Interested Article - Бес

Бес ( праслав. *běsъ ) — зловредный дух , демон в мифологии и народном христианстве славян . В народной демонологии славян представления о бесе развивались под влиянием книжной (церковной) традиции, сближаясь и смешиваясь с поверьями о чёрте , дьяволе . В религиозных верованиях «вселением бесов» могут объясняться различные пороки и болезни, в частности « бешенство » .

Этимология и значение

Слово, писавшееся в дореформенной орфографии как «бѣсъ», родственно укр. біс , болг. бесъ́т , серб. би̏jес — «ярость», словен. bė̑s — «злой дух», чеш. běs , польск. bies . Родственно лит. baisà — «страх», baisùs — «отвратительный, мерзкий, ужасный», лат. foedus — «мерзкий», греч. πίθηκος — «обезьяна». Возможно, восходит к лит. baidýti — «пугать» и рус. «боя́ться» .

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона , « славяне-язычники верили, что земля в течение всей зимы остаётся под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода » .

Одно из самых древних названий беса, синоним чертёнка, — анчу́тка , анчу́тка беспятый . В белорусских поверьях Витебской губернии главу бесовской силы называли « Люцы́пыр , Анчи́пыр, Сато́н дъябольский » .

Княжение Владимира Святославича в Киеве; воздвигнутый по его повелению идол Перуна в окружении бесов. Миниатюра из Радзивилловской летописи , конец XV века
Бесовское игрище в келье черноризца Исакия Печерского . Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Святой Никита Бесогон , побивающий беса, первая половина XVI века, Государственная Третьяковская галерея

Впервые слово бес встречается в « Слове о законе и благодати » XI века. В христианской традиции к бесам причислены языческие божества, то есть слово было синонимом слова демон . « Повесть временных лет » начала XII века сообщает, что Перуна свергли с горы «для поругания беса, который обманывал людей в этом образе». С бесом отождествляется Велес в житии Авраамия Ростовского XV века. Слово бес взаимозаменяемо с чёрт и дьявол .

Бесами в древнерусской литературе (повестях, житиях святых) назывались злые духи, демоны и прежде всего — языческие боги, идолы. Обычно с бесом связаны сюжеты об искушении святых и пустынников, всегда оканчивавшемся победой святого, поруганием и изгнанием беса. В древнерусских повестях бесы также вызывают болезни и подбивают людей на грехи и пороки. Все эти функции сближают беса древнерусских книг с народным образом чёрта.

Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа .

В церковнославянских и русском синодальном переводах Библии этим словом переведено греческое слово « даймон » ( δαίμων ) ; тогда как в еврейском оригинале использовалось слово « шедим » ( שֵׁדִים ) . При этом в английской Библии короля Якова и немецкой Библии Лютера δαίμων переведён как дьявол ( англ. devil , нем. Teufel ) . Помимо этого, распространённым является английский перевод demon «демон» и unclean spirit «нечистый дух» . В « Переводе нового мира » греческое «даймон» было переведено как « демон ».

Одержимость бесом

Согласно христианскому учению, бесы могут «вселяться» в человека, это называется « одержимость бесами » или «беснование» ( калька др.-греч. δαιμονισθείς , δαιμονιζόμεν вселение демонов ). Изгнание бесов Иисусом Христом из людей описано в Евангелии , в частности слова изгоняемого беса стали крылатой фразой « Имя мне — легион ». Вселившиеся бесы влекут человека к вредному излишеству в поведении и различным психическими болезням . Выделяют бесов семи смертных грехов , ссылаясь на изгнание их Христом из Марии Магдалины . Среди них бесов чревоугодия разделяют на гортанобесие (греч. лемаргия) и чревобесие (греч. гастримаргия) . Также говорят о бесах алкоголизма и наркомании .

В психиатрии ранее существовал диагноз « какодемономания » с идеями вселения бесов или демонов . Вселением беса считалось также смертельное инфекционное заболевание « бешенство » . В современной медицинской классификации МКБ-11 существует диагноз « трансовое расстройство одержимости» .

Богословские трактовки

Богослов А. И. Осипов считает, что бесы могут действовать в человеке и на человека, только если тот ведёт себя «не по-божески», ссылаясь на слова Антония Великого : «Если человек старается жить по заповедям Божиим и покаяниям, то он соединяется с Духом Божьим. Если же он начинает жить противно заповедям Божиим, то он соединяется» — как подобное соединяется с подобным — «с духами злобы». По его мнению, у бесов нет полной власти над человеком, иначе не было бы святых , преподобных и мучеников .

В культуре

Примечания

  1. , с. 164.
  2. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986. — Т. I : А—Д. — С. 160.
  3. // ЭСБЕ
  4. , с. 35.
  5. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
  6. Дата обращения: 4 января 2019. 4 января 2019 года.
  7. Дата обращения: 4 января 2019. 4 января 2019 года.
  8. , с. 33.
  9. , с. 165.
  10. , с. 438.
  11. Ветхий завет: Втор. , Вар. .
    Новый завет: Лук. , , , , , , , , , , , , , , , , , ; Матфея. , , , , , , , , , , , , , , , ; Иоан. , , , , , ; Марка. , ; Иак. ; 1Кор. , ; Отк. , ,
  12. . 6 января 2017 года. (azbuka.ru)
  13. Шедим // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987—1988.
  14. // Православная богословская энциклопедия . — Петроград, 1900—1911.
  15. Мюллер В. К. devil ; бес // Полный англо-русский русско-английский словарь : 300 000 слов и выражений. — М. : Эксмо, 2013. — С. 250, 931. — 1328 с. — (Библиотека словарей Мюллера). — ISBN 978-5-699-56298-5 .
  16. греч. Δαίμον даймон, демон , переведённое в рус. Библии как бес , в англ. и нем. Библии переводилось как дьявол . Например, ср. рус. текст Марка. бесы , с англ. — devils ( дьяволы ) и нем. — teufel , teuffel .
  17. (нем.) . Bolls Bible . Дата обращения: 5 января 2023. 5 января 2023 года.
  18. (англ.) . biblestudytools.com . Дата обращения: 5 января 2023. 5 января 2023 года.
  19. игумен Нектарий (Морозов). . pravoslavie.ru (20 мая 2011). Дата обращения: 5 января 2017. 6 января 2017 года.
  20. . verapravoslavnaya.ru . Дата обращения: 5 января 2017. 6 января 2017 года.
  21. . bogistina.info . Дата обращения: 5 января 2017. 6 января 2017 года.
  22. Мк.
  23. Феофилакт Болгарский . . 6 января 2017 года. // Толкование на Евангелие от Марка
  24. Авва Дорофей . «Душеполезные поучения»
  25. . Дата обращения: 5 января 2017. 17 августа 2016 года.
  26. протоиерей Гумеров, Павел . pravoslavie.ru (24 марта 2009). Дата обращения: 5 января 2017. 6 января 2017 года.
  27. .
  28. World Health Organization . (англ.) (2019). Дата обращения: 24 апреля 2020. 15 ноября 2019 года.
  29. А.И. Осипов. svyatmatrona.ru. Дата обращения: 16 января 2016. 11 апреля 2016 года.
  30. . «ФОМА в Украине» (10 октября 2016). Дата обращения: 11 декабря 2016. 2 января 2017 года.

Литература

Энциклопедическая
Монографии
  • Амфитеатров А. Дьявол в быту, легенде и литературе средних веков. — М.: Эксмо, 2003. — 800 с. — Серия «Великие посвященные». — ISBN 5-699-04469-8
  • Антонов Д. И., Майзульс М. Р. . — М. : Индрик, 2011.
  • Гаврилов Д., Наговицын А. «Боги славян. Язычество. Традиция» — М. : Рефл-Бук, 2002.
  • Джуан С. // / пер. А. А. Давыдова. — М. : Рипол Классик, 2008. — ISBN 978-5-386-00749-2 .
  • Калашников В. «Боги древних славян», — М. : Белый город, 2003.
  • Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. — М. : Астрель, 2000. — С. 442—445. — 528 с. — (Мифы народов мира). — ISBN 5-17-002811-3 .
  • Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 3—29.
  • Никифоровский Н. Я. . — Вильна: Н. Мац и К о , 1907.
  • Попов М. // Мир фантастики . — № 7 (71); июль 2009 . — С. 126—130 .
Церковные источники
  • игумен Нектарий (Морозов). . pravoslavie.ru (20 мая 2011).
  • . verapravoslavnaya.ru .
  • . bogistina.info .
Источник —

Same as Бес