Interested Article - Юпитер поверженный

«Юпитер поверженный. Повесть IV века» исторический роман В. Я. Брюсова . Является продолжением романа « Алтарь Победы », однако события поданы с другой точки зрения; от читателя не требуется знать сюжета предыдущего романа. Писательские задачи не требовали глубокого погружения читателя в реалии Римской империи эпохи упадка, изменилась стилистика. Из-за холодного приёма критиками предыдущего романа на античную тему, Валерий Брюсов забросил работу, четвёртая, заключительная, часть романа так и не была написана. Впервые текст был опубликован вдовой писателя И. М. Брюсовой в 1934 году.

Сюжет

В сюжетном отношении «Юпитер поверженный» — это самостоятельное произведение, в котором общими являются лишь немногие герои, и от читателя не требуется быть знакомым с фабулой «Алтаря Победы». Действие происходит спустя десять лет, то есть в 393—394 годах. Действие начинается в монастыре Мармутье на Луаре, иноком которого стал Юний — главный герой «Алтаря…», ныне — смиренный Варфоломей . Роман должен был продемонстрировать путь бывшего Юния к истинной вере и христианскому мировоззрению. Повествование построено в виде воспоминаний Варфоломея-Юния о событиях, продолжившихся после окончания «Алтаря Победы». Главный герой женат на Лидии, но разрывается между нею и полубезумной Сильвией, а затем и Гесперией (героиней «Алтаря Победы»), которой вновь понадобился главный герой. Он бросает жену, но, прибыв в Рим, узнаёт о смерти Сильвии. Рукопись обрывается на моменте, когда Юний направляется к её дому. Можно предположить, что жизнь главного героя условно «поделена» автором на опыт духовного нисхождения, изображённого в «Алтаре Победы», и, возможно, духовного восхождения в недописанном «Юпитере поверженном». Смысл заглавия не раскрывается в более или менее законченных частях романа . Только во втором варианте плана четвёртой книги указано, что римская партия Гесперии и верховного жреца Флавиана освятили свой поход против императора Феодосия строительством золотой статуи Юпитера, которая была уничтожена победителями в гражданской войне. Как должна была закончиться жизнь Гесперии — неясно из бумаг Брюсова .

Американский литературовед Кирстен Лодж предположила, что прототипом дальнейшего жизненного пути Юния явился Сидоний Аполлинарий , образованный галло-римлянин, который также проделал путь от язычника к духовному лицу .

История создания

Вероятно, ещё в период журнальной публикации « Алтаря Победы » (примерно в начале 1912 года) Брюсов начал работать над продолжением — «Юпитер поверженный», которое так и не было окончено. Рукопись существовала как минимум в двух вариантах (а начало текста даже в четырёх), каждый из которых включал машинопись и автографы . Повесть увидела свет в сборнике неизданной брюсовской прозы, напечатанного его вдовой в 1934 году, но текст оказался составлен из перемешанных между собой первого и второго вариантов, поскольку публикатор заботился о совпадении действующих лиц и сюжетных линий. В собрании сочинений 1975 года был опубликован второй авторский вариант как самый полный из дошедших автографов — 141 страница с брюсовской нумерацией (две книги полностью окончены, третья обрывается на предпоследней главе, четвёртая существовала только в виде проспектов и планов). Текст должен был состоять из четырёх книг, как и в «Алтаре…» .

М. Гаспаров отмечал, что создание нового романа оказалось для Брюсова несравнимо более сложной задачей, поскольку все основные идейные коллизии и средства художественной выразительности были уже использованы в первом романе. Самоповторы не предполагались, поэтому в проспекте «Полного собрания сочинений» 1912 года под «Алтарь Победы» были зарезервированы два тома, а для продолжения — только один. Равным образом были исчерпаны средства развития сюжета, поэтому Брюсов был вынужден ввести образ Сильвии, откровенно повторявшей фанатичку Рею первого романа; в ранних редакциях «Юпитера поверженного» Сильвии ещё нет. Однако органично вписать новую героиню в сюжетную конструкцию так и не удалось. В качестве средства создания художественной напряжённости удалось задействовать стилистическую перспективу: в отличие от первого романа, герой описывает события спустя много лет из монастырского уединения, осуждая свою языческую молодость. В первых главах Брюсов искусно имитировал стиль латинских христианских авторов, прежде всего, « Исповеди » Августина . Однако выдержать единство стиля не удалось уже к началу второй книги. Образ полубезумной Сильвии увлёк писателя, что привело к созданию в 1914 году самостоятельной повести « Рея Сильвия », и работа над романом прервалась навсегда .

Издания

  • Неизданная проза : Юпитер поверженный и фрагменты других историч. рассказов / Ред. И. М. Брюсовой ; Статьи И. М. Брюсовой и Игоря Поступальского . — М. Л. : ГИХЛ, 1934. — 213 с.
  • «Алтарь Победы». «Юпитер поверженный» // Собрание сочинений. В 7-ми томах / Подготовка текстов Л. Н. Смирновой. Примеч. В. Я. Брюсова и М. Л. Гаспарова . Статья-послесловие М. Л. Гаспарова. — М. : Худож. лит., 1975. — Т. 5. — 672 с.

Примечания

  1. , Гаспаров М. Л. Юпитер поверженный. Комментарии, с. 655—657.
  2. , с. 38.
  3. , Гаспаров М. Л. Юпитер поверженный. Комментарии, с. 668—669.
  4. , p. 291—292.
  5. , Гаспаров М. Л. Юпитер поверженный. Комментарии, с. 550—551.

Литература

  • Дамм Ю. // Дом Бурганова. Пространство культуры. — 2009. — № 3. — С. 125—132. — ISSN .
  • Золина Д. В. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2019. — Т. 12, № 7. — С. 35—39. — doi : .
  • Lodge K. : [ англ. ] // The Russian Review. — 2010. — Vol. 69, no. 2 (April). — P. 276—293.

Ссылки

Источник —

Same as Юпитер поверженный