelis Kalaitzidis, Thomas Fitzgerald, Cyril Hovorun , Aikaterini Pekridou, Nikolaos Asproulis, Guy Liagre, Dietrich Werner. — 1st edition. — Oxford: Regnum book international, 2014. — P. 588—591. — 962 p. — ISBN 978-1-908355-44-7 .
- Е. А. Кривец. // Вестник Томского государственного университета. История. — 2012. — № 3 (19). — С. 104—109.
- Н. И. Савчук. // Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. — 2021. — № 4. — С. 51—70.
Ссылки
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству.
- (англ.) .
- (англ.) . Официальный сайт Святого Престола .
- 2021-05-05
- 2