Болотник, Ричард
- 1 year ago
- 0
- 0
Боло́тник ( белор. балотнік , укр. болотяник ) — злой дух-хозяин болота в восточнославянской мифологии . На Русском Севере обычно говорили о женском духе болота, его хозяйке — боло́тнице . Внешний вид болотника описывали по-разному: это то неподвижно сидящее на дне болота грязное толстое безглазое существо, то мохнатый человек с длинными руками и хвостом; болотница представлялась как девушка или как старуха. В основном считалось, что болотник относится к человеку агрессивно, стремится заманить в трясину и утопить. Сведения о болотниках и болотницах немногочисленны, их образы смешивались с образами лесных и водных персонажей и прочей нечистой силы . Между тем, болото в представлениях славян выступало местом обитания многочисленной нечисти, прежде всего чертей .
Другие названия: боло́тный , болотный дедко , шут болотный , болотный чёрт , болотный леший , царь болотный , боло́то ; а также анцыбал / анцибул / анцибалка / анциболит / анцибол / анчибал / анчибол , зы́бочник , ко́чечный , о́мутный ; белор. балотнік ; укр. болотя́ник , анцибол , нете́ча , очеретяник (от очерет — « тростник ») . Анцыбал — по одной версии является давним заимствованием из балтийских языков , сопоставляемым с лит. ančiabalis — «утиное болото»; по другой версии, это заимствование чешского ančibél , которое могло быть результатом контаминации слов antikrist — « антихрист », и d’abel — «чёрт», а сближение концевой части с болотом произошло позднее ; по третьей версии, это результат стягивания выражений антихрист болотный , антип болотный , антий болотный через промежуточное анциболотник и анциболот . На Русском Севере обычно говорили о женском духе болота, его хозяйке, хозяйке тундры — боло́тнице , болотной бабе .
Впрочем, сведения о болотниках и болотницах немногочисленны . Нередко обитающего на болоте духа считали всего лишь разновидностью водяного , лешего или чёрта , а образ болотницы смешивался с образами лешачихи , «вольной старухи» , русалки , водянихи и кикиморы болотной .
Образ болотного духа довольно неопределённый и расплывчатый . По представлениям Витебской губернии , болотные духи — это неподвижно сидящие на дне болота угрюмые неповоротливые безглазые толстые существа, покрытые грязью, водорослями, улитками, насекомыми и рыбьей чешуёй . По одному из русских описаний, это поросший серой шерстью человек с длинными руками и длинным закрученным хвостом . В современных записях из Гомельской области болотника описывают как грязное, маленькое, безглазое существо с гнилыми зубами; как толстого мужчину с большими глазами; как подвижный пень; как студнеобразное существо с красными глазами; как бесформенную живую болотную грязь; как чёрта .
В Витебской губернии выделяли несколько видов болотной нечисти. обитает в богатых железной рудой болотах (оржавинях), это существо с грязно-рыжей шерстью, толстым пузом и тонкими ногами. живёт в торфяных болотах (багнах), никогда не появляется на поверхности, а только хватает людей за ноги, заметить его можно по поднимающимся из глубины пузырькам и по иногда видимым на болоте бледным огонькам . На поверхности в зарослях лозняка живут — маленькие игривые существа цвета лозы, ради забавы запутывающие путников в кустах, а иногда и заводящие их в водяное оконце, после чего сами помогающие им выбраться; в связи с их малым размером и безвредностью, уничтожающие остальную нечисть молнии убивают их разве что случайно . Есть также виро́вник (вир — «глубокое место в болоте, реке») и просто болотник . В этой губернии считалось, что, в отличие от другой нечистой силы, болотные духи не способны менять свой облик и не боятся молний, так как, соприкасаясь с поверхностью болота, те якобы теряют свою силу .
В Вологодской губернии болотница могла представляться в виде старухи с головой «что » . Иногда считалось, что болотница любит петь . Современные жители Нижегородской области считают, что болотница косматая, страшная и зелёная, всё время сидит в болоте, выходя только ночью .
Считалось, что болотник и болотница заманивают человека или животное в трясину, где тот погибает . Болотнику приписывали любые звуки болота: чтобы заманить человека, он крякает как утка, булькает как тетерев, ревёт как корова (голос выпи ), стонет или хохочет (голоса белой куропатки и бекаса на току ) . Также болотник с целью заманить путника зажигает на болоте огни по ночам ( Новгородская губерния ) , выращивает цветы с манящим ароматом ( Гомельская область ) . Когда человек уже окажется в трясине, болотник хватает его за ноги и медленно, но неотвратимо утаскивает на глубину . Чтобы не привлечь болотника, украинцы старались по ночам не играть на сопелке . В Витебской губернии предполагали, что болотники выращивают дурманящий багульник , пробивают болотные оконца, скрывая их растительностью, загоняют в них рыбу как приманку . Особенно опасен болотник для пьяных . В Череповецком уезде Новгородской губернии считалось, что болотные черти портят брёвна для постройки дома, когда их перевозят через болото, если из них построить дом, то в нём будут происходить несчастья .
Украинцы Воронежской губернии и современные белорусы Гомельской области рассказывали, что болотник приглашает к себе прохожих, заводит их в прекрасные комнаты, в которых играет музыка, угощает их, танцует с ними, дарит им подарки, однако, когда они приходят в себя, оказывается, что они всё это время сидели в болоте, а вместо подарков у них какой-то мусор . В истории из Лубенского уезда Полтавской губернии мужчина увидел издалека болотника, сидящего в глубокой луже на дороге, тот мял кожу и пел, а после начал шить ботинки; когда же человек подошёл поближе, болотник нырнул в болото и запретил человеку приближаться, если тот не хочет, чтобы с ним приключилась беда .
В Витебской губернии считалось, что у болотника нет семьи , а в Лубенском уезде Полтавской губернии напротив рассказывали о повитухах , помогавших при родах болотнице и щедро вознаграждённых за это . Происхождение болотников, согласно народным легендам, то же, что и у остальной нечистой силы : это скинутые Богом с неба падшие ангелы или создания Сатаны . Болотники погибают при замерзании болота зимой и при .
Восточные и западные славяне относились к болотам как к опасным и «нечистым» местам, где обитают черти , бесы и другие демоны . Само происхождение болот в Витебской губернии связывали с землёй, которую во время создания Богом суши чёрт спрятал себе в рот, а потом выплюнул . В мифологических рассказах, на болота, в топи, человека заводят чёрт, болотные, водяные , лесные духи, заложные покойники , блуждающие огоньки и др. .
C болотом как местом обитания нечистой силы связаны такие славянские пословицы и поговорки : русские — «Было бы болото, а черти будут» , «Не ходи при болоте — чёрт уши обколотит» , «Всякий чёрт своё болото хвалит» , «Всякому чёрту вольно в своём болоте бродить» , «В тихом омуте черти водятся, а в лешом болоте плодятся» , «Навели на беса, как бес на болото», «Ходит чёрт по мхам, по борам, по болотам», «Иной ворочает в доме, как чёрт в болоте» ; украинские — « Сидит как чёрт на деньгах в болоте », « Правит, как чёрт болотом », «Ганя (бегает), як чорт по болоту», « Как в болоте не без чёрта, так в селе не без водки »; белорусские — « Одного болота черти », « Вытаращился как чёрт болотный »; польские — « Болото без чёрта не обойдётся », « Зачем, чёрт, в болоте сидишь? — Привык ». Болото часто фигурирует в проклятьях и брани: белорусские — « Чтоб тебя унесло в болото », «Чорт (ты) балотны!», « Собака с горелого болота! », « Чёрт палёный с бурого болота », « Иди ты в омут, в болото », « Иди ты к , к болотнику »; украинские — « Чтоб тебя понесло по дебрям, та по болотам! »; польские — « Иди, чёрт, иди за леса, за горы, на болото, на перекрёстки ». На болота в заговорах отсылали нечистую силу : белорусские — «Куры-кураницы, возьмите Йванковы начницы , несите на мха, на болота», «…на моховом болоте перебывайте»; украинские — « Иди себе на камыши, на болота », « Пускай плохое идёт на леса, на болота » .
Новгородская Кормчая книга XIII века упоминает, что восточные славяне — язычники приносили жертвы болотам . В XIX веке восточные славяне в ритуальных целях выбрасывали на болота «нечистые» предметы: старый веник, святочный мусор, вещи покойника, горшок с водой, которой его обмывали. На болотах в некоторых местах хоронили самоубийц и других заложных покойников , а на место могилы складывали ветки и камни .
В западнославянской традиции болото считалось местом обитания следующих представителей нечистой силы. В Силезии и Великой Польше болотным духом называли , принимавшего облик коня, мужика или блуждающего огня и заманивавшего путников в трясину. По кашубским поверьям, блотник — это злой дух, появляющийся в образе чёрного мужика с фонарём в руках, который, освещая дорогу путникам, сбивал их с пути и заводил в болото. На болоте обитали или скрывались польские * , похищающие младенцев . На болоте показывался польский latawiec в виде огненного шара. Жители Карпат верили, что заманивать человека в болото и сталкивать его в воду могли стригони . У южных славян мифологическое место болота занимают горы, лес и пустошь .
Образы болотника и болотницы появляются в ряде произведений восточнославянской литературы. В романе « В лесах » П. И. Мельникова-Печерского болотница на основе поверий Нижегородской губернии изображена в виде красивой девушки, но вместо ног у неё покрытые чёрным пухом гусиные лапы , которые она прячет, поджимая под себя, когда сидит на большой кувшинке; у неё бледная кожа и красивые пышные тёмные волосы; завидев путников, болотница приманивает их, изображая утопление и обещая дары за освобождение, а подошедших топит . В цикле сказок « » (1907) Алексея Ремизова Болотница — это , выскакивающий с болотной кочки . В романе « » (1930) Александра Кондратьева Болотник является повелителем болота в услужении у которого находятся утопленники, это человекообразное пузатое существо с выпученными глазами . В новелле « Времена года » (1970) Владимира Дрозда Болотник не лишён положительных черт, так он помогает своему родичу Домовому .
Обзорная литература
Подборки мифологических рассказов