Всюду есть небо
- 1 year ago
- 0
- 0
Не́бо (небеса́) — конструкция потолочного перекрытия в форме пологой усечённой пирамиды (реже — плоская) в деревянной архитектуре храмов Русского Севера . Обычно расписано, при этом в центральном кольце, как правило, изображён Христос , составные доски-сектора представляют собой иконы ангелов или святых .
Небо — облегчённый тип потолочного перекрытия , позволяющий обходиться без промежуточных опор ( столпов ) даже при относительно большой площади храмового пространства . От центрального кольца радиально расходятся балки- тябла , упирающиеся в наружное кольцо аналогичных балок, примыкающих к стенам. Таким образом, создаётся каркас, удерживающий перекрытие благодаря распору балок. Каждая грань имеет форму трапеции. Центральное кольцо — круглое, очень редко — имеет прямоугольную форму (Успенская церковь села Нелазское Вологодской области ). Количество граней потолка может быть разным: 8, 12, 14, 15, 16, 24, их количество обычно возрастает с увеличением площади свода . Единственный образец 24-гранного неба находился в Успенской церкви села Нелазское. Нередко имеются также угловые грани- паруса .
Конструкция неба позволяла сохранять тепло в северных храмах, и в то же время обеспечивала зрительно эффект более высокого, в сравнении с балочным, потолка. Показано, что в Ильинской церкви Саминского погоста в ходе реконструкции XVIII века балочный потолок был заменён на «небо» .
Конструкция потолка «небом» встречается во всех архитектурных группах деревянных храмов Русского Севера ( клетские , шатровые , , , , согласно классификации И. Э. Грабаря ) :
Количество известных памятников с небесами в этих группах распределяется следующим образом: клетские храмы — 27, шатровые — 32, кубоватые — 5, ярусные — 3, многоглавые — 6 .
Небеса сооружались, как правило, в основном помещении храма , однако иногда и дополнительно для перекрытия алтаря (Сретенская церковь 1655 года села Красная Ляга , Никольская церковь 1670 года села Волосово в Каргополье, Успенская церковь 1694 года села Нелазское Вологодской области) и боковых приделов (церковь Иоакима и Анны 1726 года села Моржегоры на Двине, церковь Иоанна Богослова 1786 года в деревне Погост Ошевенского сельского поселения ) .
Система росписи храма, в том числе, художественное решение свода купола, была довольно подробно разработана ещё в византийском искусстве . В Византии использовалась мозаика , фреска и живопись . Как можно видеть в сохранившихся византийских памятниках, в центральном кольце росписи свода обычно располагался образ Христа (реже — Богоматери или христологические сюжеты), в ярусе под центральным кольцом изображались стоящие фигуры ангелов или апостолов в полный рост.
Одними из наиболее древних росписей такого плана являются мозаики подкупольных сводов баптистерия православных (451—473 годы) и Арианского баптистерия (493—526 годы) в Равенне . В обеих мозаиках в центральном медальоне изображена сцена крещения , и ниже по радиальным осям — апостолы . Мозаика Арианского баптистерия примечательна тем, что фигуры апостолов создают ритмическое движение по направлению к Этимасии , которой предстоят Пётр и Павел . Разделяющие апостолов пальмовые деревья трактованы как радиусы .
На Русском Севере роспись небес появилась в XVII веке и имела развитие до XIX века. Наиболее раннее упоминание термина «небо» обнаружено в тексте, датируемом 1759 годом, на балке западной стены Преображенского собора в Кижах, где сообщается о «возобновлении сиих небес». При описании небес в письменных источниках XVIII—XIX веков используются различные термины: небо, подволока, потолок, кумпол.
Небо — особенность конструкции храма, уникальная для Русского Севера . Наибольшее число памятников с небесами выявлено в Архангельской области — 55 (среди них 32 — в бассейне реки Онеги и , 15 в , 4 — на Северной Двине и 4 — в Поморье . В Карелии их 22 (преимущественно в Заонежье и в Пудожском районе , около Водлозера ). На западе Вологодской области известны 9 памятников. Один храм (Успенская церковь 1674 года в Варзуге ) имеется на территории Мурманской области .
Небеса обычно расписаны, при этом роспись выполняется согласно определённой иконографической программе. В некоторых случаях небеса могут оставаться нерасписанными или нести исключительно декоративную роспись (например, золотые звёзды на голубом фоне). Примечательно, что роспись сводов (балочного потолок или коробового свода), а также стен в деревянных храмах ( ставкирках ) распространена также в Норвегии , однако конструкций или росписей подобных небу там не встречается, живопись носит в основном декоративный характер.
Искусствовед Т. М. Кольцова, специалист по росписям небес, выделяет среди них шесть иконографических типов :
Композиция с изображением праотцев происходит из часовен Великой Губы Онежского озера . В настоящее время, по-видимому, сохранились только в часовне Михаила Архангела из деревни Леликозеро (построена в последней трети XVII столетия, с XVIII века отнесена к Великогубскому приходу, сейчас — в музее-заповеднике Кижи ) . Несколько образцов в разобранном виде находятся в запасниках музеев.
Композиция типа « » и её разновидности (например, « Небесное воинство » для часовен, поскольку в последних литургия совершаться не может) происходят в основном из храмов Заонежья . Большинство разобраны и хранятся в фондах музея-заповедника Кижи и Музее изобразительных искусств Республики Карелия . Единственным образцом композиции «Божественная литургия» в действующей церкви оставалось небо Успенской церкви (1774 год) в Кондопоге . В центральном кольце этого неба находился образ « Христос Великий Архиерей ». Вокруг, непосредственно вокруг Христа, на рамке медальона, и на 16 гранях, херувимы с серафимами и ангелы в дьяконском облачении с литургическими атрибутами в руках, движущиеся по кругу с запада на восток. Небо утрачено в августе 2018 года, когда храм сгорел дотла.
Композиция с изображением архангелов и её разновидности (например, 7 архангелов и 4 евангелиста ) происходят в основном из церквей и бассейна реки Онеги , где были популярны в середине — второй половине XVIII века. Архангелы изображаются на радиальных гранях, часто с характерными атрибутами: Михаил — с мечом и пальмовой ветвью; Гавриил — с фонарём и книгой или лилией; Рафаил — с алавастром мира или со своим спутником Товией ; Иегудиил — с царским венцом; Уриил — с огненным мечом; Селафиил — с кадилом или чётками; Варахиил — с виноградными гроздьями или цветами. Иногда фигуры сопровождаются пояснительными текстами: «Михаил — победитель есть супостатов», «Гавриил — провозвестник Божеских тайн», «Рафаил — есть недугов исцелитель», «Уриил — просветитель есть во темницех» и др. На восточной грани обычно изображается «Распятие». Небо данного иконографического типа в относительно хорошей сохранности находится в церкви Иоанна Златоуста (1665 год) в селе Саунино .
В композиции с изображением апостолов на радиальных гранях пишутся апостолы, а на восточной грани — «Распятие». В центральном круге обязательно — « Вседержитель ». Ареал данного типа, в основном, , вблизи Кенозера .
Фигуры архангелов и апостолов соседствуют в одной композиции, могут присутствовать другие образы. Смешанный тип является производным, развившимся в XIX веке. Пишется обычно маслом, нередко по деревянной основе без левкаса . Небеса часовни Николая Чудотворца 1881 года из деревни Усть-Поча в своей композиции имеют грани с изображениями архангелов, апостолов и Николая Чудотворца, при этом в нижней части граней написаны клейма со сценами житий. Одна из граней имеет подпись (единственный подобный образец): «Писаны сіи небеса въ 1881 году живописцомъ Федоромъ Захаровым Іокомъ, уроженцомъ Олонецкой губернии Каргопольского уезда Мишковской волости деревни Большого Конево от роду 17 летъ масте».
Росписи, встречающиеся в единственном экземпляре. В их числе небеса с образами из Ветхого Завета , с евангельскими сюжетами и сценами жития Николая Чудотворца .