Белененсеш
- 1 year ago
- 0
- 0
«Похвала Елене» ( др.-греч. Ελένης Εγκώμιον ) — произведение древнегреческого софиста и ритора Горгия V века до н. э. «Похвала Елене» была учебной речью, на примере которой Горгий обосновывал те или иные положения риторики. В ней он взялся за деконструкцию стереотипа и создание нового образа Елены Прекрасной . В Древней Греции дочь Зевса и Леды символизировала противоположность женским добродетелям — верности, материнству и честности. Она изменила мужу , нарушила клятвы, бежала с любовником , оставив маленькую дочь Гермиону , в Трою , что стало причиной кровопролитной Троянской войны .
Оправдание Елены должно было стать практической иллюстрацией теоретических идей автора о силе речи. Античный софист ставил своей целью убедить слушателя в невиновности героини. Сама речь по своей сути является похвалой не Елене, от которой, согласно Горгию, вообще ничего не зависело, а искусству красноречия и силе убеждения слова. В «Похвале» автор использовал многочисленные приёмы организации речи, вошедшие в историю под названием «горгианских фигур». Горгия называли «отцом риторики», считавшего её «творцом убеждения» и средством достижения успеха. С «Похвалой Елене» и другим произведением Горгия « Защита Паламеда » современники связывают появление жанра риторики эпидейктических речей , которые аппелируют к человеческим чувствам, вызывают у адресата определённое эмоциональное состояние.
Дату написания «Похвалы Елене» соотносят с « Троянками » (415 год до н. э.) и « Еленой » (412 год до н. э.) Еврипида . Общепринятой датой в литературе считается 415 год до н. э.
В Древней Греции Елена символизировала противоположность женским добродетелям — верности, материнству и честности. Согласно мифам, она изменила мужу, оставила малолетнюю дочь Гермиону и бежала с любовником Парисом из Спарты в Трою , что стало поводом для кровопролитной Троянской войны . Таким образом, Горгий взял на себя непростую задачу защиты вымышленного персонажа, чья вина была общепризнанной. Единственной добродетелью Елены греки считали телесную красоту. «Похвала Елене» была написана Горгием в качестве образца для риторического упражнения — «похвалы» или эпидейктической речи на парадоксальную тему. Целью Горгия было не восстановление справедливости, а создание апологии (защитной речи), которая бы оправдала Елену в глазах аудитории. В этом контексте метким является утверждение Исократа (436—338 годы до н. э.), что Горгий вроде бы написал энкомий (похвалу), а на самом деле произнёс апологию всего того, что натворила Елена .
Горгий в своей речи взялся за деконструкцию стереотипа и создание нового образа мифологического персонажа . Оправдание Елены должно было стать практической иллюстрацией теоретических идей автора о силе речи. Античный софист ставит своей целью убедить слушателя в невиновности героини. Сами же категории «виновности» или «невиновности» его мало интересовали, так как он считал, что истины как таковой не существует. Имеется лишь восприятие того или иного утверждения в качестве истинного .
В «Похвале Елене» использовано множество фигур речи , три из которых позднее получили название «горгиевых» или «горгианских». Под «фигурой» в риторике понимают обороты и приёмы организации речи, которые не привносят дополнительной информации, но придают высказываемой мысли выразительность и своеобразие . К горгианским фигурам в «Похвале Елене» относятся изоколон , гомеотелевтон и антитеза .
Изоколон или равночленность — фигура речи, в которой колоны (относительно цельные смысловые отрезки фразы) одинаковы или соотносимы по объёму, построены по тождественным синтаксическим конструкциям и обладают одним и тем же ритмом . Примерами изоколонов в «Похвале Елене» являются: « Многие во многих страсти она возбудила, вкруг единой себя многих мужей соединила, полных гордости гордою мощью: кто богатства огромностью, кто рода древностью, кто врождённою силою, кто приобретённою мудростью ; все однако же, покорены были победною любовью и непобедимым честолюбием », « Совершила ль она, что совершила, силой любви побеждённая, ложью ли речей убеждённая или явным насилием вдаль увлечённая, иль принужденьем богов принуждённая , — во всех этих случаях нет на ней никакой вины » .
Антитеза — фигура, образованная сопоставлением противоположных слов или словосочетаний. С помощью антитезы достигается усиление выразительности речи: « А если любовь — болезней людских лишь страданье, чувств душевных затменье, то не как преступленье нужно её порицать, но как несчастья явленье считать. Приходит она, как только придёт, судьбы уловленьем — не мысли веленьем , гнёту любви уступить принуждённая — не воли сознательной силы рождённая » .
Гомеотелевтон — использование слов одинакового морфологического строения и с созвучными окончаниями — « Теперь же не так-то легко помнить прошедшее , разбирать настоящее , предвидеть грядущее , так что в очень многом очень многие берут руководителем души своей представление — то, что нам кажется » .
После краткой преамбулы Горгий заявляет о невиновности Елены. Вся его аргументация без риторических приёмов может быть сведена к нескольким тезисам . Горгий считает, что Елена совершила всё то, что ей вменяют в вину :
Во всех случаях она предстаёт невиновной. В первом и втором она никак не могла противостоять похищению. В случае соблазнения речами виновным является искуситель, а не обманутый. Речь Париса в данном случае представлена актом «вербального насилия». Любовь в изложении Горгия — воля Эроса , могущественного бога, которому также невозможно противостоять .
«Похвала Елене» является в первую очередь похвалой не дочери Зевса и Леды , от которой по своей сути ничего не зависело , но искусству красноречия риторике и силе убеждения слова ( логоса ). Горгий вставляет в «Похвалу» утверждения: « И сколько и в скольких делах убедили и будут всегда убеждать, в неправде используя речи искусство! … Что убежденье, использовав слово, может на душу такую печать наложить, какую ему будет угодно, … так же и речи: одни огорчают, те восхищают, эти пугают, иным же, кто слушает их, они храбрость внушают. Бывает, недобрым своим убеждением душу они очаровывают и заколдовывают » . Горгия называли «отцом риторики», считавшего её «творцом убеждения» и средством достижения успеха . С «Похвалой Елене» и другим произведением Горгия « Защитой Паламеда » современники связывают появление жанра риторики эпидейктических речей , которые аппелируют к человеческим чувствам, вызывают у адресата определённое эмоциональное состояние . С появлением «Похвалы Елене» красноречие и риторика начинают осознаваться обществом отдельными наукой и искусством, способными занять место поэзии. В отличие от последней, умению красиво и убедительно говорить можно научить .
Значение «Похвалы Елене» лингвисты видят в том, что в произведении автор впервые сознательно использовал приёмы, названные впоследствии «горгиевыми» фигурами речи . Можно сказать, что фигуры речи появилась одновременно с риторикой .
«Похвала Елене» была учебной речью, на примере которой Горгий обосновывал те или иные положения риторики. Ученики Горгия развивали технику слова и в качестве эксперимента создавали подобные «Похвалы» другим предметам и отрицательным мифологическим персонажам. Так, Поликрат составил похвальные речи Бусирису (фараон Египта, который убивал чужестранцев), Клитемнестре (жена Агамемнона , вместе с любовником убила мужа, который вернулся из военного похода), Парису , мышам, камешкам и горшку. Другой ученик Горгия Алкидамант написал «Панегирик смерти» и похвальную речь гетере Наиде. Свою «Похвалу Елене» создал Исократ .
«Похвала Елене» — одна из двух сохранившихся до наших дней речей Горгия. Первое печатное издание речи было подготовлено книгопечатником Альдом Мануцием в составе книги «Oratores Graeci» и опубликовано в 1513 году в Венеции . Впоследствии речь неоднократно переиздавали в оригинале и переводах на различные языки, в том числе в составе серий Collection Budé и Loeb Classical Library . Впервые на русском языке «Похвала Елене» среди прочих произведений софистов была опубликована А. О. Маковельским в 1940 году. Она представляла собой перевод с немецкоязычных изданий Г. Дильса и В. Кранца. Перевод, по оценкам М. Н. Вольф, не является образцовым, не учитывает риторических приёмов Горгия . Также на русский язык «Похвалу Елене» перевёл С. П. Кондратьев .